Работа со слабоуспевающими учениками
презентация по физике по теме

Материал содержит методические рекомендации при работе со слабоуспевающими детьми на уроках физики. Кданным методическим рекомендациям прилагается призентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Составляющими элементами понятия "компетенция" являются: ЗУН

Определены следующие группы ключевых компетенций:

- Ценностно-смысловые компетенции.

- Общекультурные компетенции.

- Учебно-познавательные компетенции.

- Информационные компетенции.

- Коммуникативные компетенции. 

- Социально-трудовые компетенции.

- Компетенции личностного самосовершенствования 

Планируя систему уроков и внеурочную работу по физике, я использую такие средства, формы и приемы обучения, которые бы не только формировали предметные ЗУН, а и обеспечивали достижение общеобразовательных целей:

· Умение адаптироваться к жизни;

· Развитие интереса к непрерывному образованию и самообразованию;

· Развитие мышления и самостоятельности в принятии решения;

· Воспитание ответственности, независимости в суждениях, гражданской позиции.

Для формирования ключевых образовательных компетенций я использую такие средства, формы и приемы обучения, как:

- интерактивные технологии

-метод сотрудничества

-методики проектирования

- использование ИКТ

- деятельностный подход

- работа по алгоритму и др.

Эти методы и приемы способствуют формированию следующих компетенций:

Выводы

Таким образом, формирование ключевых компетенций обучающихся создает в школе условия, стимулирующие учебный процесс, способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся. Учащиеся с большим желанием изучают физику, участвуют в предметных олимпиадах и конкурсах. Ключевые компетенции, которые формируются на уроках физики.

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Система работы со слабоуспевающими учащимися.

    Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года.

 Особенности неуспевающих учащихся

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
  • отсутствие познавательного интереса
  • не сформированы элементарные организационные навыки
  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
  • нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
  • дети, в основном, из асоциальных семей
  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Причины неуспеваемости:

  • Несоответствие интеллектуальной системы ребенка и системы обучения в школе.
  • Неблагоприятная наследственность.
  • Общая неспособность к интеллектуальному труду.
  • Боязнь учителей, школы.
  • Миграция.
  • Социально-экономическая

     ситуация в стране.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика:

  • Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
  • Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
  • Индивидуальный подход к каждому ученику.
  • Специальная система домашних заданий.
  • Усиление работы с родителями.
  • Привлечение ученического актива к работе по повышению ответственности ученика за учение.
  • Совместная работа учителя-предметника с классным руководителем.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими ученику отвечать на поставленный вопрос.

Стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

В ходе самостоятельной работы

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание способа и приема выполнения задания.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки.

Исследования подтвердили истинность древнего высказывания. В среднем человек запоминает 20% из того, что слышит, 60% из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснением он может запомнить 80%. Только «делание» может обеспечить 100% усвоение.

Виды работ со слабоуспевающими учениками

  • Карточки для индивидуальной работы.
  • Задания с выбором ответа.
  • Деформированные задания.
  • “Разрезные” теоремы.
  • Перфокарты.
  • Карточки - тренажеры.
  • Творческие задания.
  •  “карточки-информаторы”,
  • “карточки-с образцами решения”,
  •  “карточки-конспекты”.
  • "разрезная азбука"

Каждому из нас понятно, что у многих слабо успевающих учеников существуют проблемы с запоминанием. Предлагаю Вашему вниманию "разрезную. Азбуку". Работа с "разрезной азбукой" способствует развитию зрительной памяти ребёнка, она может быть организована и в классе и дома.

Сила тока

I=q/t

Напряжение

              njkbg    

U=A/q

Сопротивление

R=ρl/s

 

  1. Работа над определениями, правилами и формулами.

Например, рассмотрим определение конвекция.

Конвекция – это теплопередача, при которой перенос энергии происходит при переносе вещества. Склад, из которого мы имеем право брать объекты, отыскивая конвекции, заполнен всеми всевозможными видами теплопередачи.

Способ решения вопроса о том, является или нет рассматриваемый вид теплопередачи искомым, в соответствии с определением, заключается в проверке, переносится энергия с помощью вещества или нет.

Такая работа с определением позволяет осознанно и легко усваивать новые понятия.

Или, например, пи изучении формул , можно применять следующий принцип обучения

  • Придерживайтесь простых правил:

· При изучении правил ищите смысл

· Минимизируйте объем запоминаемого материала

· Не отвлекайтесь на посторонние детали

· Отводите время для собственного воспроизведения

· Используйте краткое содержание и методы повторного цитирования для самопроверки

· Делайте перерывы

· Начинайте обучение по частям

-Тщательно изучите составляющие навыка

-Ищите хорошие модели с такими же чертами. Что и нужный навык, и способность узнать результаты

· Концентрируйте внимание на изучаемом материале

  • Интересные факты: если задуманное человеком к высказыванию принять за 100%, то в словесную форму облекается лишь 90%, а высказывается – 80%. Выслушивается из задуманного в лучшем случае 70, понимается – 60, запоминается – не более 30%. Вот почему для правильного понимания и запоминания вашей мысли необходимо минимум троекратное повторение сказанного в различных вариантах.

К.Паустовский приводит один мнемонический прием, которым пользовался его школьный учитель географии. Он писал на доске большую букву А. В правом углу вписывал в это А второе А поменьше. В него третье А, в третье – четвертое. И говорил: «Запомните: это Азия, в Азии – Аравия, в Аравии – город Адан, а в Адане сидит англичанин». Мы запоминали это сразу и на всю жизнь. Пользуйтесь мнемоническими приемами для облегчения запоминания

Архимедова сила равна «ро же ан»   -  «аш какая рожа»

Исследования подтвердили истинность древнего высказывания: «Когда я слушаю, я забываю; когда я вижу – я понимаю; когда я действую – я учусь». В среднем человек запоминает 20% из того, что слышит, 60% из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснением он может запомнить 80%. Только «делание» может обеспечить 100% усвоение.

