Ядерная энергетика и экологические проблемы (интегрированный урок по физике и биологии
план-конспект (физика) по теме

 

Цель:Используя знания по физике и биологии, проанализировать проблемы

            ядерной энергетики и сделать вывод о целесообразности её развития.

 

Задачи:1.Повторить знания о физико-химических и технических основах

                   ядерной энергетики.

     2. Закрепить знания об экологических проблемах энергетики, о

         влиянии радиации на живые организмы, о влиянии деятельности

         человека на окружающую среду и рациональном

         природопользовании.

     3. Познакомить учащихся с вопросами истории науки, с работами

                   отечественных ученых в области ядерной энергетики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:




Муниципальное общеобразовательное учреждение



средняя общеобразовательная школа № 18



г. Коломна Московской области



























Ядерная энергетика



и экологические проблемы





(интегрированный урок по физике и биологии)















Совместная разработка



Самойловой  И.И., учителя физики 1 к.к. и



Зайцевой Т.А., учителя биологии в.к.к.

















2010-11 учебный год




СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЯДЕРНАЯ

ЭНЕРГЕТИКА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ».

Цель: Используя знания по физике и биологии, проанализировать проблемы

            ядерной энергетики и сделать вывод о целесообразности её развития.

Задачи: 1. Повторить знания о физико-химических и технических основах

                   ядерной энергетики.

     2. Закрепить знания об экологических проблемах энергетики, о

         влиянии радиации на живые организмы, о влиянии деятельности

         человека на окружающую среду и рациональном

         природопользовании.

     3. Познакомить учащихся с вопросами истории науки, с работами

                   отечественных ученых в области ядерной энергетики.

Программный материал: Физика – тема «Атомная и ядерная физика»,

       Биология – темы «Биосфера и человек»,  

       «Наследственная изменчивость».

Место проведения: конференц - зал школы.

Оборудование: 1. Телевизор и видеоплеер;

        2. Мультимедийный проектор;

        3. Экран;

        4. Таблицы,

        5. Этикетки с названиями рабочих групп;

        6. Опорный конспект.

Педагогические технологии: развивающее обучение в форме ролевой игры 

                                                     с использованием проблемно-поискового и

                                                     творческого метода, проектной деятельности в

                                                     системе малых групп, сочетающее обучающие

                                                     и воспитательные моменты, гуманистические

                                                     и технократические идеи.

                                                      и компьютера. литературой по заданной теме.Учитель консультирует и помогае

Организация ролевой игры: из числа учащихся выбираются ученики на

  следующие роли: Ведущий 1, ведущий 2,  

  ядерная энергия, Резерфорд, Нильс Бор, Мария  

  и Пьер Кюри, Курчатов, Ферми, Сотрудник

  МАГАТЭ, врачи-онкологи, экологи.

  Остальные ученики по желанию формируют  

  три рабочие группы; физиков-химиков,  

 биологов-медиков, биологов-экологов, которые

 за месяц до урока получают задание по работе  

 с учебниками и дополнительной литературой

 по заданной теме. Учитель консультирует и

 помогает в подготовке сообщения группы с

 использованием ТСО и компьютера.

План
урока - конференции

1. Вводная часть  – 2 мин.

2. Основная часть – 30 мин.

    а) История открытия ядерной энергии и развития ядерной энергетики.

    б) Авария на ЧАЭС 1986 года.

    в) Влияние радиации на организм человека.

    г) Экологические проблемы и перспективы развития ядерной

          энергетики, сравнение с другими способами получения  

          электроэнергии.

3. Заключительная  часть. От радиофобии к радиоэкологии – 5 мин.

4. Итог урока – 3 мин.

УЧИТЕЛЬ:

- Сегодня у нас необычный урок. Он необычен своей формой и ещё тем, что проводится в годовщину крупнейшей техногенной катастрофы прошлого века - аварии на атомной электростанции в г. Чернобыле.

После чернобыльской трагедии человек понял, насколько «коварна» и опасна ядерная энергия, что нужны надёжные системы контроля за ней, что она может не только служить людям источником электроэнергии, но и нести им разрушения и беды.

Но и не надо преувеличивать и демонизировать последствия аварии. Поэтому девизом нашей  конференции будут слова: «От радиофобии и радиоэкологии».

ВЕДУЩИЕ:

- Этот год проходит под знаком памяти о беде, постигшей нас 20 лет назад. 26 апреля 1986 года мир содрогнулся от взрыва 4-го блока Чернобыльской АЭС. В тот день «мирный атом», символ могущества цивилизации, стал воплощением её беззащитности.  В итоге путь развития энергетики, до этого в значительной мере определявшей парадигму развития цивилизации, подвергли сомнению. Немного в истории найдётся событий, так сильно повлиявших на её ход.

С тех пор это один из самых скорбных дней календаря - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах, имеющий особый смысл для Беларуси, России и Украины, наиболее пострадавших от катастрофы и до сих пор ощущающих её последствия.

Сегодня аварийный реактор скрыт под объектом «Укрытие», прозванным саркофагом, но уровень радиации в его окрестностях (и не только) всё равно превышает естественный фон в десятки раз – слишком много радиоактивных веществ было выброшено при взрыве.

Тем временем власти Украины уже который год собирают по всему миру средства на строительство нового укрытия над старым и надеются превратить 30 - километровую зону вокруг ЧАЭС в своеобразный заповедник, ожидая наплыва зарубежных туристов с дозиметрами.

В Беларуси вовсю выращивают овощи на заражённых территориях и экспортируют их, уверяя, что радиация к ним «не  пристаёт»…

В России же печальная годовщина послужила поводом обсудить не только последствия катастрофы, но и перспективы атомной энергетики, которую, несмотря на случившуюся беду, специалисты по прежнему считают одним из наиболее экономных (по затратам энергоресурсов) и чистых (по влиянию на окружающую среду) способов получения энергии.

Но вернёмся немного назад, с чего начиналось изучение ядерной энергии.

Слайд №4 (мультимедийный проектор).

ВЕДУЩИЕ:

- Об атомах начали говорить уже более 2000 лет назад. Один из

величайших учёных Древней Греции Демокрит полагал, что вся материя состоит из мельчайших неделимых частиц, которые он назвал атомами.

(Стук в дверь.)

- Разрешите войти?

ВЕДУЩИЕ:

- Пожалуйста войдите. Ну кто же вы? Великий учёный, который хочет принять участие в нашей  конференции? Мы сегодня обсуждаем перспективы развития ядерной энергии и экологические проблемы…..

- Вы сами догадаетесь, кто я? Я  стара как мир!

ВЕДУЩИЕ:

- Что вы этим хотите сказать?

- Долгое время я была скрыта от человека. Он не видел меня, но предполагал, что я  есть и обуславливаю основные процессы в мире. Зная свою силу, я не считала нужным до поры до времени заявлять о себе. Но человек любопытен! Ему всегда нужно знать то, что пока неизвестно. Всегда нужно больше, чем у него есть. И он неустанно ищет новое, ищет всюду.  

Пауза.

- Впервые ко мне удалось подступиться в 1896 году, когда было установлено, что соли урана самопроизвольно испускают невидимые излучения, названные радиоактивными. Следующий шаг к моей тайне – обнаружение радиоактивности некоторых других веществ и химических элементов.

Видеофрагмент №1. «Томсон» (до знака «?»).

- Люди поняли, что атом - сложная структура. Позднее, в 1906 году, опытами было установлено, что в любом атоме имеется ядро. Это был серьёзный шаг к познанию тайны моего  дома - атомного ядра. В 1919 году были открыты протоны, а в 1932 году – нейтроны.

Видеофрагмент №2. «Опыт Резерфорда».

РЕЗЕРФОРД:

- Я - английский физик Эрнест Резерфорд, профессор Кембриджского университета и директор Кавендишской лаборатории, уроженец Новой Зеландии, жил с 1871г. по 1937 г. Мною было установлено строение атома, доказано, что в нем есть ядро.

Я понял, что такое радиоактивность и первым осуществил искусственное превращение ядер, открыл протон. Я чувствовал, что ядро атома может существовать как единая система лишь в том случае, если в нём будет сконцентрирована большая энергия. Но я не предполагал, что эта энергия так велика.

