Программа спецкурса
рабочая программа (физика, 10 класс) на тему

Программа спецкурса "История и методология физики" для 10-11 классо

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_istorii_fiziki.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

История и методология физики

Пояснительная записка

Развитие науки и техники не будет знать пределов.

Пауэлл

        Цель преподавания дисциплины

Данный курс является элективным курсом для  10 класса с физико-математическим профилем обучения. Необходимость введения такого курса, по мнению Я.Г. Дорфмана, состоит в том, что "физика нашего времени не может быть понята и осознана во всей своей глубине без изучения ее исторических основ и корней, без научного анализа условий, определяющих ход ее развития на отдельных исторических этапах". В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с фундаментальными открытиями в физике – с подготовкой к ним и их свершением, с возникновением и становлением физических идей и теорий, с взглядами, жизнью и творчеством выдающихся физиков – личностей ярких и одержимых, различных по характеру и судьбе, но всегда преданных своему делу.

Элективный курс "История и методология физики" призван усилить индивидуальный подход к развитию творческих способностей школьников, развить у учащихся навыки самостоятельного научного и технического творчества, умение находить эффективные решения, приобщить их к научной деятельности, помочь грамотно оформить и опубликовать полученные результаты. В комплексном виде рассмотрена философия науки на примере современного естествознания, понятие научной истины, специфика технических наук и организации научного эксперимента, а также научного сообщества. Лекционный курс поддерживается практическими примерами и сведениями из истории физики и биографий известных физиков.

         Задачи изучения дисциплины

        Элективный  курс решает следующие задачи:

  1. углубление знаний о материальном мире и методах научного познания природы на основе знакомства с историей открытий физиков;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий;
  3. овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, вдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных фактов;
  4. воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии, развитие способности давать морально-этическую оценку фактам и событиям.

Дидактические принципы

Реализацию принципа историзма в учебном процессе необходимо сочетать с принципами дидактики.

Принцип наглядности следует рассматривать как отражение материалистического характера самого процесса обучения. Этот принцип осуществляется путем демонстрации учащимся исторических опытов, портретов ученых.

Принцип сознательности и активности заключается в целенаправленном воспроизведении изучаемых явлений, их осмыслении,творческой переработки и применении. Активность учащихся на уроке повышается при использовании занимательной ситуации в начале урока, что можно осуществить с помощью исторических задач, опытов.

Сущность принципа доступности и посильности сводится к тому, чтобы изучаемый материал был доступен и не требовал затраты определенных усилий для его усвоения. Материал может быть посилен и доступен в том случае, когда ученик не только понимает результат деятельности поколения ученых, но и осознает, каким способом были получены данные знания науки.

Принцип научности означает опору на науку как источник системы исторических фактов, понятий и закономерностей. Принцип научности требует изучения прочно установленных в современной науке положений, которые в дальнейшем будут лишь обогащаться и развиваться.  Однако при изучении отдельных тем учитель может и должен информировать учащихся о важнейших спорных, дискуссионных проблемах в истории науки физики, о научных гипотезах, а также в доступной форме рассказывать на уроках о перспективах развития самой науки. Ученики должны быть подготовлены и практически и психологически к реальным трудностям в самой науке. В этих целях можно и нужно давать задания, выходящие за пределы программы, особенно тем, кто проявляет интерес к данной исторической области знаний: прочитать доступную статью в научном журнале, раздел из энциклопедии, главу из научной книги.

Принцип систематичности отражает логику самого учебного процесса. В каждом разделе курса физики имеется система взаимосвязанных понятий, вытекающих одно из другого; закономерности, связывающие определенные явления, обусловленные совершением других предшествующих событий. Показывая эволюцию развития того или иного понятий в физике, борьбу взглядов учащиеся сами могут установить связь понятий. В результате у учащихся будет создаваться целостное представление об изучаемых предметах, формироваться понимание взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений. Это ведет к развитию логического мышления, расширению мировоззрения.

