ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
методическая разработка по физике по теме

Барабаш Нина Петровна

Разделы физики, при изучении которых можно показать практическое применение знаний физики для здоровьесбережения обучающихся в быту

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_fiziki.doc74.56 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики.

Среди приоритетов государственной политики     одним из важнейших является     охрана здоровья населения.  Так как система школьного образования охватывает тот период, когда закладывается база здоровья  на всю дальнейшую жизнь, то здоровьесберегающие технологии должны стать   составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

        В рамках реализации программы применения здоровьесберегающих технологий встаёт задача выработки у учащихся потребности в здоровье, индивидуального способа здорового поведения, понимания сущности качества жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих  людей.

Что же является причиной частичной потери здоровья учениками за 11 лет обучения в школе. К сожалению, причин много, и многие из них очень глобальные. Я бы хотела выделить несколько:

  • Объективная сложность и большой объём  школьного материала.
  • Боязнь проверки, контроля, страх допустить ошибку, получить плохую оценку, не сдать ГИА или ЕГЭ.
  • Обсуждение промахов и ошибок ученика при всём классе.
  • Монотонность учебного процесса.
  • Ежедневно повторяющаяся многочасовая статическая поза и большая зрительная нагрузка.
  • Несоответствие методики обучения уровню способностей, подготовленности, личностным особенностям учащихся.
  • Недостаточное знание учителем динамики работоспособности учащихся в ходе учебного процесса.
  • Синдром педагогического насилия.

Все это приводит к тому, что  обучающийся  теряет не только здоровье, он теряет интерес к обучению, что еще более усугубляет внутреннее противоречие старой школьной системы образования.  Стандарты обучения второго поколения и направлены прежде всего на устранение этих противоречий. Здоровьесберегающие технологии – система мер, при соблюдении которых любая педагогическая технология может стать здоровьесберегающей:

  • Разнообразие и адекватность приёмов установления и поддержания контакта и педагогического общения;
  • Использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников;
  • Создание психологического комфорта на уроке;
  • Выявление «зоны ближайшего развития» по теме, что послужит настройкой и позволит уточнить ориентированность учащихся в материале;
  • Формулирование цели урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения цели;
  • Использование работы в парах постоянного и переменного состава и в малых группах;
  • Подведение итогов урока на последних 4-5-ой минутах, и лучше всего вместе с учениками;
  • Сообщение о домашнем задании перед изложением нового материала, либо в ходе обобщения, либо перед практическим материалом;
  • Гибкость структуры урока в соответствии не только с целью урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса.

Любой урок школьной программы можно сделать не только познавательным, но и здоровьесберегающим, если учитывать особенности развития,  утомления и изменение работоспособности в течение учебного дня и учебной недели, принципы эффективного общения (положительные эмоции, взаимопонимание, продуктивный обмен информацией, достижения целей). Ребенок с удовольствием пойдет на урок, если ему комфортно на уроках этого преподавателя, если у него есть желание получать знания, потому, что он реально представляет зону применения новых знаний.

Уроки физики могут стать эталонными в формировании  у учащихся потребности в сохранении своего здоровья. Ведь физика – не только очень серьезный предмет. Физика – мировоззренческая наука, формирующая  кругозор учащихся. Знания по физике могут обеспечить безопасность, так как законы физики действуют везде, где существует физическая материя.

Разделы физики, при изучении которых

можно показать практическое применение знаний физики

для здоровьесбережения обучающихся в быту

Название раздела.

Элементы здоровьесбережения

Класс

Введение

1. Физические шкалы и работы с ними (шкала тонометра, термометра).

7 класс

Механика. Кинематика.

1. Инерция (тормозной путь автомобиля).

2. Движение (скорость бега).

7 класс

7, 10 класс

Механика. Динамика.

1. Движение тела под действием силы тяжести (свободное падение).

2. Сила упругости (прочность костей).

3. Сила всемирного тяготения (перегрузки).

4. Сила тяжести (вестибулярный аппарат).

10 класс

10 класс

10 класс

10 класс

Механика. Статика.

1. Рычаг (опорно-двигательный аппарат человека).

7 класс

Механические колебания и волны.

1. Физика слуха (порог слышимости, болевой барьер).

9 класс

Молекулярная физика и термодинамика

1.Первый закон термодинамики (энергия пищи и наша потребность в ней).

2. Парообразование (термические ожоги).

3. Тепловые машины (влияние выхлопных газов на организм).

4. Физические свойства нагретых и холодных тел. Низкие температуры в медицине.

5. Капиллярные явления, движение жидкости по трубам (Кровеносная система человека).

 

10 класс

8 класс

8,  10 класс

10 класс

10 класс

Электродинамика

  1. Действие электрического тока на человеческое тело.
  2. Действие электромагнитного поля на человеческий организм.

8,10 класс

10,11 класс

Оптика. Излучение и спектры.

1. Физика зрения. Дефекты зрения (цветотерапия и здоровье, коррекция зрения).

2. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.

8, 11 класс

11 класс

Атомная и ядерная физика.

1.Оптический квантовый генератор (Лазер и медицина).

2. Радиоактивность (Радиация, влияние радиации на организм человека).

3. Использование радионуклидов и нейтронов в медицине.

11 класс

9,11 класс

11 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Как говорил Сократ: «Здоровье- не всё, но всё без здоровья- ничто». Эти слова актуальны и сегодня. В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующи...

Здоровьесберегающие технологии на уроке физики

Использование здоровьесберегающих технологий помогает заботиться о сохранении детского здоровья. Это новые технологии. Они необходимы, так как в школе мало совершенно здоровых детей.Цель здоро...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Использование на уроках физики заданий, где дети больше двигаются, выходя к доске, записывая изученные формулы, обозначения величин и их единицы измерения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Как говорил Сократ: «Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто». Эти слова актуальны и сегодня.В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующи...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физики и математики"

Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, с...