Строение атома
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Урок по физике 8 класса на тему "Строение атома и атомного ядра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_atoma.docx28.92 КБ
Файл videorolik__animaciya_stroenie_atoma_i_yadra.rar907.15 КБ

Предварительный просмотр:

                         ТЕМА УРОКА :  «СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА»

   Класс -8

   Тип урока:   урок изучения нового материала

       Цели урока:

 сформировать понятие атом,

обеспечить знание о строении атома;

  - научить пользоваться Периодической системой  химических элементов  Менделеева  для       определения состава атома;

   -развивать самостоятельность и логические навыки.

       Ход урока:

       Первый этап урока. Мотивация.

     Учитель.   Понятие атом существует  уже  более 2500  лет со времен греческого ученого  Демокрита ,  который считал , что все вещества состоят и мельчайших частиц . Им была выдвинута атомистическая гипотеза, согласно которой все в мире состоит из атомов , различающихся своей формой, порядком и ориентацией в теле; между атомами находится пустота( легенда о яблоке). Слово  « атом» означает  « неразрезаемый », «нерассекаемый».  В России  М.В.Ломоносов говорил о мельчайших частицах вещества. Он считал , что существует два вида материи «элементы» ( атом), «корпускулы»( молекулы).   Английский физик Джон Дальтон ввел понятие атомной массы, атом представлен как мельчайшая неделимая частица.  Однако к концу 19 века появились факты о сложном строении атома. Открытие электрона, частицы входящей в состав атома нанесло серьезный удар по представлениям об атоме. (Слайд2). На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием электрон.

      -Что такое электрон?

      - Кто впервые проделал  опыт по определению  самого маленького заряда?

      -Что вы знаете о заряде электрона и его массе?

      - Единица измерения электрического заряда?

      -  Кому принадлежит открытие электрона?

( Ученики отвечают на вопросы)

. Прежде, чем мы выясним более подробно, что такое атом, ответьте на вопросы:

      - Как вы представляете себе строение атома?

      - Для чего нужно знать строение атома?

      - Почему ученые пытались выяснить строение атома?

        ( Ученики отвечают на вопросы)

    Атом - наименьшая частица химического элемента, являющаяся носителем его свойств

        ( Слайд 3)

            Итак, цель урока – изучить строение атома и атомного ядра.

              Второй этап урока. Изучение нового материала.

    Работаем с учебником. Прочитайте  параграф 30   и ответьте на вопросы ( слайд4)           

      - 1 Чем отличаются друг от друга атомы различных химических элементов?

       -2  Что является главной характеристикой данного химического элемента? Почему?

       - 3 Какие новые  физические понятия вы встретили в тексте?

      -  4  Назовите отличие электрона от  протона? Протона от нейтрона.

      -  5   Что можно сказать о массах протона и нейтрона?

  ( Учащиеся отвечают на вопросы)

       Учитель. Обратимся к таблице  фундаментальных физических постоянных   и закрепим ваши знания.

ЧАСТИЦЫ, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ АТОМА .   Таблица №1 ( Слайд 5)

Название частицы

обозначение

Заряд (кл)

Масса ( кг)

Электрон

е

- 1,0219 * 10 -19

  9,1095*10 -31

Протон

Р

 + 1,60219 *10 -19

  1, 6726* 10 -27

нейтрон

n

Нет

  1, 6749* 10 -27

              В  начале века в физике бытовали самые разные и часто фантастические представления о строении атома, которые не нашли четкого обоснования и  лишь  модель  атома, предложенная Джозефом Томсоном  на долгие годы закрепилась в науке .Согласно этой модели вещество в атоме несет положительный заряд и равномерно заполняет весь объем атома. Электроны « вкраплены» в атом, словно изюм в булку. Модель так и назвали «ПУДИНГ С ИЗЮМОМ»,  но эта модель не была подтверждена опытами. (Слайд6) .

