Урок мини-спектакль "Оптические приборы"
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

В разработке урока приняли активное участие сами учащиеся. Они сочинили сказку, придумали костюмы и оформление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini-spektakl_Chelovek_podnyalsya_v_nebo.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

        

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СТРЕЛЬНИКОВА Н.А.
ПОМОГАЛИ В РАЗРАБОТКЕ СЦЕНАРИЯ

УЧАЩИЕСЯ: АЛЯУТДИНОВА А.

АСТРАХАНЬ,  2007

ОПТИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ

Цели:

1. Формирование понятия оптические приборы: телескоп, микроскоп, очки, фотоаппарат, кинопроектор.

2. Формирование умения работать с дополнительной литературой; активизировать мыслительную деятельность  учащихся, приучая их к самостоятельной работе; развивать умение работать с дополнительной литературой, умение анализировать, делать выводы.

3. Формирование чувства коллективизма, интересу к предмету, стремление к творчеству.

Тип урока:  изучение нового материала.

Вид урока: мини-спектакль.

Оборудование:

Телескоп, очки, кинопроектор, фотоаппарат, диапроектор, кодоскоп, зеркало подзорная труба, бинокль.

Оформление:

1. На доске  большими цветными буквами написано «Оптическая страна», закреплены плакаты: «Миражи», «Ход лучей собирающей и рассеивающей линзе»;

2. на 1 стене – «Буклет в мире оптики»;

3. на 2 стене – схемы строения и ход световых лучей в фотоаппарате,  телескопе;

4. на стенде «Сегодня на уроке» - газета «Оптические приборы»;

5. столы расставлены в ряд вдоль первой стены, для гостей – столы стоят перпендикулярно  к ним;

6. у окна стоит на ковре трон;

7. во время спектакля работает музыкальный центр, включен диск «Восточная музыка»;

8. выставка работ учащихся: доклады, кроссворды, ребусы на тему «Оптические приборы».

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Формирование основных понятий (мини-спектакль «Оптическая страна»,  выступление участников информационной группы).
  3. Проверка умений, навыков учащихся.
  4. Заключение (анализ деятельности учащихся на уроке, вывод, выставление оценок, домашнее задание).

Примечание.

  1. Для подготовки урока группа была разделена на 3 подгруппы по интересам:

1.1.  театральная (продумали сценарий, костюмы, музыкальное сопровождение);

1.2. информационная (подободрали материал,  написали сообщение);

1.3. оформительская (отвечали за выпуск газет, оформление кабинета).

  1. Сценарий мини-спектакль был написан Алляутдиновой Аделей.
  2. Каждый участник спектакля должен был придумать и подобрать себе соответствующий костюм.
  3. Действующие лица:

Автор

Царица

Гонец

Слуги (2)

Танцовщицы

Няньки (бабушка)

Раб Востока (двое)

Французский господин

Антоний ван Левенгук

Звездочет

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (преподаватель сообщает тему, цели, план проведения урока и занимает место среди гостей)
  2. Формирование основных понятий:

1. Мини-спектакль.

Ведущий:

Расскажу сейчас вам сказку.

Негде, в тридевятом царстве

В тридесятом государстве

Жила – была царевна

Красавица девица

Тихомолком расцветая

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела

Белолица, черноброва,

Нраву едкого такого

Часто требовала она,

Чтоб подарки ей дарили

Ублажали и холили

Вот однажды во дворец

Прискакал один гонец,

Быстро он с коня слезал

И поклоны отдавал.

Гонец:

«О великая царица!

Едут к нам из жарких стран

На верблюдах караван.

Все ведут они дары

Из оптической страны».

Ведущий:

Вдруг царица встрепенулась,

Оглянулась, улыбнулась,

Посмотрев, она в окно

Видит, что в лазоревой дали

Показались верблюды.

Да с десять быстрых челноков.

А гонец меж тем стоял

Все поклоны отдавал.

Гонец:

Все «царица», я сказал,

Да всю правду рассказал

Ведущий:

Повернулся, увернулся,

Вышел в дверь и был таков

А царица все одно:

Царица:

Эй, слуги, быстро наряжайте,

Царство вы преображайте.

Придут гости мне сюда

Буду в тронном зале я

Ведущий:

Гости, долго не медля,

Ждать не заставили себя.

Все вошли они подряд

Кто с поклажей, а кто так

Царица:

Ну, долго ж ждала я вас!

Ведущий:

Первым вышел раб Востока.

Раб Востока:

О великая царица!

Лучезарная звезда.

Всех пленяешь своим взором,

В чем скажи, виновен я?

Царица:

Эй, довольно, лучше к делу!

Жду вестей от вас я,

Твоей в этом право нет вины

Жду подарков, жду гостинцев

Из оптической страны.

Что видали? Где бывали?

Что есть лучшего в том краю?

Ну, смелей, исполняй же волю мою.