Со мной работали великие физики: Джеймс Чэдвик и Нильс Бор. Они продолжили начатое мною дело. Джеймс Чэдвик открыл нейтрон - электрически нейтральную частицу, по массе примерно равную протону, существование которой предсказал я. Нейтрон входит в состав ядра.

- Это кирпичики моего дома. Когда они находятся в правильном соотношении и состоянии, мой дом – моя крепость! Их держит вместе энергия связи! Вы догадались, кто я?

УЧАЩИЕСЯ:

- Да. Вы – Ядерная энергия!

ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГИЯ:

- Правильно!!!!

Видеофрагмент №3.

                                                                                                                             

ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГИЯ:

- Я, зная свою необузданную мощь, считала нужным находится в своём

доме. Если ядро разрушают, я, в виде энергии связи, вырываюсь наружу. Так же бурно я проявляюсь, если два лёгких ядра сливаются в одно тяжёлое. Полностью я свободна на Солнце и звёздах; там я действую вольготно, никому не угрожаю, а людям Земли даю свет и тепло, даю энергию для жизни.

БОР:

- Я - Нильс Бор, датский физик. Жил с 1885г. по 1962 г. За свою большую научную жизнь узнал многое из того, что касается строения атома и ядерной энергии. Я знаю, какое важное открытие сделали немецкие физики Отто Ганн и Фриц Шрассман в 1938 году. Они осуществили деление ядра урана под действием нейтронов. Результат был ошеломляющим: оказалось, что при делении тяжёлого ядра урана на две «половинки», суммарная масса обеих частиц была меньше массы исходного ядра. Поэтому – то  и выделилась энергия. На каждое разбитое ядро она велика и для разных веществ различна. А ведь в веществе миллиарды ядер! Так человек познал практически неисчерпаемый источник энергии.

Видеофрагмент №4. «Деление ядра урана».

ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГИЯ:

- Если использовать меня осторожно и разумно, то можно с моей помощью решить энергетические проблемы Земли - заменить традиционное топливо принципиально новым: компактным, бездымным и, что особенно важно, практически неисчерпаемым. Обладая неограниченным источником энергии, человек будет всемогущ! Но он ещё к этому не готов…

ВЕДУЩИЕ:

- Главное - чтобы человек правильно им пользовался!

ВЕДУЩИЕ:

- А знаем ли мы, как влияет  радиоактивное излучение на  живые организмы?

Слайд №5. «Человек» (мультимедийный проектор).

СКЛАДОВСКАЯ - КЮРИ:

- Я - Мария Складовская - Кюри, физик и химик, доктор наук , профессор Парижского Университета. Родилась в Польше, работала во Франции вместе со своим мужем Пьером Кюри.

КЮРИ:

- Я - Пьер Кюри, французский физик, прожил 46 лет, погиб в дорожной катастрофе. За годы работы над проблемой радиоактивности, я, вместе с женой, успел многое сделать. Мы изучали естественную радиоактивность урана, открыли радиоактивные элементы: радий и полоний. Но самое главное исследовали - влияние радиоактивности на живые организмы.

СКЛАДОВСКАЯ - КЮРИ:

- Нами установлено, что в малых дозах радиоактивное излучение, то есть естественным путём выделяющаяся ядерная энергия, оказывает лечебное действие. Это излучение можно использовать для просвечивания живых тканей. В больших дозах или при длительном воздействии радиоактивное излучение по – видимому грозит смертью. Ведь я сама умерла в 1934 году от непонятной болезни – скоротечного злокачественного заболевания крови,  вызванного,  как установили позже врачи, многолетним обращением с радиоактивными веществами, в том числе с теми, которые открыли я и мой муж. От этого костный мозг вследствие длительной аккумуляции радиоактивных излучений  переродился.

БИОЛОГ:

- Со временем стало ясно, что излучения радиоактивных веществ, связанные с самопроизвольным превращением ядер одних атомов в ядра других, и, сопровождающее этот процесс, выделение ядерной энергии оказывают очень сильное воздействие на все живые организмы. Даже слабое излучение при его полном поглощении нарушает жизнедеятельность живых клеток, которые представляют собой сложные структуры, неспособные продолжать нормальную деятельность при малейших повреждениях отдельных участков.

