Методическая разработка урока по теме: «Развитие ядерной энергетики и влияние радиоактивных веществ на живые организмы»
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

Вашему вниманию предлагаю разработку урока, с использованием компьютерной презентации. Данный урок носит в основном информативный характер, поэтому может проводиться и в разных классах. На этом уроке учащимся рассказывается об основных этапах развития ядерной энергетики и влияние радиоактивных веществ на живые организмы.

Цели:На основе многочисленных достоверных фактов анализировать и привести выводы по следующим вопросам: Существует ли опасность мирного атома? Опасна ли атомная энергетика? Загрязнение окружающей среды АЭС. Последствия Чернобыльской и Японской катастрофы,показать причины воздействия радиации излучений на живую клетку, механизм воздействия и итоги действия радиоактивных излучений на живую клетку, организм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_teme.docx79.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока учителя МОУ МСОШ Мухиной В.В.

Вашему вниманию предлагаю разработку урока, с использованием компьютерной презентации. Данный урок носит в основном информативный характер, поэтому может проводиться и в разных классах. На этом уроке учащимся рассказывается об основных этапах развития ядерной энергетики и влияние радиоактивных веществ на живые организмы.

Методическая разработка урока по теме:

«Развитие ядерной энергетики и влияние

радиоактивных веществ на живые организмы»

 

         Цели: На основе многочисленных достоверных фактов анализировать и привести выводы по следующим вопросам: Существует ли опасность мирного атома? Опасна ли атомная энергетика? Загрязнение окружающей среды АЭС. Последствия Чернобыльской и Японской катастрофы, показать причины воздействия радиации излучений на живую клетку, механизм воздействия и итоги действия радиоактивных излучений на живую клетку, организм. 

           Оборудование: компьютер, видеопроектор, видеофильм «Радиация и жизнь», таблица дозиметрических величин и их единиц (демонстрационная), сводка о радиационном состоянии в районе АЭС.

Задачи: 

Воспитательные:

1.Самостоятельная организация учебной деятельности, владения навыками контроля и оценки своей деятельности, поиск и устранение причин возникших трудностей.

2.Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление.

Развивающие:

1.Развитие мышления и предметной речи, владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.

2.Расширение кругозора учащихся, формирование целостного представления о влиянии радиации на организм человека, основанного на приобретенных межпредметных компетенциях.

3.Повышение любознательности, стремление к использованию приобретенного на уроке опыта .

Материально-дидактическое оснащение:

- Презентация.

- Видиофильм.

Ход урока:

И твердит Природы голос:

В вашей власти, в вашей власти,

Чтобы все не раскололось

На бессмысленные части!

Л.Н.Мартынов

1.

                        Мотивация:

Вопрос: Почему людей так интересует радиационная обстановка?

Предполагаемый ответ: Люди боятся вредного воздействия радиоактивных излучений.

Постановка целей и задач урока:

Сегодня мы попробуем ответить на вопрос: « Как и почему воздействуют

 радиоактивные излучения на живой организм, что является источником радиации, когда её стоит бояться?»

Учитель: Энергетика – эта отрасль промышленности и народного хозяйства, занимающаяся получением, передачей, преобразованием и рациональным использованием энергии. От нее зависит состояние экономики любой страны.   Сегодня проблема энергоснабжения стала одной из приоритетных. Постигая законы природы и используя научно-технический прогресс в своей практической деятельности, человек становится все более могущественным. Современному человеку все под силу. Но технический прогресс имеет и оборотную, «теневую» сторону – возрастает ущерб, наносимый природе: загрязняется атмосфера, на поверхности морей и океанов появляется губительная для водной флоры и фауны пленки нефти, все меньше остается лесов, некоторые виды техники в состоянии уничтожить на Земле все живое, в том числе и человека. Поэтому в наше время как, никогда раньше, приобретают важность нравственные аспекты использование природных ресурсов. Вопросы экологии, разумного, бережного отношения человека к природе – среде своего обитания

С конца 1960-х годов начинается бум ядерной энергетики. В России имеется 10 атомных электростанций (АЭС), и практически все они расположены в густонаселенной европейской части страны. В 30-километровой зоне этих АЭС проживает более 4 млн. человек.

Ученик 1.Понедельников А. Презентация « Хотел бы я жить в близи АЭС»

               

              

Историческая справка:

Учитель: Однажды Беккерель взял у Пьера Кюри небольшое количество радия, заключённого в стеклянную трубочку, с тем, чтобы продемонстрировать его свойства студентам на лекции. Трубочку он положил в карман жилета. Несколько часов он проходил с радиевым препаратом. А спустя несколько дней обнаружил у себя на коже, в том месте, которое находилось против кармана, покраснение, напоминавшее своей формой трубочку с препаратом радия. Ещё через несколько дней Беккерель почувствовал сильную боль, кожа потрескалась, образовалась язва. Он вынужден был обратиться к врачу, который стал лечить его от ожога. Через два месяца рана зарубцевалась. ( М.И.Корсунский. Атомное ядро.)

Радиация! Радиация присутствовала на Земле и в космосе всегда. Знания рядового жителя планеты о влиянии радиации на живые организмы и на человека скудны и разбавлены мифами. Кто предупрежден, тот вооружен! Так вот о радиации и поговорим. Зачем? - скажете Вы. Конечно, опасность радиационного воздействия сейчас не такая высокая, но иметь первичные знания на наш взгляд необходимо каждому.