        Взаимосвязь учебных дисциплин

Предполагается, что школьники знакомы с основными курсами естественно-научного цикла. Поэтому основное внимание уделяется истории открытий физических законов, эффектов, явлений, методов измерений, создания и развития физических теорий, общепринятых и отвергнутых на сегодняшний день представлений; сведениям о жизни и научном творчестве величайших физиков прошлых времен и современности; истории возникновения радиофизики.

Общие рекомендации к проведению занятий

При изучении курса могут возникнуть методические сложности, связанные с тем, что знаний по большинству разделов курса физики на уровне основной школы недостаточно для осознанного восприятия ряда рассматриваемых вопросов.

При изучении некоторых тем курс будет опережать базовый. В этом случае установление опережающих внутрипредметных связей будет способствовать более осознанному восприятию базового курса физики.

Большая часть материала, составляющая содержание элективного курса, соответствует государственному образовательному стандарту физического образования на профильном уровне, в связи с чем элективный курс не столько расширяет круг предметных знаний учащихся, сколько углубляет их за счет усиления внепредметных мировоззренческой и методологической компонент содержания.

Методы и организационные формы обучения

При проведении занятий используются такие формы организации обучения, как вводные лекции, семинары, практические занятия по решению задач, самостоятельная работа учащихся (коллективная, групповая, индивидуальная), консультации. Учащиеся ищут информацию для подготовки докладов и сообщений, готовят эксперимент, подбирают видео- и диафильмы, слайды, компьютерные программы.

Методы обучения, применяемые в рамках элективного курса, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего это исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка ими рефератов, докладов, научных проектов, тематика которых отчасти приведена в программе элективного курса. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся подготовленный им перечень рефератов.

На занятиях элективного курса учащиеся должны выполнять исследования с использованием физических приборов, компьютерных программ, демонстрировать опыты, осуществлять поиск и отбор информации, конспектировать и реферировать информацию, готовить сообщения и доклады в устном и письменном виде, участвовать в дискуссии. При выполнении перечисленных видов деятельности учащиеся должны продемонстрировать знание имен ученых, сделавших открытия в физике, даты их жизни, краткие биографические данные, основные научные достижения, а также понимание роли фундаментальных открытий в развитии физики; места фундаментальных открытий в структуре физического знания; цели, схемы, результаты и значения конкретных изученных фундаментальных опытов.

Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.

В ходе курса планируется проводить обучающие и контрольные тесты, которые позволят закрепить и проконтролировать полученные знания. Оценка знаний и умений школьников проводится с учетом результатов выполненных практических и исследовательских работ, участия в конференциях, семинарских занятиях и защиты своих творческих работ.

Средства обучения

Основными средствами обучения пр изучении элективного курса являются:

  1. Физические приборы.
  2. Портреты ученых.
  3. Компьютерные обучающие программы «Открытая физика», «Физика в картинках», «Фундаментальные физические опыты», «Живая физика» и др.
  4. Видеофильмы.
  5. Графические иллюстрации.
  6. Дидактические материалы.
  7. Учебники физики для старших классов средней школы.
  8. Учебные пособия по физике, хрестоматии по истории физики.

Особого обсуждения заслуживает вопрос применения компьютеров на занятиях элективного курса. Применение персональных компьютеров возможно в нескольких направлениях:

  1. Применение компьютерных обучающих программ для моделирования физических экспериментов;
  2. Поиск информации в интернете.
  3. Применение компьютеров как средств представления информации.

Число компьютерных обучающих программ по физике на сегодняшний день достаточно велико. Они предоставляют учителю и учащимся различные возможности. Хорошими можно считать программы, позволяющие н только наблюдать за ходом эксперимента, но и изменять те или иные параметры (например, «Открытая физика»).        

Особый интерес представляют обучающие программы- конструкторы. Одной из самых мощных и интересных программ такого типа является «Живая физика». Она позволяет не только проводить компьютерные эксперименты, изменяя различные параметры, но и заставляет самостоятельно создать, смоделировать экспериментальную установку. Программа позволяет моделировать такие эксперименты, проведение которых в реальных условиях  школьного кабинета физики невозможно(например, опыт Резерфорда по рассеиванию альфа-частиц).

        Полезно, по мере возможности, параллельно проводить компьютерный и научный эксперименты, поскольку без натурного эксперимента учащиеся могут лишиться возможности видеть за компьютерными имитациями и анализировать реально происходящие в природе явления и процессы. Лучше, если одни учащиеся проводят натурные эксперименты, а другие- компьютерные, а затем сравнивают полученные результаты и выводы.

        Специально подчеркнем, что применение компьютера на занятиях желательно, но не является необходимым условием.

Ожидаемыми результатами занятий являются:

  1. получение представлений о вкладе ученых в развитие физики, методах научного познания природы и современной физической картине мира;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
  3. сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
  4. приобретение опыта поиска информации по заданной теме, составления реферата и устного доклада, написания исследовательского проекта, навыков проведения опытов с использованием простых физических приборов и анализа полученных результатов.

Требования к подготовке учащихся:

        Учащиеся должны знать (на уровне воспроизведения):

-имена ученых, даты их жизни, краткие биографические данные, основные научные достижения.

        Учащиеся должны понимать:

-роль фундаментальных открытий в развитии физики;

-место открытий в структуре физического знания;

-цель,схему, результат и значение конкретных изученных фундаментальных опытов.

        Учащиеся должны уметь:

-выполнять определенные программой исследования с использованием физических приборов и компьютерных моделей;

-демонстрировать опыты;

работать со средствами информации (осуществлять поиск и отбор информации, конспектировать ее, осуществлять ее реферирование);

-готовить сообщения, доклады,исследовательские проекты;

-выступать с сообщениями, докладами, проектами;

-участвовать в дискуссии;

-подбирать к докладам и рефератам иллюстративный материал;

-оформлять сообщения, доклады,  исследовательские проекты в письменном виде.

Структура курса 

Курс состоит из трех основных частей. В первой части рассматриваются вопросы о становлении и развитии научных знаний, о жизни и взглядах выдающихся мыслителей в период от древности до XVII века.
        Во второй части учащиеся знакомятся с развитием физики и жизнью ее создателей в период XVII – XIX веков – в эпоху классической физики.
        Следующая часть повествует об основных направлениях развития физики XX века, жизни и деятельности ее выдающихся творцов.

