Активизации познавательной деятельности на уроке физики.
материал по физике на тему

Карбовская Анна Александровна

Внедрение компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно  физический опыт, рисунок, модель, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Активизации познавательной деятельности на уроке физики.

        

Учитель физики МОУ

 «СОШ № 27 с углубленным изучением

 отдельных предметов»

Карбовская Анна Александровна 

        

В соответствии с приоритетным проектом развития образования в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. Таким образом, применение их на уроке не является сегодня экзотикой, и, наверное, впервые техническое оборудование школ в целом и физического кабинета в частности осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса. Речь идет не о нехватке готовых дисков в магазинах, а о готовности учителя применить все имеющиеся возможности для обучения на уроке.

Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений.

Создание и применение на уроке  электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.

 Использование презентационных материалов на уроках физики помогает:

рационализировать формы преподнесения информации (экономии времени на уроке);

повысить степень наглядности;

получить быструю обратную связь;

отвечать научным и культурным интересам и запросам учащихся;

создать эмоциональное отношение к учебной информации;

активизировать познавательную деятельность учащихся.

реализовать принципы индивидуализации и дифференциации учебного процесса.         

Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. На школьном уроке целью презентации может быть:

- актуализация знаний;

- сопровождение объяснения учителем нового материала;

- первичное закрепление знаний;

- обобщение и систематизация знаний.

Рассмотрим первый вариант подробнее.

Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото с демонстрационным опытом, проводимым ранее, рисунком из учебника, требующим комментария и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, т.к. теряется эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость, а беседа пойдет в русле «угадай следующий слайд-ответ».

Над этой проблемой работаю давно. Накопился некоторый опыт, который хочу представить вам в виде презентаций.

Применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету; использование компьютера позволяет усилить мотивацию учения. Ученики становятся более самостоятельными, коммуникабельными, уверенными в себе. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника. Внедрение компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно модель, физический опыт, рисунок, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активизации познавательной деятельности на уроке физики. Учитель физики Карбовская Анна Александровна МОУ «СОШ № 27 с углубленным изучением отдельных предметов»

Слайд 2

Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений.

Слайд 3

Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.

Слайд 4

На школьном уроке целью презентации может быть: -актуализация знаний; - сопровождение объяснения учителем нового материала; - первичное закрепление знаний; - обобщение и систематизация знаний .

Слайд 5

Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста.

Слайд 6

Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото с демонстрационным опытом, проводимым ранее, рисунком из учебника, требующим комментария и т.д.

Слайд 7

Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память.

Слайд 8

На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, т.к. теряется эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость, а беседа пойдет в русле «угадай следующий слайд-ответ».

Слайд 9

Фронтальный опрос Как определить массу тела? Что характеризует масса? В каких единицах измеряется масса? Как найти объем прямоугольного параллелепипеда? Как найти объем тела неправильной формы?

Слайд 10

Рис. 3 Рис. 2 Рис.1 Что общего и чем отличаются рисунки 1, 2 и 3? Дайте обоснование вашего ответа с физической точки зрения. Подумай и ответь

Слайд 11

Устные задачи на перевод единиц измерения в СИ 100 г = 0,45т = 4,5 т = 450 г = 450ц = 4,5 ц = Подумай и ответь 0,1 кг 4 500 кг 0,45 кг 45 00кг 450 кг 45 000кг

Слайд 12

Что общего и чем отличаются приборы, изображённые на рисунках? 1 2 3 4 Подумай и ответь. Подумай и ответь

Слайд 13

Что общего и чем отличаются данные цилиндры друг от друга? Подумай и ответь

Слайд 14

Что общего и чем отличаются маленькие цилиндры друг от друга? Подумай и ответь

Слайд 15

Повторяя вопрос "Строение атома", можно использовать стихотворение "Дом, который построил атом", подобное известному произведению детского писателя С.Я.Маршака.

Слайд 16

"Дом, который построил атом" Это тучка, которая может пролиться И ручеек вновь зажурчит. А снеговик довольный стоит. Все это …..ТЕЛА , которые построила – …..ВОДА А это вода, которая в колбе хранится, Но формой она может измениться. В стакане, кастрюле, и в чашке, И в вазе непрерывно в беспорядке движутся... . А это молекула беспокойная- Из трех атомов состоящая: Два….. ВОДОРОДА да плюс ….КИСЛОРОД, И снова водица повсюду польет. А это последняя комната дома, Здесь все нам знакомо:…… ПРОТОНЫ, НЕЙТРОНЫ и ЭЛЕКТРОНЫ, ОРБИТЫ по кругу. А все это - дом, который построил ……АТОМ.