          Ученик.     Сэр Джозеф Джон Томсон –английский физик, открывший электрон, лауреат Нобелевской премии по физике  с формулировкой « за исследование прохождения электричества через газы».

         Родился в 1856 году в Читем-Хилле вблизи Манчестра.  Изучал физику, в 1876 году выиграл стипендию на обучение  в Кембридже. С 1884 года профессор физики на кафедре экспериментальной физики в Кембридже. В 1911 г. разработал метод парабол для измерения отношения заряда частицы к ее массе.  За научные заслуги   награжден медалями:  Франклина, Фарадея, Копли.  Учеником Томсона был Эрнест  Резерфорд, который позже занял его пост. Умер Джозеф Томсон в 1940 году.

         Учитель. И только в 1911 году английский физик Эрнест Резерфорд  исследовав состав и строение атома на основе радиоактивности, которая доказывала сложность строения атома предложил ядерную ( планетарную)   модель атома. (Слайд7)                                                                                                                                                                        

           Ученик:    Эрнест Резерфорд – английский ученый, известный своими исследованиями строения атома и радиоактивности, один из создателей атомной и ядерной физики.

           Родился в 1871 году в Новой Зеландии в семье плотника и учительницы. В 1891 году будучи студентом выступил с докладом «Эволюция  элементов», в котором заявил , что все атомы- сложные вещества и построены из одних и тех же составных частей. Тогда все посчитали его   лишенным разума ,но спустя годы он доказал свою правоту.

           Резерфорд  являлся  членом  Лондонского королевского общества, почетным членом 30 Академий наук, в том числе и Советской Академии наук. В 1908 году  удостоен Нобелевской премии за исследование радиоактивности. Его учениками были : Чедвик, Бор, советский физик Петр Капица и другие. Умер Эрнест Резерфорд в 1937 году.  

    Учитель. Почему модель атома называют  планетарной?  В чем ее сходство с Солнечной системой?       Ответы учащихся (Слайд8)

            Четвертый этап урока. Закрепление знаний.

         Класс делится на 5 групп и каждой предлагается выполнить задание , используя Периодическую систему химических элементов Менделеева определить строение атома углерода, алюминия, железа, меди, серебра. Результаты работы учащихся проверяются с помощью таблицы№2

                       СТРОЕНИЕ АТОМОМОВ. ТАБЛИЦА №2 ( Слайд 12)

Характеристика атома

углерод

алюминий

железо

медь

серебро

Порядковый номер

в системе элементов

6

13

26

29

47

Атомная масса

12

27

56

64

108

Число электронов

6

13

26

29

47

Число протонов

6

13

26

29

47

Число нейтронов

6

14

30

35

51

                      Пятый этап урока. Подведение итогов .

        Учитель. Вспомним , что мы сегодня делали на уроке и что узнали. Ответьте на вопросы.

                   -Что вы узнали о понятии « атом»?

                 - Какие частицы входят в состав ядра?          ( Ответы учащихся)

                  Запись в тетрадях учащихся ( конспект)

                 СТРОЕНИЕ АТОМА  ( ПЛАНЕТАРНАЯ МОДЕЛЬ АТОМА)

          1 . В ЦЕНТРЕ АТОМА  НАХОДИТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЯДРО, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПРОТОНОВ И НЕЙТРАЛЬНЫХ ЧАСТИХ НЕЙТРОНОВ, А ВОКРУГ НЕГО ДВИЖУТСЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОНЫ.

          2 .  АТОМ В ЦЕЛОМ НЕ ИМЕЕТ ЗАРЯДА , ОН  НЕЙТРАЛЬНЫЙ  ,  Т.К  ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЗАРЯД ЕГО ЯДРА РАВЕН ОТРИЦАТЕЛЬНОМУ ЗАРЯДУ ВСЕХ ЕГО ЭЛЕКТРОНОВ   ИЛИ  (ЧИСЛО ПРОТОНОВ РАВНО ЧИСЛУ ЭЛЕКТРОНОВ ). ( Слайд 13)

                 Учитель. Таким образом, знания о строении атома и ядра позволили использовать их в  атомной энергетике.

