Построение изображений, полученных с помощью линз
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Семина Людмила Александровна

 

Разработка урока физики для 9 класса по теме: «Построение изображений, полученных с помощью линз»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл linzy.pptx643.33 КБ
Файл razrabotka_uroka_linzy.docx66.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Построение изображений, полученных с помощью линз Учитель физики: Семина Л. А. МОУ « Кадетская школа « Патриот » г . Энгельса Саратовской области

Слайд 2

Цель урока: Сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.

Слайд 3

Проверка домашнего задания Найдите оптическую силу системы двух линз, одна из которых имеет фокусное расстояние 2,5м, а другая оптическую силу, равную -1,5дптр. F1=2 ,5м Д=Д1+Д2 Д2=-1,5дпрт Д1=1 /F1 Д-? Д=1 /F1 +Д2 Д=1 / 2,5+(-1,5)=-1,1( дптр ) Ответ: Д=-1,1дптр

Слайд 4

Фронтальный опрос Что называется линзой? Чем отличаются выпуклые линзы от вогнутых? Какие линзы являются собирающими, а какие рассеивающими? Что называют главной оптической осью линзы? Какую точку называют главным фокусом линзы? Что такое фокусное расстояние линзы? Что называется оптической силой линзы? Как называется единица оптической силы линзы? У каких линз оптическая сила положительная, а у каких отрицательная? Как по внешнему виду линз можно узнать, у какой из них короче фокусное расстояние? Какая из двух линз, имеющих разное фокусное расстояние, дает большое увеличение?

Слайд 5

Задача №1 Решение: F1= 25 см 0 ,25м Д=1 /F F2= 50 см 0 ,5м Д1=1 /F1 Д1-? [ Д ] = 1/ м = дптр Д2-? Д1=1 / 0,25=0,4 ( дптр ) Д2=1 /F2 Д2=1 / 0,5=2 ( дптр ) Ответ : Д1=0,4 дптр Д2=2 дптр Дано : СИ

Слайд 6

Дано: Решение: Д1=5 дптр Д=1 /F ; F=1/ Д Д2= 8 дптр [F] = 1/ дптр = м F1- ? F1=1/5=0,2 (м) = 20 (см) F2- ? F2 =1 / 8=0,125 (м) = 12,5 (см) Ответ : F1 = 20 см F2 = 12,5 см Задача №2

Слайд 7

Задача №3 Дано: СИ Решение: Д1 = -3дптр Д=Д1+Д2+Д3+Д4+Д5 Д2 = -3дптр Д=1 /F F=F3=F4=F5= 50 см 0 ,5м Д3=Д4=Д5=1 /F Д -? Д=-2Д1+3 /F [ Д ] = дптр + 1/ м = дптр Д= -2*3+3 / 0,5=0 Ответ: Д = 0

Слайд 9

Выводы А) Точечный объект и его изображение всегда лежат на одной оптической оси; Б) луч, падающий на линзу параллельно оптической оси, после преломления через фокус, соответствующий этой оси; В) луч, проходящий через фокус до собирающей линзы, после линзы распространяется параллельно оси, соответствующей этому фокусу; Г) луч, параллельный оптической оси, пересекается с ней после преломления в фокальной плоскости.

Слайд 10

Луч, проходящий через центр линзы (при прохождении через линзу этот луч практически не изменяет своего направления Луч, падающий на линзу параллельно ее главной оптической оси, после преломления проходит через главный фокус линзы. У собирающей линзы главный фокус действительный.

Слайд 11

Предмет находится между фокусом и ее двойным фокусом: F

Слайд 12

Предмет находится за двойным фокусом расстоянии линзы: d>2F . Изображение получается: 1. Уменьшенное 2. Перевернутое 3. Действительное

Слайд 13

Предмет находится между линзой и ее фокусом: d

Слайд 14

Предмет находится на двойном фокусном расстоянии линзы: d=2F . Изображение получается: 1. Равное 2.Перевернутое 3. Действительное

Слайд 15

Предмет находится за двойным фокусом расстоянии линзы: d>2F . Изображение получается: 1. Уменьшенное 2. Перевернутое 3. Действительное

Слайд 16

d=F Изображение отсутствует

Слайд 17

Вывод Размеры и расположение изображение предмета в собирающей линзе зависит от положения предмета относительно линзы. В зависимости от того, на каком расстоянии от линзы находится предмет, можно получить или увеличенное изображение ( F2F) .

Слайд 18

Построение изображения предмета в рассеивающей линзе Луч, проходящий через центр линзы (при прохождении через линзу этот луч практически не изменяет своего направления Луч, падающий на линзу параллельно ее главной оптической оси, после преломления проходит через главный фокус линзы. У рассеивающей линзы фокус мнимый.

