Портфолио для учителей ФГОС
методическая разработка по физике по теме

Семикина Елена Ивановна

Портфолио для учителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud.docx42.78 КБ
Microsoft Office document icon uud2.doc58.5 КБ
Файл uud3.docx49.69 КБ

Предварительный просмотр:

КИНПО (ПК и ПП)  ООО

Кафедра естественно-математического образования

«Универсальные учебные действия, как средство достижения обучающимися

планируемых результатов освоения основной образовательной программы

общего образования на примере изучения раздела

«Механические явления» курса физики 7 класса»

1.Цели изучения раздела физики «Механические явления»:
• развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
• понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• формирование у учащихся представлений о физической картине мира. (Важную роль в этом играет учебник)

Достижение вышеуказанных целей обеспечивается решением следующих задач:
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Основное содержание раздела «Механические явления» (7класс).

Механическое движение. Траектория. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса. Плотность вещества. Сила - векторная величина. Сила упругости. Сила  трения. Сила тяжести. Явление всемирного тяготения. Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.  

2.Планируемые результаты обучения:

1) личностные :
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
)

2) метапредметные :
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

3)предметные результаты:

а) общие:

• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

б) частные:

• понимание и способность объяснять такие физические явления, как  атмосферное давление, плавание тел;

• умение измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу, мощность, кинетическую и потенциальную энергии;

• владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел, силы Архимеда от объема вытесненной воды;

• понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы Паскаля и Архимеда;

• понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

• овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

• умение использовать полученные знания, умение и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья и окружающей среды, техника безопасности и др.).

3. Универсальные учебные действия          

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

личностный;

регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

познавательный;

коммуникативный.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между

целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого

содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе

социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной

деятельности. К ним относятся следующие:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей

с учетом конечного результата; составление плана и последовательности

действий;

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его

временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов  в план и

способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и

его реального продукта;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что

еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного

конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

К общеучебным УУД относятся:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов

 информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

знаково-символические: моделирование — преобразование объекта из

чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-

символическую модель, где выделены существенные характеристики

объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов,

определяющих данную предметную область;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной

и письменной формах;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от

конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и ре-

зультатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в

зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение

основной и второстепенной информации; свободная ориентация и

восприятие текстов художественного, научного, публицистического и

официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка

средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание

алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового

характера.

Логические УУД предполагают:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное

достраивание, восполнение недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

подведение под понятия, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

В УУД постановки и решения проблем входят следующие:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и

поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и

оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие

решения и его реализация;

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы УУД осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД — уровень их сформированности, соответствующий нормативной стадии развития и «высокой норме» развития.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают,

во-первых, соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; во-вторых, соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям. Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность и освоенность. Психолого-педагогические условия формирования личности в соответствии современными ценностями образования очерчены рамками

культурно-исторической и системно-деятельностной концепциями.

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями.

1. Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его

содержание и организацию.

2. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

3. УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного

процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося.

                                                       Урок №1

Тема урока: «Механическое  движение. Равномерное и неравномерное      движение»

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели:- дать определение   механического движения, дать понятие траектории  и  пройденного пути ( чем они схожи и чем отличаются), познакомить с новым видами движения: равномерным и неравномерным ;

- воспитание дисциплинированности, аккуратности записи в тетради, формирование научного мировоззрения: применение  знаний  физики в жизненных ситуациях;

- развитие мышления и памяти, умение правильно выражать свои мысли.

                                      Основное содержание урока.

Организационный этап.

Постановка цели, задач.

Актуализация знаний.

Фронтальный опрос по теме «Строение вещества», проверка  творческого задания (зачитываются сказки о путешествии капли воды).

Первичное усвоение знаний (Беседа).

Постановка и обсуждение проблемного вопроса: как можно узнать, движется тело или нет?  

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и      неравномерное движение.

