Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках физики /из опыта работы/
статья по физике по теме

Ворожцова Наталья Владимировна

    

 

     В этой статье рассматриваются:

  •  аспекты духовно-нравственного воспитания;

 

  •  пути их реализации как на уроках физики, так и во внеурочное время;

 

  •  дается перечень мероприятий (из опыта работы) для использования во внеклассной, кружковой  работе  и при проведении предметных недель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Vospitanie_na_urokah_fiziki.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики

/из опыта работы/

     

    Каждый день, переступая порог школы, мы стремимся воспитать из наших    учеников настоящих патриотов своего Отечества, достойных граждан России, полезных для государства и семьи. Хочется, чтобы душа каждого ребенка вобрала в себя лучшие качества человека – созидателя и творца, носителя нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости, трудолюбия.

Духовно-нравственное  воспитание на уроках физики включает в себя аспекты: 

  • Нравственный – предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту науки, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.

 

  • Гражданственный – формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники, готовой к морально-этической оценке использования научных достижений.

  • Политехнический - предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни,  рационального природопользования, а также:  воспитание  культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.

  • Патриотический – региональный компонент, который предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.

  • Здоровьесберегающий  – предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.

   

      Формировать у школьников чувства патриотизма можно, ознакомив учащихся с жизнью и творчеством ученых; показав, что у многих российских ученых  были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень.

     Отмечу некоторые условия, обеспечивающие эффективность использования биографического материала при обучении физике.

   *Во-первых – эти сведения должны быть минимальными по объему содержания и затратам учебного времени. Необходимо выделить выдающихся ученых-физиков, жизнь и деятельность которых должна быть изучена школьниками более или менее основательно. Например:

М.В. Ломоносов – в связи с изучением молекулярно-кинетической теории строения вещества;

П.Н. Лебедев – при изучении давлении сета;

К.Э. Циолковский и С.П. Королев – при изучении вопроса о достижениях нашей страны в освоении космического пространства;

И.В. Курчатов – при изучении ядерного реактора и применении ядерной энергии;

А.С. Попов – в связи с изучением принципов радиосвязи.

   *Во-вторых – необходимо учитывать, что сила воспитательного воздействия на учащихся биографического материала неизменно возрастает, если фигуры ученых предстают со своими конкретными чертами личности, увлечениями. Например: М.В. Ломоносов, благодаря природному таланту, трудолюбию, целеустремленности и силе творческого духа смог подняться до уровня величайших представителей науки и, вместе с тем, демонстрировал талант стихосложения, сочиняя оды.  

   *В-третьих – обеспечивая включение воспитательных задач, биографический материал должен быть одновременно связан с конкретным материалом, включаться в логику изложения учителем текущего материала.

   *В -четвертых – биографический материал стимулирует овладение учащимися слож-ного учебного материала. В этом случае обеспечение нового материала должно начинаться с яркого, эмоционального насыщенного примера, показывающего изобретательность ученого, его огромное трудолюбие и упорство в достижении цели и т.д.

   *В-пятых – важно познакомить учащихся со стилем мышления ученого. При ознакомлении с творчеством ученых учащиеся должны увидеть их стремление применять полученные результаты для практических нужд людей. Высокая гражданственность великих людей может быть показана через высказывания выдающихся представителей науки и техники, через сочинения самих ребят.

   

    Отражение колоссальных успехов нашей страны в области физики и техники в школьном курсе физики позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину.

    Использование культурного наследия русского народа (пословицы, поговорки, приметы, сказки и сказания, былины, песни и стихи) позволяет формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию.

     Анализ ценностных аспектов современной физики на базе современного и исторического материала (использование атомной энергии в военных и мирных целях, загрязнение атмосферы и решение экологических проблем с помощью физики и т.д.) способствует воспитанию гражданина, гуманиста и борца за мир.

     Практическая направленность уроков физики формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

     Арсенал средств духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики необычайно богат. Его можно условно классифицировать:

  • Наглядно-декоративные – оформление кабинета физики, портретные галереи ученых, выставки и стенды.
  • Видео - акустические – использование литературных, исторических примеров на уроке, использование звукозаписи высказываний ученых, видеофильмов .
  • Структурно-логические – значимость физических теорий, законов, формул, таблицы и схемы.

     Один из самых верных путей духовно-нравственного воспитания:  установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями. Предлагаю некоторые темы различных форм внеклассной работы, которые могут быть задействованы и на уроках физики:

  Недели:

«Проблемы энергетики и охрана окружающей среды»; «50 лет полетам в космос»;   «Оружие Победы»

  Научные викторины: 

«Наши соотечественники – лауреаты Нобелевской премии»; «Из истории открытия», «Семейные династии ученых-физиков», «Физики о патриотизме»

  Фольклорные викторины:

«Пословица недаром молвится», «Загадаю – угадай», «Что за прелесть, эти сказки!»

 

  Заседание ученого совета: 

«Электромагнитное поле и жизнь», «Ядерная энергетика: за и против»

  Физические вечера: 

Вечер, посвященный научной деятельности А.С.Попова. Вечер, посвященный жизни и творчеству М.В. Ломоносова.

   Кружок (или элективный курс): 

«Экология Омской области» - решение задач по физике с элементами экологии; «Малахитовая шкатулка» - межпредметный курс профориентационного значения.  

  Выставки: 

«Физика у нас дома» (соблюдение правил безопасного обращения с бытовыми приборами), «Метеорологический уголок»

  Экскурсии: 

 «Нефтепромышленный комплекс», «Водоканал», «Строительные площадки города», «Цех завода», «Физиотерапевтический кабинет поликлиники», «Телецентр», «Электростанция», «Телефонная станция»,  и др.

  Диспуты:

«Возникновение и развитие науки о природе», «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир»

     Одним из важнейших принципов духовно-нравственного воспитания является принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения должна идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а систематический характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Внеклассное мероприятие по физике на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках физики" (7 класс)

Внеклассная работа по предмету является важным рессурсом повышения эффективности и качества образования учащихся, а применение игровых технологий способствует привлечению внимания школьников к теме, р...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Физическое воспитание учащихся средствами игровой направленности. Описание опыта работы.

В условиях экстремального климата социальная и учебная деятельность школьников ограничена, ограничена и двигательная активность, имеют место значительные нервные перегрузки.Количество здоровых детей з...

Организация деятельности обучающихся на уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. (Из опыта работы)

Организация деятельности обучающихся на уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. (Из опыта работы)/ Учитель Гормакова Л.Д.  ГБОУ Школа № 648 и...

Технология проблемного обучения как средство духовно-нравственного развития личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.

В данной статье обобщен опыт работы по применению технологии роблемного обучения на уроках литературы в 5-9 кл.Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять...