урок физики "Давление. Единицы давления" - 7 класс. Тип урока: изучение нового материала.
презентация к уроку по физике (7 класс) по теме

Кириллова Татьяна Владимировна

Разработка урока для учащихся 7 класса + презентация урока

 

Цель урока: ввести понятие о давлении и его единицах, показать учащимся значение, которое имеет давление одного тела на другое в природе, быту, технике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение -  

Ордынская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза А.Д. Гаранина

Учитель физики первой квалификационной категории Кириллова Татьяна Владимировна

Класс 7                                                                  

Программа: Е.М. Гутник 2001 год

Учебный предмет: физика

Тема урока: Давление. Единицы давления

Тип урока: изучение нового материала.  

Давление. Единицы давления

Цель урока: ввести понятие о давлении и его единицах, показать учащимся    

                     значение, которое имеет давление одного тела на другое в природе,

                    быту, технике.

Задачи:

 Обучающие:

Создать условия для осознания и осмысления разницы между понятиями сила и давление.

В результате эксперимента формировать практические умения и освоение и понимание сущности метода естественно научного познания.

Развивающие:

Развивать способность использовать знания и умения в новой, незнакомой ситуации.

Добиваться правильного произношения и написания, толкования и использования физических терминов, систематического пополнения их запаса.

Воспитательные:

Эстетическое воспитание наглядно – демонстрационными средствами, эпиграфом, пословицей, загадкой.  

Нравственное воспитание воли и волевых черт характера (вера в свои силы, дисциплинированность).

Ход урока:

Приветствие.

Ребята мы начинаем изучение нового раздела физики «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Этот большой раздел вы будете изучать на протяжении нескольких уроков.

А сегодня цель нашего первого урока узнать, что такое давление, определить способ нахождения давления. Знания о давлении нужны людям многих профессий, поэтому они вам пригодятся в жизни.

Запишите тему урока себе в тетрадь: «Давление. Единицы давления». Слайд №1.  

Эпиграфом к нашему уроку я взяла такие слова: Слайд №2.

Человек раздвоен снизу, а не сверху, -

      для того, что две опоры надежнее одной.

 Эти слова сказал писатель – сатирик Козьма Прутков.                                                                  

          К концу урока вы сможете объяснить смысл этого высказывания.

 

Работа с классом (фронтальный эксперимент):

Без сомнения, все наше знание начинается с опыта. Поэтому, что бы получить знание о давлении проведем эксперимент, после которого вы должны ответить на вопрос: от каких двух величин зависит глубина погружения гвоздей в песок? Слайд №3.

Эксперимент:

Поставьте дощечку с гвоздиками, шляпками вниз, пронаблюдайте, на сколько погрузились гвозди в песок.

На дощечку поставьте гирю и пронаблюдайте, изменилось ли погружение гвоздей в песок.

Сделаем вывод: если дощечка с гвоздями погружается в песок шляпками совсем немного, то с гирей, погружение заметно больше. Т.е. глубина погружения зависит от величины действующей силы – чем больше сила, тем погружение больше.

Уберите гирю и дощечку. Пригладьте песок. Поставьте дощечку шляпками вниз, пронаблюдайте, на сколько опустились гвозди в песок.

Переверните дощечку острием гвоздей вниз и пронаблюдайте, изменилось ли погружение гвоздей в песок.

Сделаем вывод: глубина погружения зависит не только от силы, но и от площади опоры. Дощечка с гвоздями, которые направлены острием, погружается в песок значительно больше, чем в первом опыте. Чем больше площадь опоры, тем погружение меньше.

От каких двух величин зависит глубина погружения гвоздей в песок? Слайд №4.  

 

Изучение нового материала:

Сегодня мы вводим новую величину, которая характеризует действие одного тела на другое с учетом зависимости этого действия от силы и от площади поверхности.

В физике такая величина называется давление.  

           Слайд №5.

             Из словаря Даля: Давить – «гнести, нагнетать, пригнетать, угнетать, жать, сжимать, нажимать, прижимать, обременять тяжестью, жать силою».

             

           Давайте введем определение давления.   Слайд №6.

            Вводится определение давления: давление – это физическая величина, равная отношению модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.

             

             Ребята сделайте в тетрадях запись: давление = сила / площадь

             

            Давайте введем обозначения: Р – давление, F – модуль силы давления, S – площадь поверхности, к которой приложена сила.  Слайд №7.

             Тогда формула примет вид: Р = F / S.

             

            Напомните мне, пожалуйста, какие единицы измерения в СИ имеет сила и  площадь?

             

            Давление – это физическая величина, поэтому она имеет свои единицы измерения.  

            Слайд №8.

            Вводится ее единица измерения: за единицу давления принимают такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м ², перпендикулярно этой поверхности. Единица давления – ньютон на квадратный метр (1 Н/ м ²).

Слайд №9.

В честь французского ученого Блеза Паскаля, сделавшего ряд важных открытий в области давления газов и жидкостей, она называется паскалем (Па).

1 Па = 1 Н/ м ².

Слайд №10.

Ребята вы знаете, что система СИ применяется для решения задач, поэтому при решении задач мы должны давление выражать в Па. Но ведь могут встретиться другие единицы измерения, например кПа, как перевести кПа в Па?

Единицы давления: гектопаскаль (гПа) и килопаскаль (кПа).

