Рабочая программа по физике 7 класс (кал.-тем. планирование, тем. планир., пояснит. записка)
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) по теме

Тимошенко Нурия Махамат - Галиевна

Данная рабочая программа адресована учащимся 7 класса МБОУ СОШ № 5. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования для общеобразовательных     учреждений: «Физика» 7-9 класс (базовый уровень) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина.Календарно-тематическое планирование по физике 7 класс к учебнику А. В. Перышкин  . .  .      ....... ....

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИКЕ 7 КЛАСС

 (2 ч в неделю, 68 ч в год)

Учебник: А.В. Перышкин

Учитель: Тимошенко Н.Г.

№ урока

Содержание

(раздел, тема урока)

Кол-во час.

Сроки проведения

Наглядно техническое оснащение

Приме

чания

план

факт

Тема №1 «Введение» (4 ч)

1/1

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1

01.09-04.09.11

МП

2/2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

1

05.09-11.09.11

3/3

Лабораторная работа № 1 по теме «Определение цены деления измерительного прибора»

1

05.09-11.09.11

ЭОР

4/4

Роль науки в познании природы.

1

12.09-18.09

Тема №2 «Первоначальные сведения о строении вещества» (6 ч)

5/1

Строение вещества. Молекулы.

1

12.09-18.09

6/2

Лабораторная работа № 2 по теме «Измерение размеров малых тел»

1

19.09—25.09

ЭОР

7/3

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

19.09—25.09

8/4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

26.09-02.10

9/5

Три состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

1

26.09-02.10

МП

10/6

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

1

3.10-09.10

Тема № 3 «Взаимодействие тел» (21 ч)

11/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

3.10-09.10

МП

12/2

Скорость. Единицы скорости.

1

10.10-16.10

13/3

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

1

10.10-16.10

14/4

Явление инерции. Решение задач.

1

17.10-23.10

15/5

Взаимодействие тел.

1

17.10-23.10

16/6

Масса. Единицы массы. Измерение массы тела на рычажных весах.

1

24.10- 30.10

17/7

Лабораторная работа № 3 по теме «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

24.10- 30.10

ЭОР

18/8

Лабораторная работа № 4 по теме «Измерение объема тела»

1

08.11-13.11

ЭОР

19/9

Плотность вещества.

1

08.11-13.11

20/10

Лабораторная работа № 5 по теме «Определение плотности  твердого тела»

1

14.11-20.11

ЭОР

21/11

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

14.11-20.11

22/12

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

21.11-27.11

23/13

Контрольная работа № 1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

1

21.11-27.11

24/14

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

МП

25/15

Сила упругости. Закон Гука.

1

28.11-04.12

МП

26/16

Вес тела.

1

28.11-04.12

МП

27/17

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

5.12-11.12

МП

28/18

Динамометр.  Лабораторная работа № 6 по теме «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

5.12-11.12

ЭОР

29/19

Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сил.

1

12.12-18.12

МП

30/20

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.

1

12.12-18.12

МП

31/21

Трение в природе и технике.  Контрольная работа № 2 по теме «Сила.  Равнодействующая сил»

1

19.12-25.12

Тема №4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (22 ч)

32/1

Давление. Единицы давления.

1

26.12-30.12

МП

33/2

Способы уменьшения и увеличения давления.

1

26.12-30.12

МП

34/3

Давление газа. Закон Паскаля.

1

9.01-15.01.12

МП

35/4

Давление в жидкости и газе.  Контрольная работа № 3 по теме «Давление. Закон Паскаля»

1

9.01-15.01.12

МП

36/5

Расчет давления на дно и стенки сосуда.

1

16.01-22.01

МП

37/6

Сообщающиеся сосуды. Решение задач.

1

16.01-22.01

МП

38/7

Вес воздуха. Атмосферное давление.  Почему существует воздушная оболочка Земли.

1

23.01-29.01

МП

39/8

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на разных высотах.

1

23.01-29.01

МП

40/9

Решение задач (с  использованием формулы p=, на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атм. давление).

