доклад Формирование ключевых компетенций на уроках физики
статья по физике по теме

В данной работе автор рассказывает о формировании ключевых компетенций при обучении физики в средней общеобразовательной школе.Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, государственно-мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу страны, инициативного, самостоятельного, просвещённого, зрелого в суждениях, способного получать высшее образование.
Что же такое компетенция? Компетенция (по Хуторскому А.В.) – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика). Ключевые компетенции  включают в себя умение выполнять целостное, понятное, грамотное действие, решать реальную ситуацию, задачу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках физики

МБОУ «СОШ№19 с УИОП»

Учитель физики Солдатова В.М.

В последние годы по-новому формулируются цели образования и воспитания: школа должна не только повышать интеллектуальный потенциал страны, но и создавать условия для формирования из каждого свободной, творческой, критически мыслящей личности, способной осознать и развивать свои задатки склонности, находить своё место в жизни.

Для успешной социальной адаптации человека в современном обществе ему нужны не только глубокие научные знания, но и умения творчески применять их на практике, в повседневной жизни.

Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, государственно-мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу страны, инициативного, самостоятельного, просвещённого, зрелого в суждениях, способного получать высшее образование.

Что же такое компетенция? Компетенция (по Хуторскому А.В.) – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика). Ключевые компетенции  включают в себя умение выполнять целостное, понятное, грамотное действие, решать реальную ситуацию, задачу.

На уроках физики и в повседневной жизни учащиеся встречаются со многими явлениями, но обычно не задумываются над их объяснением – настолько они привычны. Аристотель заметил, что «ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле». Курс физики должен быть построен на использовании разнообразных методик обучения, направленных на способ восхождения от абстрактного к конкретному. Согласно этому- цели изучения курса физики – выработка компетенций:

1) общеобразовательных:

-умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

-умения использовать элементы причинно-следственного анализа, определять сущностные характеристики  изучаемого  объекта, давать определения, приводить доказательства;

-умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-умения оценивать и корректировать своё поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

2) предметно-ориентированных:

-понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

-развивать познавательные интересы в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

-воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, овладевать умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений;

-применять полученные знания и умения для безопасного использования механизмов в быту на производстве, решения практических задач в повседневной жизни.

Задачи:

-развивать интерес и привлекать знания из различных предметов для поиска решения, удовлетворяющего нужным критериям;

-углубить знания о методах научного познания на основе знакомства с алгоритмами наблюдения, эксперимента, теоретического мышления;

-развивать представления о физических явлениях, связанных с существованием и функционированием человеческого организма.

В результате изучение физических теорий путем наблюдений, экспериментов, решения качественных задач приводит к накоплению опыта эмоционально-оценочной деятельности и вырабатыванию собственных оценочных суждений, стимулирующих учащихся сознательно и ответственно подходить к получению знаний.

Изучая курс физики, учащиеся развивают следующие умения, знания и навыки:

-понимать смысл физических понятий, физических величин и физических законов;

-описывать и объяснять физические явления;

-использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;

-представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

-выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

-приводить примеры практического использования физических знаний о явлениях;

-решать задачи на применение изучаемых физических законов;

-осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсеместной жизни.

Интегрированный характер содержания курса физики предполагает такие формы деятельности, как лекции, семинары, работа в группах, фронтальные опыты и эксперименты, анализ отрывков из художественных произведений. Это приводит к раскрепощению ребят, возможности высказывать свое суждение, развивает умение слушать, радоваться достигнутым результатам.

       При изложении вопроса о плавании тел рассматриваю качественную задачу на практическое применение в жизненной ситуации.

Задача. Необходимо переправить тяжёлую чугунную трубу с одного берега реки на другой. Если трубу поместить в лодку, то лодка погрузится в воду до краев и нельзя будет сесть гребцу. Найти способы переправить трубу.

Такое задание создаёт в классе живую творческую атмосферу. Оно интересно и вместе с тем психологически и практически подготавливает ребят к самостоятельному поиску научных выходов из неожиданной ситуации.

При изучении давления полезно предложить ученикам задание: самостоятельно отыскать способ пешего перехода через  топкое, труднопроходимое болото.

Выслушав и разобрав «изобретения» учащихся, вспоминаем кадры одного из фильмов о Великой Отечественной войне, где показан способ перехода через топь, предложенный солдатами в беседе с маршалом Г.К.Жуковым при подготовке наступления  советских войск по освобождению Белоруссии в 1944 г.

