Элективный курс по физике "Методы решения физических задач"
элективный курс по физике (11 класс) по теме

Суховерхова Антонина Владимировна

 

Курс адресован учащимся 10-11классов общеобразовательной школы .

При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления описываемого в данной задачи, предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_dlya_10-11_klassov.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка:

Курс адресован учащимся 10-11классов общеобразовательной школы.

При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления описываемого в данной задачи, предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.

Основные цели курса:

Углубление знаний учащихся по основным разделам  школьного курса физики и оказание помощи в подготовке к сдаче экзаменов ЕГЭ;

Развитие интереса к физике, умений решать задачи,

Формирование представлений о разновидности, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

Основные задачи курса:

Развитие интереса к физике и решению физических задач;

Научить: формулировать задачу, анализировать и  конкретизировать  вопрос задачи, определять тип, задачи и к какому разделу принадлежит, строить адекватную модель  с целью определения на какой закон опираться, применять необходимые математические вычисления в системе СИ, анализировать полученный результат применительно к действительности;

Работать с доступными средствами информации- печатными, электронными;

Развивать способности  решения задач с переходом от простых к сложным, использовать задания из ЕГЭ .

Актуальность данной программы состоит в том ,что согласно требованиям государственного стандарта, сокращено количество часов преподавания физики в базисном плане, а сдача экзаменов выпускных предлагается в форме ЕГЭ.  При проведении уроков физики 2 часа в неделю не остается времени на решение физических задач, а тем более подготовить выпускников к сдаче ЕГЭ.

Программа элективного курса согласована с требованием государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики общеобразовательной школы.

Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о разновидности задач по содержанию,  сложности, дает представление о их значении и применимости в науке, жизни, технике, знакомит с различными способами работы с задачами. В частности учащиеся должны знать основные методы и приемы решения задач школьного курса, используя алгоритмы, помогающие выполнить плановые контрольные работы, проговариванию решения вслух, что способствует более глубокому развитию памяти и правильной речи, анализу полученного результата применительно к действительности.

В первом разделе предпочтение имеют задачи  из механики, молекулярной физики, электродинамики, то во втором разделе решаются задачи  из     разделов курса оптики и квантовой физики.

При изучении данного курса возможны различные формы работы: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение с подробной записью на доске примеров решения задач( как образец), коллективная работа по составлению задач и алгоритмов решения этих задач, работа групповая и индивидуальная, решение  и составление  задач с применением эксперимента, составление тестов и кроссвордов, применение компьютеров, знакомство с различными задачниками и справочным материалом. В результате школьники должны уметь классифицировать решаемую задачу, найти самое оптимально правильное решение, составлять анлогичные задачи или усложнять их, не бояться переходить к решению более сложных задач.

Новизна курса состоит в том, что при повторении обобщаются и систематизируются как теоретический так и наработанный практический материал решения задач в виде тестов, алгоритмов, таблиц, схем, мини - конспектов, а так же материал подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам меж предметного содержания. Задачи из истории физики, значение математики для решения физических задач.

                                                     .    

При решении задач главное внимание обращается на формирование умений решать задачи разного уровня, переходя от простых к сложным; умение учащихся оценивать свои способности, расширение кругозора и мышления, повторение пройденного материала.

Содержание программы учитывает главные компоненты:

Во-первых: подбираются задачи по содержательному признаку.

Во-вторых: выделяются задачи,   решаемые разными способами или приемами.

В-третьих: учитываются уровень подготовки учащихся и их способности и умения.

Задачи подбираются содержательные, занимательные, интересные, технического и общеобразовательного содержания включая эксперимент.

По окончании курса изучения школьники должны выйти на теоретический уровень решения задач:

Знать: виды физических задач, схему составления плана решения задачи, виды записи физической задачи, способы оформления задачи в тетради, основные способы решения, теоретический материал, виды погрешностей, значимость данной задачи в практической деятельности.

Уметь: решать задачи  разно уровневые,  строить графики, схемы, диаграммы, составлять задачи по заданным параметрам, вычислять погрешности измерений, делать краткую запись, делать выводы, перевод единиц измерений в систему СИ, объяснять полученный результат, представлять результаты в виде таблиц или графиков, работать с измерительными приборами, сопоставлять результат с действительностью.

Содержание курса:

Данная программа содержит 13 разделов

 В первом разделе: «Физическая задача» ребята знакомятся с основными видами задач, содержанием, их разновидностью и классификацией. Знакомятся со способами анализа и деления задач по содержанию ,учатся составлять подобные и усложненные задачи.

Во втором разделе «Основные правила и способы решения задач» учащиеся знакомятся с правилами решения и правилами грамотного оформления задач, так как при проверке и сдачи экзаменов по физике большое внимание уделяется именно грамотному оформлению физических задач, кроме того это развивает память, мышление, внимание.

Третий раздел «Динамика» посвящен одному из главных разделов физики как науки, а именно изучению законов движения. Учащиеся изучают законы Ньютона, силы тяготения, трения, упругости, строят графики движения, применяют изученные законы для решения задач, знакомятся с заданиями применяемые в повседневной жизни.

В четвертом разделе изучают основные законы сохранения, основные свойства и применение этих законов: закон сохранения импульса, закон сохранения и превращения энергии. Знакомятся с такими понятиями как работа, мощность, применяют их при решении физических задач, учатся  не решая задачу определить какой закон необходимо использовать в данной задаче.

Пятый раздел называется «Строение и свойства твердых, жидких и газообразных тел» посвящен изучению строению и изменениям происходящим внутри тел при изменении одного из параметров, характеризующих внутреннее состояние тел , находящихся в одном из агрегатных состояниях или при переходе из одного состояния в другое. Рассматривается основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева - Клапейрона, изопроцессы.

Шестой раздел курса «Основы термодинамики» знакомит учеников с двумя законами термодинамики и раскрывает тайны создания  «вечного двигателя», побуждает ребят задуматься над проблемой всего человечества.

В седьмом разделе   «Электрические и магнитные поля» учащиеся изучают самый современный материал (на сегодняшний день,),  так как сегодня ребята не представляют себя без современной техники, и многие ученики задаются вопросом, а что такое электричество и магнетизм, и как они связаны между собой?  На этот  и  многие  другие они найдут в этом разделе.

Раздел № 8 «Постоянный электрический ток в различных средах»  познакомит ребят с основными законами , применяемые на практике. В этом разделе изучаются : закон Ома для участка цепи и полной цепи, раскрывается значение полное сопротивление цепи, последовательное и параллельное соединения проводников, закон Джоуля - Ленца, правило Киргхгофа, научаться собирать простейшие электрические цепи и измерять силу тока, напряжение.

В разделе №9 «Электромагнитные колебания и волны» учащиеся на конкретных задачах рассмотрят практическое использование электромагнитных колебаний, главный элемент создания колебаний высокой частоты.

В разделе № 10 «Оптика» изучаются главные законы оптических систем, закон отражения и преломления, позволивших создать современную оптическую аппаратуру. Свойства света: дисперсия, интерфирренция,  дифракция, позволит увидеть составляющие света - спектр.

Раздел №11 «СТО»- рассмотрение специальной теории относительности.

Раздел №12 «Квантовая физика» позволит ребятам заглянуть глубоко внутрь физических явлений.

Раздел №13 «Экскурсия» - подведение итога работы за год.

Содержание материала:

На каком содержательном материале построен курс?.

На материале содержания программного учебного процесса за курс  10-11кл , так как этот курс содержит основные темы программы.

Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса.

В базовом курсе физике нет возможности уделять времени на решение усложненных задач позволяющих подготовить учащихся к олимпиаде и поступлению в высшее учебное заведение.

Какими учебными и вспомогательными материалами будут пользоваться школьники и учитель.

Балаш В.А. Задачи по физике и методы решения.

Всероссийские олимпиады по физике .1992-2001г.под. ред.Козела.

