Рабочая программа по физике 11 класс
рабочая программа по физике (11 класс) по теме

Тимошенко Нурия Махамат - Галиевна

  

       Данная программа адресована учащимся 11 класса МБОУ СОШ № 5. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень), авторской программы «Физика. 10-11 классы» под редакцией В. С. Данюшенкова, О. В. Коршуновой, составленной на основе авторской программы  Г.Я.Мякишева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2012_11_kl_3_ch__kalendarnotem.docx27.89 КБ
Файл 2012_poyasn._fiz_11_kl.docx43.6 КБ
Файл 11_kl_3_ch_fiz_2012_tem.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ

(3 часа в неделю, 102 часа в год) 

Учебник: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев

Учитель: Тимошенко Нурия Махамат – Галиевна

№ урока

Содержание

(раздел, тема урока)

Кол-во час.

Сроки проведения

Наглядно - технич. оснащен.

Примеча

ния

план

факт

I.Основы электродинамики (продолжение) (13ч)

Глава 1. Магнитное поле (5 часов)

Урок 1/1.  

Взаимодействие токов. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции.

1

Урок 2/2.

Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. Лабораторная работа №1 по теме «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

Урок 3/3.

Решение задач по теме «Закон Ампера».

1

Урок 4/4.

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.

1

Урок 5/5.

Магнитные свойства вещества.

1

Глава 2. Электромагнитная индукция (8 часов)

Урок 6/1.

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток

1

Урок 7/2.

 Направление индукционного тока. Правило Ленца

1

Урок 8/3.

Лабораторная работа № 2 по теме  «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

Урок 9/4.

Закон электромагнитной индукции

1

Урок 10/5.

Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках

1

Урок 11/6.

Самоиндукция. Индуктивность

1

Урок 12/7.

Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле

1

Урок 13/8.

Контрольная работа №1 по теме «Электромагнитная индукция »

II. Колебания и волны (32 часа)

Глава 3.Механические колебания (7 часов)

Урок 14/1.

Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний

1

Урок 15/2.

Математический маятник. Динамика колебательного движения

1

Урок 16/3.

Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний

1

Урок 17/4.

Лабораторная работа № 3 по теме  «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» 

Урок 18/5.

Превращение энергии при гармонических колебаниях

1

Урок 19/6.

Решение задач по теме «Механические колебания»

1

Урок 20/7.

Вынужденные колебания. Резонанс.

Применение резонанса и борьба с ним

1

Глава 4. Электромагнитные колебания (11 часов)

Урок 21/1.

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания

1

Урок 22/2.

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями

1

Урок 23/3.

Уравнение, описывающее процесс в колебательном контуре.

Период свободных электрических колебаний

1

Урок 24/4.

Переменный электрический ток

1

Урок 25/5.

Активное сопротивление.

1

Урок 26/6.

Конденсатор в цепи переменного тока

1

Урок 27/7.

Катушка индуктивности в цепи переменного тока

1

Урок 28/8.

Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»

1

Урок 29/9.

Резонанс в электрической цепи

1

Урок 30/10

Генератор на транзисторе. Автоколебания

1

Урок 31/11

Контрольная работа №2 по теме «Электромагнитные колебания»

Глава 5. Производство, передача и использование электрической энергии (2 часа)

Урок 32/1.

Генерирование электрической энергии

1

Урок 33/2.

Трансформаторы. Производство, передача и использование электрической энергии

1

Глава 6. Механические волны (4часа)

Урок 34/1.

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны

1

Урок 35/2.

Уравнение бегущей волны

1

Урок 36/3.

Волны в среде. Звуковые волны

1

Урок 37/4.

Решение задач по теме «Механические волны»

1

Глава 7. Электромагнитные волны (8 часов)

Урок 38/1.

Электромагнитная волна. Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн

1

Урок 39/2.

Плотность потока электромагнитного излучения

1

Урок 40/3.

Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи. Амплитудная модуляция и детектирование

1

Урок 41/4.

Свойства электромагнитных волн

1

Урок 42/5.

Распространение радиоволн. Радиолокация

1

Урок 43/6.

Понятие о телевидении. Развитие средств связи

1

Урок 44/7.

Контрольная работа №3 по теме «Электромагнитные волны»

1

Урок 45/8.

Резерв

1

III.Оптика (34 часов)

Глава 8. Световые волны (25 часов)

Геометрическая оптика (14 часов)

Урок 46/1.

Развитие взглядов на природу света. Скорость света

1

Урок 47/2.

Принцип Гюйгенса. Закон отражения света

1

Урок 48/3.

Решение задач по теме «Законы отражения света»

1

Урок 49/4.

Лабораторная работа № 4 по теме  «Измерение показателя преломления стекла»

Урок 50/5.

Закон преломления света Призма.

1

Урок 51/6.

Полное внутреннее отражение.

1

Урок 52/7.

 Решение задач по теме «Законы отражения и преломления света»  

1

Урок 53/8.

Контрольная работа №4 по теме «Законы отражения и преломления света»

Урок 54/9.

Линза. Построение изображений в линзах

1

Урок 55/10

Получение изображения с помощью линзы.

1

Урок 56/11

Формула тонкой линзы. Увеличение линзы

1

Урок 57/12

Лабораторная работа № 5 по теме  «Определение оптической силы

линзы и фокусного расстояния собирающей линзы»

Урок 58/13

Решение задач по теме «Линзы. Формула тонкой линзы»

1

Урок 59/14

Контрольная работа№5 по теме «Линзы. Формула тонкой линзы. Построение изображений в линзах»

Глава 9. Волновая оптика (11 часов)

Урок 60/1.

Дисперсия света

1

Урок 61/2.

Интерференция механических волн

1

Урок 62/3.

Интерференция света. Когерентность.

1

Урок 63/4.

Решение задач по теме «Интерференция света»

1

Урок 64/5.

Дифракция механических и световых волн

1

Урок 65/6.

Дифракционная решетка.  Решение задач по теме «Дифракционная решетка»

1

Урок 66/7.

Лабораторная работа № 6 по теме  «Измерение длины световой волны»

Урок 67/8.

Лабораторная работа  №7 по теме «Наблюдение дифракции и интерференции света»

1

Урок 68/9.

Поляризация света. Поперечность световых волн и электромагнитная природа света

1

Урок 69/10

Решение задач по теме «Интерференция и дифракция света»

1

Урок 70/11

Контрольная работа №6 по теме «Интерференция и дифракция света»

Глава 10. Излучение и спектры (5 часов)

Урок 71/1.

Виды излучений. Источники света

1

Урок 72/2.

Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ. Лабораторная работа №8 по теме»Наблюдение линейчатых спектров»

1

Урок 73/3.

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.

1

Урок 74/4.

Рентгеновские лучи

1

Урок 75/5.

Шкала электромагнитных колебаний

1

Глава 11. Элементы теории относительности (4 часа)

Урок 76/1.

Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Относительность одновременности

1

Урок 77/2.

Основные следствия, вытекающие из постулатов теории относительности

1

Урок 78/3.

Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика

1

Урок 79/4.

Связь между массой и энергией

1

IV. Квантовая физика (22 часов)

Глава 12. Световые кванты (8 часов)

Урок 80/1.

Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект

1

Урок 81/2.

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Теория фотоэффекта

1

Урок 82/3.

Решение задач по теме «Фотоэффект»

1

Урок 83/4.

Фотоны. Опыты Лебедева  и Вавилова.

1

Урок 84/5.

Применение фотоэффекта

1

Урок 85/6.

Решение задач по теме «Фотоэффект»

1

Урок 86/7.

Контрольная работа №7 по теме «Световые кванты»

1

Урок 87/8

Резерв

Атом в атомное ядро (14 часов)

Глава 13. Атомная физика (2 часа)

Урок 88/1.

Строение атома. Опыты Резерфорда

1

Урок 89/2.

Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля.

1

Глава 14. Физика атомного ядра (8 часов)

Урок 90/1.

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. 

Урок 91/2.

Открытие радиоактивности. Альфа, бета - и гамма- излучения

1

Урок 92/3.

Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Период полураспада. Изотопы.

1

Урок 93/4.

Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Ядерные силы

1

Урок 94/5.

Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерные реакции.

1

Урок 95/6.

Энергетический выход ядерных реакций.

1

Урок 96/7. 

Деление ядер урана, Цепные ядерные реакции

Ядерный реактор Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии.

1

Урок 97/8. 

Контрольная работа №8 по теме «Физика атома и атомного ядра»

Глава 15.  Физика элементарных частиц. Единая физическая картина мира (1ч)

Урок 98/1

Значение физики для понимания  мира и развития производительных сил общества. Единая физическая картина мира.

1

Глава 16. Элементы развития Вселенной  (4 ч)

Урок 99/1

 Строение солнечной системы. Система «Земля-Луна».

1

Урок 100/2

Солнце - ближайшая к нам звезда.

1

Урок 101/3

Звезды и источники их энергии.

1

Урок102/4

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца,  галактик и звезд

1



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

Данный курс физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне обеспечивает общекультурный уровень подготовки учащихся, приоритетными целями на этом этапе обучения являются следующие:

  1. освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы»;

  1. овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно - научной информации;

  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения фи зических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к фи зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже нию образования и сознательному выбору профессии.

Физика как учебный предмет является основой естественно - научного образования, философии, естествознания и политехнической подготовки учащихся в условиях научно- технического прогресса.

Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта.

Обязательные результаты изучения курса «Физика»:

  1. реализация деятельностного и личностно – ориентированного подходов;
  2. освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
  3. овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

       Данная программа адресована учащимся 11 класса МБОУ СОШ № 5. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень), авторской программы «Физика. 10-11 классы» под редакцией В. С. Данюшенкова, О. В. Коршуновой, составленной на основе авторской программы  Г.Я.Мякишева.

Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным  минимумом содержания основного общего образования по физике». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса. Главная особенность программы заключается в том, что объединены механические и электромагнитные  колебания и волны. В результате облегчается изучение темы и демонстрируется еще один аспект единства природы. 

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа шире  образовательного стандарта, соблюдается преемственность с любым предыдущим курсом физики 7 - 9 класса, ее  отличает полнота представления содержания, краткость курса физики, отличаются простотой и доступностью изложения материала.

В предлагаемой программе представлены 6 основных разделов.

Курс начинается с темы «Основы электродинамики», основным содержанием  является взаимодействие токов, магнитные силы. Магнитное поле. Основные свойства магнитного поля. Вектор магнитной индукции Правило буравчика. Закон Ампера, Сила Ампера. Правило левой руки. Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Индуктивность. ЭДС самоиндукции. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

Затем в теме «Колебания и волны» учащиеся должны уметь объяснять работу колебательного контура, получение переменного тока и применение, уметь решать задачи по теме. 

Затем в разделе «Оптика»  учащиеся должны уметь объяснять природу возникновения световых явлений, определения скорости света, понимать смысл физических законов: принцип Гюйгенса, закон отражения света, закон преломления света, выполнять построение в плоском зеркале и линзе, выполнять измерение показателя преломления стекла. Понимать смысл физических явлений: дисперсия, интерференция, дифракция света.

Затем в разделе «Атомная физика» изучаются физические величины, характеризующие свойства фотона (масса, скорость, энергия, импульс), учащиеся должны знать законы фотоэффекта. Знать строение атома по Резерфорду, понимать квантовые постулаты Бора.

В разделе «Физика атомного ядра» изучаются такие понятия как «атом», «атомное ядро», «ядерные силы», «Энергия связи атомных ядер», «дефект масс», уметь решать задачи по теме. 

В разделе «Элементы развития Вселенной»  необходимо знать  строение Солнечной системы, описывать движение небесных тел, знать смысл понятий: планета, звезда, описывать Солнце как источник жизни на Земле, знать источники энергии и процессы, протекающие внутри Солнца.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

Классноурочная система

Лабораторные и практические занятия.

Применение мультимедийных  презентаций.

Решение экспериментальных задач.

Изменения, внесённые в авторскую программу Г.Я.Мякишева.  В связи с тем, что авторская программа рассчитана на 68 часов из расчета 34 рабочих недели, а в 2011-2012 г. выделен 1 ч школьного компонента, то программа составлена на 102 часа.

В связи с увеличением часов на прохождение программы возникла необходимость уменьшить генерализацию. Поэтому использованы названия тем уроков в соответствии с учебником Мякишева  Г.Я., Буховцев  Б.Б.   Физика 11 класс, 2010 и  названной программой.  

Эти 34 часа используются на решение задач, более глубокое изучение тем, а также в связи с тем, что не изучается астрономия, выделено 4 часа на изучение «Элементов развития Вселенной». Эти  34 часа и часы повторения  распределены следующим образом:

Тема «Основы электродинамики» увеличение на 4 часа с 9 до 13 ч, за счет увеличения главы 2 « Электромагнитная индукция» с 4 до 8 ч, а глава 1 «Магнитное поле» сохраняется изучение  5 ч.

Тема ««Колебания и волны»» вводится глава 3 «Механические колебания» увеличение на 7 часов с 0 до 7 ч, вводится глава 6 «Механические волны», увеличение на 4 ч с 0 до 4 ч,  в учебнике этот материал есть, и используется для проведения аналогий. В результате облегчается изучение темы и демонстрируется еще один аспект единства природы.