Содержание программы

  1. Исторический очерк развития физики. Предмет и задачи истории физики. Закономерности развития физики. Возникновение науки. Античная наука. Возникновение атомистики. Аристотель. Архимед. Древняя натурфилософия. Физика средневековья. Научная революция 16 – 17 веков. Коперник. Джордано Бруно. Кеплер. Галилей. Возникновение экспериментального и математического методов. Бэкон. Декарт. Гюйгенс. Формирование физической науки. Ньютон. Ломоносов (биография, мировоззрение, работы по физике ).
  1. Развитие основных идей классической механики. Сложение и разложение движений. Идея относительности механического движения. Аристотель о движении. Коперник и принцип движения. Галилей– исследования по механике. Механика от Галилея до Ньютона. Механика Ньютона. Законы движения тел. Принцип относительности Ньютона. Закон всемирного тяготения. Дискуссия о природе сил тяготения. Аналитический аппарат механики Ньютона. Законы сохранения в механике. Механика Даламбера и Лагранжа. Развитие вариационных принципов механики. Развитие понятий массы и силы в механике после Ньютона.
  2. Развитие термодинамики и статистической физики. Первые исследования тепловых явлений. Температура. Термометр. Теплород и развитие взглядов на природу теплоты. Установление основ термодинамики. Паровая машина. Теплота – работа. Открытие закона сохранения и превращения энергии. Развитие кинетической теории газов. Максвелл. Молекулярно-кинетическое толкование второго закона термодинамики. Дж. Томсон.
  1. Развитие оптики. Геометрическая оптика. Развитие взглядов на природу света. Оптика Ньютона. Кеплер. Развитие волновой теории света. Юнг. Френель. Современная корпускулярно-волновая теория света.
  2. Развитие учения об электричестве и магнетизме. Электростатика и магнитостатика. Теория электричества в 17 и 18 веках. Лейденская банка, первые электрические приборы, практическое применение электричества. Б.Франклин. Развитие электродинамики. Гальванический элемент и электрический ток. Магнитное действие электрического тока. Ампер. Эрстед. Открытие электромагнитной индукции. Развитие электротехники. Возникновение и развитие понятий об электромагнитном поле. М.Фарадей. Дж. Максвелл. Развитие понятий об электромагнитных волнах. Экспериментальное обоснование теории Максвелла. Г.Герц. П.Лебедев. А.С.Попов. Г.Маркони. Изобретение радио.
  3. Развитие электронной теории. Фотоэффект. А.Г.Столетов. А.Эйнштейн. Открытие электрона, представление об атомистическом строении электрического заряда, о зависимости массы электрона от скорости. Дж.Дж.Томсон. Г.А.Лоренц. Зоммерфельд. К.Рентген.
  4. Современная релятивистская и квантовая физика. Возникновение и развитие атомной физики. Модели атома. Атом Резерфорда. Открытие атомного ядра. Возникновение представлений о квантах. М.Планк. Световые кванты. Атом Бора. Идеи Де-Бройля. Экспериментальные успехи квантовой теории. Возникновение квантовой статистики. Открытие спина. Механика Гейзенберга. Механика Шредингера. Вероятностный мир. Принцип дополнительности. Причинность физики. Ядерная физика. Радиоактивность и радиоактивные превращения. Изотопы. Искусственная радиоактивность. Расщепление ядра. Нейрон. Позитрон. Э.Ферми. Деление урана. Цепная реакция деления ядер. И.В.Курчатов. Термоядерный синтез. Возникновение и развитие теории относительности. Оптика движущихся тел. Электродинамика движущихся сред. Опыт Майкельсона – Морли. Лоренц. Пуанкаре. Минковский. Специальная теория относительности. Общая теория относительности.
  5. Становление и развитие физики  после революции 1917 г. А.Ф.Иоффе. П.Л.Капица. Л.И.Мандельштам. И.Е.Тамм. С.И.Вавилов. Я.И.Френкель. В.А.Фок. Л.Д.Ландау. Я.И.Зельдович. А.Д.Сахаров
  6. Заключение. Эволюция физики от античной науки до квантовой электродинамики и общей теории относительности. Нерешенные проблемы физики. Перспективы развития физики.

Учебно-тематический план

Изучаемый материал

Количество часов

1

Исторический очерк развития физики

4

1.1

Предмет и задачи истории физики. Закономерности развития физики.

1

1.2

 Возникновение науки. Античная наука. Возникновение атомистики. Аристотель. Архимед. Древняя натурфилософия. Физика средневековья.

1

1.3

Научная революция 16 – 17 веков. Коперник. Джордано Бруно. Кеплер. Галилей. Возникновение экспериментального и математического методов. Бэкон. Декарт. Гюйгенс.

1

1.4

Формирование физической науки. Ньютон. Ломоносов (биография, мировоззрение, работы по физике ).

1

2

Развитие основных идей классической механики

3

2.1

Сложение и разложение движений. Идея относительности механического движения. Аристотель о движении. Коперник и принцип движения. Галилей– исследования по механике. Механика от Галилея до Ньютона.

1

2.2

Механика Ньютона. Законы движения тел. Принцип относительности Ньютона. Закон всемирного тяготения. Дискуссия о природе сил тяготения.