    1 кПа = 1000 Па           1 Па = 0,001 кПа

    1 гПа = 100 Па             1 Па = 0,01 гПа  

             

            А сейчас я хочу вернуться к эпиграфу, прав ли в своих высказываниях Козьма Прутков?

Применение полученных знаний:

А вот посмотрите, как народ приметил законы природы и отразил их в пословицах:  Слайд №11.

 Пословица: иголка маленькая, да больно колет.

А как объяснить с научной точки зрения, почему иголка больно колет?

(Площадь поверхности иглы очень мала, и даже при небольшом усилии она оказывает большое давление).

         Загадка: Слайд №12.

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются.

                                    (Лыжи).

Почему лыжи не проваливаются в снег?

(Площадь поверхности лыж в несколько раз больше площади подошв человека, поэтому, стоя на лыжах, человек оказывает давление на снег в несколько раз меньшее).

6. Закрепление полученных знаний: Слайд №13.

Решение задач.

Вывод: У кого давление больше у коровы или у фигуристки? Почему, неужели корова грациознее фигуристки? От чего зависит давление?

Эти знания пригодятся в профессиях. Слайд №14.    

7. Домашнее задание: пр. 33. На слайде представлены некоторые профессии. Люди этих профессий используют в своей работе знания о давлении. Ваша задача, подумать и написать, зачем людям этих профессий нужны знания о давлении?  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Давление. Единицы давления

Слайд 2

Эпиграф Человек раздвоен снизу, а не сверху,- для того, что две опоры надежнее одной. Козьма Прутков.

Слайд 3

От каких двух величин зависит глубина погружения гвоздей в песок?

Слайд 4

Результаты эксперимента: Глубина погружения зависит от величины действующей силы – чем больше сила, тем погружение больше. Чем больше площадь опоры, тем погружение меньше.

Слайд 5

Давить – «гнести, нагнетать, пригнетать, угнетать, жать, сжимать, нажимать, прижимать, обременять тяжестью, жать силою» (В.Даль).

Слайд 6

Давление – это физическая величина, равная отношению модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. Давление = сила площадь Определение давления

Слайд 7

Формула для расчета давления P = F S P - давление F - модуль силы давления S - площадь поверхности, к которой приложена сила F P S

Слайд 8

За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м перпендикулярно этой поверхности. Единица давления – ньютон на квадратный метр (1 ). Единицы измерения давления 2 н м 2

Слайд 9

Единица давления называется паскалем (обозначается Па). 1 Па = 1 н м 2 Паскаль Блез (1623 - 1662). Открыл и исследовал ряд важных свойств жидкостей и газов.

Слайд 10

Другие единицы давления: гектопаскаль (гПа) и килопаскаль (кПа). 1 кПа = 1000 Па 1 Па = 0,001 кПа 1 гПа = 100 Па 1 Па = 0,01 гПа

Слайд 11

Пословица Иголка маленькая, да больно колет.

Слайд 12

Загадка Деревянные кони по снегу скачут, А в снег не проваливаются.

Слайд 13

Задача №1. Масса хрупкой фигуристки Леночки 30 кг. Площадь соприкосновения лезвия ее конька со льдом 2 см . Масса коровы Буренки 240 кг. Площадь соприкосновения со льдом ее копыт 16 * 4 см . Вычисли и сравни, какое давление оказывают на лед корова и Леночка, которая мчится на левой ножке к победе? 2 2

Слайд 14

Профессии, в которых применяют знания о давлении: Врач Водитель Тракторист Архитектор Строитель

Слайд 15

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ордынская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.Д. Гаранина Презентацию подготовила учитель физики первой квалификационной категории Кириллова Татьяна Владимировна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что важнее: учить или воспитывать?

Слайд 2

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. В. Сухомлинский.

Слайд 3

А что же такое нравственность?

Слайд 4

Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека. Аристотель.

Слайд 5

Быть моральным, нравственным, этичным – значить оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю. Мораль – это важничанье человека перед природой. Ницше.

Слайд 6

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. С.И. Ожегов.

Слайд 8

Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать. В.А. Сухомлинский.

Слайд 9

А кто же будет нести ответственность за добро и зло в душе ребенка? 1. Родители 2. Государство

Слайд 10

Субъекты Федерации, которые имеют опыт работы по нравственному воспитанию: Белгородская область Краснодарский край Новосибирская область Чувашская республика Обращаются к опыту Православной церкви

Слайд 11

Закон «Об образовании» - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Образование Воспитание Обучение

Слайд 12

Проекты: «Помоги себе сам» «Берегиня» «Дошкольное содружество» «Дом без одиночества»

Слайд 13

«Дети – всегда единственное будущее рода человеческого». (В.Сароян).

Слайд 14

Рождает зверя зверь, Рождает птица птицу, От доброго добро, От злого зло родится

Слайд 15

Презентацию подготовил учитель физики первой квалификационной категории МБОУ Ордынской средней общеобразовательной школы №1 имени Героя Советского Союза А.Д. Гаранина Кириллова Татьяна Владимировна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок изучения нового материала в свете новых требований

Каждый урок имеет свое место и предназначение в системе уроков по данной тематике. Простор для творчества учителя представляют уроки изучения нового материала. Тут можно по-разному скомпоновать у...

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»

Цели урока:  Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...