Система работы учителя физики
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

Баирова Альма Чимитдоржиевна

 

Систематическое и планомерное использование предлагаемых методов даёт положительный результат. Результативность системы:

1) все учащиеся усваивают учебный материал на базовом уровне;

2) повышается качество знаний по предмету;

3) растет количество и качество исследовательских работ;

 4) растет количество участников олимпиад, турниров;

5) повышается профессиональная направленность предмета.

Система работы признана профессиональным сообществом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_uchitelya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Система работы учителя

Развитие активности, самостоятельности и творческих способностей учащихся на уроках физики при использовании технологии проблемного обучения

Цель современного образования – не только усвоение суммы знаний, но и развитие способностей личности, нужных ей самой и обществу, умение принимать самостоятельное решение, представлять и доказывать свою точку зрения, отвечать на критику оппонентов, что позволит ребенку успешно адаптироваться и самореализоваться в современном мире. Процесс обучения  как процесс передачи информации от учителя ученику  не способствует развитию  творческих  способностей школьников и интеллектуальных умений. Учитель в учебном процессе должен выступать не как источник информации, а как организатор деятельности учащихся. Интегрирование проблемного обучения, как технологии обладающей средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся  в учебном процессе   с ИКТ, обеспечивающими наглядность способствует развитию активности, самостоятельности и творческих способностей учащихся.    В соответствии с этим Баирова Альма Чимитдоржиена создала собственную методическую систему учителя – целостность взаимосвязанных элементов: цель, методический стиль учителя, особенности организации учебной деятельности учащихся.  

Период становления системы: с 2004 года, место апробации: МБОУ «Узонская средняя общеобразовательная школа»

Цель педагогической деятельности: создание условий для развития способностей учащихся в процессе активной познавательной деятельности, обеспечивающей успешное профессиональное самоопределение ученика.

Задачи, которые ставит перед собой учитель:

 1) создать условия для формирования и развития потребности у ребёнка в познании окружающего мира на основе устойчивого интереса к предмету, развития творческой активности учащихся с учетом индивидуальных особенностей;

 2) систематизировать учебные знания учащихся для развития исследовательских умений;

3) разработать и внедрить систему внеурочных занятий по предмету для формирования профессиональных интересов учащихся и развития практической направленности предмета;

4)создать систему работы с одаренными детьми;

5) повышать собственный научный уровень в области преподавания физики, продолжать работу по совершенствованию ведущих подходов к обучению физике, пополняя накопленный методический и дидактический материал.

Успешность выполнения поставленных задач зависит от взаимоотношения. Этому способствуют  педагогические принципы работы учителя:

  1. принцип научности и доступности;
  2.  принцип контекстности (использование текста для усиления познавательной активности и профессионального определения);
  3. принцип сотрудничества (учитель и ученик как  соавторы учебного процесса);
  4. принцип индивидуальности (создание условий для развития индивидуальности личности);
  5. принцип диалогичности (преобразование учебного материала в основу для диалога, основанное на равноправии, доверии и взаимном уважении);
  6. педагогический гуманизм (принятие всех учащихся, доверие к ним, соблюдение их интересов). Отношения с учащимися строятся на взаимном доверии и уважении (педагогика сотрудничества).

Реализация этих принципов определяет  методический стиль учителя. Методический стиль  Альмы Чимитдоржиевны - это  постоянство в предъявлении разумных требований, создание на уроке ситуации успеха и атмосферы творчества, познавательного поиска, возможности самостоятельного действия, участие в диалоге без боязни высказывать свою точку зрения.

Особенности организации учебной деятельности учащихся.   Для достижения поставленной цели в своей работе Альма Чимитдоржиевна  использует технологию проблемного  обучения.  При планировании учебного занятия обращает  внимание на соотношение репродуктивной и творческой деятельности учащихся, на коллективные способы обучения, делает  опору на субъективность личности ребёнка, уровень его самостоятельности и мотивации, на возможность выбора способа действия. Применение проблемного метода изучения материала  в сочетании с ИКТ даёт хороший результат.

Ведущей формой обучения является урок, форма проведения которого определяется содержанием и задачами урока. Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная. Наряду с традиционными методами обучения применяет  инновационные, например, метод проектов, игру-соревнование, суды, свободные дискуссии, исследовательский метод.

Для создания условий для формирования и развития способностей и творческой активности учащихся Альма Чимитдоржиевна  выстраивает весь процесс обучения физике с учетом индивидуально-типологических особенностей личности.