1

2.3

Аналитический аппарат механики Ньютона. Законы сохранения в механике. Механика Даламбера и Лагранжа. Развитие вариационных принципов механики. Развитие понятий массы и силы в механике после Ньютона.

1

3

Развитие термодинамики и статистической физики

3

3.1

Первые исследования тепловых явлений. Температура. Термометр. Теплород и развитие взглядов на природу теплоты.

1

3.2

Установление основ термодинамики. Паровая машина. Теплота – работа. Открытие закона сохранения и превращения энергии.

1

3.3

Развитие кинетической теории газов. Максвелл. Молекулярно-кинетическое толкование второго закона термодинамики. Дж. Томсон.

1

4

Развитие оптики

2

4.1

Геометрическая оптика. Развитие взглядов на природу света. Оптика Ньютона. Кеплер.

1

4.2

Развитие волновой теории света. Юнг. Френель. Современная корпускулярно-волновая теория света.

1

5

Развитие учения об электричестве и магнетизме

6

5.1

Электростатика и магнитостатика. Теория электричества в 17 и 18 веках. Лейденская банка, первые электрические приборы, практическое применение электричества. Б.Франклин.

1

5.2

Развитие электродинамики. Гальванический элемент и электрический ток. Магнитное действие электрического тока. Ампер. Эрстед. Открытие электромагнитной индукции. Развитие электротехники.

1

5.3

Возникновение и развитие понятий об электромагнитном поле. М.Фарадей. Дж. Максвелл.

2

5.4

Развитие понятий об электромагнитных волнах. Экспериментальное обоснование теории Максвелла. Г.Герц. П.Лебедев. А.С.Попов. Г.Маркони. Изобретение радио.

2

6

Развитие электронной теории

2

6.1

Фотоэффект. А.Г.Столетов. А.Эйнштейн. Открытие электрона, представление об атомистическом строении электрического заряда, о зависимости массы электрона от скорости. Дж.Дж.Томсон. Г.А.Лоренц. Зоммерфельд. К.Рентген.

2

7

Современная релятивистская и квантовая физика

10

7.1

Возникновение и развитие атомной физики. Модели атома. Атом Резерфорда. Открытие атомного ядра. Возникновение представлений о квантах. М.Планк. Световые кванты. Атом Бора. Идеи Де-Бройля.

2

7.2

Экспериментальные успехи квантовой теории. Возникновение квантовой статистики. Открытие спина. Механика Гейзенберга. Механика Шредингера. Вероятностный мир. Принцип дополнительности. Причинность физики.

2

7.3

Ядерная физика. Радиоактивность и радиоактивные превращения. Изотопы. Искусственная радиоактивность. Расщепление ядра. Нейрон. Позитрон. Э.Ферми. Деление урана. Цепная реакция деления ядер. И.В.Курчатов. Термоядерный синтез.

4

7.4

Возникновение и развитие теории относительности. Оптика движущихся тел. Электродинамика движущихся сред. Опыт Майкельсона – Морли. Лоренц. Пуанкаре. Минковский. Специальная теория относительности. Общая теория относительности.

2

8

Становление и развитие физики  после революции 1917 г.

2

8.1

А.Ф.Иоффе. П.Л.Капица. Л.И.Мандельштам. И.Е.Тамм. С.И.Вавилов. Я.И.Френкель. В.А.Фок. Л.Д.Ландау. Я.И.Зельдович. А.Д.Сахаров

2

9

Заключение

2

9.1

Эволюция физики от античной науки до квантовой электродинамики и общей теории относительности.

1

9.2

Нерешенные проблемы физики. Перспективы развития физики.