Первичная проверка понимания.

Примеры механического движения. Работа с рисунками учебника (стр.31.).

Задание. Измерить путь пройденный мелом по доске.

Первичное закрепление.

Решение качественных задач №95-102 (Сб. Лукашик).

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Параграфы №13, №14, упр. 3, зад. 4 (творческое).

Рефлексия.

 Планируемые результаты обучения:

- понимать смысл понятий: механическое движение, траектория, путь, равномерное и неравномерное движение;

- уметь объяснять состояния движения и покоя тела, отличать путь от траектории;

- уметь осуществлять перевод единиц длины;

- использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности  и повседневной жизни.

Универсальные учебные действия:

Личностные: внутренняя позиция, мотивация.

Регулятивные: постановка учебной цели, задачи;

Познавательные: выдвижение гипотезы об относительности движения и ее обоснование.

                         Урок №2

                       Тема урока: «Скорость. Единицы скорости »

Тип урока:комбинированный.

Цели урока: - дать определение скорости и записать формулу для ее расчета, выразить одну и ту же скорость в разных единицах;

- воспитывать ответственное отношение к знаниям и процессу учения;

- содействовать развитию памяти и познавательного интереса;

Основное содержание урока.

Организация обучающихся на работу.

Постановка цели, задач, мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний. (Тест по теме «Механическое движение»).

Усвоение новых знаний.

Беседа - объяснение по плану:

1)Понятие скорости, единицы скорости;

2)Наличие направления у скорости, определение векторных величин обозначение скорости и ее модуля;

3)Средняя скорость, как характеристика неравномерное движения тела.

Проверка понимания. (Решение задач на применение формулы).

1)Упр.4 (2, 4, 5)

2) Самостоятельная работа обучающего характера по образцу.

№137 ( Сб. Лукашик)

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Параграф №15, упр. 4 (1, 3), подготовиться к физическому диктанту.

Рефлексия.

Планируемые результаты обучения:

- понимать смысл физических величин: скорость, путь;

- уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

-приводить примеры практического использования физических знаний о равномерном и неравномерном движении;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  Универсальные учебные действия:

Регулятивные: постановка учебной цели, задачи; планирование, прогнозирование.

Познавательные: построение логической цепи рассуждения; подведение под понятие, выдвижение гипотезы (зависимость скорости от выбранной единицы) и ее обоснование; выбор способа решения задач.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество в сборе информации.

Урок№3

Тема урока: Измерение массы тела на весах. Лабораторная работа №3. «Измерение массы на рычажных весах»

Цели урока: - научить обучающихся пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел, представлять результаты измерений с помощью таблиц, объяснять полученные результаты, делать выводы;

- развивать интерес к физике, самостоятельность;

-содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу учения, уверенности в своих силах.

                                     Основное содержание урока.

Организация обучающихся на работу.

Постановка цели, задач, мотивация учебной деятельности учащихся.

Усвоение новых знаний.

Два способа определения массы тела: по взаимодействию данного тела с телом масса которого известна; с помощью весов.

Устройство принцип действия учебных весов, условия равновесия тела.

(Опытное подтверждение объяснения учителя).

Проверка понимания.

Инструктаж по технике безопасности.

Выполнение лабораторной работы №3 «Измерение массы на рычажных весах».(Работа в парах).

Контроль усвоения, обсуждение.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия.

Планируемые результаты обучения:

- уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физической величины (массы);

- уметь применять теоретические знания по физике на практике;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц;

- уметь оценивать границы погрешностей результатов измерений .

Универсальные учебные действия:

Личностные:внутренняя позиция, мотивация, самостоятельность приобретения новых знаний и практических умений.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование.

Познавательные:формулирование познавательной цели, структурирование знаний, решение проблем.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, управление поведением партнеров.

                                                      Урок №4

 Тема урока: «Повторение тем «Архимедова сила. Плавание тел»»

Тип урока: актуализация знаний и умений.