Гольдфарб И.И.Сборник вопросов и задач.

Перельман Я.И. Знаете ли вы фихику?.

Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. Горлова Л.А.Олимпиады по физике.

Ромашкевич А.И.физика(алгоритмы решения задач).Шевцов В.А. тренажер по физике.

Монастырский Л.М. Физика,ЕГЭ.

Виды деятельности учащихся.

Составление задач, решение физических задач, вычисление результатов и умение их сопоставлять с реальными фактами, самостоятельные работы, индивидуальная работа, работа в группах, дискуссии, построение графиков.

Какова доля самостоятельности учащегося.

После изучения темы ученик выполняет сам работу и по желанию выполняет дополнительно усложненные задачи( дома), а нп уроке сдает в виде зачета.

Критерии успешности учащегося.

Получает зачет при условии: активно работает на занятии и при этом выполнены не менее 3 обязательных работ и сданы учителю в срок , или одна рабрта, но состоит из 3 - 4 сложных задач. Дополнительные баллы получает за качественно выполненную работу по собственной инициативе.

Как происходит зачет.

Анкета, устный опрос, беседа, индивидуальная работа.

Итоговая аттестация.

Выставляется оценка в журнал по желанию самого ученика, если он упешно выполнил задание.

 Аттестация учащихся:

Важной в методическом плане является оценка результатов работы учащихся. Предлагаю следующую таблицу(кол-во баллов определяет сам учитель).

виды деятельности.

Уровни и критерии.

Баллы.

решение физических задач (простых).

Умение решать стандартных (базовых) задач с применением изученных законов, не требующих выполнение графиков(таблиц, рисунков)

решение задач такого же типа, но более сложных.

Задача решена в общем виде:

Задача решена по вопросам:

Использование рисунка, графика ,схемы:

Перевод единиц изм.в СИ:

              (не все переведены):

объяснение решения задачи.

Умение объяснить способы используемые в решении данной задачи:

необходимость построения графика или рисунка:

вид задачи качественная или количественная:

применимость данной формулы:

полученный результат:

сделать вывод:

4.составление дополнительных задач по данной теме.

Уметь объяснить  необходимость  решения данного типа задач, где используются на практике,(или нет)

Степень сложности :несколько законов учитывается:

присутствует эксперимент:

дополнительные данные:                                  

5.поиск и отбор информации

Привлечение различных источников информации печатных или электронных:

соответствие информации данной теме:


6.работа с информацией


умение выбрать необходимое, выделить главное, изложить ее в логической последовательности, записать в краткой форме.

7.Участие в дискуссиях.

Умение задавать вопросы, отвечать на поставленные, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

Учебно – тематическое планирование:


п\п.

Тема урока:

Кол-во

часов.

Тип урока.

Умения и навыки:

№1.

Физическая задача.

Классификация задач.

2

1.лекция

2.урок- семинар

Знать: что такое физическая задача, состав физ.задач. классификация задач по содержанию, по степени сложности, по значимости применения на практике.

Уметь: классифицировать задачи, составлять подобные, усложнять, анализировать, приводить примеры, где используются.

№2.

основные правила и способы решения задач.

2

1.комбинированный

2.рещение задач.

Знать: общие требования к решению физических задач, метод перевода единиц измерения в систему СИ ,

Уметь :анализировать условие задачи, проводить краткую запись, работать с текстом выделять главный вопрос задачи, переводить ед.изм.в СИ, применять для решения самый оптимально правильный метод решения, применять алгоритмы,

№3









Динамика.

3

лекция.

2.урок-семинар.

3.сам.работа.

Знать: координатный метод решения задач. Законы Ньютона, формулировки и формулы законов сил тяготения, сил упругости, трения.

Уметь: применять данные законы для решений, строить графики, определять координаты положения тела графически и расчетами. Приводить сюжетные задачи: занимательные, экспериментальные с бытовым содержанием.

№4

Законы сохранения.

4

1.лекция.

2.решение задач.

3.комбинированный

4тесты, творческий.

