Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету на основе технологии развивающего обучения.
статья по физике по теме

Акелина Юлия Сергеевна

Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества обучения, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются государства, технологии, уклад жизни, появляются новые продукты и потребности, меняются формы работы. Наиболее успешными становятся люди, которые могут за ограниченное время создать уникальный продукт или услугу, перестроиться и овладеть новыми методами работы, предложить неординарный выход из проблемной ситуации, то есть реализовать определённые компетенции. Понятно, что успешных и компетентных специалистов можно получить, только если формировать их со школьной скамьи.

Как это сделать? Что такое компетенции? Какие основные компетенции существуют? и как их формировать? Ответы на эти вопросы вы найдёте в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_gorodskom_pedagogicheskom_forume.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету на основе технологии развивающего обучения.

Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества обучения, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются государства, технологии, уклад жизни, появляются новые продукты и потребности, меняются формы работы. Наиболее успешными становятся люди, которые могут за ограниченное время создать уникальный продукт или услугу, перестроиться и овладеть новыми методами работы, предложить неординарный выход из проблемной ситуации, то есть реализовать определённые компетенции. Понятно, что успешных и компетентных специалистов можно получить, только если формировать их со школьной скамьи.

Что же такое компетенция?

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределённости.

Компетенции подразделяют на ключевые и профессиональные.

Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчёркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Все ключевые компетенции по своей сути социальны, они представляют собой универсальные способы социальной деятельности.

Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырёх элементарных ключевых компетенций:

Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;

Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;

Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;

Проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.

Из этих «кирпичиков» сложены составные ключевые компетенции, а именно: самообразовательная, исследовательская, методологическая, организационная, прогностическая и др.

Каждый учёный знает, что настоящее исследование – это сложный, многогранный, творческий процесс, а самое важное в этом процессе – самостоятельное приобретение нового знания. В таинство этого процесса посвящены и сам исследователь (ученик), и его научный руководитель (учитель). От того, как будет выстроено их взаимодействие, зависит результат.

Работа по формированию исследовательской компетенции у школьников невозможна без качественной подготовки педагогических кадров. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся должно осуществляться специально подготовленным учителем. Подготовка учителя к работе в современной школе предполагает развитие у него в первую очередь исследовательских способностей. Обучение его специальным знаниям, умениям и навыкам ведения научных исследований. Современный педагог должен уметь не только сам вести научный поиск, но и быть способным обучать этому своих учеников. Подобная подготовка педагогических кадров может осуществляться через курсы повышения квалификации, посещения семинаров, изучение специальной литературы, обмен опытом. (2009 год участник модульного курса «Организация исследовательской деятельности школьников»).

Исследовательская деятельность в школах существенно отличается от работы учёного не только по целям и задачам, но и по объёму и содержанию. Её цель – не столько добиться собственных научных результатов, сколько получить основные знания, умения, навыки в области методики и методов научного исследования (как формировать, или выявлять проблему исследования, как правильно поставить и описать эксперимент, как обеспечить получение надёжных результатов, подвести итоги исследовательской работы, оформить реферат, написать статью и т.д.).

Исследовательскую и проектную формы обучения я применяю в физике с 7-го класса, когда учащиеся начинают изучать этот предмет (пример: исследовать от чего зависит выталкивающая сила, действующая на тело), а в курсе природоведения с 5-го класса (проект – изучение электрических явлений). Обычно предлагаю учащимся, проявляющим повышенный интерес к предмету, создать проект как итоговую работу по той или иной учебной теме или по теме, которая вызывает интерес. Иногда сами дети задают вопросы, которые затем и ложатся в основу исследовательской работы. Так как временные рамки урока строго ограничены, то данные формы деятельности я применяю и во внеурочное время. Для этого я веду кружок «Юный исследователь», который посещают учащиеся 7-8 классов. Использовать такой метод меня побудили следующие причины:

Учащиеся недостаточно обучены формам самостоятельной деятельности, их мало интересуют проблемы современного состояния технических наук

Необходимо поддерживать интерес учащихся к предмету

Овладевая исследовательским методом и методом проектов, дети учатся планировать свою работу. Для достижения поставленной цели они просматривают научно-популярную литературу, сайты Интернета, проводят самостоятельные исследования, как в школьной лаборатории, так и дома, ставят эксперименты. Свои результаты ученики оформляют в виде мультимедийных презентаций или макетов.

