Урок "Решение задач по теме дифракция, дифракционная решетка"
план-конспект урока по физике (11 класс) по теме

Разработка урока по теме "Дифракция" для учащихся 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл difrakciya.docx183.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок "Решение задач по теме дифракция, дифракционная решетка"

Цели урока:

  1. Сформировать умение применять теоретические знания при решении задач
  2. Развивать способность учащихся к синтезу и анализу
  3. Развивать творческое мышление учащихся 

Оборудование к уроку:

  1. Компьютер, с минимальными техническими требованиями: Windows 2000/XP, Internet Explorer 6.0, Pentium-150, 200 Мб свободного дискового пространства, 64 Мб оперативной памяти, СD-ROM, SVGA 800x600
  2. Видеопроектор, экран
  3. Мультимедийный курс «Физика, 7–11 классы. Практика»

План урока:

I

Организационный момент. Постановка задач урока

1 минута

II

Фронтальное повторение. Актуализация задач урока

7 минут

III

Итоговые вопросы учителя, подкрепленные фронтальными демонстрациями

10 минут

IV

Решение задач с использованием интерактивной компьютерной модели "Дифракционная решетка"

25 минут

V

Домашнее задание. Итоги урока

2 минуты

 

 

Ход урока:

I. Организационный момент. Постановка задач урока

 

II. Фронтальное повторение. Актуализация задач урока
Игра «Вопрос – ответ» Примерные вопросы учащихся друг другу

(вопросы были заготовлены ребятами дома):

1.      Дать определение, что является когерентным источником света.

2.      Что называется дифракционной решеткой?

3.      При каких условиях наблюдается дифракция света?

4.      Отражательная дифракционная решетка, из чего она состоит?

5.      Прозрачная дифракционная решетка, из чего она состоит?

6.      Какая дифракционная решетка лучше, в которой 100 или 600 штрихов на 1 мм?

7.      При каком условии наблюдается дифракция?

8.      Для чего используется дифракционная решетка?

9.      Какие дифракционные решетки используют для астрофизических наблюдений?

 

III. Итоговые вопросы учителя, подкрепленные фронтальными демонстрациями.

1.      При изготовлении искусственных перламутровых пуговиц используется технология нанесения множества штрихов на их поверхность. Почему в результате они приобретают радужную окраску?

2.      Почему имеет радужную окраску лазерный диск?

3.      Чем отличается дифракционный спектр от дисперсионного (призматического спектра)?

4.      Зависит ли положение главных максимумов дифракционного спектра от числа щелей решетки?

5.      Почему дифракционные спектры всех порядков начинаются с фиолетовой полосы, а заканчиваются красной?

6.      Сколько штрихов на лабораторных дифракционных решетках? (100 и 600 штрихов на 1 мм).

 

 

Прибор

Вид спектра

Дифракционная решетка


Дифракционный

Стеклянная призма


Дисперсионный

 

Закрепление понятий дифракционная решетка с помощью таблицы:

 

Отражательная дифракционная решетка

Прозрачная дифракционная решетка

Лазерный диск

Лабораторная дифракционная решетка 1/100 штрихов

Штрихи нанесены на зеркальную (металлическую) поверхность

Штрихи нанесены на прозрачную (стеклянную) поверхность

Наблюдение в отраженном свете

Наблюдение в проходящем свете

Дифракционная решетка – совокупность большого количества очень узких щелей (штрихов).
Постоянная d дифракционной решетки – расстояние, через которое повторяются щели (штрихи) на решетке

 

Учитель фиксирует ответы. В конце подводит итоги.

 

IV. Решение задач с использованием интерактивной компьютерной модели дифракционная решетка

Примеры текстов задач, которые раздаются заранее и находятся у каждого учащегося на столе.

Первые две задачи составлены в тестовом виде, на их решение будет затрачено минимальное время, решаются устно с места.

1Как изменится дифракционная картина при уменьшении расстояния между щелями d?

a.       Появятся новые дифракционные окрашенные полосы между старыми.

b.      Дифракционная картина станет более нечеткой и размытой.

c.       Дифракционная картина станет более четкой.

d.      Расстояния между линиями на экране уменьшатся.

e.       Расстояния между линиями на экране увеличатся.