Слабые излучения вызывают опасные заболевания. Их коварность усугубляется тем, что они не сопровождаются никакими болевыми ощущениями даже при смертельных дозах.

Механизм поражения сводится к ионизации атомов и молекул клеток, а это приводит к изменению их химической активности. Наиболее чувствительны к излучениям клетки, которые быстро делятся. Поэтому, в первую очередь, страдает костный мозг, вследствие чего нарушается процесс образования крови. Затем поражаются клетки органов пищеварительного тракта. Сильное влияние оказывает облучение на наследственность, поражая гены в хромосомах.

Слайд №6. «Медицинское оборудование» (мультимедийный проектор).

БИОЛОГ:

- В некоторых случаях облучение организмов может приносить и пользу. Быстро размножающиеся клетки злокачественных опухолей под воздействием облучения погибают. На этом основано подавление раковой опухоли  гамма-лучами, испускаемыми радиоактивными препаратами. Международная комиссия по радиационной защите установила предельно допустимые  дозы безопасных поглощённых излучений разной природы.

ВЕДУЩИЕ:

- Постепенно учёные создавали технические устройства, позволяющие использовать ядерную энергию.

ФЕРМИ:

- Я - Энрико Ферми, итальянский физик. Годы моей жизни: 1901-1954. Занимался многими областями физики. Родился в Риме  в 1938 году, эмигрировал в Америку, где в Колумбийском университете и в Чикаго руководил исследовательскими работами по ядерной физике. Я доказал, что при делении ядра урана медленным нейтроном получается 2-3 новых нейтрона и развивается цепная ядерная реакция, а вместе с ней всё увеличивающееся выделение ядерной энергии.  

                               

Слайды №№7,8. «Первый ядерный реактор»

                              (мультимедийный проектор).

ФЕРМИ:

- В 1942 году под моим руководством был пущен первый в мире ядерный реактор – устройство, в котором осуществляется управляемая ядерная реакция, сопровождающаяся выделением ядерной энергии.

Видеофрагмент №5. «Строение ядерного реактора».

ВРАЧ:

Проводит зарядку для глаз.

КУРЧАТОВ:

- Я - Курчатов Игорь Васильевич, советский учёный, академик. Родился в 1903 году, жил до 1960 года. Возглавлял с 1934 года в СССР работы и исследования по овладению ядерной энергией. Под моим руководством в обстановке полной изоляции от международной науки были получены данные, необходимые для расчёта ядерного реактора, создан первый советский уран-графитовый реактор, а затем и более мощные реакторы, задача которых - поставить ядерную энергию на службу промышленности. В 1954 году при моём участии построена первая в мире атомная электростанция. Она работает и по сей день. Эта электростанция называется «Обнинской АЭС» и находится под Москвой.  

Слайды №№9 - 12. «АЭС – реакторы» (мультимедийный проектор).

 

КУРЧАТОВ:

- Я стремился подчинить ядерную энергию мирным целям. Я не отрицаю свой вклад  в развитие советской военной атомной техники. Именно я организовывал первые атомные испытания на Семипалатинской земле. В 1949 году там был произведён первый наземный взрыв атомной бомбы. Необходимо было заявить миру, что мы, СССР, тоже имеем атомное оружие, что мы сильная держава, и с нами надо считаться. Ведь американцы совершенствовали своё оружие! Я – гражданин своей страны и патриот. Я работал во имя её могущества, я выполнял приказ Родины!

Слайд №13. «Памятник И.В. Курчатову» (мультимедийный проектор).

Слайд №14. «Ядерный взрыв» (мультимедийный проектор).

ЭКОЛОГ:

- Мне трудно говорить! Я с детства живу в городе Семипалатинск. Здесь жили мои родители. До недавнего времени мы лишь догадывались, какое страшное место существует вблизи города – «Семипалатинский ядерный полигон». Всем понятно, что государство должно  быть сильной державой. Но разве можно добиваться этого, не заботясь о своём народе, причиняя ему зло? С 1949 по 1963 г.г. на полигоне проводились ядерные испытания. За этот период осуществлено 138 воздушных и 28 наземных ядерных взрывов. Их суммарная мощность в 2,5 тыс. раз превышает мощность взрыва ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Из тех районов, где проводились взрывы, людей не всегда эвакуировали. На них затем изучали действие радиации. В 1961 году был организован специальный диспансер, где этих людей обследовали. На этом материале медицинские работники защитили 7 докторских и 12 кандидатских диссертаций. Собранные данные говорят, что те люди, которые подверглись облучению, на 39% чаще болеют раком, срок их жизни сокращается на 10 лет. У облучённых родителей рождаются дети, которые ослаблены и в значительной мере утратили иммунные свойства. Возросла детская смертность, число врождённых уродств и рождение умственно отсталых детей.

С 1963 года по 1989 г.г. на «Семипалатинском полигоне» производились подземные ядерные взрывы. Их было 343, в среднем 14-18 испытаний в год. Отрицательные воздействия ядерных взрывов можно перечислять долго.

Слайд №15 (мультимедийный проектор).

ВРАЧ:

- Видимо, нет другой формы загрязнения окружающей среды, которая порождала бы такой страх, как радиационное заражение. Радиацию нельзя увидеть, она не имеет запаха, цвета, какой-либо конкретной формы. Действие её на организм непредсказуемо, но всегда смертельно.

Слайд №16 (мультимедийный проектор).

ВРАЧ:

- Вред здоровью человека от  радиации проявляется многочисленными эффектами: в виде лучевой болезни, ожогов, мутаций, катаракты, бесплодия, лейкозов, рака, и т.д.

Непосредственно при взрыве в Чернобыле погибло 2 человека, но после ликвидации аварии люди стали умирать от лучевой болезни. Положение осложнилось тем, что в первые дни после взрыва многие и не подозревали, насколько убийствинен фон вокруг станции.

Последствия радиации проявляются и спустя многие годы, а это значит, что список жертв Чернобыля будет расти.

Помимо прочего, радиационное излучение может вызывать мутации у всех организмов – от вирусов до млекопитающих.

Примеры мутаций у человека :врождённая карликовость, болезнь Дауна(вместо 46 хромосом- 47), гемофилия.

Слайд №17 (мультимедийный проектор).

Слайды №№18 – 24 (мультимедийный проектор).

ЭКОЛОГ:

- Вы видели город, в котором нет людей? Вы видели лес, где всё усыпано грибами и ягодами, а собирать их нельзя? Всё это есть у нас.

      20 лет прошло с этого страшного дня, когда ночью над Припятью взвился зловещий гриб из огня, дыма и радиоактивных выбросов. В результате взрыва атомного реактора на Чернобыльской АЭС людям пришлось покинуть обжитые места, забыть свои любимые улицы, рощи, дома. Они уже никогда не смогут туда вернуться. Здесь пусто! Здесь смерть! Невидимая, без огня, без вкуса, без запаха, в обличье радиоактивных излучений. Это страшно! На 300 вёрст от Чернобыля эта смерть в виде радиоактивной пыли рассыпана по полям, лесам и домам. Более чем на 500 деревень только Гомельской области попали радиоактивные цезий, стронций, плутоний. Вся земля поделена на мёртвые зоны - зоны отселения, зоны отчуждения, зоны жёсткого контроля. Это ужасно! И всему виной – ядерная энергия.

ВРАЧ - ОНКОЛОГ:

- На сегодня, по данным Российского государственного медико - дозиметрического регистра, признанным Всемирной организацией здравоохранения и всеми международными специализированными организациями, можно с уверенность говорить о следующих медицинских последствиях облучения.

Слайды №№25 – 27. «Диаграммы» (мультимедийный проектор).

ВРАЧ - ОНКОЛОГ:

- Из тех кто был на аварийном блоке в первые сутки, лучевая болезнь выявлена у 134 человек.(а ведь только в момент взрыва там находилось 600 человек и около 200 тыс. участвовали позже  в работах на площадке). Из них: умерли 28 человек в первые месяцы после аварии, ещё 19 - в 1987 - 2004 г.г. Из 60 тыс. российских ликвидаторов, получивших дозы облучения свыше 100 мЗв, за  20 лет умерли примерно 5 тыс. чел.: из них от рака – 230 чел., т.е. менее 5%, что не отличается заметно от обычных  данных медицинской статистики.

Говоря об отдалённых последствиях, замечу что за 1991 - 2003 г.г. в Брянской области, подвергшейся наибольшему загрязнению среди всех регионов РФ, зарегистрировано 226 случаев рака щитовидной железы у детей и подростков (до половины из них могли быть связаны с облучением). Как уже неоднократно отмечалось, из всех прооперированных детей в России на сегодня умер один ребёнок.

       После аварии в зоне загрязнения (с уровнем активности выше 1 Ки/км2) оказались около 10 млн. человек. Из них за 20 лет от рака умерли примерно 500 тыс. чел., но это вовсе не значит, что они умерли из-за аварии. Значение этого показателя на уровне обычной смертности от рака.

ВЕДУЩИЙ:

- Выходит, масштабы аварии и опасность радиации сильно преувеличены?

ВРАЧ - ОНКОЛОГ:

- При малых дозах (до 100 мЗв) корреляции между облучением и риском раковых заболеваний не установлена. Это серьёзно усложняет прогнозирование медицинских последствий Чернобыля, ибо большинство пострадавших (или признанных таковыми) получили именно малые дозы. А в подвергшихся атомным бомбардировкам японских городах Хиросиме и Нагасаки, где средняя доза облучения составила 220 мЗв, продолжительность жизни тех, кто получил малые дозы, даже заметно превышает среднее значение по стране, которое и так самое высокое в мире. И, как показывает анализ, дело здесь  отнюдь не только в повышенном внимании медиков к их здоровью.

Нам представляется завышенной в 2 - 3 раза оценка числа смертей  среди ликвидаторов (4000 человек) от последствий облучения, представленная по итогам работы Чернобыльского форума, прошедшего осенью прошлого года в Вене.

Последствия аварии нельзя скрывать или преуменьшать, но не менее опасно их преувеличивать и демонизировать.

Учёные всего мира должны сделать так, чтобы общество обсуждало не слухи, а научно обоснованную информацию о последствиях аварии, о том, как она повлияла на людей и природу, насколько минимизированы её последствия, и как ситуация будет развиваться в дальнейшем.

ЭКОЛОГ:

- Сегодня основным источником энергии  являются горючие полезные ископаемые. При использовании они сильно загрязняют воздух и почву, представляют угрозу для гидросферы. Атомная энергетика лишена этих недостатков.

В странах Европы доля атомной энергетики в общем объёме составляет 35%, а в России только 15%.

Говоря об угрозе атомной энергетики, можно вспомнить статистику ДТП. Ежегодно на дорогах России гибнет более 30 тыс. человек, но никто не говорит о том, чтобы отказаться от автомобиля. Человечество идёт по пути совершенствования автомобильного транспорта, дорог и законодательства. Почему же мы должны отказываться от наиболее совершенного на сегодня источника энергии?

О ядерной энергии можно говорить долго, слишком много она сделала для человека и плохого, и хорошего. Мы здесь сегодня слышали и о том, и о другом. Мне хотелось бы остановиться на проблемах использования ядерной энергии. Да, это неисчерпаемый источник энергии, компактный, бездымный. Но он тоже даёт отходы - это ставшие радиоактивными детали и отработавшие твэлы (тепловыделяющие элементы). Просто так их выбросить нельзя, приходится хранить в специальных контейнерах, сделанных из свинца, и опускать глубоко в землю в специальные шахты, чтобы не дать возможности излучениям выбраться наружу. А это всё дорого. Иначе обезвредить отходы мы пока не можем. Вот и получается: тот выигрыш, который мы получает при использовании ядерной энергии, перекрывается проигрышем, связанным с захоронением отходов. Это первое. Второе, пожалуй, пострашнее: взрыв реактора или АЭС – грозная опасность для жизни на Земле. А если таких взрывав будет несколько, на нашей планете может наступить ядерная зима. Человек не сможет выжить, он погубит и себя и Землю.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ  МАГАТЕ(физик):

- Ядерную энергию надо разумно и крайне осторожно использовать.