 Глава 4 «Электромагнитные  колебания» увеличение на 6 ч с 5 до 11 ч.

Тема «Волновая оптика» увеличение на 8 ч с 3 до 11 ч,

Глава «Излучение и спектры» увеличение на 1 ч с 4 до 5 ч.

Тема «Элементы теории относительности» увеличение на 1 час с 3 до 4 часов.

Тема «Световые кванты» увеличение на 6 часов с 2 до 8 часов.

Тема «Физика атомного ядра» увеличение на 2 часа с 6 до 8 часов.

Тема «Элементы развития Вселенной» уменьшение на 3 ч  с 7 до 4 часов, за счет объединения тем.

Рабочая программа рассчитана на         102 часа в год (3 часа в неделю из расчёта 34 рабочих недели).

Срок реализации  программы: один год.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации образовательного процесса:

Индивидуально-обособленная

Фронтальная

Коллективная

Работа в парах

Групповая

Методы:

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или    эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

Технологии обучения:

Развивающего обучения

Личностно ориентированного         образования

Игровые

Информационные

Деятельностного метода

ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И

ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

 тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.

Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем,  равно 8.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

Для выполнения этой программы         рекомендуются учебники Мякишев  Г.Я., Буховцев     Физика 11 класс, 2010

Этот учебник включают весь необходимый теоретический материал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличаются простотой и доступностью изложения материала.

Каждая глава и раздел курса посвящены той или иной фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять законы физики на практике.

При определении последовательности и глубины изложения материала в учебниках учитывались, в частности, традиции советской школы, а также необходимость соблюдения внутрипредметных связей и соответствия между объективной сложностью каждого конкретного вопроса и возможностью его восприятия учащимися данного возраста.

В помощь учителю для каждого класса разработано «Тематическое и поурочное планирование»: для 11 класса — А.В.Авдеева, А.Б.Долицкий к учебникам под редакцией  Г.Я. Мякишева, «Дрофа», Москва  2009 , И.И. Мокрова Поурочные планы по учебнику Г.Я.Мякишева и др., Волгоград «учитель АСТ»,2008

Тесты для 7-11 классов Ю.С. Куперштейна могут быть использованы при подготовке к сдаче экзамена в системе ЕГЭ.

 Сборник  Р.Д. Минькова и Л.К. Свиридова «Проверочные задания по физике в 7- 11 классах средней школы» содержит расчетные, качественные, графические и экспериментальные задачи, определенные требованиями  программы общеобразовательной школы к основным знаниям и умениям учащихся и систематизированные по уровню сложности, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к выявлению знаний и умений, облегчения работы учителя при организации итогового контроля.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Основы электродинамики

Магнитное поле

1.1-1.5. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитная индукция

2.1-2.6. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Наблюдение действия магнитного поля на ток.
  2. Изучение явления электромагнитной индукции.

Колебания и волны

3.1-3.6. Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

4.1-4.10. Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических  колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.

5.1-5.2. Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

6.1-6.4. Механические волны. Продольные и поперечные волны Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

7.1-7.7. Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Оптика

8.1.-8.10. Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Их разрешающая способность. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения.

9.1- 9.8. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света.

10.1-10.5.  Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение показателя преломления стекла.
  2. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
  3. Измерение длины световой волны.
  4. Наблюдение интерференции и дифракции света.
  5. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Основы специальной теории относительности

11.1-11.4. Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.

Квантовая физика

12.1-12.7. Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

13.1-13.2. Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

14.1-14.7. Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический характер процессов в микромире. Античастицы.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Изучение треков заряженных частиц.

16.1-16.4. Строение и эволюция Вселенной

Строение Солнечной системы. Система Земля—Луна. Солнце — ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

15.1. Значение физики для понимания мира и развития производительных сил

Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая револю ция. Физика и культура.

 Фронтальная лабораторная работа

  1. Моделирование траекторий космических аппаратов с помощью компьютера.

Обобщающее повторение

           Лабораторный практикум

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ

Список  контрольных работ:

Контрольная работа №1 по теме «Электромагнитная индукция »

Контрольная работа №2 по теме «Электромагнитные колебания»

Контрольная работа №3 по теме «Электромагнитные волны»

Контрольная работа №4 по теме «Законы отражения и преломления света»

Контрольная работа№5 по теме «Линзы. Формула тонкой линзы. Построение изображений в линзах»

Контрольная работа №6 по теме «Интерференция и дифракция света»

Контрольная работа №7 по теме «Световые кванты»

Контрольная работа №8 по теме «Физика атома и атомного ядра»

Кроме того, для текущего контроля знаний учащихся предусмотрено проведение  самостоятельных и тестовых работ, занимающих  от 10 до 25 минут.