При рассмотрении темы «Роль отечественных учёных в развитии науки и техники» особо выделяю вопрос об открытии радио А.С. Поповым. Ему принадлежат такие замечательные слова: «Я - русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдавать только моей Родине…».

Привожу примеры использования радио как средства связи в экспедициях, на флоте, в авиации и космонавтике, военном деле, подчеркнув роль радио в период Великой Отечественной войны.

При проведении уроков-конференций рассматриваю те области науки и техники, прогресс которых очень нагляден, например развитие авиации и космоса. Стали возможны космические полёты, претворение в жизнь идей учёного и изобретателя К.Э. Циолковского русским конструктором космических кораблей С.П. Королёвым.  Учащиеся в своих сообщениях и рефератах рассказывают об оборонном значении ракет.

Рассматривая тему в старших классах о развитии атомной науки и промышленности, отмечаем выдающуюся роль академика И.В. Курчатова, его работы по использованию атомной энергии в мирных целях и по созданию атомного оружия для усиления обороноспособности нашей Родины.

В процессе обучения, чтобы ученики осмысливали учебный материал; просмотренные кинофильмы; материал из интернета; прочитанную литературу и сделали соответствующие выводы,  предлагаю им ответить на вопросы, цель которых дать учащимся пищу для размышлений, заставить задуматься о необходимости приобретения глубоких физических знаний, понять важность выработки в себе высоких нравственных качеств.

Так, по материалу, относящемуся к вводным урокам, рекомендую следующие вопросы:

1) Почему называют А.С. Попова патриотом своей Родины?

2) Какие черты характера С.П. Королёва считаете ценными и хотели бы развить в себе?

3) Какое значение имеет физика в обороне страны?

В нашей школе в кадетском корпусе «Виктория» по традиции в феврале проводится военно-спортивная игра «Ратник». Перед игрой мной была проведена викторина для «стрелков» и «разведчиков».

Приведу некоторые её вопросы:

1) Какие приспособления применялись для стрельбы в древности? На каком физическом явлении основывалось их действие?

2) Кого из русских конструкторов автоматического стрелкового оружия вы знаете?

3) Каково значение скорости пули винтовки?

4) Отчего зависит кинетическая энергия пуль в винтовке?

5) Как пройти разведчику через болотистую местность?

6) Назовите прибор, который разведчик брал, если шёл на разведку ночью?

И те команды, которые участвовали в викторине, смогли успешнее других выполнить «боевые задания».

По окончании игры «Ратник» ребята сделали вывод: от знания и умения «воина» будет зависеть  жизнь не только его самого, но и его «боевых» товарищей. Вот почему так необходимы каждому воину прочные и глубокие знания физических основ действия различных средств борьбы.

Еще создатель диалектики Гегель писал: «В физике следует освободить отдельные  свойства природы… от тех многообразных переплетений, в которых они находятся в конкретной деятельности, и представить их в простых, необходимых условиях…»

                                             Литература

1.Ланина И.Я. Не уроком единым. – М.: Просвещение, 1991

2.Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: Наука, 1971.

3.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование. – 2003 - №2 – с.58-64.

4.Гегель Г. Соч. Т. 4. Система науки. Ч.1. Феноменология духа. – М.;Л.: АН СССР, 1959.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках математики

В данном докладе раскрыты основные вопросы математики, показывающие связь теории с практикой,указаны основные компетенции, задачи,умения,навыки при изучении математики....

Презентация к докладу: "Формирование ключевых компетенций на уроках математики".

Эта презентация к докладу: "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"....

Формирование ключевых компетенций на уроках математики и физики

Доклад к семинару учителей математики и физики...

Презентация к докладу "Формирование ключевых компетенций ученика через внеклассную работу".

Презентация для выступления на педагогичесом совете по формированию ключевых компетенций школьников....

Описание опыта работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании ключевых компетенций на уроках физики»

В данной статье содержатся :     Анализ исходного состояния деятельности учителя на основе выявления противоречий                ...

Доклад: «Формирование ключевых компетенций у обучающихся с нарушениями слуха»

Главным направлением в деятельности учителя является формирование ключевых компетенций обучающихся с нарушением слуха через образование....

Формирование ключевых компетенций на уроках физики

Новый стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов...