Личностно-ориентированное развивающее обучение. Активизация мыслительной деятельности.
методическая разработка по физике по теме

Федотова Светлана Михайловна

Задания для развития логического мышления у учеников в ходе обучения, активизация учебной деятельности. Основной целью современной школы становится принцип не «заставить выучить», а «помочь развиться», а задача учителя – создать условия для развития каждого ребенка, а для одаренных детей особенно.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_logicheskogo_myshleniya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное развивающее обучение.

Активизация мыслительной деятельности учащихся.

          Научить учиться, привить учащимся навыки и желание самостоятельно добывать знания – эти задачи всегда стояли перед учителями. Порой даже у выпускников обнаруживается слабое владение такими умственными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, обоснование и доказательство. Учителя мало внимания уделяют на развитие логического мышления, а без него нельзя выработать у учащихся навыки самостоятельной работы. Между тем есть немало способов, умелое применение которых значительно облегчает развитие логического мышления. Один из них – использование на уроках различного рода заданий, которые способствуют активизации мыслительной деятельности.

Задачи на развитие логического мышления

Задание 1. Даны следующие  физические величины: время, скорость, плотность, масса, сила, объем, перемещение. Распределите величины по одинаковым свойствам.

Ответ:                                    векторные величины                                        скалярные величины

                                                         скорость                                        время

                                перемещение                                           плотность

                                сила                                                масса

                                                                                объем

Задание 2. На парте находятся приборы: линейка, рычажные весы, мензурка, медный цилиндр, дубовый брусок правильной формы. Как, используя эти приборы, можно определить массу этих тел? Силу тяжести, действующую на эти тела?

Ответ:    

  1. измерить на весах
  2. измерить размеры тел и вычислить объем этих тел. По формуле m=р.v  вычислить массу.
  3. измерив, объем с помощью мензурки. Вычислить массу по формуле.

                               

Задание 3.  Дан набор слов: сила, мера, масса, взаимодействия, инертности, характеристика, тел. Составьте два определения физических величин.

Ответ.       Сила – характеристика взаимодействия тел, масса- мера инертности.

Задание 4. Даны карточки: мензурка, масса, сила, метр в секунду, динамометр, весы, Ньютон, объем, килограмм, скорость, спидометр, кубический метр. Найдите закономерность и распределите термины.

Ответ:

               сила                                динамометр                                Ньютон

        масса                                весы                                        килограмм

        объем                                мензурка                                м3

        скорость                        спидометр                                м/с

Задание 5. Даны карточки с терминами:  секунда, килограмм, Ньютон, литр, м3, тонна, век, пуд, ведро, сутки.  Найдите закономерность и распределите термины по группам.

Ответ:

Единицы времени                единицы массы                   единицы силы                        единицы объема

Секунда                          килограмм                       Ньютон                           м3

Век                                тонна                                                               ведро

Сутки                                пуд                                                        литр

Задание 6.  Школьникам дается таблица с буквами, которую они в течение двух минут запоминают, а затем по памяти воспроизводят. Составить из букв таблицы физические термины.

с

с

а

а

м

а

л

с

и

Ответ:    сила, масса.

Задание 7.   « Третий лишний». Из группы слов исключите лишнее слово:

  1. весы рычажные, стакан, мензурка, ареометр;
  2. масса, объем, плотность, сила;
  3. миллиграмм, тонна, литр, пуд;
  4. железо, вода, пробка, фарфор.

Ответ:           Стакан, сила, литр, вода.

Задание 8.   «Причинно-следственные связи». Установите взаимосвязь между терминами: «сила» - «деформация»,  «масса»- «инертность», «сила» - «изменение скорости», «масса» - «объем», «плотность» - «вещество».

Ответ:  Причина деформации сила, масса – мера инертности ….

Задание 9.    Расположите следующие понятия в логической последовательности от общего к частному.

  1. Неметалл, вещество, кислород;
  2. Измерительный прибор, динамометр, прибор;
  3. Сила, сила тяжести, сила всемирного тяготения;
  4. Сила трения, сила, электромагнитная сила;
  5. Физическая величина, масса, скалярная величина.

Ответ:    Вещество, неметалл, кислород.

               Прибор, измерительный прибор, динамометр.

          Сила, сила всемирного тяготения, сила тяжести.

          Сила, электромагнитная сила, сила трения.

          Физическая  величина, скалярная величина, масса.

Задание 10.     «Подбери пару». Из перечисленных ниже единиц измерения необходимо составить пары. Например: 15 кН = 15000 Н.

200г

20000Н

20кН

200кг

0,2т

0,2 кг

200 см3

2000 мН

0,002м3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Активизация познавательной активности в условиях личностно-ориентированного подхода в обучении биологии".

Биологическая грамотность становится социально необходимой, поскольку основной объект биологии – жизнь. Поэтому интерес к предмету я поддерживаю использованием разнообразных методов и форм организации...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского, татарского языка, литературы, ОБЖ и географии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно эти цели — воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться ...

Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...

Программа работы «Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС».

В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в...

Доклад на тему: «Технология личностно-ориентированного и развивающего обучения»

laquo;Технология личностно-ориентированного и развивающего обучения»...