Цели урока: - закрепление знаний и умений учащихся по данной теме, проверить умение применять закон Архимеда при решении задач;

-развитие общеучебных и специальных учебных умений и навыков, совершенствование мыслительной операции, развитие монологической речи, коммуникативной культуры;

- воспитывать добросовестное отношение к учебному труду.

Основное содержание урока.

Организационный этап.

Проверка домашнего задания.

Презентация «Архимедова сила. Плавание тел. Воздухоплавание» (используется компьютер)

Цели, задачи, мотивация.

Актуализация знаний .(Работа в группах).

Решение трех расчетных задач на нахождение архимедовой силы, веса тела в жидкости, проверки условий плавания тела.

Обобщение и систематизация знаний. (Игра).

Брейн-ринг по теме.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Составить кроссворд по данной теме.

Рефлексия.

Планируемые результаты обучения:

- приобретение учащимися знаний о физических величинах, умение решать физические задачи на применение полученных знаний;

- умение кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;

- формирование познавательных интересов, формирование ценностных отношений к авторам открытий и изобретений.

Универсальные учебные действия:

Личностные: внутренняя позиция, мотивация, самостоятельность приобретения новых знаний и практических умений.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий,

контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: формулировка познавательной цели, поиск выбора информации, выбор способов решения задач, решение проблем.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

                                                  Урок №5

Тема урока: «Явления тяготения. Сила тяжести».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока: -закрепить и углубить знания учащихся по теме «Сила», познакомить с законом всемирного тяготения и его следствием – земным притяжением; дать представление о силе тяжести, ее направлении; выяснить, от чего зависит сила тяжести; познакомиться с формулой для расчета силы тяжести, научиться решать простейшие задачи на нахождение силы тяжести;

- совершенствовать навыки самостоятельной работы на уроке, работы в паре; развивать логическое мышление, умение организовывать свою работу во времени;

- воспитывать самостоятельность, ответственность.

 

Основное содержание урока.

Организационный момент.

Сообщение темы, целей.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания по вопросам учителя (мультимедийный фронтальный опрос).

- Из-за чего меняется скорость тела?

- Что такое сила?

- Что может быть результатом действия силы на тело?

- От чего зависит результат действия силы на тело?

- Как обозначается сила?

- В чем измеряется?

- Как обозначается?

- Как изображают силу графически?

Первичное усвоение новых знаний.

Учитель предлагает учащимся охарактеризовать:

1) движение мяча, брошенного в горизонтальном направлении;

2) движение искусственного спутника Земли вокруг земного шара;

3) учащиеся отмечают пропорциональность силы тяжести массе тела, направление силы тяжести, дают формулировку понятия силы тяжести;

4) Сообщение учащихся на тему: И. Ньютон - автор закона всемирного тяготения.(Мини- проект).

 Первичная проверка понимания.

Каждый учащийся отвечает на поставленные вопросы на отдельном листке, который проверяет учитель и ставит оценку.

Первичное закрепление.(Работа в парах).

Решение 2-3 задач на расчет силы тяжести.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия.

    Планируемые результаты обучения:

- учащиеся должны знать: определение силы, ее обозначение, единицы измерения; знать, какую силу называют силой тяжести, от чего она зависит, как направлена; знать закон всемирного тяготения, знать формулу для вычисления силы тяжести;

- учащиеся должны уметь: работать самостоятельно и в парах, использовать формулу для решения задач, правильно оформлять задачи.

 

Универсальные учебные действия:

Личностные: внутренняя позиция, мотивация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка.

Познавательные:формулировка познавательной цели, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.



Предварительный просмотр:

КИНПО (ПК и ПП) СОО

кафедра  естественно-математического образования

« Универсальные учебные действия как средство достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы на примере изучения раздела

«МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА»  

курса физики 8 класса.