1

30.01-05.02

41/10

Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1

30.01-05.02

МП

42/11

Контрольная работа № 4 по теме «Давление в жидкости и газе»

1

06.02-12.02

43/12

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

06.02-12.02

МП

44/14

Архимедова сила. Закон Архимеда.

1

13.02-19.02

МП

45/14

Лабораторная работа № 7 по теме «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

13.02-19.02

ЭОР

46/15

Плавание тел.

1

20.02-26.02

МП

47/16

Лабораторная работа № 8 по теме «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1

20.02-26.02

ЭОР

48/17

Решение задач (на определение арх. силы и условия плавания тел)

1

27.02-04.03

49/18

Плавание судов. Воздухоплавание.

1

27.02-04.03

МП

ЭОР

50/19

Повторение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

05.03-11.03

51/20

Контрольная работа № 5 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

05.03-11.03

52/21

53/22

Резерв

2

12.03-18.03

12.03-18.03

Тема №5 «Работа, мощность, энергия» (12 ч)

12.03-18.03

54/1

Механическая работа.

1

19.03-24.03

МП

55/2

Мощность.

1

19.03-24.03

МП

56/3

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

02.04-08.04

МП

57/4

Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.  

1

09.04-15.04

МП

58/5

Лабораторная работа №9 по теме «Выяснение условия равновесия рычага»

1

09.04-15.04

ЭОР

59/6

Применение  закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики»

1

16.04-22.04

МП

60/7

Решение задач на «Золотое правило механики»

1

16.04-22.04

61/8

КПД механизмов.

 Лабораторная работа №10 по теме «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

23.04-29.04

МП

ЭОР

62/9

Решение задач на определение КПД простых механизмов.

1

23.04-29.04

63/10

Энергия. Потенциальная и кинетическая  энергия. Контрольная работа № 6 по теме «Работа и мощность»

1

30.04-06.05

МП

64/11

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

1

07.05-13.05

МП

65/12

Годовая контрольная работа

1

07.05-13.05

66

Резерв

1

14.05-20.05

67

Резерв

1

14.05-20.05

68

Резерв

1

21.05-27.05



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

Данный курс физики обеспечивает общекультурный уровень подготовки учащихся, приоритетными целями на этом этапе обучения являются следующие:

  1. создание условий для ознакомления учащихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах;
  2.  создание условий для формирования научного миропонимания и развитию мышления учащихся.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

В задачи обучения физики входит создание условий для:

  1.  ознакомления учащихся с основами физической науки, с её основными понятиями, законами, теориями,  методами физической науки: с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике и технологии:

  1. усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;

  1. развития мышления учащихся, для развития у них умений самостоятельно приобретать и применять знания,  наблюдать и объяснять физические явления;

  1. формирования умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, пользоваться дедукцией, индукцией, методами аналогий и идеализации;

  1. развития у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (электрического и теоретического,  логического и интуитивного), памяти, речи, воображения;
  2. формирования и развития типологических свойств личности: общих способностей, самостоятельности, коммуникативности, критичности;

  1. развития способностей и интереса к физике;для развития мотивов учения.

Физика как учебный предмет является основой естественно - научного образования, философии, естествознания и политехнической подготовки учащихся в условиях научно- технического прогресса.

Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта. Курс физики для основной школы направлен на формирование у учащихся основной школы достаточные представления о физической картине мира,  а также подготовить их к выбору профиля дальнейшего обучения.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

       Данная программа адресована учащимся 7 класса МБОУ СОШ № 5. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования для общеобразовательных     учреждений: «Физика» 7-9 класс (базовый уровень) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина.

            Выбор         авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана         в соответствии с «Обязательным  минимумом содержания основного общего образования по физике». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса. Отличительной особенностью данной программы является то, что программа шире  образовательного стандарта, соблюдается преемственность с любым курсом физики 7 - 9 класса, ее  отличает полнота представления содержания, краткость курса физики, отличаются простотой и доступностью изложения материала.