Альма Чимитдоржиевна при подготовке к уроку  учитывает  мотивационное обеспечение урока:  постоянно стимулирует и мотивирует положительное отношение к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда; создает ситуации успеха;   способствует развитию как "сильных”, так и "слабых” учащихся, сохраняет их веру в свои силы, дает  толчок к самообразованию; стимулирует любознательность, познавательные интересы и способности.  Сильную и устойчивую мотивацию изучения физики  создаёт пробудившийся у школьников интерес к предмету. Учитель использует  широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса. Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.

         Подготовительный этап работы включает в себя выявление уровня стартовых возможностей ученика к изучению данного раздела (проведение диагностики). Диагностика предполагает проверку знаний, умений и навыков базисного характера, например, теоретические вопросы (явления, законы, величины), задачи по алгоритму и задачи, требующие творческого подхода. Одной из форм диагностики является физический диктант. Альма Чимитдоржиевна  проводит диктант перед началом изучения темы, после его изучения, после изучения нескольких тем с целью выяснить  готовность учащихся к восприятию учебного материала,  контролировать  усвоение изученного материала. Учителем разработаны практические рекомендации по составлению и использованию диктантов:

  1. Диктант проводится в начале или в конце урока.
  2. Продолжительность 5- 10 минут.

Количество вопросов 6 или 11. Количество вопросов дают возможность учащимся понять и принять критерии оценивания. Например, если вопросов в диктанте  6, то ученик получает оценку  «5», при правильном ответе на 5 или 6 вопросов, т. е. дается право на ошибку, «4» при правильном ответе на 4 вопроса, «3» - на  3 вопроса и «2» -  на 1, 2 вопроса или если нет ни одного правильного ответа.

Одним из стимулов мотивации является оценка. Оценка мотивирует, когда ученик уверен в её объективности; когда ученик воспринимает её как полезную для себя; знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть  высоких показателей; уверен, что ему окажут в этом достижении помощь; уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать.

  1. Текст должен быть простым, легко воспринимаемым, требующим краткого однозначного ответа, несложных вычислений.
  2. Пауза между вопросами достаточная, чтобы учащиеся могли записать ответ.
  3. Ученики пишут под диктовку начало предложения, а конец предложения (ответ) формулируют сами.
  4. Работа проводится на контрольных листах, в тетрадях для контрольных работ или в рабочих тетрадях в зависимости от цели проводимой работы. Например, после изучения темы урока, с целью закрепления и первичного контроля можно проводить физический диктант в рабочей тетради. Проверить работу могут сами учащиеся (самоконтроль) или соседи по парте (взаимоконтроль) по заданному образцу на доске или экране.

Затем проводится  дифференциация  целей, содержания материала, методов, форм обучения с учетом учебных возможностей и результатов диагностирования.   Использует индивидуальные задания на практических работах, разрабатывает проверочные и контрольные работы и задания для проведения итоговых уроков по темам, используя технологию дифференцированного подхода. В плане приводятся задания, которые учащийся должен выполнять на репродуктивном, конструктивном и частично – поисковом  уровне. Такой подход позволяет любому ученику самому выбрать, попробовать, справиться, то есть дает возможность самоопределиться. Таким образом, осуществляется внутренняя дифференциация – учащийся осознанно берется делать то, что он в силах сделать на данном этапе обучения. Используются  различные формы работы: индивидуальная, парная, групповая. Групповая и парная работ построена на принципе доверительности и равенства. В процессе изучения темы оценивается  результативность усвоения теоретических и практических знаний (промежуточная диагностика), что позволяет оценить эффективность выбранных методов и форм, при необходимости провести корректировку. В работе по формированию навыков решения задач учащиеся используют ресурсы кабинета (справочную литературу, наглядные пособия, компьютер). В целях развития навыков исследовательской деятельности Альма Чимитдоржиевна обучает ребят нетрадиционному способу решения сложных физических задач, в основу которого заложено выделение в задаче элементов исследования. И как показывает практика, сложные задачи решают только те учащиеся, которые обладают в совершенстве навыками мыслительной деятельности, представляя задачу в новых условиях. Знания, приобретенные в результате собственного поиска – основа для получения новых знаний.

 Разработанная учителем  методика решения задач помогает многим учащимся выйти на более высокий уровень усвоения знаний. Она предлагает учащимся работать со  следующей памяткой:

  1. При первоначальном чтении условия задачи уясните, какие величины даны в условии и что требуется найти.
  2. Читая условие еще раз, выделите зависимости между величинами.
  3. Изобразите условие наглядно, применяя рисунки, схемы, таблицы.
  4. Решите задачу.
  5. Проверьте, удовлетворяет ли полученный ответ условию задачи.

