Главные вкладки

    Методическая разработка по физике (7 класс) по теме:
    урок физики "Сила упругости"

    Урок изучения нового материала в 7 классе на основе фронтальной лабораторной работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    sila_uprugosti.rar2.81 МБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока физики в 7 классе.

    Сила упругости.

    Учитель : Варфоломеева Наталья Борисовна

    Метод обучения: информационно – развивающий, исследовательский.

    Форма работы: лекция, демонстрация, фронтальный эксперимент.

    Формируемые умения: сравнивать, работать с приборами, наблюдать, делать выводы.

    Оборудование: набор грузов, динамометр.

    ТСО: Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

    Цели урока: 

    1. обучающая: познакомить учащихся с силой упругости и выяснить природу этой силы, раскрыть зависимость силы упругости от величины деформации. Отработка экспериментальных навыков.
    2. развивающая: способствовать развитию логического мышления. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы.
    3. воспитывающая: формировать интерес учащихся к изучению физики.

    Ход урока

    1. Актуализация знаний. 

    Тест самоконтроля по проверке силы тяжести.

    1. Что такое сила?

    а) любое изменение формы тела;

    б) мера взаимодействия тел;

    в) точного понятия нет.

    2. Какой буквой обозначают силу?

    а) S ;

    б) m ;

    в)  F .

    3. Какую силу называют силой тяжести?

    а) сила, с которой Земля притягивает к себе тело;

    б) притяжение всех тел Вселенной друг к другу;

    в) физическая величина, характеризующая инертность тела.

    4. Как направлена сила тяжести?

    а) вертикально вниз;

    б) вертикально вверх;

    в) вправо.

    5. От чего зависит результат действия силы на тело?

    а) массы;

    б) модуля, направления, точки приложения;

    в) объёма, плотности, расстояния.

    Ответы:

    1. Б
    2. В
    3. А
    4. А
    5. Б
    1. Объяснение нового материала.

    Объяснение сопровождается показом презентации.

    1. Какое явление описывает С. Михалков в своём стихотворении «Азбука»?

    Что случилось? Что случилось?

    С печки азбука свалилась.

    Больно вывихнула ножку

    Прописная буква М,

    Г ударилась немножко,

    Ж рассыпалось совсем!

    Ф, бедняжку, так раздуло –

    Не прочесть её никак!

    Букву Р перевернуло –

    Превратило в мягкий знак!

    1. Что произошло с буквами? (деформация)
    2. Что такое деформация?
    3. Фронтальный эксперимент: растяните пружину, а затем снимите нагрузку, деформация исчезла; растяните пластилин, а затем снимите нагрузку, деформация не исчезла. Чем отличаются деформации?
    4. Деформации бывают упругие и пластические (слайд 2)
    5. Виды деформации: сжатие, растяжение, изгиб, сдвиг, кручение (слайд 3)
    6. (слайд 4,5) мальчик хочет встать на палку. Что произойдет с палкой, если мальчик на нее встанет? (палка прогнется, но не сломается)
    7. Какая сила действует на мальчика? (сила тяжести)
    8. Тогда почему палка не ломается, значит что-то ее удерживает, значит в палке возникает сила противодействия силе тяжести.
    9. Куда должна быть направлена эта сила? (вверх) (слайд 6)
    10. А если мальчик сойдет с палки? Деформация исчезнет, т.к. она упругая.

    Вывод: в деформированной палке возникла сила упругости.

    Тема нашего урока «Сила упругости» (слайд 7)

    1. Фронтальный эксперимент с пружиной. Выясним, куда направлена сила упругости.
    2. Запись в тетради (слайд 8) : Сила упругости – это сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение.

              (Направлена против деформации) (слайд 9)

    1. Фронтальный эксперимент: выясним зависимость силы упругости от величины деформации.(слайд 10)

    Подвешиваем к динамометру грузы, измеряя на сколько деформирована пружина, заполняем таблицу и строим график зависимости силы упругости от величины деформации.

    Вывод: сила упругости прямо пропорциональна величине деформации (слайд 11)

    1. Эту зависимость впервые установил Роберт Гук в 1676 году.
    2. (слайд 12) запись в тетради закон Гука:
    1. Где применяется сила упругости? (слайд 14)
    2. Решение задач: 

    1. Чему равна сила упругости пружины, если она растягивается на 25 см, а ее жесткость равна 200 Н/м

    2. При растяжении пружины на 6 см в ней возникла сила упругости 300 Н. Чему равен коэффициент упругости пружины?

    III. Домашнее задание  П.25