 

 

 

Цели изучения раздела следующие:

-развитие  интересов и способностей учащихся основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

-формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

-знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

- приобретение учащимися знаний о тепловых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

-формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых  в практической жизни;

-овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

-понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных  и культурных потребностей человека.

Планируемые результаты обучения:

а) личностные:

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры:

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами;

-мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

 б) метапредметные результаты:

-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

-понимание различий между исходными фактами и гипотезами  для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

-формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символических формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

-развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

-освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

-формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

в) предметные результаты обучения:

общие:

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

-умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать  и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

-умения применять теоретические знания по физике на практике, решать задачи на применение полученных знаний;

-умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

-формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

-коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

частные:

-понимание и способность объяснять такие физические явления как процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил;

-умения измерять температуру, количество теплоты, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;

-владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости объёма газа от давления при постоянной температуре;

-понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения энергии;

-понимание принципов машин, приборов, технических устройств, с которыми каждый человек встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

-овладение разнообразными выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с поставленной задачи на основании использования законов физики;

-умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

г) универсальные учебные действия:

-наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил;

-исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды;

-вычислять количество теплоты и удельную теплоёмкость вещества при теплопередаче;

-измерять удельную теплоёмкость вещества ;

-измерять теплоту плавления льда;

-исследовать тепловые свойства парафина;

-наблюдать изменения внутренней энергии воды в результате испарения;

-вычислять количества теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации;

-вычислять удельную теплоту плавления и парообразования вещества;

-измерять влажность воздуха по точке росы;

-обсуждать экологические последствия применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций.

     Урок №1

    Тема урока: « Температура. Методы измерения температуры. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия»

    Цели урока: организовать деятельность учащихся по:

    освоению знаний о тепловых явлениях; величинах, характеризующих эти явления ( внутренняя энергия), методах научного познания - введение понятия;

   овладению умениями проводить наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений, выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов.

Основное содержание урока.

Примеры тепловых и электрических явлений. Особенности движения молекул. Связь температуры тела и скорости движения его молекул. Движение молекул в газах, жидкостях и твердых телах. Превращение энергии тела в механических процессах. Внутренняя энергия тела. (§1, 2)

Демонстрации. Принцип действия термометра. Наблюдение за движением частиц с использованием механической модели броуновского движения. Колебания математического и пружинного маятника. Падение стального и пластилинового шарика на стальную и покрытую и покрытую пластилином пластину.

    Планируемые результаты обучения:

    знать/ понимать

        смысл понятий: физическое явление, вещество, взаимодействие;

       смысл физических величин: температура, внутренняя энергия;

   уметь

   использовать физические приборы для измерения физических

величин: температуры.

Универсальные учебные действия:  

-различать тепловые явления;

-анализировать зависимость температуры тела от скорости движения его молекул;

-наблюдать и исследовать превращение энергии тела в механических процессах;

-приводить примеры превращения энергии при подъёме тела, при его падении.

 

 Урок №2.

  Тема урока « Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии»  

  Цели урока: организовать деятельность учащихся по:

    освоению знаний о тепловых явлениях; величинах, характеризующих эти явления (внутренняя энергия); методах научного познания наблюдения, опыты, гипотеза, следствия;

   овладению умениями проводить наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений, выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов.

Основное содержание урока.

Увеличение внутренней энергии тела путем совершения работы над ним или её уменьшения при совершении работы телом. Изменение внутренней энергии тела путем теплопередачи.

Демонстрации. Нагревание тел при совершении работы: при ударе, при трении.

Опыты. Нагревание стальной спицы, при перемещении надетой на нее пробки.

    Планируемые результаты обучения:

    знать/ понимать

        смысл понятий: физическое явление, взаимодействие;

       смысл физических величин: температура, внутренняя энергия;

   уметь:

описывать и объяснять физические явления;

Универсальные учебные действия:  

-объяснять изменение внутренней энергии тела, когда над ними совершают работу или тело совершает работу;

-перечислять способы изменения внутренней энергии;

-приводить примеры изменения внутренней энергии тела путем совершения работы и теплопередачи;

-проводить опыты по изменению внутренней энергии.

