Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Рабочая программа по физике для 9 класса по учебнику А.В. Перышкин, Е.М. Гутник, адаптированная для работы в учебных классах при ДОКБ  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma91.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

За основу рабочей программы взята программа по физике 7-9 классы (авторы Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин), опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы / составил В.А. Коровин. В.А. Орлов. – М.: Дрофа., 2010 г.» при составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно – методического письма «О преподавании предмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году.»

Данная рабочая программа адаптирована к особенностям работы в классах при ДОКБ (отсутствуют лабораторные и контрольные работы).

Цели изучения физики:

Освоение знаний о физических явлениях, величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирования на этой основе представлений о физической картине мира;

Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на основе этого эмпирические зависимости применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, для решения физических задач;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей; самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач, при выполнении эксперимента;

Воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии, уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В задачи обучения физики входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Количество часов по программе 68 (2 часа в неделю). Количество часов по учебному плану 34 (1 час в неделю).

Содержание программы

В курсе физики-9 изучаются следующие темы:

Законы движения и взаимодействия тел

Механические колебания и звук

Электромагнитные явления

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

Работа и мощность. Энергия.

Требования к уровню усвоения предмета

Учащиеся должны знать смысл понятий: Механическое движение. Относительность движения.  Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Сила тяжести. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Механические колебания и волны. Звук. Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.  Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Учащиеся должны уметь:

Объяснять механические явления на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, закона всемирного тяготения. Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движении, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза. Владеть компетенциями: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, коммуникативной, личного самосовершенствования.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи: практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности.

Технология обучения

Формы организации обучения: классно-урочная система занятий

Методы обучения: сочетание репродуктивных и творчески преобразующих методов обучения, учитывающих возрастные и индивидуально-психологические особенности  школьников и обеспечивающих увеличение объёма самостоятельной работы.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

·        Классноурочная система

·        Решение экспериментальных задач.

Технологии обучения: технология личностно –ориентированного подхода  к обучению детей

Типы контроля  результатов обучения:

-внешний контроль учителя за деятельностью учащихся;

-взаимный контроль учащихся;

-самоконтроль.

Формы проверки и оценки результатов обучения:

- промежуточный  контроль: самостоятельные работы, проверочные работы,  опрос, проверка выполнения домашней работы  и др.

-итоговый  контроль: контрольные работы, зачёты, экзамен , защита творческой работы и др.

Способы проверки и оценки результатов обучения:

-  устные и письменные работы;

- индивидуальные и групповые.

 Система оценивания.

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

 Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

 Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

   Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Орфографические и пунктуационные ошибки.

Учебно-методический комплекс по физике 9 класс

 Л.В. Лукашик, Е.В. Иванова: «Сборник задач по физике 7 – 9 классы» - М., Просвещение, 2004г.

Б.М.Яворский, Ю.А. Селезнев: «Справочное руководство по физике для поступающих в ВУЗы и для самообразования» - М., Наука, 1989.

Рымкевич А. П., Рымкевич П. А: «Сборник задач по физике» - М., Просвещение, 2002.

Контрольно – измерительные материалы

знаний основ физики (монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение эксперимента)

приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся  (в ходе выполнения лабораторных работ и решения задач)

развитых свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.


Календарно-тематический план

№ п.п.

Тема

Кол-во часов

В том числе

примечания

уроки

лаб.работы

контр.работы

1

Законы взаимодействия и движения тел

14

14

3

Механические колебания и волны. Звук

7

7

4

Электромагнитное поле

6

6

5

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

7

7

6

Итоговое повторение

0

0

34

34


урока

Учебные разделы и темы

Дата проведения

1

Первичный инструктаж по ТБ. Материальная точка. Система отсчета.  Путь и перемещение.

2

Векторы. Действия над векторами. Проекция вектора. Определение координаты движущегося тела.

3

Перемещение при равномерном прямолинейном движении. Прямолинейное равнопеременное  движение. Ускорение.

4

Скорость при прямолинейном равнопеременном  движении. График скорости. Перемещение при равнопеременном прямолинейном движении.

5

Перемещение при равнопеременном прямолинейном движении без начальной скорости.

6

Решение задач: «Прямолинейное равнопеременное движение. Графическое представление движений».

7

Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

8

Второй закон Ньютона.