Список лабораторных работ:

Лабораторная работа №1 по теме «Наблюдение действия магнитного поля на ток» 

Лабораторная работа № 2 по теме  «Изучение явления электромагнитной индукции»

Лабораторная работа № 3 по теме «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»

Лабораторная работа № 4 по теме  «Измерение показателя преломления стекла»

Лабораторная работа № 5 по теме  «Определение оптической силы линзы и фокусного расстояния собирающей линзы»

Лабораторная работа № 6 по теме  «Измерение длины световой волны»

Лабораторная работа  №7 по теме «Наблюдение дифракции и интерференции света»

Лабораторная работа №8 по теме «Наблюдение линейчатых спектров»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  1. смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  2. смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  3. смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  4. вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

  1. описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  2. отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать неизвестные ещё явления;
  3. приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  4. воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  2. оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  3. рационального природопользования и защиты окружающей среды.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и

недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для

оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

 

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной   части  таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

Критерии оценивания расчетной задачи.

Решение каждой задачи оценивается,  исходя из критериев, приведенных в таблице

Качество решения

Оценка

Правильное решение задачи:

5

получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях;

отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;

задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.

4

Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями)

Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.

3

Грубые ошибки в исходных уравнениях.

2

УЧЕБНОЕ  И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

для учащихся:

-Учебник Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев «Физика. 11 класс, Москва, Просвещение, 2010

-ЕГЭ: 2010: Физика / авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель,

Олимпиадные задачи по физике / С.Б. Вениг и др. – М.: Вентана – Граф, 2007.

- Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – М.: Илекса, 2008.

- Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 – 11 классы: Пособие для общеобразовательных  учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

-А.П.Рымкевич «Сборник задач по физике для 9-11 классов средней школы» Москва «Просвещение» 1992 и последующие годы

для учителя: 

-Учебник Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев «Физика. 11 класс, Москва, Просвещение, 2010

  1. ЕГЭ: 2010: Физика / авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель,
  2. - Олимпиадные задачи по физике / С.Б. Вениг и др. – М.: Вентана – Граф, 2007.

  1. - Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных  учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.

  1. - Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – М.: Илекса, 2008.

  1. - Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 – 11 классы: Пособие для общеобразовательных  учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

А.В.Авдеева, А.Б.Долицкий Тематическое и поурочное планирование 10 класс к учебникам под редакцией  Г.Я. Мякишева, «Дрофа», Москва  2003

 И.И. Мокрова Поурочные планы по учебнику Г.Я.Мякишева и др., Волгоград «учитель АСТ»,2005

А.П.Рымкевич «Сборник задач по физике для 9-11 классов средней школы» Москва «Просвещение» 1992 и последующие годы

Тулькибаева Н.Н., Пушкарев А.Э. ЕГЭ. Физика. Тестовые задания. 10-11 класс. - М.: Просвещение. 2004.



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕ

(3 часа в неделю, 102 часа в год) 

Учебник: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев

Учитель: Тимошенко Нурия Махамат – Галиевна

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Лабораторные

работы

контрольные работы

I.Основы электродинамики (продолжение) (13ч)

Глава 1. Магнитное поле (5 часов)

1.1

Взаимодействие токов. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции.

1

1.2

Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. 

1

1.3

Решение задач по теме «Закон Ампера».

1

1.4

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.

1

1.5

Магнитные свойства вещества.

1

Глава 2. Электромагнитная индукция (8 часов)

2.1

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток

1

2.2

 Направление индукционного потока. Правило Ленца

1

1

2.3

Закон электромагнитной индукции

1

2.4

Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках

1

2.5

Самоиндукция. Индуктивность

1

2.6

Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле

1

1

II. Колебания и волны (32 часа)

Глава 3.Механические колебания (7 часов)

3.1

Свободные и вынужденные колебания.

Условия возникновения свободных колебаний

1

3.2

Математический маятник. Динамика колебательного движения

1

3.3

Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний

1

1

3.4

Превращение энергии при гармонических колебаниях

1

3.5

Решение задач по теме «механические колебания»

1

3.6

Вынужденные колебания. Резонанс. Применение резонанса и борьба с ним

1

Глава 4. Электромагнитные колебания (11 часов)

4.1

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания

1

4.2

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями

1

4.3

Уравнение, описывающее процесс в колебательном контуре.