Урок №3.

  Тема урока: «Виды теплопередачи. Теплопроводность».(§4)

    Цели урока: организовать деятельность учащихся по:

    освоению знаний о тепловых явлениях (теплопроводность); методах научного познания природы- наблюдения;

   овладению умениями проводить наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов (теплопроводность);

Основное содержание урока.

Теплопроводность - один из видов теплопередачи. Различие теплопроводностей различных веществ.

Демонстрации. Передача тепла от одной части тела к другой. Теплопроводность различных веществ: жидкостей, газов, металлов.

Планируемые результаты обучения:

   уметь:

описывать и объяснять физические явления: теплопроводность;

приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Универсальные учебные действия:  

-объяснять тепловые явления на основе молекулярно- кинетической теории;

-приводить примеры теплопередачи путем теплопроводности;

-проводить исследовательский эксперимент по теплопроводности различных веществ и делать выводы.

Урок №4.

  Тема урока: «Конвекция. Излучение»  (§5, 6).

    Цели урока: организовать деятельность учащихся по:

    освоению знаний о тепловых явлениях ( конвекция, излучение); величинах, характеризующих эти явления; методах научного познания природы – наблюдение, эксперимент;

   овладению умениями проводить наблюдения природных явлений ( конвекция, излучение); описывать и обобщать результаты наблюдений; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов ( конвекция, излучение); использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений.

Основное содержание урока.

Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение конвекции. Передача энергии излучением. Конвекция и излучение - виды теплопередачи.

Демонстрации. Конвекция в воздухе и в жидкости. Передача энергии путем излучения.

Планируемые результаты обучения:

       уметь:

описывать и объяснять физические явления: конвекцию, излучение;

приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Универсальные учебные действия:  

-приводить примеры теплопередачи путем конвекции и излучения;

-анализировать, как на практике учитываются различные виды теплопередачи;

-сравнивать виды теплопередачи.

Урок №  5

Тема урока: «Количество теплоты. Единицы количества теплоты».(§7)

    Цели урока: организовать деятельность учащихся по:

    освоению знаний о тепловых явлениях; величинах, характеризующих эти явления (количество теплоты); методах научного познания – введение физической величины;

   овладению умениями проводить наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов.

Основное содержание урока.

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

Демонстрации. Нагревание разных веществ равной массы.

Опыты. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

    Планируемые результаты обучения:

    знать/ понимать:

        смысл понятий: физическое явление, вещество, взаимодействие;

       смысл физических величин: количество теплоты;

   уметь:

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.

Универсальные учебные действия:  

-находить связь между единицами количества теплоты: Дж, кДж, кал, ккал;

-работать с текстом учебника.

   



Предварительный просмотр:

КИНПО ( ПКиПП) СОО

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕ-

МАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Универсальные учебные действия как средство достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования на примере изучения раздела

 «Электрические явления»».

Планируемые результаты обучения:

- понимать смысл физической величины: электрическое напряжение;

- уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического использования физических знаний об электрическом напряжении;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов и электротехники и контроля за исправностью электропроводки в помещении.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: постановка учебной цели, задачи; планирование, прогнозирование и коррекция.

Познавательные: моделирование и преобразование модели, подведение под понятие, выдвижение гипотезы и ее обоснование; выбор способа решения задач; анализ с целью выделения признаков.

 Коммуникативные: планирование определенных целей, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в сборе информации.

