Вода, как среда обитания земноводных
методическая разработка (физика, 7 класс) на тему

Хабарова Ольга Николаевна

 

Земноводные или амфибии Амурской области относятся к группе наименее изученной среды позвоночных животных. Они скрытны, не так привлекательны, как рыбы, птицы и млекопитающие, с ними связана множество всевозможных (чаще недостоверных) слухов и предрассудков. Сегодня на уроке мы узнаем много интересного о этих животных и поймем что не презрения, а защиты ждут амфибии от нас. И помогут мне в этом наши гости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vodakak_sreda_zhizni_zemnovodnyh.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ

МОБУ гимназия №25

Интегрированный урок (биология-физика)

Учитель биологии: Грибанова Н.А.

Учитель физики: Хабарова О.Н

Вода, как среда жизни земноводных.

Цель: Привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам озер        г. Благовещенска.

Задачи:

  1. расширить знания учащихся о классе земноводных;
  2. продолжить формирование любви к своему краю;
  3. продолжить формирование навыков исследовательской работы.

Оборудование: мультимедиа, фотографии земноводных.

Приглашенные специалисты: методист городского экологического центра Андреева Наталья Юрьевна; учитель физики Хабарова Ольга Николаевна.

Этапы урока:

                                                                                       «Давайте внимательно черпать

                                                                       Из чаши природы,

                                                                       Чтоб не замутились

                                                                       Подвижные воды»

                                                                                           Низами Гянджеви

Учитель: Земноводные или амфибии Амурской области относятся к группе наименее изученной среды позвоночных животных. Они скрытны, не так привлекательны, как рыбы, птицы и млекопитающие, с ними связана множество всевозможных (чаще недостоверных) слухов и предрассудков. Сегодня на уроке мы узнаем много интересного о этих животных и поймем что не презрения, а защиты ждут амфибии от нас. И помогут мне в этом наши гости.

Учитель: Класс земноводные, или амфибии, включает в себя животных, приспособленных к жизни на суше и в воде. На суше большинство из них встречается во взрослом состоянии, а размножение, рост и развитие личинок-головастиков, протекает в водной среде.

        Земноводные появились около 350 млн. лет назад, видимо, от древних кистелерных рыб. Чтобы подчеркнуть родство земноводных с рыбами мы в течение урока будем заполнять схему–скелет рыбы (метод фишкоп).

Учитель: Где земноводных можно встретить в г. Благовещенске?

Ответ:     В садах, огородах, около озер: Асташинских, Владимировских, озера Красное.

Учитель: Действительно, земноводные тесно связаны с водой, здесь происходит их размножение, они прекрасные пловцы. Питаются вблизи водоемов. Только жабы далеко уходят от водоема и связаны с водой только в период размножения.

Мы живем во втором микрорайоне, построенном на месте заболоченных пойменных лугов. Человек оттеснил амфибий к Асташинским озерам, забрав у них их дом. Каково состояние озер, как среды обитания? Грозит ли опасность этим животным? Как мы можем помочь? На эти вопросы мы ответим на уроке. (у основания головы скелета учитель помещает вопрос).

Пояснения к уроку:

  1. На доске вывешивается проблемный вопрос.
  2. По ходу урока формируется скелет рыбы.
  3. Верхняя часть скелета – это особенности строения и классификация земноводных.
  4. Нижняя часть скелета – экологические проблемы, мониторинг, меры, охрана.
  5. В результате заполнения «скелета» учащиеся приходят к определенному выводу.

Учитель биологии:

  1. Особенности строения

Тело современных земноводных подразделяется на голову, туловище и конечности. На голове расположены пара ноздрей для дыхания атмосферным воздухом, пара глаз, защищенных веками. Кожа голая, влажная, прохладная. Дышат легкими и кожей. Сердце у взрослых трехкамерное, 2 круга кровообращения, у личинок – двухкамерное и один круг кровообращения. Температура тела не постоянная, зависит от температуры окружающей среды. У личинок есть боковая линия.

Учитель биологии:

  1. При понижении температуры окружающей среды животные впадают в оцепенение. Активны лишь в теплое время суток. Животные раздельно- полые. Оплодотворение внутреннее или наружное.

Учащиеся:

  1. Самый малочисленный класс – позвоночные. Известно около 4 тысяч видов. Все виды объединены в три отряда.