Постепенно учащиеся от урока к уроку накапливают систему рекомендаций – осваивают ориентировочные основы действий.

Альма Чимитдоржиевна считает, что очень многие элементы интеграции физики с математикой могут сделать изложение физики более ясным и доступным на всех уровнях её изучения. Непонимание школьниками  какого-либо вопроса из курса физики часто связаны с отсутствием навыков анализа функциональных зависимостей, составление и решения математических уравнений, неумением проводить алгебраические преобразования и геометрические построения.  Альма Чимитдоржиевна  органически  сочетает экспериментальный и теоретический методы изучения физики, выявляет  сути физических законов на основе доступных школьникам понятий элементарной математики. Такой подход одновременно обеспечивает повышения уровня математических знаний, формирует логическое мышление, осознание единства материального вида. Школьники начинают испытывать удовлетворение, замечая, что абстрактные математические формулы и уравнения имеют реальное воплощение в физических процессах. Например, при решении любой задачи физики (Уровень «А» ЕГЭ) Альма Чимитдоржиевна применяет одну из самых важных понятий математики  - функция. Она часто повторяет, что если при изменении одной физической величины изменяется другая, то мы имеем дело с функциональной зависимостью. Есть прямая и обратная пропорциональная зависимости.  На втором этапе решения задачи (см. выше), записываем формулу, которая связывает искомую величину с данными в условии задачи величинами.

Если формула имеет вид y=kx, то зависимость прямо пропорциональная. Такой вид имеют много формул из разных разделов физики: m= ρ*V; λ=c*T; F=μ*N  и т.д. Когда формула имеет вид дроби y=x/z, то величины y и  x прямо пропорциональны. Это означает, что с увеличением  (уменьшением) одной из них в несколько раз, во столько же раз увеличивается (уменьшается) другая величина.

 Когда формула имеет вид дроби y=x/z, то величины y и  z обратно пропорциональны. Это означает, что с увеличением  (уменьшением) одной из них в несколько раз, во столько же раз уменьшается (увеличивается) другая величина.

Например, Как изменяется сила взаимодействия между двумя точечными заряженными телами при увеличении заряда на каждом теле в 2 раза и уменьшении расстояния между телами и 4 раза?

  1. При решении этой задачи, выясняем для себя, какие физические величины даны и что нужно найти. Даны заряды на двух телах и расстояние между ними. Найти нужно силу взаимодействия между ними.
  2. Выделите зависимости между величинами. Для этого записываем формулу F= q1*q2/r2.Сила и заряды прямо пропорциональны. Сила и расстояние обратно пропорциональны.
  3. Решаем задачу: Увеличение заряда q1 в 2 раза увеличит силу в 2 раза, увеличение заряда q2 в 2 раза увеличит силу в 2 раза, увеличение расстояния  в 4 раза уменьшит  силу в 16 (42) раз. Таким образом, сила увеличится (2*2 = 4) и 4 раза, но уменьшится в 16 раз. Вывод: сила уменьшится в (16/4=4) в 4 раза.
  4. Кратко это можно написать так:

q1↑2 раза→ F↑ в 2 раза      

q2↑ 2 раза→ F↑ в 2 раза      F↑ в 4раза      

r↑ в 4 раза→ F↓ в 16 раз                                F↓ в 4раза.

Этот метод широко  используется  при решении задач на определение соотношений «больше» и «меньше».

Данную методику Альма Чимитдоржиевна     применяет в урочной деятельности, на факультативных занятиях по предмету (тема курса «Решение нестандартных задач по физике»), при подготовке к ЕГЭ,  на занятиях элективного курса «Измерение физических величин».  Также Альма Чимитдоржиевна привлекает учащихся к выполнению творческих домашних заданий: подготовке докладов и рефератов, разработке кроссвордов по отдельным темам школьной программы по физике. Особое внимание уделяет  подбору творческих заданий, выполнение которых требует от учащихся дополнительных знаний, и не только из области физики. Например, при изучении темы «Автоколебания» (11 класс), дает  задание представить структуру работы сердца, легких как автоколебательной системы, а при изучении темы «КПД тепловых двигателей» (10 класс), предлагает учащимся создать новые способы повышения КПД, не нарушая законов физики, но используя при этом знания химии, биологии, экологии и географии. А при изучении темы «Производство и передача электрической энергии» (11 класс) дает задание по разработке альтернативных источников энергии. Творческие задания, прежде всего, повышают интерес к предмету, развивают практическую направленность предмета, активизируют познавательную деятельность и систематизируют знания в комплексе с другими предметами. При выполнении таких заданий формируются информационные компетенции учащихся, поскольку при этом учащиеся используют дополнительные источники информации, в том числе, и информационно-коммуникационные. По результатам выполнения творческих заданий выявляется группа исследователей. Этих ребят Альма Чимитдоржиевна  знакомит с критериями проектной и исследовательской деятельности, обучает правилам написания проектов и научно-исследовательских работ.  Уроки-семинары, уроки-конференции, нетрадиционная форма зачета «Физический бой» позволяют учащимся продемонстрировать полученные практические и теоретические знания.