Все этапы работы над исследовательским проектом я хотела бы показать на примере работы ученицы 5-го класса Кучуковой Насти «Исследование факторов, влияющих на скорость диффузии». Данная работа была выполнена в 2010 г и представлена на IV городских научных чтениях им. И.В.Курчатова. Она заняла II место в номинации «Физика».

I этап. Погружение в тему проекта. (формулируются тема, цели, задачи проекта).

Понаблюдав за бабушкой, как она вкусно делает солёные огурчики, Настя решила проделать то же самое. Но когда на следующий день она попробовала своё «творение», то вместо солёных огурцов обнаружила всё те же, практически свежие огурцы. Что повлияло на скорость засолки? Этот вопрос и лёг в основу её работы-исследования.

Объёкт работы – процесс диффузии.

Предмет исследования – условия, влияющие на скорость диффузии в газообразных, жидких телах.

Методы исследования:

Изучение и анализ лит-ры по данной теме

Наблюдение

Эксперимент

Анализ информации и результатов

Гипотеза: на скорость протекания диффузии влияет температура окружающей среды. При повышении температуры скорость диффузии увеличивается.

II этап. Продумывание будущей деятельности. (Во внеурочное время мы с Настей составили план её деятельности: определили список литературы, который ей необходимо изучить; определили список понятий, с которыми надо ознакомиться; составили список экспериментов и определили, какие из них она будет проводить дома, а какие в школьной лаборатории; чётко определили сроки выполнения каждого пункта плана).

III этап. Осуществление деятельности. (На данном этапе Настя активно изучала материал в справочной литературе, Интернете, систематизировала собранную информацию, совместно со мной оформляла презентацию, готовила план своего выступления для защиты проекта).

IV этап. Презентация проекта.

Такую технологию мы с учащимися применяли при разработке следующих исследовательских проектов:

2008 г. – Кошка как объект физического исследования (Титеевы Вика и Лера, 7 класс)

2008 г. – Исследование факторов, влияющих на скорость испарения жидкости (Сулдина Жанна, 7 класс)

2009 г. – Исследование факторов, влияющих на рост и развитие растений (Акелин Павел, 2 класс)

2010 г.  – Влияние удобрений на рост и развитие растений (Акелин Павел, 3 класс)

2010 г. – Исследование факторов, влияющих на скорость диффузии (Кучукова Настя, 5 класс).

Данные работы были представлены на городских научных чтениях им.И.В.Курчатова и заняли там 2-3 места. А работа Акелина Павла получила 3 место на молодёжной научно-практической конференции: «Д.И.Менделеев-учёный, педагог, гражданин».

Так же в 2010 г. учениками 5 класса Роговским Евгением и Вакало Иваном был выполнен проект «Электрические явления», результат которого был представлен в виде сооружённого ими электроскопа, который я использую на каждом уроке при изучении темы «Электризация тел».

В заключении хотелось бы отметить, что использование проектного метода предоставляет учителю возможность активировать скрытые резервы для профессионального роста и вывести свою работу на качественно новый уровень, а в своих учениках открыть активных и заинтересованных партнёров. Да, несомненно, данная деятельность занимает много времени, но вместе с тем, приносит колоссальное удовольствие и удовлетворение от проделанной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательской компетенции учащихся на уроках технологии.

В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, форми...

Выступление на августовской конференции "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету"

Выступление на августовской конференции, секция учителей математики. "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету". В ходе данного выступления рассмо...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Управление процессом формирования исследовательских компетенций учащихся: от учебного проекта к исследовательской деятельности

В основе данной статьи материалы последних исследований и личный опыт руководства научной работой учащихся...

Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету технология

Формирование исследовательской компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по предмету технология на основе технологии развивающего обучения....