Слайд 19

F

Слайд 20

d >2F

Слайд 21

Вывод Рассеивающая линза не дает действительных изображений, так как лучи, прошедшие сквозь нее, расходятся при всех положениях предмета линза дает уменьшенное, мнимое, прямое изображение, лежащее по ту же сторону что и предмет.

Слайд 22

Какие лучи используются при построении изображения, даваемых линзой? От чего зависит характер изображения, даваемого линзой? Опишите изображение, получаемое с помощью линзы

Слайд 23

На каком рисунке изображение S1 светящейся точки S , даваемое собирающей линзой построено правильно?

Слайд 24

Самостоятельно построить изображение предмета в собирающей линзе, если F

Слайд 25

Домашнее задание §35 , № 145, подготовить сообщение или презентацию ( по желанию) по теме «Применение линз». Рефлексия (отметьте свой вариант ответа в таблице) Суждения Да Нет Не знаю На уроке я: узнал много нового; показал свои знания; с интересом общался с учителем и одноклассниками. На уроке я чувствовал себя: свободно; скованно; уютно. На уроке мне понравилось: коллективное решение познавательных задач и вопросов; наглядность; другое (указать).



Предварительный просмотр:

Разработка урока физики

 для 9 класса по теме:

«Построение изображений, полученных с помощью линз»

 

По учебнику Громова С.В, Родиной Н.А. «Физика -9»

 

 

     Подготовила:

 Семина Людмила Александровна,

учитель физики высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Энгельс

2010 г.

 

Тема урока: «Построение изображений, полученных с помощью линз»

 

Тип урока: комбинированный

 

Цели урока:

 

Образовательная: познакомить с  основными принципами построения изображений в  линзах, сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом;

 

Развивающая: развивать умение оперировать суждениями, развивать речь учащихся через организацию  диалогического общения на уроке, вовлекать учащихся в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления;

 

Воспитательная: показать, что человек, познавая природу, обязательно опирается на достоверные знания и применяет их на практике в зависимости от конкретных условий.

 

Основные знания и умения: знать принципы построения  изображений и уметь их  применять  при построении изображений в собирающей и рассеивающей линзах.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, собирающие и рассеивающие линзы, свеча.

 

Демонстрации: прохождение света сквозь собирающую и рассеивающую линзы.

 

 

 

План урока

 

№ п/п

Этап урока

Методы и приемы

Время в мин.

1

Организация начала урока

 

Приветствие.

Сообщение учителя

2

2

Проверка выполнения домаш

него задания

Индивидуальный опрос, решение задач

4

3

Всесторонняя проверка знаний

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, тестовый с выбором ответа

8-10

4

Подготовка к усвоению нового учебного материала

Формулирование проблемного вопроса

2

5

Усвоение новых знаний

Беседа, демонстрация опытов, обсуждение полученных результатов, знакомство с приемами построения изображений

15

6

Первичная проверка понимания учащимися нового материала

Ответы на вопросы учителя, выполнение упражнений

4

7

Закрепление полученных знаний

Решение задач

6

8

Подведение итогов

Формулирование выводов, сообщение учителя

2

9

Информация о домашнем задании, рекомендации  по его выполнению

Запись  домашнего задания, инструктаж учителя

2

 

                                                                           ХОД УРОКА

п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Презентация

1

Взаимное приветствие учителя и учеников. Организация внимания. Сообщение целей и задач урока.

Подготовка к уроку.

Запись в тетради

Слайд №1,2

2

Проверка наличия в тетради домашнего задания. Ответы на вопросы (если они есть). Решение двумя учащимися домашнего задания на доске.

Работа  с тетрадями

Слайд №3

3

К доске вызываются 3 ученика для решения задач по индивидуальным карточкам (прил.1),

6 учеников работают с тестами за компьютерами (тесты см. прил.2. два варианта по 5 вопросов).

Фронтальный опрос (вопросы   на слайде)

Проверка решенных задач (3 чел. у доски)

Решение задач.

 

Работа с тестами на компьютерах.

Устные ответы на вопросы.

Запись задач в тетрадь

 

 

 

 

Слайд №4

Слайд №5,6,7

4

Формулирование проблемного вопроса.

При помощи линз можно не только собирать и рассеивать лучи света, но и получать разнообразные изображения предметов. Именно благодаря этой способности линзы широко используются на практике. Линзы в киноаппаратах способны давать увеличенное в сотни раз изображение маленького кинокадра, а в фотоаппарате такие же линзы дают уменьшенное изображение фотографируемого предмета, умещающееся внутри аппарата на обычной фотопленке. Как же получаются столь различные изображения?

Слушают учителя.

Слайд №8

5

Демонстрация опытов [2]

Формулирование выводов

 

Объяснение нового материала:

Ход лучей в линзе.

Построение изображения в собирающей линзе при разных расстояниях предмета от линзы.

Выводы.

Построение изображения в рассеивающей линзе.

Выводы.

На основании этих опытов делается вывод.