Решение данной задачи подкрепить иллюстрацией из модели. Для одной длины волны, например, для длины волны λ = 450 нм, изменяем период дифракционной решетки.

Рекомендуется показать:

Рисунок M.2.13.3.

Период дифракционной решетки d = 3·10–3 см.

Рисунок M.2.13.4.

Период дифракционной решетки d = 2·10–3 см.

 

Рисунок M.2.13.5.

Период дифракционной решетки d = 1·10–3 см.

 

  

Ожидаемый вывод, который должны сделать сами учащиеся: «Чем меньше период между щелями, тем больше расстояния между линиями на экране».

2.      Как изменится дифракционная картина при уменьшении длины волны падающего монохроматического света?

a.       Дифракционная картина не изменится.

b.      Расстояние между линиями в спектре увеличатся.

c.       Расстояния между линиями в спектре уменьшатся.

Рекомендуется показать:

Рисунок M.2.13.6.

Длина волны λ = 750 нм.

Рисунок M.2.13.7.

Длина волны λ = 593 нм

Рисунок M.2.13.8.

Длина волны λ = 550 нм.

Рисунок M.2.13.9.

Длина волны λ = 447 нм

 

Рисунок M.2.13.10.

Длина волны λ = 405 нм

 

   

Ожидаемый вывод, который должны сделать сами учащиеся: «Чем меньше длина волны, тем меньше расстояния между линиями на экране».

 

Задачи для решения на доске.

1.      Дифракционная решетка имеет 50 штрихов на миллиметр. Под какими углами видны дифракционные максимумы первого и второго порядков монохроматического излучения с длиной волны 400 нм?

2.      На дифракционную решетку с периодом решетки d = 3·10–5 м падает синий свет с длиной волны 420 нм. Во сколько раз уменьшится порядок дифракционных максимумов m, если первую дифракционную решетку заменить второй, с периодом решетки d = 1·10–5 м?
Ответ. В 3 раза.

После решения данной задачи на доске, иллюстрируют решение данной задачи с помощью интерактивной модели.

Рекомендуется показать:

Рисунок M.2.13.11.

Рисунок M.2.13.12.

 

3.      Во сколько раз увеличится расстояние от максимума нулевого порядка (m = 0) до максимума первого порядка, если первоначально наблюдения вели с дифракционной решеткой, период которой d = 3·10–5 м на длине волны 380 нм, а затем – с дифракционной решеткой с периодом решетки d = 1·10–5 м, на которую падает красный цвет с длиной волны 760 нм?
Ответ. В 6 раз.
После решения данной задачи на доске, иллюстрируют решение данной задачи с помощью интерактивной модели.

Рекомендуется показать:

Рисунок M.2.13.13.

Рисунок M.2.13.14.

 

V. Домашнее задание. Упр. № 1064, 1068 (Рымкевич). Подготовиться к лабораторной работе «Дифракционная решетка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифракционная решетка

Урок закрепления, совершенствования и развития знаний, умений и навыков по теме «Дифракционная решетка». В ходе урока применяются технологии деятельностного подхода: технология «создания» нового...

Дифракционная решетка

Презентация к уроку  по теме «Дифракционная решетка». В ходе урока применяются технологии деятельностного подхода: технология «создания» нового знания на уроке; технология обучения  пр...

Урок по физикедля 11 класс: "Интерференция и дифракция. Дифракционная решетка."

Урок построен в форме проблемно - эвристического изложения нового материала. Не требует дополнительной подготовки. Материал урока оченьхорошо воспринимается классом....

текстовые задачи по теме дифракция, интерференция 11 класс

текстовые задачи по теме дифракция, интерференция 11 класс...

Самостоятельная работа по теме "Дифракционная решетка"

Самостоятельная работа по теме "Дифракционная решетка" (в форме теста, в 2х вариантах)...

Урок по теме "Дифракционная решетка" (11 класс)

Общая тема:  «Оптика» Тема урока:    «Дифракционная решетка»    Тип урока:  урок закрепления, совершенствования и развития знаний, ...

Тема урока Определение длины волны при помощи дифракционной решетки

Цель урока: формирование у учащихся умений и навыков работы с дифракционной решеткой Задачи урока: образовательная - дать понятие дифракционной решетки, создание условий для изучения особенностей дифр...