Альма Чимитдоржиевна     учитывает современные требования к уровню знаний учащихся по своему предмету и разрабатывает  планы таким образом, чтобы учащиеся при изучении предмета «Физика» в рамках уроков имели возможность познакомиться и изучить все необходимые темы и вопросы государственной итоговой аттестации (ГИА) и  единого государственного экзамена (ЕГЭ) по физике.

При изучении каждой темы Альма Чимитдоржиевна обязательно выделяет время для решения заданий ЕГЭ, по итогам каждой темы проводит контроль знаний с учетом таких заданий.

Кроме этого при подготовке к сдаче ЕГЭ Альма Чимитдоржиевна проводит индивидуальную работу с учащимися, выбравшими экзамен по физике: решает задания прошлых лет, разбирает задания, которые не включены или рассмотрены не в полном объеме в основных разделах календарно-тематического планирования уроков физики. По итогам занятий учащиеся выполняют тренировочные работы.

Она уделяет большое внимание и организационным вопросам сдачи ЕГЭ: учит своих выпускников, как правильно заполнить бланк регистрации и бланк ответов, какими дополнительными сведениями и устройствами можно воспользоваться на экзамене, дает советы, как правильно вести себя во время проведения ЕГЭ.  Проведенная работа дает свои определенные результаты. Учащиеся Альмы Чимитдоржиевны  сдают ЕГЭ по физике  успешно, набирая среднее количество баллов: 40-65.(см.приложение)

Систематическое и планомерное использование предлагаемых методов даёт положительный результат. Результативность системы:

1) все учащиеся усваивают учебный материал на базовом уровне;

2) повышается качество знаний по предмету;

3) растет количество и качество исследовательских работ;

 4) растет количество участников олимпиад, турниров;

5) повышается профессиональная направленность предмета.

Система работы признана профессиональным сообществом.

Баирова Альма Чимитдоржиевна активно распространяет и обобщает опыт своей педагогической работы в учительском коллективе школы, своего района и округа. На окружной научно-практической конференции учителей естественнонаучного направления «Обновление содержания физического образования выступила с докладом «Преподавание интегрированного курса «Физика и астрономия», была поощрена грамотой за лучший доклад(2002г.).  На районном семинаре учителей физики, проведенном на базе Узонской средней школы (апрель 2007г), давала открытые уроки, знакомила коллег с опытом работы, делилась с методическими находками.  Педагогами было отмечено грамотное сочетание образовательной и воспитательной работы в процессе изучения нового материала, установление внутрипредметных и межпредметных  связей, наличие организационной четкости. Представляла свой  инновационный опыт в секции «Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе» на районной научно-практической конференции «Педагогическое мастерство – как условие реализации компетентностного подхода в образовании» 30 сентября 2010г.

Практические рекомендации, разработанные Альмой Чимитдоржиевной, активно используются молодыми учителями района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя физики Денисовой Галины Евгеньевны ГБОУ СОШ п.Коммунарский Красноярского района Самарской области

Информационно- коммуникационные технологии в обучении позволяют:- реализовать такую модель учебного процесса, которая дает возможность раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, активизир...

«Система работы учителя физики по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ»

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики...

Система работы учителя физики по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ

Базовый уровень изучения физики не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах физико-технического профиля, а соответствующая учебная нагрузка может обеспечить усвоение необходи...

Система работы учителя физики по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Доклад на пед. совет по теме: "Система работы учителя физики по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ"...

Система работы учителя физики при подготовке к ОГЭ

Статья, презентация, рекомендации учащимся и родителям и примерный вариант подготовки....

Система работы учителя физики по подготовке к ЕГЭ

Данный материал объясняет как лучше спланировать подготовку учеников к сдачи ЕГЭ. Подготовку можно условно разделить на три этапа:1. Систематизация теоретического материала2. Применение теоретиче...

Система работы учителя физики по развитию технического творчества учащихся на уроках физики

В настоящее время  большое внимание уделяется развитию мышления и творчества учащихся.  Действительно, техника всегда была областью практического приложения физических знаний, являющихся её ...