Проект "От опытных фактов – к научной гипотезе или заглядывая вглубь Вселенной"
материал по физике (7 класс) по теме

Тимофеева  Светлана  Анатольевна

 

На самом первом уроке физики ребятам объясняют, что такое вещество.

Ещё 2,5 тыс. лет назад, обдумывая вопрос о строении вещества, греческий философ Демокрит выдвинул  гипотезу. Гипотезой называют любое предположение, которое объясняет имеющийся факт.

 В ходе данного проекта ребятам предстоит сделать тот же путь: от опытных фактов через размышления к научной гипотезе. Проверяя гипотезу на различных фактах, решая задачи, мы возводим её в ранг закона. Именно такой метод используется в науке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt_7klass.zip573.72 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «От опытных фактов – к научной гипотезе или заглядывая вглубь Вселенной».

Предмет: физика.

Участники проекта: ученики 7 класса.

Продолжительность проекта:

Аннотация проекта:

На самом первом уроке физики ребятам объясняют, что такое вещество.

Ещё 2,5 тыс. лет назад, обдумывая вопрос о строении вещества, греческий философ Демокрит выдвинул  гипотезу. Гипотезой называют любое предположение, которое объясняет имеющийся факт.

 В ходе данного проекта ребятам предстоит сделать тот же путь: от опытных фактов через размышления к научной гипотезе. Проверяя гипотезу на различных фактах, решая задачи, мы возводим её в ранг закона. Именно такой метод используется в науке.

Цель проекта: Обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения цели.

Задачи:

1.Активизация творческого начала каждого ребёнка.

2.Расширение кругозора учеников.

3.Развитие познавательной активности.

4.Формирование умения и навыков работы с физическими приборами.

7. Формирование умения и навыка самостоятельного поиска информации и работы с ней.

Ожидаемые результаты:

  1. Участники проекта узнают много нового об окружающем нас мире;
  2. Сами ощутят себя в роли экспериментаторов, проведут простые, но поучительные опыты по наблюдению за физическими процессами;
  3. Найдут ответы на вопросы «Почему это так?»
  4. Углубят свои знания по физике.

Актуальность:

 Знания о строении помогают человеку не только объяснить суть явления, но и оказывать влияние на его течение.

Методы:

  1. Накопление научного материала: изучение дополнительной литературы, проведение опытов, ознакомление с историей и теорией вопроса, консультация.
  2. Осмысление собранного материала: анализ и обобщение.
  3. Проверка и уточнение фактов: уточнение сделанных выводов, корректировка, обсуждение результатов.

Основополагающий вопрос: Как устроен этот мир?

Проблемные вопросы:

1.Когда люди узнали о строении веществ?

2. Как «устроено» вещество?

2.Нужно ли людям знать из чего состоят вещества?

 

Учебные вопросы:

1.Из чего состоят все вещества?

2. Каковы размеры молекул?

3. Есть ли промежутки между молекулами?

Работа групп:

Историки: Собирают материал об  истории возникновения знаний о дискретности веществ. О работах учёных Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Отчёт  предлагают оформить в виде презентации.

Экспериментаторы:  Находят описание опытов, подтверждающих, что молекулы веществ малы и что между молекулами есть промежутки.

Готовят приборы. Демонстрируют опыты.  Составляют вопросы по результатам опытов. Готовят карточки с планом проведения опытов и вопросами.

Физики – теоретики: отвечают на вопросы экспериментаторов - предлагают объяснение увиденному в ходе экспериментов. Выдвигают гипотезу. Отчёт готовят в виде листовок.

Физики-практики: подбирают задачи и интересные факты о размерах веществ и расстояниях между ними,  которые  подтверждают  выдвинутую гипотезу. Отчёт  оформляют в виде брошюр или объёмных работ.

Этапы:

  1. Выбор темы проекта. Обсуждение плана работы над проектом.
  2. Сбор информации.
  3. Оформление материала по группам и оформление проекта.

План оценивания         

До работы над проектом

В ходе работы над проектом

После завершения работы над проектом

Вопросы по теме проекта, пробуждающие актуализацию знаний учащихся.