В предлагаемой программе представлены два раздела:         «Вводный курс» и «Основной курс».

Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нём дается представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие вокруг), рассматриваются теоретический и экспериментальный         методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теория).

Затем изучается тема «Первоначальные сведения о строении вещества». В ней рассматриваются основные положения  молекулярно-кинетической теории, которые затем используются при объяснении тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел.

Затем изучаются явления макромира,  объяснение которых не         требует привлечения знаний о строении вещества в теме «Взаимодействие тел». В нем учащиеся знакомятся с механическим движением и взаимодействием самых разных тел. Основное внимание  уделяется поступательному движению и различным силам.

Тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов» знакомит учащихся с физической величиной, называемой давление, с давлением жидкости и газа, законом Паскаля,  силой Архимеда, с плавлением тел.

Затем в теме «Работа и мощность» учащиеся изучают механическую работу, мощность, простые механизмы, КПД механизмов, потенциальную и кинетическую энергии.

 В конце курса несколько уроков посвящается  обобщению и систематизации знаний учащихся.

Изменения, внесённые в авторскую программу Е.М. Гутника, А. В. Перышкина. В связи с тем, что авторская программа рассчитана на 70 часов из расчёта 35 рабочих недель, в рабочей программе  предусмотрено сокращение на 2 часа, т.к. продолжительность учебного года составляет 34 недели:

  1. давление твердых тел, жидкостей и газов- 2 ч
  2. работа и мощность - 1 ч

Тема «Первоначальные сведения о строении вещества» увеличена на 1 час

Также сохранено 5 часов предусмотренного резерва (на непредвиденные потери часов): карантин; курсовая подготовка и т. д.

Рабочая программа рассчитана на         68 часов в год (2 часа в неделю из расчёта 34 рабочих недели).

Срок реализации  программы: один год.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации образовательного процесса:

Индивидуально-обособленная

Фронтальная

Коллективная

Работа в парах

Групповая

Методы:

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или    эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

Технологии обучения:

Развивающего обучения

Личностно ориентированного         образования

Игровые

Информационные

Деятельностного метода

ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И

ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

 тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.

 Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем,  равно 6 и 1 итоговая годовая контрольная работа.

   

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

Для выполнения этой программы         рекомендуются учебники А. В.  Перышкина «Физика. 7класс. Этот учебник включают весь необходимый теоретический материал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличаются простотойи доступностью изложения материала.

Каждая глава и раздел курса посвящены той или иной фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять законы физики на практике.

При определении последовательности и глубины изложения материала в учебниках учитывались, в частности, традиции советской школы, а также необходимость соблюдения внутрипредметных связей и соответствия между объективной сложностью каждого конкретного вопроса и возможностью его восприятия учащимися данного возраста.

В помощь учителю для каждого класса разработано «Тематическое и поурочное планирование»: для 7 класса — Е. М. Гутник и Е. В. Рыбаковой.

 Дидактические карточки-задания для 7. (авторы М. А. Ушаков, К. М. Ушаков), дидактические материалы по физике для 7 классов (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон) и тесты для 7 класса (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) способствуют более глубокому усвоению изучаемого материала.

Рабочая тетрадь для учащихся 7 класса (авторы Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов) поможет организовать самостоятель ную работу школьников в классе и дома.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Физика и физические методы изучения природы

Физика-наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешность измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Роль математики в развитии физики. Физика и техника.

Демонстрации:

Примеры механических, тепловых, электрических, световых явлений

Физические приборы

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

Тепловые явления. Первоначальные сведения о строении вещества.

     Строение вещества.  Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения  твердых тел, жидкостей и газов и объяснение их свойств на основе этих моделей.

Демонстрации:

Сжимаемость газов

Диффузия в газах и жидкостях

Модель броуновского движения

Сцепление свинцовых цилиндров

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел

Механические явления

Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Явление инерции. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. Сила упругости.  Методы измерения сил. Сила тяжести. Вес тела. Силы трения.

Момент силы. Условие равновесия рычага.