Раб Востока 2:

Не гневись на нас царица!

Люди в том краю не злы,

И приветливы, умны.

Но, покамест солнце в небе,

День от дня, то есть всегда

Одевают на глаза они

Чуда редкой красоты.

Вот к примеру:

У нас и стар и млад

Зреньем острым не богат.

А к большим летам наши очи –

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи.

Раб Востока 1:

А меж нами, мы слыхали

Есть удивительный прибор:

Два стекла и в них поселки, города

Удивительными стали.

Смотришь, что даже кочки

Ближе близкого вдруг стали.

И хитроумное название  им дали -  «ОЧКИ»

Ведущий:

А царица, за свое.

Царица:

А слыхали мы, меж нами

Старушка дряхлая жила.

Старушка к старости плоха глазами стала,

А от людей она слыхала,

Что это зло  - не так большой руки

Лишь стоит завести очки.

Очков с полдюжины она себе достала

Ну и вертела очками и так, и сяк,

То к темечку их прижмет,

То их на ногу нанижет,

То их понюхает, то их полижет,

Очки не действуют не как.

Старуха тут с досады и печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали

Французский господин:

Бонжур, мадам царица!

Ведущий:

Сказал и вышел второй,

Во фраке и костюме

Французский господин.

Французский господин:

Не вели меня казнить

Вели подарок подарить!

У нас с давних времен,

И дамам, господам

Нужно было глядело,

Парик напудрить ли,

Из глаз соринку ль вынуть,

А мастер наш бедняк придумал чудо-зеркало.

Хочу  я вам преподнести,

Чтоб красоту и юность вашу красило

Изобретенье бедняка вам донести.

Наше достояние, наше чудо-зеркало

Ведущий:

Третьим вышел гражданин

Странной наружности,

Был одет он как арабский джин

И страдал сутулостью.

Антонии Ван Левенгук:

Антонии Ван Левенгук!

Ведущий:

Гордо имя произнес он.

Прошу любить.

И звук его речей приятен был царице.

Антонии Ван Левенгук:

О царица, ты красива и умна.

Так послушай же меня!

Знаем все мы отродясь,

Что на смену дню

Выходит на небо, гордясь

Ночь, ведя луну.

А на небе уже тысячи лет

Звезды славные плывут

И во тьме глубокой чудный свет свой льют.

Но до звезд нам не достать

И придумал я трубу,

Чтоб, когда в нее глянуть.

Творцы науки прикусили бы губу.

А секрет трубы той в том:

Я скрестил комбинацию линз,

Чтоб увидел даже гном,

Остроту трубы

И назвал ее подзорной

Чтобы каждый человек

Восхищался небом звездным ни на миг, на час, на век!

Царица:

Что ж вы меня порадовали

Но неужели это все!

Эй, слуги, кто-то в дверь стучится,

Откройте ж наконец ему!

Ведущий:

Слуги быстро побежали,

Быстро двери открывали.

Глядь, а на пороге стоял старец,

Звездочет, скопец-мудрец.

Звездочет:

Здравствуй, о коварная девица,

Ты сияешь как заря!

Но волю царскую твою

Я исполню, как свою.

Расскажу тебе о том,

Когда на небе золотом

Лучи солнца все горят,

То над барханом все звенят.

Ты представь себе картину:

Ты идешь, нет конца путины.

Грезишь о воде прохладной,

Ноги песок кровавый.

Видишь вдруг над горизонтом

Ты прекрасные сады.

Посреди садов озерце

В ярких утопает,

Но былые люди знают,

Что помучен разум солнцем.

И бежит на встречу человек

Призраку барханов одиноких

Из последних сил, каждая секунда словно век.

Но палящее солнце неумолимо

Миражом картина.

Все исчезло куда-то в песок

И окончен путника жизненный срок.

Царица:

Неужели так бывает?

Видишь нечто, но я-то знаю,

 Что я вижу, а что  - нет.

Ладно, это не секрет

Сердцу женскому не подвластно

Ни мираж, ни что иное.

Говорят же, лучше пару раз увидеть.

Чем от мудреца услышать!

Право, я бы не хотела

Хоть разок взглянуть в глаза

Смерти страшной.

Ладно, к делу!

Звездочет:

Есть в запасе у меня

Что-то нечто, ведь не зря же я старец,

Звездочет, скопец-мудрец.

Царица:

Вижу я что ты наглец,

Коль нарушил мой покой!?

Звездочет:

Не гневись царица на меня,

Но принес тебе в подарок я

От царя оптической страны

Чудо, такого больше в мире не найти!

Вот, к примеру, хочешь ты заснять,

На память долгую тех лет

Но чем? И изобрели мы Фотоаппарат.

Нажмешь на кнопку

И станешь от него на метра два

И скажешь: Чиз – звонко

И выйдет картинка у тебя.

И на картинке хитрой этой,

И ты, и слуги, и вся твоя земля

Выйдут такими же, как всегда.