9

Третий закон Ньютона.

10

Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Движение тела брошенного вертикально.

11

Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и на других планетах.

12

Криволинейное движение. Движение тел по окружности с постоянной по модулю скоростью. Решение задач: «Движение с постоянной по модулю скоростью по окружности».

13

Искусственные спутники Земли

14

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты.

15

Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник.

16

Величины характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания.

17

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

18

Распространение колебаний в среде. Продольные и поперечные  волны.

19

Длина волны. Скорость распространения волны.

20

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

21

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо.

22

Магнитное поле и его графическое изображение. Однородное и неоднородное магнитное поле.

23

Магнитные силовые линии электрического тока. Вектор магнитной индукции.

24

Сила Ампера. Правило левой руки. Сила Лоренца. Решение  задач.

25

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции.

26

Получение переменного электрического тока. Электромагнитное поле.

27

Электромагнитные волны. Электромагнитная природа света.

28

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

29

Радиоактивные превращения атомных ядер.

30

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона. Открытие нейтрона. Состав атомного ядра.

31

Массовое и зарядовое числа. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

32

Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция.

33

Ядерный реактор. Атомная энергетика

34

Биологическое действие радиации.  Изотопы. Термоядерный синтез.


Поурочное планирование

Коли-чество часов

Раздел прог-раммы

Тема урока

Основа урока

Знания

Умения

Домаш-нее задание

14

Законы движения и взаимодействия тел

1/1

Вводный инструктаж по ТБ

Материальная точка

Система отсчета

Перемещение

Вводный инструктаж по ТБ в физкабинете.

Знакомство с учебником физики. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей.

Объяснение учителя п. 1.

Решение задач упр. 1 (3, 5)

Объяснение учителя п. 2

Решение задач №9, 10 – Р

Правила техники безопасности в физкабинете.

Понятия: механическое движение, материальная точка, система отсчета, поступательное движение

Понятия: вектор, перемещение

Определять является ли тело материальной точкой, приводить примеры механического движения, поступательного движения

Определять перемещение тела

П. 1

Упр. 1

(2, 4)

П. 2

Упр. 2

*№19-Р

1/2

Векторы. Действие над векторами. Определение координаты движущегося тела

Объяснение учителя п. 3

Решение задач №11, 13, 20 – Р

Понятия проекция вектора

Формулы координаты тела

Находить проекции векторов на координатные оси, находить путь и перемещение тела, координату тела

П. 3

Упр. 3

1/3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

Прямолинейное равноускоренное движение

Ускорение

Объяснение учителя п. 4

Решение задач на чтение и построение графиков скорости при прямолинейном равномерном движении

Решение задач на расчет скорости и перемещения тела при прямолинейном равномерном движении

Объяснение учителя п. 5

Решение задач  упр. 5 (1), №50-Р

Определение и формула скорости равномерного прямолинейного движения, формула перемещения при прямолинейном равномерном движении, геометрический смысл графика скорости

Формула, единицы ускорения

Понятия: прямолинейное равноускоренное движение, ускорение

Читать и строить графики скорости при прямолинейном равномерном движении

Решать задачи на расчет скорости и перемещения при прямолинейном равномерном движении

Решать задачи на расчет ускорения и времени при прямолинейном равноускоренном движении

П. 4

Упр. 4

П. 5

Упр. 5 (2,3)

1/4

Скорость прямолинейного равноускоренного движения

График скорости

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

Объяснение учителя п. 6

Решение задач на чтение и построение графиков скорости при прямолинейном равноускоренном движении. Упр 6(3)

Объяснение учителя п. 7

Решение задач №69, 78, *68-Р

Формула скорости при прямолинейном равноускоренном движении

Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении

Читать и строить графики скорости при прямолинейном равноускоренном движении

Решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении

П. 6

Упр. 6
(1, 4)

П. 7

Упр. 7

*№71 – Р

1/5

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

Объяснение учителя п. 8

Решение задач №54 – Р, упр. 8(2)

Самостоятельная работа «Прямолинейное равноускоренное движение»

Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

Решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении

П. 8

Упр. 8 (1)

*№51 – Р

1/6

Решение задач по теме «Основы кинематики»

Физический диктант по п. 1-8

Фронтальное и самостоятельное решение задач на расчет характеристик прямолинейного равноускоренного движения