Сообщение учащихся:

   Отряд безногие

   Отряд хвостатые

   Отряд бесхвостые

Сообщение учащихся:

  1. Земноводные Амурской области:

Хвостатые – сибирский углозуб

Бесхвостые – дальневосточная квакша

монгольская жаба

сибирская лягушка

дальневосточная лягушка

дальневосточная жаба.

Методист ГЭЦ:

  1. Амфибии – обитатели дикой природы и их численность (а порой и существование) зависят от условий среды обитания. Множество их гибнет во время зимовок, лесных и луговых пожаров. Деятельность человека также влияет на них: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, отдыхающие на природе люди.

Учитель физики:

  1.      Вода – это жизнь, бесценное богатство. Вы уже знаете, что жизнь зародилась в воде и это не случайно. Вода защищает живые организмы от ультрафиолетовых лучей, здесь нет резких колебаний температур, перепадов давления, вода хорошо сохраняет тепло. С выходом растений и животных на сушу вода осталась для них неотъемлемой частью их жизни. Без нее не возможна жизнь на планете. Вода обладает прекрасным свойством самоочищения, но с антропогенным загрязнением она не может справиться.

     Давайте рассмотрим некоторые понятия: чистая и загрязненная вода. Пресную воду нельзя назвать чистой, т.к. в ней содержится множество других веществ – растворенные газы, катионы и анионы, взвешенные частицы. С ними вы познакомитесь в 8 классе на уроках химии. Но такую воду с бытовой точки зрения мы считаем пригодной для питья.

Учитель физики:

  1.     Рассмотрим виды отходов, которые загрязняют воду и делают ее непригодной для жизни ее обитателей и человека.

Обычные: органические остатки.

Промышленные: отходы производит вышедшая из употребления промышленная продукция.

Бытовые отходы: пластиковые и стеклянные бутылки, полиэтиленовые мешки, мусор ит.д.

     Учащиеся нашей гимназии участвовали в работе экологического десанта. Выявляли очаги загрязнений, проводили очистительные работы и патрулирование. Применяя методы, оценивающие состояние водных объектов пришли к выводу:

  1. Асташинские озера и луга находятся на грани исчезновения. Целенаправленно производится отсыпка промышленными отходами для постройки гаражей. Интенсивная застройка лугов может привести к гибели озер.
  2. Ротанье озеро загрязняется  садоводами, чьи участки располагаются на береговой линии озера.
  3. Озеро Красное так же загрязняется бытовыми отходами, которые оставляют здесь отдыхающие.

Методист ГЭЦ:

8.Чтобы помочь животным, необходимо знать особенности их жизни, проводить индикацию загрязнения водоемов.

Исследования и наблюдения

Тема - особенности зрения амфибий:

  1. Реакция жабы на движущийся и неподвижный корм.
  2. Какой предельный размер жаба воспринимает глазами как объект питания?
  3. Реакция жабы на различные движущиеся объекты.
  4. Какие цвета предпочитают амфибии?

Тема: Особенности передвижения амфибий.

А знаете ли вы что бесхвостые амфибии – единственные существа, которые глотают добычу при помощи глаз?

Тема: Покровительственная окраска и мимикрия у амфибий.

На эти и другие вопросы вы можете ответить вместе с преподавателями нашего Центра.

    Земноводные – удивительные животные, а жабы, пожалуй, самые непривередливые среди амфибий. Вид, который не брезгует ни слизнями, ни медведкой, а теперь стал защитником садов и огородов от колорадского жука. Для размножения этим животным нужна чистая вода, а для многих амфибий это постоянное место обитания.

    Просит нашей помощи одно из красивейших озер г. Благовещенска озеро Красное. Красным на Руси называли все красивое. Все чаще посещают это озеро горожане, оставляя на его берегах горы мусора, систематически моют машины. Давайте вместе с вами подумаем, какие можно осуществить мероприятия членам городского детского экологического объединения «Земляне» и какие рекомендации можно выработать для отдыхающих и садоводов, чтобы сохранить озеро.

(Ребята по группам обсуждают задание).

Рекомендации:

  1. Не мойте автомашины в реках и озерах: вы купаетесь в них и берете воду для полива.
  2. Экономьте воду: чрезмерное использование грунтовых вод приводит к понижению их уровня.
  3. Соблюдайте нормы внесения удобрений: их избыток загрязняет почву, грунтовую воду.
  4. Не пользуйтесь ядохимикатами: они убивают не только насекомых – вредителей, но их врагов – хищных насекомых и птиц, отравляют почву, подземные воды стекают в реки.
  5. Не загрязняйте берега озер и рек бытовыми отходами.