Работа. Мощность Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД. Методы измерения работы, мощности, энергии.

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Демонстрации:

Равномерное прямолинейное  движение

Относительность движения

Явление инерции

Взаимодействие тел

Зависимость силы упругости от деформации пружины

Сила трения

Превращение механической энергии из одной формы в другую

Зависимость давления твердого   тела  от площади  опоры и  приложенной силы

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс

Простые механизмы

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Лабораторная работа №4  «Измерение объема  тела»

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела»

Лабораторная работа №6  «Градуирование  пружины и измерение сил динамометром»

Лабораторная работа №7  «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Лабораторная работа №8  «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага»

Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ

Список  контрольных работ:

Контрольная работа № 1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

Контрольная работа № 2 по теме «Сила.  Равнодействующая сил» 

Контрольная работа № 3 по теме «Давление. Закон Паскаля»

Контрольная работа № 4 по теме «Давление в жидкости и газе»

Контрольная работа № 5 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Контрольная работа № 6 по теме «Работа и мощность» 

Годовая контрольная работа 

Кроме того, для текущего контроля знаний учащихся предусмотрено проведение  самостоятельных и тестовых работ, занимающих  от 10 до 25 минут.

Список лабораторных работ:

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел»

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Лабораторная работа №4  «Измерение объема  тела»

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела»

Лабораторная работа №6  «Градуирование  пружины и измерение сил динамометром»

Лабораторная работа №7  «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Лабораторная работа №8  «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага»

Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Требования к уровню подготовки

     В результате изучении курса физики 7 класса ученик должен:

Знать / понимать:

Смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие

Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, энергия, КПД.

Смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.

  Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и  газами, диффузию.

Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления.

Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на их основе зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления.

Выражать результаты измерений и расчетов в  единицах Международной системы

Приводить примеры практического использования знаний о  механических явлениях

Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания  с использованием различных источников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Критерии оценивания  выполнения практических работ по предметам.

Лабораторные работы. Оценка “5” ставится, если ученик:

1) правильно определил цель работы;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Лабораторные работы. Оценка “4” ставится, если ученик выполнил требования к оценке “5”, но:

опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

или было допущено два-три недочета;

или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

или эксперимент проведен не полностью;

или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Лабораторные работы. Оценка “3” ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Лабораторные работы. Оценка “2” ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”;

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Лабораторные работы. Оценка “1” ставится, если ученик:

1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Примечание.

1. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.

Устный  ответ. Оценка «5» ставится,   если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного мате риала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать меж предметные  (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической после довательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Устный  ответ. Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Устный  ответ. Оценка "3" ставится, если ученик:

усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учи теля, допуская одну-две грубые ошибки.

Устный  ответ. Оценка "2" ставится, если ученик:

не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

не делает выводов и обобщений.

не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу:

или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Устный  ответ. Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

Примечание.

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Контрольные работы. Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Контрольные работы. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2.  или не более двух недочетов.

Контрольные работы. Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одною недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Контрольные работы.  Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка"3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Контрольные работы. Оценка "1" ставится, если ученик:

1. не приступал к выполнению работы;

2.  или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той,  которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

УЧЕБНОЕ  И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

для учащихся:

Перышкин А.В. Физика 7 . - М.: Дрофа, 2010  

Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9», - М., "Просвещение", 2010.

Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 8 класс", - М.,     "Илекса", Харьков "Гимназия", 2009.

для учителя: 

Тульчинский М.Е. "Качественные задачи по физике 6-7 класс", - М., "Просвещение", 1976.. Гутник Е.М. и др. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7 класс. Методические рекомендации и варианты контрольных работ. - М: Дрофа, 2002.

Коровин В.А. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике - М: Дрофа, 2001.

Лукашик В.И. Сборник задач по физике. Учебное пособие для 7-9 кл. - М: Просвеще ние, 2007, 2008.

Перышкин А.В. Физика. 7 кл.- М; Дрофа, 2002.

Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике. М.;Просвещение,1986

Дидактический материал (тесты). Пособие для учителя. - М:    Просвещение, 1986 и последние издания.

Чеботарева А.В. Тесты по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 кл.» - М: Издательство «Экзамен», 2008.

Н.К.Ханнанов, Т.А. Ханнанова «Физика. Тесты.7 класс» М.; Дрофа, 2005

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Список литературы

Литература для учащихся:



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИКЕ 7 КЛАСС

 (2 ч в неделю, 68 ч в год)

Учебник: А.В. Перышкин

Учитель: Тимошенко Н.Г.

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Лабораторные

работы

контрольные работы

Тема №1 «Введение» (4 ч)

1.1

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1

1.2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

1

1

1.3

Роль науки в познании природы.

1

Тема №2 «Первоначальные сведения о строении вещества» (6 ч)

2.1

Строение вещества. Молекулы.

1

1

2.2

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

2.3

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

2.4

Три состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

1

2.5

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

1

Тема № 3 «Взаимодействие тел» (21 ч)

3.1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

3.2

Скорость. Единицы скорости.

1

3.3

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

1

3.4

Явление инерции. Решение задач.

1

3.5

Взаимодействие тел.

1

3.6

Масса. Единицы массы. Измерение массы тела на рычажных весах.

1

2

3.7

Плотность вещества.

1

1

3.8

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

3.9

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

1

3.10

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

3.11

Сила упругости. Закон Гука.

1

3.12

Вес тела.

1

3.13

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

3.14

Динамометр.  

1

3.15

Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сил.

1

3.16

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.

1

1

3.17

Трение в природе и технике.  

Тема №4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (22 ч)

4.1

Давление. Единицы давления.

1

4.2

Способы уменьшения и увеличения давления.

1

4.3

Давление газа. Закон Паскаля.

1

4.4

Давление в жидкости и газе.  

1

4.5

Расчет давления на дно и стенки сосуда.

1

4.6

Сообщающиеся сосуды. Решение задач.

1

4.7

Вес воздуха. Атмосферное давление.  Почему существует воздушная оболочка Земли.

1

4.8

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на разных высотах.

1

4.9

Решение задач (с  использованием формулы p=, на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атм. давление).

1

4.10

Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1

1

4.11

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

4.12

Архимедова сила. Закон Архимеда.

1

4.13

Плавание тел.

1

2

4.14

Решение задач (на определение арх. силы и условия плавания тел)

1

4.15

Плавание судов. Воздухоплавание.

1

4.16

Повторение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

1

Резерв

2

Тема № 5 «Работа, мощность, энергия» (12 ч)

5.1

Механическая работа.

1

5.2

Мощность.

1

5.3

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

5.4, 5.5

Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.  

1

1

5.6

Применение  закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики»

1

5.7

Решение задач на «Золотое правило механики»

1

5.8

КПД механизмов.

1

5.9

Решение задач на определение КПД простых механизмов.

1

5.10

Энергия. Потенциальная и кинетическая  энергия.

1

5.11,5.12

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

1

1

Резерв

5

Итог

68

10

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе

Пояснительная записка к рабочей программе курса физики в 7 классе....

Пояснительная записка к рабочей программе «Литература» 10 класс

Пояснительная записка к рабочей программе и тематическое планирование по литературе 10 класс по программе Г.С.Меркина...

пояснительная записка к рабочей программе по физике 7 класс

Данный документ содержит пояснительнюю записку к рабочей программе по физике 7 класс (учебник под редакцией Шахмаева)...

пояснительная записка к рабочей программе по физике 7 класс

Данный документ содержит пояснительнюю записку к рабочей программе по физике 7 класс (учебник под редакцией Шахмаева)...

Рабочие программы по физике 10-11 кл с пояснительными записками

Рабочая программа  10 , 11 класс (автор Мякмшев) относится к учебно- методическим пособиям. В данной программе расписаны: типы уроков, виды деятельности, критерии оценивания  и т.д....

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по физике 7-9 класс

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по физике 7-9 класс...