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора, эрудиции»

                                                                    ( В.А. Сухомлинский )

1.УРОК
       Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые  средства и  технологии обучения, но  какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная школа и стоит современная . 
  Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан  знаний и  рифы  противоречий. И это – нормально.  Любой  океан  противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает  постоянно  меняющимися пейзажами, неохватностью  горизонта, скрытной  жизнью  своих  глубин, долгожданным  и  неожиданно вырастающим берегом.
 Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном  образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать  учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед  Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые  ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
     Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи  зачастую  теми  средствами, которые  не  могут  привести  к  ожидаемому  положительному результату. 
    Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.  А еще – действенный, современ ный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок –
современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
     Урок -  главная  составная  часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подго товки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения  урока, его  содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыс лом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как  же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уро ке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание

     Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солн це, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". Рож- дение любого урока начинается с осознания и правильного,четкого определения его ко- нечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

           Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

Продумать форму подведения итогов урока.

Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

   Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую  информацию,  делать  выводы,  умозаключения, т.е.  развиваются  у  школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

2. Внедрение ФГОС.  УМК нового поколения - школе XXI века.

1)Что такое Федеральный государственный стандарт общего образования?

            Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

          Стандарт является одним из ключевых элементов модернизации российской школы, базовые параметры которой были определены в Послании Президента России Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации и на заседании Совета при президенте России по науке, технологиям и образованию, а также в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Стандарт представляет собой принципиально новый для отечественной школы документ, который разработан на основе глубокого анализа и синтеза ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования.

2)Какие требования выдвигает новый   ФГОС?

 В состав новых стандартов входят только три группы требований: к структуре основных общеобразовательных программ, к результатам их освоения и к условиям их реализации. Тем самым расширяется круг лиц, отвечающих за исполнение стандарта, появляется возможность реализации подхода к стандарту как к общественному договору с распределением взаимных обязательств (прав и ответственности) между всеми участниками образовательного процесса: государством, социумом, семьей. Образно говоря, новые стандарты определяют прежде всего требования «к хору» (системе образования), а не к «исполнителю» (ученику), как это было до сих пор.

3)Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

            Отличительной  особенностью  нового  стандарта  является  его  деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается  от  традиционного  представления  результатов о бучения в виде знаний, умений  и навыков, формулировки  стандарта  указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения сформули -рованы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

           Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии,био логии, географии и астрономии. Современная физика – быстро развивающаяся наука, и её достижения оказывают влияние на многие сферы человеческой деятельности. Поэто му в курсе встречается большое количество примеров использования физических законов в современной науке и технике.

   Современная информационно-образовательная среда — это система образовательных ресурсов  на  бумажных и  электронных  носителях, которая  обеспечивает   выполнение требований  государственного  образовательного стандарта к содержанию образования по  ступеням  обучения, формирует  необходимые  учебные  умения  и   компетентности, обеспечивает высокое качество учебного процесса.

Цели изучения физики в основной школе следующие:
•развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
•понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
•формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение вышеуказанных целей  обеспечивается решением следующих задач:
•знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
•приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
•формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
•овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
•понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека
.

3.Примерная программа по физике.

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Примерная программа по физике для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Содержание примерных программ основного общего образования имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.

Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Место учебного предмета в учебном плане

Базисный учебный план на этапе основного общего образования выделяет 210 ч для обязательного изучения курса «Физика», из которых 189 ч составляет инвариантная часть. Оставшиеся 21 ч авторы рабочих программ могут использовать в качестве резерва времени.

Тематическое планирование для обучения в 7—9 классах может быть составлено из расчета 2 ч (общий уровень) или 3 ч (повышенный уровень) в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:

        экспериментальной проверки;

в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса физики

могут рассматриваться как формирование:

уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:

правильного использования физической терминологии и символики;

потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

4.Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1). Мотивирование к учебной деятельности.

 Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

 3) устанавливаются тематические рамки (“могу”). 

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2). Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

 Соответственно, данный этап предполагает:

 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3). Выявление места и причины затруднения.

 На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. 

4). Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

 На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5). Реализация построенного проекта.

 На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. 

6). Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

 Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8). Включение в систему знаний и повторение.

 На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9). Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

 На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

 

Урок №1.

Тема урока: «Электрическое напряжение. Единицы напряжения».