1

        

Демонстрации:

  1. Различные виды механического движения.
  2. Свободное падение (трубка Ньютона).
  3. Колебательное движение маятников.
  4. Модель броуновского движения.
  5. Модель опыта Штерна.
  6. Электризация тел.
  7. Взаимодействие электрических зарядов.
  8. Взаимодействие проводников с током (опыт Ампера).
  9. Взаимодействие проводника с током и магнита (опыт Эрстеда).
  10. Явление электромагнитной индукции (опыт Фарадея).
  11. Дисперсия света.
  12. Опыты по интерференции и дифракции света.
  13. Поляризация света.
  14. Явление фотоэффекта  и законы фотоэффекта.

Примерные темы докладов, рефератов, научных проектов

  1. Моделирование в физике.
  2. Галилей-основоположник экспериментального метода исследования в физике.
  3. Фундаментальные опыты и эволюция физической картины мира.
  4. Фундаментальные опыты и развитие электродинамики.
  5. Развитие взглядов на природу света.
  6. Фундаментальные открытия в структуре физической теории.
  7. Ньютон и Гук- противостояние гениев.
  8. Мифы и реальные факты из жизни Галилея.
  9. Проблемы методологии научного познания.
  10. Проблемы методологии научного познания.
  11. Методологический анализ как направление изучения науки.
  12. Характер физических законов.
  13. Методологические обоснования квантовой теории.
  14. Теория относительности и философия.


Литература

по курсу "История и методология физики"