Знать :основные законы сохранения -закон сохранения импульса, сохранение и превращение механической энергии,

Уметь: определять по виду и содержанию задачи какой закон использовать, уметь применять законы для решения задач, рассчитывать реактивное движение, определять работу и мощность , составлять задачи практического применения, составлять модели, объяснять практическое использование данных законов.

№5












Строение и свойства твердых, жидких и газообразных тел.











3

1.комбинированный.

2.решение задач.

3.зачет.

Знать: основные положения и основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева-  Клапейрона,  уравнения  изопроцессов,   влажность воздуха и значение для всего живущего на Земле, капиллярные явления, в чем сходство и отличие тел в трех агрегатных состояниях.

Уметь: объяснять качественные задачи используя знания, определять скорость молекул, используя уравнения решать

задачи, приводить примеры из практики и окружающей нас природы.


№6.





Основы термодинамики.

3

1.объяснение нового материала.

2. решение задач.

3.творческие задачи.

Знать: законы термодинамики(два),

Уметь: выделять комбинированные задачи, в которых применяются эти законы, объяснять применение данного материала в технике, использовать данные Интернета. Цикл Карно.

№7.










Электрические и магнитные поля.

4

1.лекция.

2.урок-семинар.

3.решение задач.

4зачет.

Знать: закон сохранения эл.заряда, закон Кулона, определение электрического и магнитного полей, определение силы Лоренца и силы Ампера, основные характеристики электрического и магнитного полей.

Уметь :анализировать условие задач, выбирать оптимальный вариант решения, графически обозначать эти поля, применять законы для решения задач, решать качественные задачи .


№8.








Постоянный электрический ток в различных средах.

4

1.лекция

2.комбинированный

3решение задач

4.практ.задание.

Знать: закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля - Ленца, ознакомление с правилом Кирхгофа, ЭДС,

Уметь:  использовать полученные знания при решении задач разного уровня, находить качественные задачи и объяснять их использование в практических  целях.


№9









Электромагнитные колебания и волны.






3







1.комбинированный.

2.решение задач.

3.применение на практике- творческий урок.

сообщения..






Знать :определения и свойства э\м колебаний и волн, практическое их использование, колебательный контур- его устройство и работа, правило Ленца, явление э\м индукции.

Уметь: объяснять работу технических устройств, применение э\м волн.

Определять индуктивность, емкость, частоту.  Найти дополнительный материал в Интернете.


№10.

Оптика.

2.

1.комбинированный.

2.урок творческих задач.








Знать : законы преломления, отражения, дифракции, интерференции, поляризации, определения зеркал, линз, основные характеристики и практическое применение.

Уметь: определять основные точки, виды линз , строить изображения, находить увеличение..

№11

СТО

1

1.лекция.

Знать: определение, свойства.

Уметь: решать задачи.

№12.

Квантовая физика.

2.

1.лекция.

2.комбинированный.

Знать: основные свойства и положения.

Уметь: объяснять  явления,  используя эту теорию.

№13.

Экскурсия.

1

подведение итогов работы.

 Итого 34 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по математике "Решение текстовых задач"

данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

Этот элективный курс позволяет сгладить противоречия, которые возникают при изучении данной темы в школе и в предлагаемых вариантах ЕГЭ. Он предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х кла...

Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач

Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи"....

Элективный курс «Практикум по решению генетических задач с использованием ИКТ»

Практикум по решению генетических задач является элективным курсом к предмету «Общая Биология» и предназначен для учащихся 9 классов, изучающих естественно-научные дисциплины, а также можно и...

Программа элективного курса «Некоторые методы решения геометрических задач» для учащихся 9 класса

Данный спецкурс рассчитан на 34 часа. Его  основная цель познакомить учащихся с некоторыми  методами и приемами  решения задач по геометрии, научить выделять в них общие подходы , научи...

Программа элективного курса "Математические методы решения физических задач"

Элективный курс "Математические методы решения физических задач" поможет в подготовке к ЕГЭ по физике и предназначен для учеников 11 класса....