  Цели урока: - организовать деятельность учащихся по освоению знаний об электрическом напряжении, организовать деятельность учащихся по освоению знаний о напряжении электрического тока, о методах научного познания природы (наблюдение), введение единицы измерения напряжения;

овладению умениями проводить наблюдения электрических явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, применять полученные знания для решения физических задач;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов и контроля за исправностью электропроводки в помещении;

- содействовать совершенствованию мыслительных операций (анализ, вывод, обобщение);

- содействовать воспитанию средствами урока уверенности в своих силах, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества.

Основное содержание урока.

1. Организация обучающихся на работу.

2. Постановка цели, задач, мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний (фронтальный опрос).

4. Усвоение новых знаний.

Понятие электрического напряжения. Аналогия между напряжением и разностью уровней воды. Определяющая формула. Единица напряжения – вольт (1В). Кратные и дольные единицы напряжения. Напряжение опасное для жизни. Таблица напряжений, встречающиеся в жизни.

5. Проверка понимания. (Решение задач на применение формулы: первые разбираются у доски, несколько – обучающиеся решают самостоятельно).

Урок №2.

Тема урока: «Вольтметр. Измерение напряжения.

Лабораторная работа №4».

Цели урока: - организовать деятельность учащихся по освоению знаний о методах научного познания природы (лабораторный физический эксперимент);

овладение умениями использовать простые измерительные приборы для изучения явления электрического тока;

представлять результаты измерений с помощью таблиц;

применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств (вольтметра);

содействовать развитию памяти, способностей, познавательных интересов, самостоятельности;

- содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу учения, к физике как элементу общечеловеческой культуры;

воспитанию средствами урока уверенности в своих силах.

Основное содержание урока.

1. Организация обучающихся на работу.

2. Постановка цели, задач, мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний. (Основные определения, понятия и формулы, изученные на предыдущем уроке).

4. Усвоение новых знаний.

Вольтметр. Правила ТБ при работе с вольтметром. Определение цены деления его шкалы. Измерение напряжения. Правила включения вольтметра в цепь.

5. Проверка понимания.

Лабораторная работа №4 № «Измерение напряжения на различных участках цепи».

6. Контроль выполнения работы, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8. Рефлексия (Полученный вывод в работе).

Планируемые результаты обучения:

- уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физической величины – напряжения;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц;

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- решать задачи на расчет напряжения.

Универсальные учебные действия:

Личностные: внутренняя позиция, мотивация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция.

Познавательные: формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: планирование определенных целей, постановка вопросов, общее их решение.

Урок №3.

Тема урока: «Сопротивление. Единицы сопротивления».

 Цели урока: - организовать деятельность учащихся по освоению знаний об электрическом сопротивлении,  о методах научного познания природы (наблюдение), введение единицы измерения сопротивления;

овладение умениями проводить наблюдения электрических явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, применять полученные знания для решения физических задач;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов;

содействовать устранению типичных недостатков развития учащихся;

- содействовать воспитанию активной жизненной позиции, честности, порядочности, человеколюбию, уважения к творцам науки и техники.

Основное содержание урока.

1. Организация обучающихся на работу.

2. Постановка цели, задач, мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний (Выполнение тестовой работы по изученным темам).

4. Усвоение новых знаний.

Понятие электрического сопротивления. Проведение опыта  с различными проводниками одной и той же длины и сечения, замечая показания амперметра (при одном итом же напряжении). Единица сопротивления – Ом (1Ом). Кратные и дольные единицы сопротивления. Причины сопротивления.

5. Проверка понимания. (Решение задач по изученной теме).

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8. Рефлексия (Разные проводники обладают различным сопротивлением из-за различия в строении их кристаллической решетки, из-за разной длины и площади поперечного сечения).

Планируемые результаты обучения:

- понимать смысл физической величины: электрическое сопротивление;

- уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического использования физических знаний об электрическом сопротивлении;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов и электротехники и контроля за исправностью электропроводки в помещении.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: постановка учебной цели, задачи; планирование, прогнозирование и коррекция.

Познавательные: : формулирование познавательной цели, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, выбор способа решения задач, подведение под понятие, выдвижение гипотезы (сопротивление зависит от взаимодействия движущихся электронов с ионами кристаллической решетки) и ее обоснование.

 Коммуникативные: планирование определенных целей, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в сборе информации.

Урок №4.

Тема урока: «Работа и мощность электрического тока».

  Цели урока: - организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию понятия работа и мощность электрического тока, формул работы и мощности электрического тока, фактов: единиц, способов измерения работы и мощности тока, физического смысла единицы работы  и мощности тока,

способствовать формированию умений решать задачи на расчет работы и мощности электрического тока,

совершенствовать вычислительные навыки, навык преобразования формул, навык перевода единиц физических величин в СИ,

создать условия для развития мышления, внимания, памяти, познавательного интереса, коммуникативных навыков, навыков самостоятельной работы,

применить дифференцированный подход в обучении,

воспитывать культуру умственного труда, культуру общения.

Основное содержание урока.

1. Организация обучающихся на работу.

2. Постановка цели, задач, мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний (фронтальная беседа по вопросам).

4. Усвоение новых знаний.

Понятие работы и мощности электрического тока. Формулы для определения работы и мощности электрического тока. Единицы этих физических величин.

5. Проверка понимания. (Решение задач по изученной теме).

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8. Рефлексия.

Планируемые результаты обучения:

- понимать смысл физической величины: работа и мощность электрического тока;

- уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического использования физических знаний;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: постановка учебной цели, задачи; планирование, прогнозирование и коррекция.

Познавательные: : формулирование познавательной цели, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, выбор способа решения задач, подведение под понятие, выдвижение гипотезы (работа зависит от силы тока и напряжения) и ее обоснование.

 Коммуникативные: планирование определенных целей, постановка вопросов.

Урок №5.

Тема урока: «Закон Джоуля-Ленца».

Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию закона Джоуля-Ленца, фактов: причины нагревания проводников электрическим током,

способствовать формированию умений решать задачи на применение закона Джоуля-Ленца, объяснять физические явления на основе закона Джоуля-Ленца,

совершенствовать вычислительные навыки, навык преобразования формул, навык перевода единиц физических величин в СИ,

применить дифференцированный подход в обучении,

создать условия для развития мышления, внимания, памяти, познавательного интереса, грамотной речи, воспитывать культуру общения.

Основное содержание урока.

1. Организация обучающихся на работу.

2. Постановка цели, задач, мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний (Тестовая работа. Фронтальный опрос.).

4. Усвоение новых знаний.

Причины нагревания проводника электрическим током. Связь работы электрического тока и количества теплоты, выделяемого проводником. Закон Джоуля-Ленца(формулировка и формула). Сообщения об ученых, сделавших открытие.

5. Проверка понимания. (Решение задач по изученной теме).

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8. Рефлексия.

Планируемые результаты обучения:

- понимать физический смысл закона, решать задачи по изученной теме;

- уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического использования закона;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: постановка учебной цели, задачи; планирование, прогнозирование и коррекция.

Познавательные: : формулирование познавательной цели, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, выбор способа решения задач, подведение под понятие.

 Коммуникативные: планирование определенных целей, постановка вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.

В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....

Портфолио лицеиста (портфель достижений) / Учебное пособие (кейс-портфолио)

Портфель достижений – кейс-портфолио – относится к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в...

Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.

                                      СодержаниеРаздел I. Мой портрет         ...

Портфолио педагога.Структура портфолио.

Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ПОРТФОЛИО «NETFOLIO»

Конструктор портфолио Netfolio - это инструментальное средство для создания электронного портфолио педагога, разработанное компанией «e-Publish» (официальные сайты http://edusite.ru/ и...