Царица:

Что ж, прости меня, старец,

И простите, гости.

Ты открыл мне очи, о, мудрец,

А я кипела просто от злости.

Звездочет:

О, царица, ты вольна.

Но внимай всему, что знаешь

(И фотоаппарат царице он давал)

Береги его, не то сломаешь.

Нужно многому учиться.

Чтоб понять откуда? Что?

В жизни много добиться,

Но своим обращением своим,  ты не получишь ни чего,

Так внимай же ты, царица,

К людям будь нежна, проста,

Будь красивою девицей

И все будут любить тебя.

Ведущий:

Нашей сказки здесь конец,

А кто слушал молодец.

Вы на ус себе мотайте,

И физику изучайте.

2. Выступление  участников информационной группы.

Очки:

1. (на доске закреплена табличка: «Изображение предмета для  близорукого и

дальнозоркого человека»).

У многих людей глаза создают в напряженном состоянии изображение

удаленного предмета не на сетчатке, а перед ней. Такие люди не могут видеть

четко удалённые предметы. Этот  дефект зрения называют близорукость.

Дефект зрения, при котором изображение удалённых  предметов получаются за

сетчаткой, называется дальнозоркостью. Близорукость исправляют, нося

очки с рассевающими линзами. Дальнозоркость исправляют, нося очки с

собирающими линзами.

Фотоаппарат:

 (на доске табличка с ходом световых лучей в фотоаппарате и при рассказе

демонстрирует фотоаппарат).            

Фотоаппарат представляет собой закрытую светонепроницаемую камеру и

систему линз, называемую объективом. Ещё одна важная  деталь –

диафрагма. Используют диафрагму для получения чёткого изображения

предметов, находящихся на расстояниях от фотоаппарата. Уменьшая диаметр

диафрагмы, можно увеличивать глубину резкости изображаемого пространства

на фотоплёнку. Глубина резкости зависит так же и от фокусного расстояния

объектива. Чем меньше фокусное расстояние, тем больше глубина резкости.

Объектив из одной линзы почти не применяется, так как он даёт большие

искажения, особенно по краям. Поэтому даже относительно простые объективы

состоят из 2 -  3 линз; более совершенные, с помощью которых получаются

изображения лучшего качества, из 7 -9 линз.

Диапроектор:        

(на доске табличка с ходом световых лучей в диапроекторе, при рассказе,

демонстрирует диапроектор).                          

Назначение диапроектора – создавать на экране увеличенные изображения

прозрачных рисунков или фотографий, зафиксированных на кадре диафильмов

или диапозитива. Эта задача, противоположная той, которую выполняет оптика

фотоаппарата. Если в фотоаппарате с помощью объектива на пленке

формируется уменьшенное действительное изображение, удаленного большого

предмета, то в диапроекторе с помощью аналогичного объектива на удаленном

экране формируется увеличенное действительное изображение кадра.  

Кинопроектор:

(на доске табличка с ходом световых лучей в кинопроекторе,  при рассказе

демонстрирует кинопроектор).                          

Ряд фотографий с движущегося предмета снимают на одну ленту. Если нужно

получить замедленную картину очень быстрого процесса или, наоборот,

ускоренную картину медленного процесса, то съёмку ведут с очень большой

или очень маленькой скоростью. Затем их проецируют с нормальной

скоростью. С помощью этого метода можно наблюдать, например, за развитием

цветка или полётом пули.   Так же, как и  в диапроекторе,  у меня есть объектив.  

Я отличаюсь от диапроектора лишь тем, что в нём имеется механический

прерыватель, который заслоняет объектив в тот момент, когда киноплёнка

продергивается на один кадр. Поскольку смена кадров происходит 24 часа в

секунду, глаз эти прерывания не замечает, и мы видим не прерывное движение

предметов на киноэкране.

III. Проверка умений и навыков. Преподаватель раздает каждому учащемуся листочки на котором написано название оптического прибора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Технологическая карта урока " Устройство увеличительных приборов".

Технологическая карта урока биологии 5 класс "Устройство увеличительных приборов" разработана согласно требованиям ФГОС....

Урок по теме: Приборы для измерения давления. УМК " Сфера"

Представлен конспект урока по теме " Приборы для измерения давления "  УМК  " Сфера", издательство "Просвещение"...

Технологическая карта урока « Устройство увеличительных приборов»

познакомить учащихся с материалом об истории открытия и  устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом; поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать...

технологическая карта урока Устройство увеличительного прибора. Правила работы с микроскопом.

Как интересно и познавательно с элементами истории рассказать о микроскопе и научить с ним  работать учащихся 5-х классов....

Презентация к уроку ОСМ "Бытовые приборы" в 4 классе(вариант 1.4)

Презентация представлена для детей с нарушениями интелекта, с дополнительными множественными нарушениями( ТМНР)...