 Наглядный примером необходимости знаний о радиации и ее воздействии на организм человека показала авария на Чернобыльской АЭС. На тот момент необходимые знания имели только узкий ряд специалистов. Людей из Припяти начали эвакуировать спустя несколько суток, в Киеве не отменили парад. Все это время люди ничего не знали о том, что уже подвергаются невидимой опасности, особенно в Припяти. В обществе естественно стали ходить различные несуществующие слухи о радиации, например, наивно полагали, что смертельное воздействие радиации можно "гасить" водкой и спиртом. А необходимых знаний катастрофически не хватало. Не учитывалось воздействие вторичной радиации на организм человека. Ликвидаторы ЧАЭС при устранении последствий взрыва 4-ого энергоблока, разбросанные вокруг ТВЭЛы (тепловыводящие элементы, в которых происходило деления урана) хватали голыми руками, не зная что у них в руках смертельная опасность. Все написанное выше всего лишь небольшая часть того, что тогда происходило. Хотелось бы отдать должное всем Ликвидаторам, кто отправился тогда на ЧАЭС, отдали свои жизни и здоровье, не получив при этом практически никакой компенсации и признания от страны.
А в 1986 г произошла трагедия, последствия которой до сих пор, наводят ужас на мировую общественность – это катастрофа на Чернобыльской АЭС (СССР)

Ученик 2. Кучеренко Иван. Презентации « Чернобыльская АЭС и ее последствия»

Учитель: 11 марта 2011 года в 08:46 по московскому времени у берегов Японии произошло землетрясение магнитудой не менее 8,9. Эпицентр был расположен 130 километрах от побережья префектуры Мияги. Вскоре на берега Японии обрушилось мощное цунами, высота волн которого в некоторых местах составила десять метров. Обширное затопление привело к отключению света в миллионах домов, остановке ряда АЭС и другим происшествиям. Число жертв и пострадавших уточняется.

Ученица 3. Диденко Т. Презентация « Последствия землетрясения на Японской АЭС»

Учитель:

      Попробуем разобраться, в чём состоит воздействие на живой организм радиации.

  

                   

 Учитель: Воздействие на живые организмы ионизирующих излучений зависит от глубины проникновения и ионизирующей способности. Оно может быть как угнетающим, так и стимулирующим.

      Сообщение ученика об использовании облучений в сельском хозяйстве

 Ученик: Воздействие р/а излучений на растения сильно зависят от глубины проникновения в облучаемый объект и от ионизирующей способности излучения, т.к. ионизация служит катализатором дальнейших физико-химических реакций в клетках, что приводит к активизации или угнетению жизнедеятельности. Гамма- облучение клубней картофеля в дозах 1,5-3,0 Гр обеспечивает повышение урожая на 18-25%. Одновременно повышается содержание крахмала, белка, витамина С, т.е. картофель становится более вкусным и полезным. Для сохранения продуктов растениеводства применяют свойство ионизирующих излучений тормозить процессы роста и созревания. Так доза облучения 80-100 Гр позволяет сохранить картофель без прорастания и потери пищевой ценности от урожая до урожая при комнатной температуре. Созревание бананов и манго при транспортировке продлевается на 30-60 дней, если их подвергают облучению дозой 250 Гр, земляника не теряет товарного вида и качества 15 дней, а без облучения она не пригодна к реализации уже на второй день.

 Ученица Титаренко М. Презентация « Влияние радиации на живые организмы»                          

Радиация и жизнь (видеофильм)                           

              

 

Приложение 1.  Последствия облучения.

Расчет онкозаболеваемости после радиационной катастрофы в 1957 году на Южном Урале показал, что максимум заболеваний всеми формами рака ожидается  для мужчин в 2012 - 2020 гг. (через 55 - 63 года), для женщин - в 2016 – 2024гг.(через 49 - 67 лет).
Перечень становящихся известными отдаленных последствий облучения постоянно растет.

Радиационные нарушения передаются по наследству

Даже один радиоактивный атом может стать причиной мутации. Исследования второго - третьего поколений жертв ядерных бомбардировок в Хиросиме и Нагасаки, лиц, облученных в Южно-Уральской и Чернобыльской катастрофах и вокруг Семипалатинского полигона, современными молекулярно-генетическими методами обнаружили многочисленные передающиеся по наследству изменения в ДНК и хромосомах.

Вывод: на уроке мы узнали о вредном и полезном воздействии радиоактивных излучений на живую клетку и организмы, научились оценивать это действие количественно. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы: урок-конференция, 9 класс

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. 9 классТип урока: изучение нового материала, урок-конференцияВид урока: интегрированны...

исследовательский проект "Парадокс влияния химических веществ на живой организм"

Исследовательский проект разработан и внедрен ученицей 7 класса и стал результатом любознательности автора, которая задалась интересным вопросом и попыталась своим исследованием ответить на него....

Методическая разработка урока по теме: « Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»

Данная разработка показывает, какие приёмы технологии развития критического мышления можно использовать на уроках литературы....

Методическая разработка урока по теме «Ядерное оружие. Поражающие факторы ядерного взрыва».

Данная методическая разработка адресована преподавателям  Основ безопасности жизнедеятельности для обучающихся 1 курса учреждений среднего профессионального образования (для учащихся 10 класса)Пр...

Методическая разработка урока по теме: Уровни организации живого и основные свойства живых организмов""

Данный урок дает возможность расширить понимание обучающимися свойств живого; показать проявления признаков живого на разных уровнях организации; подчинение системы организации живого закону иерархии....