Период свободных электрических колебаний

1

4.4

Переменный электрический ток

1

4.5

Активное сопротивление.

1

4.6

Конденсатор в цепи переменного тока

1

4.7

Катушка индуктивности в цепи переменного тока

1

4.8

Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»

1

4.9

Резонанс в электрической цепи

1

4.10

Генератор на транзисторе. Автоколебания

1

1

Глава 5.Производство, передача и использование электрической энергии (2 часа)

5.1

Генерирование электрической энергии

1

5.2

Трансформаторы. Производство, передача и использование электрической энергии

1

Глава 6.Механические волны (4часа)

6.1

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны

1

6.2

Уравнение бегущей волны

1

6.3

Волны в среде. Звуковые волны

1

6.4

Решение задач по теме «Механические волны»

1

Глава 7. Электромагнитные волны (8 часов)

7.1

Электромагнитная волна. Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн

1

7.2

Плотность потока электромагнитного излучения

1

7.3

Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи. Амплитудная модуляция и детектирование

1

7.4

Свойства электромагнитных волн

1

7.5

Распространение радиоволн. Радиолокация

1

7.6

Понятие о телевидении. Развитие средств связи

1

7.7

Резерв

1

1

III.Оптика (34 часов)

Глава 8. Световые волны (25 часов)

Геометрическая оптика (14 часов)

8.1

Развитие взглядов на природу света. Скорость света

1

8.2

Принцип Гюйгенса. Закон отражения света

1

8.3

Решение задач по теме «Законы отражения света»

1

8.4

Закон преломления света. Призма.

1

1

8.5

Полное внутреннее отражение.

1

8.6

 Решение задач по теме «Законы отражения и преломления света»  

1

1

8.7

Линза. Построение изображений в линзах

1

8.8

Получение изображения с помощью линзы.

1

8.9

Формула тонкой линзы. Увеличение линзы

1

1

8.10

Решение задач по теме «Линзы. Формула тонкой линзы»

1

1

Глава 9. Волновая оптика (11 часов)

9.1

Дисперсия света

1

9.2

Интерференция механических волн

1

9.3

Интерференция света. Когерентность.

1

9.4

Решение задач по теме «Интерференция света»

1

9.5

Дифракция механических и световых волн

1

9.6

Дифракционная решетка.  Решение задач по теме «Дифракционная решетка»

1

2

9.7

Поляризация света. Поперечность световых волн и электромагнитная природа света

1

9.8

Решение задач по теме «Интерференция и дифракция света»

1

Глава 10. Излучение и спектры (5 часов)

10.1

Виды излучений. Источники света

1

10.2

Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ

1

10.3

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.

1

10.4

Рентгеновские лучи

1

10.5

Шкала электромагнитных волн.

1

Глава 11. Элементы теории относительности (4 часа)

11.1

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света.

1

11.2

Основные следствия, вытекающие из постулатов теории относительности

1

11.3

Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика

1

11.4

Связь между массой и энергией

1

IV. Квантовая физика (22 часов)

Глава 12. Световые кванты (8 часов)

12.1

Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект

1

12.2

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Теория фотоэффекта

1

12.3

Решение задач по теме «Фотоэффект»

1

12.4

Фотоны. Опыты Лебедева  и Вавилова.

1

12.5

Применение фотоэффекта

1

12.6

Решение задач по теме «Фотоэффект»

1

12.7

Резерв

1

1

Атом в атомное ядро (14 часов)

Глава 13. Атомная физика (2 часа)

13.1

Строение атома. Опыты Резерфорда

1

13.2

Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля.

1

Глава 14. Физика атомного ядра (8 часов)

14.1

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. 

1

14.2

Открытие радиоактивности. Альфа, бета - и гамма- излучения

1

14.3

Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Период полураспада. Изотопы.

1

14.4

Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Ядерные силы

1

14.5

Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерные реакции.

1

14.6

Энергетический выход ядерных реакций.

1

14.7

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции

Ядерный реактор Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии.

1

1

Глава 15.  Физика элементарных частиц. Единая физическая картина мира (1ч)

15.1

 Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. Единая физическая картина мира.

1

Глава 16. Элементы развития Вселенной  (4 ч)

16.1

 Строение солнечной системы. Система «Земля-Луна».

1

16.2

Солнце - ближайшая к нам звезда.

1

16.3

Звезды и источники их энергии.

1

16.4

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца,  галактик и звезд

1

Итог

102

8

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...