  1. Алексеев И.С., Овчинников Н.Ф., Печенкин А.А. Методологические обоснования квантовой теории. М.: Наука, 1984.
  2. Алексеев И.С. Концепция дополнительности. М.: Наука, 1978.
  3. Аристотель. Метафизика. М.- Л,. Изд-во АН СССР. 1934.
  4. Архимед. Сочинения. М.: Физматгиз. 1962.
  5. Ансельм А.И. Очерки развития физической теории в первой трети 20 века. М.: Наука, ГРФМЛ, 1986.
  6. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М.: Наука, 1978.
  7. Больцман Л. Кинетическая теория материи. М.: 1993.
  8. Бернулли Д. Гидродинамика или записки о силах и движениях жидкостей. Л.: Изд-во АН СССР, 1959.
  9. Бом Д. Причинность и случайность в современной физике. М.: Изд-во иностр. лит., 1959.
  10. Блохинцев Д.И. Пространство и время в микромире. М.: Наука, ГРФМЛ, 1982.
  11. Бунге М. Философия физики. М.: Прогресс, 1975.
  12. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание  М., 1961.
  13. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М., 1986-1991. Т. 1-3
  14. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: Структура систем знания. М.: АО "Аспект Пресс", 1994.
  15. Вайскопф В. Физика в двадцатом столетии. М.: Атомиздат, 1977.
  16. Вайскопф В.Ф. Наука и удивительное. М.: Наука. 1965.  
  17. Визгин В.П. Единые теории поля в первой трети XX века. М.: Наука, 1985.
  18. Вейль Г. Математическое мышление. М.: Наука, ГРФМЛ, 1989.
  19. Вавилов С.И. Исаак Ньютон. Научная биография и статьи. М. Изд. АН СССР. 1961.
  20. Ван дер Ванден. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. Пер. И.Н.Веселовского. М. :  Гос.изд. физ.-мат. лит-ры, 1959.
  21. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988. В.И.Вернадский. Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988.
  22. Веселовский И.Н. Египетская наука и Греция.// Труды Института истории естествознания, т. II, 1948.
  23. Гейзенберг В.  Физика и философия. Часть и целое.  М., 1989.
  24. Гейзенберг В. Философские проблемы атомной физики. М.: Эдиториал УРСС , 2004 (издание 2).
  25. Голин Г.М. Классики физической науки. Минск: Высщэйшая школа, 1981.
  26. Григорьев В.И., Мякишев Г.Я. Силы в природе. М.: Наука, ГРФМЛ, 1973.
  27. Гейзенберг Вернер. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, ГРФМЛ, 1989.
  28. Гинзбург В.Л. О физике и астрофизике. М.: Наука, ГРФМЛ, 1980.
  29. Готт В.С. Философские вопросы современной физики. М.: ВШ, 1988.
  30. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца 18 века. М.: Наука, 1974.
  31. Дилъс Г.  Античная техника, М.—Л., 1934.
  32. Дьяконов И.М.  Научные представления на Древнем Востоке. // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982.
  33. Жарков В.И. Непрерывно-дискретные пространство и время микрообъектов. (Философские аспекты проблемы). Новосибирск, Наука Сиб.отд., 1971.
  34. Жизнь Науки. Антология вступлений к классике естествознания. М.: Наука, 1973.
  35. Идеалы и нормы научного исследования /под ред. В.В. Степина. Минск, Изд-во БГУ, 1981.
  36. Кудрявцев П.С. История физики (в 3-х томах). М.: Просвещение,1971.
  37. Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М.: Наука, 1990.
  38. Кудрявцев П.С. Максвелл. М.: Просвещение, 1976.
  39. Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика: учебник для 9 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1994.
  40. Кун. Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.
  41. Карнап Р. Философские основания физики: введение в философию науки. М.: Прогресс, 1971.
  42. Касьянов В.А. Физика: учебник для 11 классов средней школы. – М.: Дрофа,2002.
  43. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. – М.: Просвещение, 1982.
  44. Кохановский В.П. Философия и методология науки: учебник для вузов. Ростов н/Д.: "Феникс", 1999.
  45. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. М.: Наука, 1981.
  46. Канаев И.И. Гёте как естествоиспытатель.Л.: : Наука (Ленинградское Отделение), 1970.
  47. Канаев И.И. Избранные труды по истории науки.-СПб.: Алетейя,1972.
  48. Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М., 1987.
  49. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.:Эдиториал УРСС, 2004. 
  50. Коростовцев М.А. Наука древнего Египта. // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982.
  51. Кун Т. Структура научных революций.  М., 1975.
  52. Ланге В.Н. Физические парадоксы и софизмы, М.: Просвещение, 1978.
  53. Луи де-Бройль. По тропам науки. М.: Атомиздат, 1962.
  54. Ларичев В.Е. Сотворение вселенной. Солнце, Луна и небесный дракон. Новосибирск, Наука Сиб.отд., 1993.
  55. Льоци М. "История физики". М.: Мир, 1970.
  56. Ландсберг Г.С. Электричество и магнетизм. – М.: Наука, 1985.
  57. Левитан Е.П. Физика Вселенной. М.: Наука, 1976.
  58. Лукреций К. О природе вещей. М.: Изд-во АН СССР, 1947.
  59. Лурье С.Я.К вопросу о египетском влиянии на греческую геометрию.// Архив Института науки и техники, 1, 1933.
  60. Лурье С.Я. Архимед, М.—Л., 1945.
  61. Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки, М.—Л., 1947.
  62. Мизнер Ч., Уилер Дж. Классическая физика как геометрия. Гравитация, электромагнетизм, неклассический заряд и масса как свойства искривленного пустого пространства. В Кн.: Альберт Эйнштейн и теория гравитации. М.: Наука, 1979.
  63. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М.: Наука, 1990.
  64. Мостапенко А.М. Пространство-время и физическое познание. М.: Атомиздат, 1975.
  65. Мощанский В.Н. История физики в средней школе. – М.: Просвещение, 1981.
  66. Наука и научное творчество /под ред. М.М. Карпова. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1989.
  67. Нейгебауэр О.Лекции по истории античных математических наук. Пер. и предисловие С.Я.Лурье.Т. I. М.-Л., 1937.
  68. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. Пер Е.В.Гохман. М.: Наука, гл.ред. физ.-мат. лит-ры, 1968.
  69. Основы научных исследований /под ред. В.И. Крутилова. М.: Высш. школа, 1989.

Пространство и время в современной физике. Сб. статей к 50-летию создания общей теории относительности Альбертом Эйнштейном). Киев, Наукова Думка, 1968.