Формулы скорости, ускорения, перемещения при прямолинейном равноускоренном движения; скорости, перемещения и координаты при прямолинейном равномерном движении

Рассчитывать характеристики прямолинейного равноускоренного движения

П. 1- 8

№3, 52, 53, 63 – Р

1/7

Относительность движения

Инерциальные системы отсчета

Первый закон Ньютона

Анализ контрольной работы

Самостоятельное изучение п. 9

Решение задач из упр. 9

Объяснение учителя п. 10

Решение задач №112, 113, 115 – Р

Доклад «И. Ньютон»

Сущность относительности движения

Понятия: ИСО

Первый закон Ньютона

Решать задачи на расчет относительной скорости

Применять первый закон Ньютона для объяснения физических явлений

П. 9

Упр.9 (1,4)

* Упр. 9(5)

П. 10

Упр. 10

1/8

Второй закон Ньютона

Объяснение учителя п. 11

Решение задач упр. 11 (1),
№143 – Р   *№146 – Р

Второй закон Ньютона

Формула  второго закона Ньютона,

Факты: физический смысл 1 Н

Решать задачи на применение второго закона Ньютона

П. 11

Упр. 11 (2,4)

1/9

Третий закон Ньютона

Объяснение учителя п. 12

Демонстрация «Третий закон Ньютона»

Решение задач №151 – Р,  
упр. 12 (1, 3а)

Самостоятельная работа

 «I и II законы Ньютона»

Третий закон Ньютона

Применять третий закон Ньютона для объяснения физических явлений

П. 12

Упр. 12 (2,3)

1/10

Свободное падение тел

Движение тела, брошенного вертикально вверх

Объяснение учителя п. 13

Демонстрация «Свободное падение тел»

Решение задач упр. 13 (2),

№204 – Р

Объяснение учителя п. 14

Решение задач на расчет времени, высоты подъема тела

Понятие6 свободное падение тел

Факты: особенности свободного падения тел

Формулы скорости и перемещения  при свободном падении тел

Формулы скорости и перемещения тела, брошенного вертикально вверх

Решать задачи на расчет характеристик свободного падения тел

Решать задачи на расчет характеристик тела, брошенного вертикально вверх

П. 13

Упр. 13 (1,3)

* №205- Р

П. 14

Упр. 14

* №210 – Р

1/11

Закон всемирного тяготения

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

Объяснение учителя п. 15

Решение задач № 170, 171 – Р

Упр. 15

Объяснение учителя п. 16

Решение задач п. 16

Понятия: всемирное тяготение, гравитационная сила

Закон всемирного тяготения

Факты: значение и физический смысл гравитационной постоянной

Формула ускорения свободного падения

Факты: зависимость ускорения свободного падения от радиуса Земли

Решать задачи на применение закона всемирного тяготения

Решать задачи на расчет ускорения свободного падения

П. 15

Упр. 15 (1,3)

* № 172 – Р

П. 16

Упр. 16 (1,2)

* Упр. 16 (6)

1/12

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью Решение задач: «Движение с постоянной по модулю скоростью по окружности».

Объяснение учителя п. 18, 19

Решение задач упр. 18 (20,

№103, 104 – Р

Понятия: криволинейное движение, период, частота обращения,

Факты: направления перемещения, скорости и ускорения при криволинейном движении

Формула центростремительного ускорения

Решать задачи на расчет центростремительного ускорения

П. 18, 19

Упр. 18 (1)

*Упр. 18 (4)

1/13

Искусственные спутники Земли

Объяснение учителя п. 20

Решение задач упр. 19 (2), №236-Р

Понятия: ИСЗ, первая космическая скорость

Формулы первой космической скорости

Решать задачи на расчет скорости ИСЗ

П. 20

Упр. 19 (1)

*№238-Р

1/14

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Реактивное движение. Ракеты

Объяснение учителя п. 21, 22

Решение задач упр. 20 (1),
упр. 21 (2), №314-Р


Самостоятельная работа «Криволинейное движение, ИСЗ»

Самостоятельное изучение п. 23

Решение задач упр. 22 (2)

Доклады «К. Э. Циолковский», «Полет фантазии»

Понятия: импульс тела

Формула и единицы импульса тела

Закон сохранения импульса

Понятия: реактивное движение

Факты: устройство, принцип движения ракет

Решать задачи на расчет импульса тела, на применение закона сохранения импульса тела

П. 21, 22

Упр. 20 (2)

Упр. 21 (1)

П. 23

* №316-Р

Повт. п. 9-23

7

Механические колебания и звук

2/1

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Анализ контрольной работы.

Объяснение учителя п. 24, 25

Демонстрации Колебательное движение

Понятия: колебательное движение, свободные колебания, колебательные системы, период колебаний

Факты: особенности колебательного движения

Определять, является ли система колебательной

Рассчитывать период и частоту колебаний

П. 24, 25

Упр. 23

2/2

Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания.

Объяснение учителя п. 26


Решение задач упр. 24 (1,2,4,7)

Понятия: смещение, амплитуда, период, частота колебаний, фаза колебаний

Формулы периода и частоты колебаний

Рассчитывать период и частоту колебаний

П. 26

Упр. 24 (3,5)

2/3



Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания резонанс.

Объяснение учителя п. 28, 29


Решение задач из упр. 25

Понятия: затухающие колебания, вынужденные колебания Факты: отличия свободных и вынужденных колебаний, причина затухания колебаний, превращение энергии при колебаниях

Объяснять физические явления на основе знаний о колебательном движении

П. 28, 29 Упр. 26

2/4

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

Объяснение учителя п. 31

Составление таблицы сравнительной характеристики волн по п. 32

Проверочная работа по теме «Механические колебания»

Понятия: волна, упругая волна, продольная волна, поперечная волна,

Факты: условие возникновения волн, отличие продольных и поперечных волн

П. 31, 32

2/5

Длина волны. Скорость распространения волны.

Самостоятельное изучение п. 33

Решение задач № 435, 437, 436 - Р

Понятия: длина волны,

Формула связи периода и длины волны

Решать задачи на расчет периода, длины волны, частоты и скорости волны

П. 33

Упр. 28

2/6

Источники звука. Звуковые колебания.

Объяснение учителя п. 34

Демонстрации Источники звука

Сообщения учащихся по п. 35, 36

Решение задач из упр. 30

Проверочная работа по теме «Механические волны»

Понятия: звуковая волна, ультразвук, инфразвук, чистый тон

Факты: связь громкости звука и амплитуды колебаний источника, связь частоты колебаний источника и высоты тона

Решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны

П. 34-36

2/7

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Отражение звука. Эхо.

Сообщения учащихся по п. 37, 38


Решение задач упр. 32 (2 в), 31 (1)

№438, 439 - Р

Тестовая работа по теме «Звуковые волны»

Сообщения учащихся по п. 39, * 41

Факты: особенности распространения звука, скорость распространения звука в воздухе

Понятия: эхо

Решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны

П. 37, 38

Упр. 31

Повт. п. 31 - 36

6

Электромагнитные явления

3/1

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

Объяснение учителя п. 43, 44


Решение задач упр. 33 (1), 34 (1)


Анализ контрольной работы

Понятия: магнитное поле, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле

Факты: связь густоты силовых линий и величины магнитного поля, гипотеза Ампера

Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном поле

П. 43, 44

Упр. 33 (2), 34 (2)

3/2

Направление тока и направление линий его магнитного поля

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.

Объяснение учителя п. 45


Правила правой руки, буравчика

Определять направление магнитных линий, направление тока с помощью правил буравчика, правой руки

П. 45

Упр. 35 (1,4, *6)

П. 46

3/3

Правило левой руки. (Сила Ампера). Правило левой руки. Сила Лоренца. Решение  задач.

Индукция магнитного поля

Решение задач упр. 35 (3,4, 5)

Объяснение учителя п. 46

Решение типовых задач на применение правила левой руки

Объяснение учителя п. 47

Решение задач упр. 37 (1,2), №830, 832 - Р

Правила левой руки

Понятия: магнитная индукция, линии магнитной индукции, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле,

Формула и единицы магнитной индукции

Применять правила левой руки для определения направления силы, действующей на проводник, на заряженную частицу в магнитном поле

Решать задачи на применение формулы магнитной индукции

Упр. 36 (5)

П. 45-47

Упр. 37

№831 - Р

3/4

Магнитный поток

Явление электромагнитной индукции

Объяснение учителя п. 48

Самостоятельная работа  «Магнитная индукция»

Объяснение учителя п. 49

Демонстрации Явление электромагнитной индукции рис. 125, 126, зависимость величины индукционного тока от величины магнитного поля, скорости изменения магнитного потока

Понятие магнитный поток

Факты: зависимость магнитного потока от величины магнитного поля, от площади контура

Понятия: электромагнитная индукция, индукционный ток

Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном потоке

Объяснять физические явления на основе знаний об электромагнитной индукции

П. 48

Упр. 38

П. 49

Упр. 39

3/5

Получение переменного электрического тока

Электромагнитное поле

Объяснение учителя п. 50

Демонстрации ГПТ

Решение типовых задач на чтение графиков переменного тока

Объяснение учителя п. 51


Проверочная работа «Электромагнитная индукция, переменный ток»

Понятия: генератор переменного тока, переменный ток

Факты: устройство, назначение, принцип действия генератора переменного тока

Понятия: электромагнитное поле, вихревое поле

Факты: отличия электростатического поля и вихревого поля

Читать графики переменного тока

П. 50

Упр. 40

П. 51

3/6

Электромагнитные волны

Электромагнитная природа света

Объяснение учителя п. 52

Решение задач №987, 986, 995 –Р

Упр. 42 (4, 5)

Самостоятельное изучение п. 54

Самостоятельная работа «Электромагнитные волны»

Понятия: электромагнитная волна, напряженность электрического поля. Факты: скорость, условие излучения электромагнитных волн. Формула связи дины волны и скорости

Факты: природа света

Рассчитывать характеристики электромагнитных волн

Рассчитывать характеристики электромагнитных волн

П. 52

Упр. 42 (1-3)

Повт. п. 43-52

7

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (12 часов)

4/1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

Модели атомов. Опыт Резерфорда

Объяснение учителя п. 55


Анализ контрольной работы

Объяснение учителя п. 56

Решение типовых задач на описание и схематическое изображение состава атома

Понятия: радиоактивность, альфа-, бета-, гамма-частицы

Факты: сущность планетарной модели атома

Описывать состав атома, схематически изображать строение атома

П. 55

П. 56

Зад в тетр

4/2

Радиоактивные превращения атомных ядер

Объяснение учителя п. 57, 63


Решение типовых задач на написание ядерных реакций

Законы сохранения заряда и массового числа

Правила смещения

Находить недостающие элементы в ядерных реакциях, записывать реакции альфа- и бета-распадов

П. 57, 63

Упр. 43 (1-3), упр. 47

4/3

Экспериментальные методы исследования частиц

Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра.

Самостоятельное изучение п. 58

Самостоятельная работа «Состав атома, правила смещения»

Сообщения учащихся по п. 59, 60, заполнение таблицы «Общие сведения о протоне и нейтроне»

Объяснение учителя  п. 61

Факты6 устройство, назначение, принцип действия счетчика Гейгера, камеры Вильсона

Понятия: массовое число, зарядовое число,

Факты: сущность протонно-нейтронной модели ядра, общие сведения о протоне и нейтроне

Описывать состав ядра атома

П. 58

П. 59-61

№1178- Р

Упр. 45

4/5

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс

Объяснение учителя п. 64, 65


Нахождение дефекта масс, энергии связи лития

Понятия: дефект масс, энергия связи

Формулы дефекта масс, энергии связи

Факты: общие сведения о ядерных силах

Рассчитывать дефект масс, энергию связи

П. 64, 65

Зад в тетр

4/6

Деление ядер урана.

Цепная реакция

Объяснение учителя п. 66

Самостоятельное изучение п. 67


Проверочная работа «Дефект масс, энергия связи»

Понятия: цепная реакция, критическая масса

Факты: механизм деления ядер урана

П. 66, 67

4/7

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию

Атомная энергетика

Биологическое действие радиации

Объяснение учителя п. 68

Сообщения учащихся по п. 69


Доклад «Чернобыльская катастрофа»

Самостоятельное изучение п. 70

Понятия: ядерный реактор

Факты: принцип действия ядерного реактора

Понятия: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза

П. 68, 69

П. 70

Повт. п. 55-69

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой  темы и всего курса в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...