  • Каждый может составить для тебя подсказки в виде стихов и распевать их на популярные мелодии. Попробуем?

График функции Y=SIN X (Синусоиду) дети запоминают лучше, если представить ее как линию жизни нашей, как это представлено в стихотворении у Ю. Нагибина

А жизнь – это все – таки чудо

А чудо не запретишь,

Да здравствует амплитуда,

То падаешь, то летишь!

10 правил работы со «слабоуспевающими»         

1.      Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2.      Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

3.      Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

4.      Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.

5.      Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

6.      Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

7.      Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

8.      Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

9.      Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.

10.  Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».

Развитие  ключевых компетенций у слабоуспевающего ученика способствуют повышению качества знаний и способствуют повышению интереса к предмету .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ключевые компетенции при работе сослабоуспевающими детьми «Когда я слушаю, я забываю; когда я вижу – я понимаю; когда я действую – я учусь» Работу выполнила: учитель физики МОУ «Средняя школа №16» М.А.Солостовская

Слайд 2

Ключевые компетенции. Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Ценностно-смысловые Личностного самосовершенствования Информационные Коммуникативные Социально-трудовые Общекультурные Учебно-познавательные

Слайд 3

Общеобразовательные цели Умение адаптироваться к жизни; Развитие интереса к непрерывному образованию и самообразованию; Развитие мышления и самостоятельности в принятии решения; Воспитание ответственности, независимости в суждениях, гражданской позиции.

Слайд 4

Средства, формы и приемы обучения для формирования ключевых образовательных компетенций интерактивные технологии метод сотрудничества методики проектирования использование ИКТ деятельностный подход работа по алгоритму и др.

Слайд 5

Система работы со слабоуспевающими учащимися.

Слайд 6

Система работы со слабоуспевающими учениками. Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года.

Слайд 7

Особенности неуспевающих учащихся низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития отсутствие познавательного интереса не сформированы элементарные организационные навыки учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника дети, в основном, из асоциальных семей отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Слайд 8

Причины неуспеваемости: Несоответствие интеллектуальной системы ребенка и системы обучения в школе. Неблагоприятная наследственность. Общая неспособность к интеллектуальному труду. Боязнь учителей, школы. Миграция. Социально-экономическая ситуация в стране.

Слайд 9

Меры предупреждения неуспеваемости ученика: Всестороннее повышение эффективности каждого урока. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов. Индивидуальный подход к каждому ученику. Специальная система домашних заданий. Усиление работы с родителями. Привлечение ученического актива к работе по повышению ответственности ученика за учение. Совместная работа учителя-предметника с классным руководителем.

Слайд 10

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. В процессе контроля за подготовленностью учащихся Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими ученику отвечать на поставленный вопрос. Стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой.

Слайд 11

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. При изложении нового материала Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Слайд 12

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. В ходе самостоятельной работы Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание способа и приема выполнения задания. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки.

Слайд 13

Виды работ со слабоуспевающими учениками Карточки для индивидуальной работы. Задания с выбором ответа. Деформированные задания. “Разрезные” теоремы. Перфокарты. Карточки - тренажеры. Творческие задания. “карточки-информаторы”, “карточки-с образцами решения”, “карточки-конспекты”. "разрезная азбука"

Слайд 14

"разрезная азбука" Сила тока I=q/t Сопротивление R= ρl /s А Напряжение njkbg U=A/q V R

Слайд 15

Интересные факты: если задуманное человеком к высказыванию принять за 100%, то в словесную форму облекается лишь 90%, а высказывается – 80%. Выслушивается из задуманного в лучшем случае 70, понимается – 60, запоминается – не более 30%. Вот почему для правильного понимания и запоминания вашей мысли необходимо минимум троекратное повторение сказанного в различных вариантах.

Слайд 16

В среднем человек запоминает 20% из того, что слышит, 60% из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснением он может запомнить 80%. Только «делание» может обеспечить 100% усвоение.

Слайд 17

10 правил работы со «слабоуспевающими» 1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру. 2. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно). 3. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать. 4. Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми. 5. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

Слайд 18

10 правил работы со «слабоуспевающими» 6. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению. 7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения. 8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами. 9. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба. 10. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со слабоуспевающими учениками.

Понять каждого ученика, разобраться в проблемах, иногда исправить свои ошибки. Помочь каждому ученику из категории слабоуспевающего ученика перейти в другую....

План индивидуальной работы со слабоуспевающим учеником

План индивидуальной работы со слабоуспевающим учеником...

Работа со слабоуспевающими учениками на уроках русского языка и литературы

Рекомендации учителям-предметникам при работе со слабоуспевающими учащимися...

Индивидуальный план работы со слабоуспевающим учеником

План работы во время летних каникул....

Статья на тему:" Учёт психологических особенностей детей младшего школьного возраста в работе со слабоуспевающими учениками на уроках английского языка ".

В настоящее время в преподавании иностранного языка происходит этап качественного преобразования и обновления. Иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы...

Работа со слабоуспевающими учениками. (из опыта работы).

Ничто так не радует и не вдохновляет учителя, как хороший конечный результат его работы. Несомненно, путь к нему долог и труден. Но необходим. Поэтому предметом особой гордости для словесника являются...