Слайд 17

Чтобы лучше повторить, Надо нам кроссворд решить. Отгадаем все заданья! Начинаем состязанье! 2 1 3 7 5 4 6 1. ЭТО ТО ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ ВСЕ ТЕЛА. 2. ДЛИНА, ПЛОЩАДЬ, ОБЪЕМ, ТЕМПЕРАТУРА - КАК ИХ НАЗЫВАЮТ В ФИЗИКЕ? 3. ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА, КОТОРУЮ ИЗМЕРЯЮТ С ПОМОЩЬЮ ЛИНЕЙКИ. 4. ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ. 5. ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ РАССТОЯНИЙ 6. ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВ. 7. ЛЮБОЙ ПРЕДМЕТ, РАССМАТРИВАЕМЫЙ ФИЗИКОЙ. Тему повторив немножко, Дальше топаем дорожкой А теперь мы отдыхаем И всем классом поиграем далее

Слайд 18

Можно использовать кратковременные тесты с выбором ответов

Слайд 19

Проверь себя! тело вещество тело тело тело тело тело вещество вещество вещество вещество вещество стекло снег снежинка дальше

Слайд 20

Проверим? Эти тела имеют одинаковую(ый): форму объем форму объем форму и объем форму и объем ИДЕМ ДАЛЬШЕ? ЖМИ!

Слайд 21

Проверь себя! 100 150 200 250 мл 10 30 50 70 100 200 300 400 ° С мл Цена деления равна Определи цену деления Цена деления равна Цена деления равна 2 мл 5 мл 2 ° С 10 мл 15 мл 25 мл 10 мл 25 ° С 20 ° С выбери ответ дальше

Слайд 22

Потренируемся? 0 100 150 200 мл 0 100 150 200 мл 0 100 200 300 мл 0 100 200 300 мл Объем тела равен: 160 мл 200 мл 100 мл 30 мл 35 мл 40 мл Объем тела равен: 0 10 20 30 мл 0 10 20 30 мл Объем тела равен: 10 мл 15 мл 20 мл Определи объем тела и выбери правильный ответ далее

Слайд 23

Анимационные слайды – вызывают интерес и оживляют опрос.

Слайд 24

Солнце светит в вышине, хорошо лежать на дне. Только якорь мне мешает, а такое ли бывает ? ?

Слайд 25

Кто решит известный спор, Почему плывет линкор, Но потонет гвоздик малый, Хоть из того же он металла ? ? меню

Слайд 26

? Ясно вы сказать могли бы, Я хотел бы очень знать, Почему живую рыбу Очень трудно удержать ? меню

Слайд 27

Вот огурчики в банке все солёными стали, Ведь росли они на грядке, Как же соль в них попала ? ? Несомненно, это диффузии явление. ответ меню

Слайд 28

Какой закон и кем был открыт при таких обстоятельствах ? ? меню

Слайд 29

Какой закон и кем был открыт при таких обстоятельствах ? Эврика ? меню

Слайд 30

Какой закон и кем был открыт при таких обстоятельствах ? ? меню

Слайд 31

Я давно сижу на диете! Я знаю почему я перевесил, а, вы ? ? меню

Слайд 32

Как называется след, который оставляет зайчик ? ? меню

Слайд 33

? ответ меню

Слайд 34

ответ ? меню

Слайд 35

Задачник по теме: «Давление» Можно подготовить ряд слайдов в виде иллюстрированного задачника по теме прошлого урока

Слайд 36

Объясните, кто оказывает наибольшее давление на поверхность? Почему?

Слайд 37

Для чего у некоторых животных имеются заострённые части тела?

Слайд 38

Объясните, какому животному легче ходить по пустыне? Почему?

Слайд 39

Почему иглы у шприцов делают острыми?

Слайд 40

На рисунке изображена рыба пиранья. Объясните, каким образом она использует свойство давления.

Слайд 41

Крокодил собрался пообедать. Назовите предметы и части тела крокодила, которые используют свойства давления?

Слайд 42

Зачем на машину водитель поставил такие колеса?

Слайд 43

Составьте задачу и объясните ее.

Слайд 44

Составьте задачу и объясните ее.

Слайд 45

Составьте задачу и объясните ее.

Слайд 46

Вывод Внедрение компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно модель, физический опыт, рисунок, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках химии и внеурочной деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках хими и внеурочной деятельности....

" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.

Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности  на уроках биологии и ...

Активизация познавательной деятельности на уроках физики

Как пробудить у учащихся тягу к знаниям? Как оживить процесс обучения? Как сделать учебную деятельность жизнерадостной, увлекательной и интересной. Поможет решить эти вопросы при обучении физики ...

Активизация познавательной деятельности на уроках физики

В материале рассмотрены приемы работы , способствующие активизациии и развитию познавательной деятельности учащихся на уроках физики...