Обсуждение общего плана проведения проекта.

 Постановка проблемных и учебных вопросов.

 Обсуждение плана работы над проектом в группах.

Обмен мнениями.

Обсуждение информации, формирование групп.

 Разработка  плана действий, определение средства реализации, источники информации,  распределение роли в группах.

 Работа с информацией, выполнение исследований.

 Работа над проектом и его оформлением.

Работа в библиотеке, в Интернете.

Работа в лаборатории , кабинете физики,

 в кабинете информатики.

Самостоятельная работа в группах.

Консультация учителя.

Оценочные листы для групп учащихся              (создание  презентации)

Рефлексия.

Консультация учителя.

Критерии оценивания проекта.

Представление проектов.

Итоговое обсуждение .

Результаты исследований: презентации, листовки, брошюры.

Защита работ.

 Описание методов оценивания:

Вхождение в проект начинается с  объявления темы и цели проекта,

 повторения  методов получения научных знаний (презентация учителя).

Опыт – Размышления – Гипотеза – Объяснение явлений.

Учащиеся делятся на группы.

Критерии оценивания будущих работ обсуждаются с учащимися в начале проекта. На всём протяжении проекта критерии используются для организации контроля со стороны учителя и самоконтроля в группах.

После завершения работы над проектом учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности : опыты, презентации, листовки, брошюры. Это, кроме предметных знаний, позволяет оценивать развитие у них коммуникативных навыков, умение  чётко и аргументировано излагать свою точку зрения, задавать вопросы, анализировать выступления других.

Все эти навыки очень важны для выпускников современных школ.

Рефлексия.

Создание комфортных условий для дифференцированного обучения

Возможности для всех учеников

Работа в группах позволяет учащимся выбрать для себя роль в соответствии со склонностями и интересами, чтобы быть успешными внести  свой вклад в итоговую работу:

- анализ источников;

- поиск и обработка необходимой информации по теме проекта;

- поиск и подготовка к представлению  материала по теме проекта;

- организация и проведение совместного обсуждения результатов работы группы;

-обработка результатов и представления их средствами компьютерных технологий;

-подготовка и проведение устной презентации работы групп.

Для одаренного ученика

Для одаренного ученика можно использовать самостоятельные исследования, проектную деятельность. Можно использовать усложнённые  и дополнительные задания, особенно те, которые будут направлены на самостоятельное добывание знаний и представление полученной информации. Руководит группой.

Для учеников, испытывающих трудности в обучении

Необходим календарь заданий, индивидуальные, скорректированные материалы. Установить контакт с  учеником, помочь ему поверить в свои силы. Вместо устных ответов   использовать тестирование за партой или компьютером. Ученик старается выполнить задания самостоятельно.

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От опытных фактов - к научной гипотезе

Обучение физическим приемам мышления, способам и ме­тодам постижения истины....

Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"

Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...

Итоги научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителя ГБОУ СОШ №498: физики Алюшевой Н.В. за 2014-2015 учебный год.

Тема моей научно-методической и опытно-экспериментальной работы «Развитие познавательной активности гимназистов на уроках физики через применение информационных технологий».    Она тесн...

Урок по теме "Гипотеза как метод научного познания. Обучение основам построения гипотезы".

Открытый урок по теме «Гипотеза как метод научного познания. Обучение основам построения гипотезы» для 8 класса на материале «Ma futur profession».Учитель: Смекалова Анна ВладимировнаОбразовательное у...

План работы научного общества обучающихся «МОЗГ: молодость + опыт = законы + гипотезы» на 2016-2017 учебный год

План работы научного общества обучающихся «МОЗГ: молодость + опыт = законы + гипотезы»на 2016-2017 учебный год...

План работы научного общества обучающихся «МОЗГ: молодость + опыт = законы + гипотезы» на 2017-2018 учебный год

План работы научного общества обучающихся «МОЗГ: молодость + опыт = законы + гипотезы»на 2017-2018 учебный год...