  1. Пуанкаре Анри. О науке. М.: Наука, 1990.
  2. Плесский Б.В., Терентьев Л.Н. К проблеме простоты физических законов. В Кн.: Логика и методология науки. М.: Наука, 1967.
  3. Полак Л.С. Вариационные принципы механики. М.: Наука, ГИФМЛ,1960.
  4. Подольский Р. Нечто по имени Ничто. М.: Знание, 1983.
  5. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика: учебник для 9 класса средней школы. – М.: Дрофа, 2002.
  6. Печенкин А.А. Взаимодействие физики и химии (философско-методологические проблемы). М: Мысль, 1986.
  7. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.
  8. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М. Наука, 1975.
  9. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М.: Изд-во. иностр. лит., 1957.
  10. Рыдник В.И. Поле. М.: Знание, 1976.
  11. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  12. Степанов Н.И. Концепция элементарности в научном познании. М.: Наука, 1976.
  13. Смирнов В.А. Уровни знания и этапы процесса познания.- В Кн.: Проблемы логики научного познания. М.: Наука, 1964.
  14. Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики. М.: Наука, ГРФМЛ, 1984.
  15. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Контакт – Альфа, 1995.
  16. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: учебная хрестоматия. М.: Логос, 1996.
  17. Спасский Б.И. История физики, ч. I. М. Изд-во МГУ, 1963.
  18. Спасский Б.И. История физики, ч. II. М. Изд-во МГУ, 1964.
  19. Творцы физической оптики. Сб. статей. М.: Наука, 1973.
  20. Турсунов Акбар. Философия и современная космология. М.: ИПЛ, 1977.
  21. Тарасов Л. В. Современная физика в средней школе. – М.: Просвещение, 1990.
    Тихомирова В.А. Материалы вступительных экзаменов по физике. – М.: Квантум,1999.
  22. Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования. М.: Наука, 1970.
  23. Фалта Я., Новы Л. История естествознания в датах. М.: Прогресс, 1987.
  24. Фейнман Р. Характер физических законов. М.: Из-во иностр. Лит., 1960.
  25. Фейнман Р. Характер физических законов М.: Наука, 1987.  
  26. Франк Ф. Философия науки. М.: Изд-во. иностр. лит., 1960.
  27. Формирование радиоэлектроники (Середина 20-х - середина 50-х годов) Отв. ред. Родионов В.М. М.: Наука, 1988.
  28. Физика наших дней. Сборник. М.: Знание, 1972.
  29. Храмов Ю.Л. Физики. Библиографический справочник. М.: Наука, ГРФМЛ, 1983.
  30. Хойл Фред. Галактики, ядра и квазары. М.: Мир, 1968.

100.Черняк В.С. История Логика Наука. М.: Наука, 1986.

101.Чернин А.Д. Физика времени. (Библиотека квант). М.: Наука, ГРФМЛ, 1987.

102.Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977.

  1. Чудинов Э.М. Теория относительности и философия. М.: Политиздат, 1974.
  2. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.- Л., Наука, 1966.
  3. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания: Монография. М.: Высш. школа, 1978.
  4. Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. М.: Наука, 1986.
  5. Яненко Н.Н., Преображенский Н.Г., Разумовский О.С. Методологические проблемы математической физики. Новосибирск, Наука, 1986.
  6. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.: ВладДар, 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"

Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...

Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса

Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...

Программа спецкурса по русскому языку 6 класс

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...

Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...

Рабочая программа спецкурса по алгебре для учащихся 9 класса

Рабочая программа спецкурса по алгебре для учащихся 9 классавключает в себя:·        пояснительную записку с определением целей и задач курса; ·...

Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"

Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуал...

Программа спецкурса по организации исследовательской деятельности

Школа юных исследователей «Эдир шэнжэлэгшэ»Школа юных исследователей «Эдир шэнжэлэгшэ» создана на базе фольклорной группы «Ульгэр» в 2007 году. В работе данной школы принимают участие члены фольклорно...