            -  Цепная ядерная  - реакция деления ядер урана . Служит для преобразования внутренней энергии атомных ядер в электрическую на атомных электростанциях.  (Слайд 14)  Управляемая и неуправляемая  реакция.

             -  Атомная энергетика (управляемая цепная ядерная реакция).  Атом приручили и спрятали под толстым слоем бетона и свинца. Сегодня он используется только в мирных целях.  Первый  ядерный  реактор был создан в 1946 году в Советском Союзе под руководством Игоря Васильевича Курчатова. ( Слайд 15).

              - Неуправляемая цепная ядерная реакция. На фотографии изображен страшный гриб из радиоактивных веществ. Это следствие неуправляемой ядерной реакции.  Взрыв атомной  и водородной  бомбы. ( Слайд 16)

             -Ядерный взрыв. В  августе 1945 года США сбросили  атомную бомбу на японские города Хиросима и Нагасаки  (Слайд 17)

     Шестой этап урока.   Домашнее задание. (Слайд 18)

                  1 Параграф № 30

                  2 Упражнение 11

                       Третий этап урока. Работа с Периодической системой химических элементов Менделеева.

         Учитель. Вспомним курс химии и  найдем в таблице  натрий. Как правильно записать элемент ? Что означает число 11?  Число 23?  ( Ответы учащихся.)

        Строение атомного ядра ( Слайд 9)

        M - Массовое число, масса ядра, число нуклонов

         Z - зарядовое число, порядковый номер, число протонов, число электронов, заряд ядра

         N - число нейтронов

          N = M - Z    определение числа нейтронов

        Учитель.  Работаем  с рисунком 39 (а, б, в) из учебника. (Слайд10)                                                        Ответьте на вопросы:

             - Что изображено на рисунках?  

             - Каково строение атомов водорода, гелия, лития?                                                                                                                                                                      

            -  Если атом потерял  один или несколько электронов, что произойдет  , можно ли считать   его нейтральным?  Как называют этот атом?

                           (Ученики отвечают на вопросы)

        Теперь давайте посмотрим, как  происходит деление атома. ( Слайд 11.  «Деление ядра».-Электронное издание 1С:Школа. Физика. 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий.)   рассмотрим  литий, бериллий, фтор.

    СПАСИБО ЗА УРОК! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Строение атома. Строение электронных оболочек атомов"

Ученикам: Выберите один правильный ответ. Обратите внимание вы должны уметь расписывать электронное строение атомов 20 первых элементов расположенных в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Удачи! Тест для 9 класса. ...

Строение атомов. Состав атомов.

Методический материал в форме заданий ЕГЭ....

Проверочная работа по теме "Строение атома. Электронные оболочки атомов", 8 класс

Тестовая работа по теме "Строение атома. Электронные оболочки атомов" предназначена для учащихся 8-х классов и включает в себя 10 заданий с выбором одного правильного ответа....

Тест "Строение атома. Электронная оболочка атома"

Тестовая работа включает 10 вопросов, 4 варианта. Задания на выбор одного верного ответа из четырех предложенных, задания на соответствие....

Примеры заданий по теме: Строение атома. Строение электронных оболочек атомов

Разработка представляет собой подборку   заданий по теме: "Строение атома. Строение  электронных  оболочек  атома"(задание 1). Задания могут быть использованы...

Интегрированный урок физики и математики "Строение атома Резерфорда. Создание динамической модели атома в Excel"

Технологическая карта к интегрированному уроку физики и информатики в 9 классе "Строение атома Резерфорда. Создание динамической модели атома в Excel"...

презентация к уроку физики Строение атома, теория атома водорода" 11 класс

Опыты Резерфорда Верна ли модель Томсона? Как в действительности распределены положительные и отрицательные заряды внутри атома? Чтобы ответить на эти вопросы, нужен был эксперимент, позволяющий ...