Записи в тетради

Слайд № 9

 

 

 

Слайды №10

Слайды

 №11-16

 

Слайд №17

Слайды

 №18-20

Слайд №21

6

Первичное усвоение знаний.

Вопросы учителя.

 

Отвечают на поставленные вопросы.

Слайд №22

7

Закрепление  нового материала.

 

Решение задач(устно и письменно на листочках, которые сдаются учителю)

Ответы на вопросы.

Слайд

№23, 24

8

Подведение итогов урока.

Выставление оценок за урок.

 

Повторяют выводы.

 

 

Слайд

№10, 17, 21

9

Домашнее задание:  п.35, №145. Сообщение или презентация по теме «Применение линз»

Рекомендации учителя.

Рефлексия.

Запись домашнего задания в дневник.

 

Заполнение таблицы рефлексии.

Слайд №25

        

                                                                           Литература.

 

 

1.С.В.Громов,Н.А.Родина «Физика-9» изд.Просвещение 2007г.

 

2.Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе.т.2 «Колебания и волны. Оптика. Физика атома. Пособие для учителей .Под редакцией А.А.Покровского Изд. 3-е переработанное. Москва, «Просвещение» 1979г.

 

3.А.В.Чеботарева «Тесты по физике» к учебнику А.В. Перышкина «Физика.8 класс» . Изд. Экзамен»

 

4.Л.В.Алмаева «Тесты по физике 9 класс» Изд. «Лицей» Саратов 2001г.

 

5.  «Физика в школе». Электронные уроки и тесты. Свет. Оптические явления. Просвещение-МЕДИА» , 2005г.

 


Приложение 1

 

  1. Определите оптические силы линз, фокусные расстояния которых 25 и 50 см.
  2. Оптические силы линз равны 5 дптр и 8 дптр. Каковы их фокусные расстояния?
  3. Какое изменение оптической силы получили глаза мартышки, если она надела две пары очков по –3 дптр каждая и три пары очков с фокусным расстоянием 50 см?

        

Приложение 2

  1. Какая линза – вогнутая или выпуклая – представляет собой собирающую линзу?

а)  вогнутая;

б)  выпуклая;

в)  все виды линз собирают свет.

  1. Чем больше кривизна поверхности собирающей линзы, тем ее фокусное расстояние…

а)  короче;

б)  длиннее;

в)  оно неизменно.

3.   Есть ли фокусы у рассеивающей линзы?

а)  нет, так как она рассеивает свет;

б)  есть, но мнимое;

в)  нет, поскольку преломленные ею лучи света не пересекаются.

4.   Увеличение, даваемое линзой, тем больше, чем….

а)  короче ее фокусное расстояние;

б)  длиннее ее фокусное расстояние;

в)  увеличение не зависит от фокусного расстояния линзы.

5.  В каких единицах измеряют оптическую силу линзы?

а)  калориях;

б)  диоптриях;

в)  метрах.

6.  По какой формуле рассчитывают оптическую силу линзы?

      а)

      б)

      в)

  1. Сколько фокусов имеет собирающая линза? Как они расположены относительно линзы?

а)  два; на оптической оси симметрично по обе стороны линзы;

б)  один; на оптической оси перед линзой;

в)  два; за линзой на разных расстояниях от нее.

  1. Может ли фокус линзы находится с той стороны, с какой падает на нее свет?

а)  да, если поверхности линзы имеют очень большую кривизну;

б)  нет, так как параллельно лучи света могут пересечься только в случае преломления, т.е. пройдя линзу;

в)  да, если линза рассеивающая, т.е. фокус мнимый;

г)  вопрос не имеет однозначного ответа.

  9.  На рисунке схематично изображено несколько линз. Какая из них – рассеивающая?

          1)              2)                3)                  4)        а) 1;

                     б) 2;

                 в) 3;        

        г)  4.

10. На рисунке схематично изображено несколько линз. Какая из них – рассеивающая?

       1)         2)         3)        4)

        

а)  1;

б)  2;

в)  3;

г)  4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Линзы. Построение изображения при помощи линз"

Здесь представлена разработка урока в 8 классе с презентацией. Рассмотрены виды линз. Правила построения изображения при помощи линз. Задачи для закрепления темы....

Лабораторная работа "Получение изображения с помощью линз "

Лабораторная работа "Получение изображения с помощью линз "...

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений при помощи линзы»

Методическая разработка урока физики содержит  презентацию к уроку и бланк для выполнения и оформлления  отчета  лабораторной работы №14  8 класс....

Урок физики "Получение изображения при помощи линзы".

Форма урока: лабораторная работа Педагогическая технология – модульное обучение ...

План урока 8А класс (Четверг 9 апреля) Тема "Линзы. Фокусное расстояние. Построение изображений, получаемых с помощью тонкой линзы"

С необходимостью дистанционного обучения,  в соответсвии с программой и планированием учебного материала, для 8 класса предпрофильной подготовки направления физика и математика, разработан план з...