Методист ГЭЦ:

О экологическом состоянии водоемов можно судить не только по определению концентрации веществ в воде с использованием химико-аналитических методов, которые используют в своих исследованиях учащихся старших классов гимназии. Существует второй способ оценки состояния живых организмов.

Именно этот метод мониторинга использовали члены кружка зоологов. Дадим ему слово.

Ученик:

      Для организации мониторинга природной среды необходима детальная информация о естественных колебаниях и изменениях в природе. Задача биологического мониторинга – определение состояния биотипа и реакции организмов на антропогенные воздействия.

     Мы наблюдали за земноводными. Это удобный объект для мониторинга: их численность в местах обитания довольно высока, икра и личинки чувствительны к загрязнениям, в течение всей жизни они привязаны к относительно небольшой площади территории. Продолжительность жизни амфибий в природе 4-8 лет. Это позволяет изучать эффекты длительного действия антропогенных факторов.

     Мы наблюдали за обыкновенным тритоном, он обитает в небольших водоемах в черте города только при сохранности берегового травостоя,

отметили уменьшение количества тритонов в 2009 году по сравнении с 2008 годом. Весной и осенью мы провели две акции по очистке береговой линии.

      Кроме этого убедились в увеличении числа икринок в кладке лягушек. Это объясняется не только размерами и возрастом самки, но и состоянием водоема. В загрязненных районах лягушата, выходящие на сушу, крупнее по размерам по сравнению с сеголетками из чистых мест. Они быстрее достигают половой зрелости и на год – два раньше приступают к размножению. В результате, их икра мельче, и количество икринок меньше.

      Таким образом, экологическое состояние озер г. Благовещенска вызывает тревогу и ставит под угрозу существование их обитателей.

Весной 2011 года мы продолжим мониторинг.

  1. Необходимы мероприятия:
  1. Очистка береговой линии от бытовых отходов;
  2. Устройство информационных щитов;
  3. Оборудование зоны отдыха малыми формами лесной архитектуры;
  4. Установить контейнеры для бытовых отходов

       Детская организация «Земляне» гимназии №25 приняла участие в акции «Сохраним Красное озеро». Акция проводится два раза в год: весной и осенью, мы приглашаем всех желающих принять участие в нашем движении.

Учитель:

             Сегодня мы узнали много интересного о земноводных, чья жизнь связана с водой. И ответили на наш вопрос: Воду озер г. Благовещенска нельзя считать чистой, а значит под угрозой исчезновения многочисленные обитатели.

       Давайте вспомним слова Генри Торо. «Животные – не братья наши меньшие, они – иные народы, вместе с нами попавшие в сеть времени, в сеть жизни. Мы в ответе за них ».

Литературные источники  

  1. Высоцкая МВ «Биология и экология», 10-11 классы: Проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2008.-203с.
  2. Тарасов ИГ, Аданагулов ЭВ. «Амфибии и рептилии Амурской области». Краткий определитель. – Благовещенск, 1995.-32с.
  3. Трубецкая ЕА «Бесхвостые амфибии и … воспитание детей ж. Биология в школе» №4-96стр 69-73
  4. Цыбасова ВИ Биология 11 класс. Проектная деятельность. – Волгоград . ИТД «Корифей». – 96с.
  5. www.bankreferatov.ru
  6. www.5ballov.ru
  7. www.wikipedia.org 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среда обитания и внешнее строение земноводных

Среда обитания и внешнее строение земноводных...

Урок-исследование Земноводные, внешнее строение и среда обитания.

Урок в режиме развивающего обучения, урок исследование, решение проблемных ситуаций, постановка цели, формулировка гипотезы, доказательство земного и водного существования земноводных, их при способле...

разработка урока Среда обитания и строение тела земноводных

Среда обитания и строение тела земноводных...

Урок по теме «Особенности строения и жизнедеятельности земноводных в двух средах обитания.»

Урок биологии в 7 классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс». — М,: Дрофа 2008...

«Класс земноводные. Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных».

Урок является первым в теме "Тип Земноводные". Тип урока-урок получения новых знаний....

Открытый урок по теме "Класс Земноводные, или Амфибии. Внешнее строение и среда обитания"

Урок открывает тему "Класс Земноводные", поэтому главная его цель - сформировать у обучающихся познавательный интерес к изучаемой теме. Открытие нового знаний происходит в форме марафона &qu...