Природа мудра, и, вторгаясь в её тайны, нельзя нарушать её законы. Кроме того, в своих действиях нужно руководствоваться правилом: «Не навреди!», быть осмотрительным, внимательным, просчитывать десятки связей и ходов наперёд, а главное - всегда помнить о других людях, ценности жизни, уникальности нашей планеты.

Слайды №№28 – 29 (мультимедийный проектор).

ВЕДУЩИЙ:

- Мне бы хотелось  ещё раз задать такой вопрос: «Какую энергию будет использовать человек, когда иссякнут запасы твёрдого топлива, нефти, газа?» Кроме того, обычное топливо, сгорая, очень сильно загрязняет воздух и нарушает экологию Земли. Задумайтесь ещё и над тем, что, развиваясь технически, наша цивилизация требует всё больше и больше энергии, и решить эту проблему помогает ядерная энергия.

 Видеофрагмент №6. «Применение ядерной энергии».

УЧИТЕЛЬ:

- Давайте подведём итоги нашего обсуждения. Сегодня мы услышали много аргументов «За» и «Против» использования ядерной энергии.

Сегодня вы учащиеся  школы, а завтра вы образованные, высоко квалифицированные люди. Вам предстоит развивать науку  и промышленность в нашей стране и в мире.

Как вы считаете, имеет ли ядерная энергетика будущее и стоит ли её развивать?

Представьте себе, что наш  класс –  маленькая модель  человеческого сообщества. Я вам предлагаю отдать свой голос «За» или «Против» развития  ядерной энергии.

Идет голосование и подводятся итоги голосования.

УЧИТЕЛЬ:

- Девизом нашего урока мы взяли слова: «От радиофобии и радиоэкологии».

Вы  проголосовали  «За» («Против»). Словом наше общество готово (не готово) развивать ядерную энергию.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Учебник «Физика», 9 кл., А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник - М., 2003.

2. Учебник «Биология», 9 кл., А.А. Каменский, Е.А. Крискунов,

    В.В. Пасечник - М., 2002.

3. Учебник «Основы безопасной жизнедеятельности», Т.А. Хван,

    П.А. Хван - М., 2001.

4. Учебник «Физика и экология», Г.А. Фадеев, В.А. Попов - Волгоград,  

    издательство «Учитель», 2003.

5. «Экология на уроках физики», под ред. Г.А. Фадеева - Волгоград,

    издательство «Учитель», 2005.

6. «Занимательные материалы на уроках физики и химии», под ред.

    Г.А. Фадеева - Волгоград, издательство «Учитель», 2005.

7 .Учебник «Биология», Н.В.Чебышева – М.,2005г.

8. Журнал «Наука и жизнь», №5, М., 2005.

9. Журнал «Экология и жизнь», №4, М., 2001.

10. Журнал «Экология и жизнь», №4, М., 2004.

11. Журнал «Экология и жизнь», №2, М., 2005.

12. Журнал «Экология и жизнь», №7, М., 2006.

13. Журнал «Экология и жизнь», №9, М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по физике и биологии.

Реактивное движение в живой природе....

Интегрированный урок по физике и биологии "Действие законов физики в жизнедеятельности клетки"

Интегрированный урок  проводится в 10 классе как заключительный по теме "Цитология"...

интегрированный урок по физике и биологии "Глаз-как оптическая система"

В ходе  данного интегрированного урока учащиеся  знакомятся со строением глаза, зрительным анализатором,с преломлением света, рассмотривают дефекты зрения, способы коррекции зрения, основные...

Презентация к бинарному уроку по физике и биологии в 8 классе "Глаз и зрение"

В презентации представлен материал по теме "Глаз. Зрение". Рассмотрены особенности  глаза как органа зрения человека и как удивительного оптического прибора, созданного природой. Есть ссылки...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ И БИОЛОГИИ: "Влияние хозяйственной деятельности человека на природные ресурсы и организм человека."

В данной разработке представлен конспект урока, который проводится совместно учителями физики и биологии. Для проведения такого урока требуется предварительная подготовка. Учащиеся заранее готовя...

Технологическая карта интегрированного урока по физике и биологии "Физика и организм человека"

Технологическая карта интегрированного урока физики и биологии "Физика и организм человека"...