9 класс Рабочая программа по физике
рабочая программа по физике (9 класс) по теме

Сурьянинова Татьяна Владимировна

Рабочая программа по физике 2012-2013 учебный год. 9 класс. Базовый уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_2012-2013.docx75.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 8» Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

                     Сурьянинова Т.В.

Протокол № ___ от

«__»________________2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР   

__________Камилова О.А.

 «__»________________2012г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия № 8»

 _______________Филимонова З.В.

Приказ № ____от «___»___2012г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

 

Сурьяниновой Татьяны Владимировны,

учителя высшей квалификационной категории,

                                           

по учебному курсу  «Физика»

9 класс (базовый уровень)

 

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»____________2012 г.

 

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

        Данная рабочая программа адресована обучающимся  9 классов МБОУ «Гимназия №8» Энгельсского муниципального района Саратовской области, является программой основной школы (авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Составители В.А. Коровин, В.А. Орлов. Москва, Дрофа -2008 г.») и Стандарта основного общего образования по физике от 5 марта 2004 г.№ 1089.  

Учтены образовательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки учащихся, примерная программа основного общего образования.

Гимназия является инновационным образовательным учреждением Энгельсского муниципального района и реализует основные общеобразовательные программы, начального, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые обеспечивают дополнительную (углубленную) подготовку по предметам гуманитарного профиля. Согласно программе развития гимназии в качестве высших ценностей определены: ребенок и знания. Цель гимназического образования – воспитание личности ребенка, владеющей качественным образованием, способной быть успешно реализованной в современном обществе.

Учебно-воспитательный процесс гимназии строится так, чтобы он обеспечивал качественное образование, психологически комфортные условия обучения для всех учащихся, возможность освоения школьниками современных информационных, коммуникативных, проектно-исследовательских технологий, с целью формирования индивидуальной траектории развития ученика, на основе его потребностей и возможностей, развитие инициативы,  самостоятельности, творчества обучающихся в урочных и во внеурочных  видах деятельности. Система данных ценностей служит основой повседневной деятельности гимназии.

Учебным планом гимназии на изучение физики в 9 классе   выделяется 2 часа в неделю (68 часов в год)

Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

•  развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

•  понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

•  формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

•  знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

•  приобретение учащимися знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

•  формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

•  овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

•  понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Технологии, применяемые при обучении:

Технология личностно-ориентированного обучения;

Информационно-коммуникативные технологии;

Проектная технология;

Проблемное обучение;

Модульная технология;

Здоровьесберегающие технологии;

7. Технология интерактивного обучения

Технология воспитательного процесса – коллективное творческое дело.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные;

групповые;

индивидуально-групповые;

фронтальные;

практикумы.

 Формы контроля ЗУН (ов);

наблюдение;

беседа;

фронтальный опрос;

опрос в парах;

контрольная работа;

практикум

Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):

способность к самосовершенствованию;

коммуникативная, социально – трудовая  компетенция;

информационно – технологическая компетенция;

ценностно – смысловая  компетенция;

ценностно-рефлексивная  компетенция;

информационно-технологическая  компетенция;

коммуникативная  компетенция;

учебно-познавательная  компетенция;

общекультурная компетенция

В результате изучения физики обучающийся 9 классов должен

 знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

         уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

      использовать приобретенные знания и умения на практике и в повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

рационального применения простых механизмов;

   Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в программе считается примерным, поэтому считаю его распределить следующим образом:

(2 часа в неделю, всего - 68 ч., в том числе резерв-5 часа)

Учебно-тематический план

№ урока

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

Кол -во учебных проектов

Кол-во уроков с использованием ИКТ

1-21

Законы взаимодействия

и движения тел

21

1

2

4

10

22-33

Механические колебания

и волны. Звук.

12

2

1

1

8

34-45

Электромагнитное поле

12

1

1

2

8

46-62

Строение атома и

атомного ядра

17

1

1

7

12

63-67

Повторение

5

1

4

68

Резерв

Всего

68

5

5

14

42

Резерв времени 5 часов использовать на повторение учебного материала и итоговую контрольную работу.

Содержание тем учебного курса 9 класса

(Образовательный минимум содержания

основной образовательной программы)

 Законы взаимодействия и движения тел 

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

Л/Р « Измерение ускорения при РУПД»

К/Р «Основы кинематики»

К/Р «Основы динамики»

 Механические колебания и волны. Звук.

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.

        Наблюдение и описание различных видов  механического движения. взаимодействующих тел, механические колебания и волны. объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона. законов сохранения импульса и энергии. на основе закона всемирного тяготения..

        Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы, периода колебаний маятника.

         Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движении, силы упругости от удлинения пружины. периода колебаний маятника от длины нити. периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины.  силы трения от силы нормального давления.

        Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; использования простых механизмов в повседневной жизни.

Л/Р « Исследование зависимости периода и частоты  свободных колебаний маятника от длины нити»

Л/Р « Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника» К/Р «Механические колебания и волны»

Электромагнитные явления

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Наблюдение и описание действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитной индукции. объяснение этих явлений.

         Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по по изучению действия магнитного поля на проводник с током.

Л/Р « Изучение электромагнитной индукции»

К/Р «Электромагнитные явления

Квантовые явления

        Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.        Состав атомного ядра. Энергия связи ядер. Ядерные реакции.

         Практическое применение физических знаний для защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений

Л/Р «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

К/Р по теме «Ядерная физика»

        

Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 учебный год

Тема урока

п/п

Метод обучения

Тип урока и содержание

Цели и задачи

Дата

презентации

план

Фактич.

Законы взаимодействия и движения тел (21 час)

1

Материальная точка. Система отсчёта

1/1

Информационно – развивающий

Изучение нового материала:

Механическое движение

Основная задача механики

Материальная точка

Система отсчета

Познакомить учащихся с основной задачей механики и понятиями материальной точки и системы отсчета  

3.09

2

Траектория, путь и перемещение

1/2

Частично-поисковый

Комбинированный урок.

Проверка знаний

Изложение нового материала:

Траектория

Путь и перемещение

Поступательное движение

Определение координаты движущего тела

Ввести понятие траектории, перемещения, пути поступательного движения

8.09

3

Определение координаты движущегося тела.

1/3

Частично-поисковый

Комбинированный урок.

Прямолинейное равномерное движение

Скорость при прямолинейном равномерном движении

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

Познакомить учащихся с характерными особенностями прямолинейного равномерного движения, сформулировать понятие скорости, как одной из характеристик равномерного движения

10.09

4

Перемещение при РПД.

1/4

Частично-поисковый

Комбинированный урок.

Графики зависимости проекции перемещения от времени

Графики зависимости проекции скорости от времени

Графики зависимости координаты от времени

 Графики пути

Выполнение графических упражнений

Научить учащихся решать задачи графическим методом. Добиться понимания функциональной зависимости между величинами и научить выражать эту зависимость графическим методом

15.09

5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1/5

Информационно

развивающий

Комбинированный урок.

Изложение нового материала:

Мгновенная скорость

Ускорение

Скорость при прямолинейном равноускоренном движении

Познакомить учащихся с характерными особенностями прямолинейного равноускоренного движения. Дать понятие об ускорении как основной физической величине, характеризующей неравномерное движение

17.09

6

Скорость при РУПД. График скорости.

1/6

Информационно – развивающий

Комбинированный урок.

Изложение нового материала:

Координата при прямолинейном равноускоренном движении

Средняя скорость при прямолинейном равноускоренном движении

Соотношение между перемещением и скоростью.

Научить учащихся решать задачи по  формулам уравнений перемещения и координаты

22.09

7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении Решение задач на графики прямолинейного равноускоренного движения

1/7

Творчески–репродуктивный

Комбинированный урок.

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

Закрепить навыки чтения и построения графиков движущегося тела при прямолинейном равноускоренном движении.

24.09

8

Решение задач на уравнение прямолинейного равноускоренного движения

1/8

Творчески–репродуктивный

Урок закрепления знаний

Обобщить знание закономерности прямолинейного равноускоренного движения

29.09

9

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1/9

Частично-поисковый

Урок контроля и оценивания знаний

Научить учащихся измерять ускорение шарика, скатывающегося по наклонному желобу

1.10

10

Контрольная работа по теме Основы кинематики

1/10

Репродуктивный

Урок контроля и оценивания знаний

Тематическое оценивание знаний, умений и навыков учащихся по теме кинематика

6.10

11

Относительность механического движения Первый закон Ньютона

1/11

Информационно–развивающий

Комбинированный урок.

Относительность формы траектории

Относительность перемещения и скорости

Движение и покой

Выбор системы отсчета

Изучение нового материала.

Как был открыт первый закон механики

Явление инерции, закон инерции

Первый закон Ньютона

Какое движение можно назвать движением по инерции

Расширить  и углубить понятие относительности движения Раскрыть содержание первого закона Ньютона, ввести понятие инерциальной системы отсчета

8.10

12

Второй закон Ньютона

1/12

Проблемно-поисковый

Урок изучения нового материала.

Зависимость ускорения тела от действующей на него силы

масса тела

второй закон Ньютона

Познакомить учащихся с зависимостью между ускорением, приобретаемым телом, и действующей на него силой

13.10

13

Третий закон Ньютона

1/13

Проблемно-поисковый

Комбинированный урок.

Третий закон Ньютона

Свойства сил, связанных третьим законом Ньютона

Примеры проявления третьего закона Ньютона в природе

Раскрыть содержание третьего закона Ньютона углубить знания учащихся о взаимодействии тел

15.10

14

Свободное падение.

1/14

Информационно-развивающих

Комбинированный урок.

Свободное падение, ускорение свободного падения

Зависимость скорости и координаты падающего тела от времени

Дать учащимся представление о свободном падении и движении тела, брошенного вертикально вверх, как частном случае равноускоренного движения при котором модуль вектора ускорения является постоянной величиной для всех тел

20.10

15

Движение тела, брошенного вертикально вверх

Невесомость

 Решение задач на свободное падение

1/15

Творчески-репродуктивный

Урок закрепления знаний.

 Зависимость скорости и координаты тела, брошенного вертикально вверх, от времени

Связь начальной скорости бросания и конечной скорости падения

Закрепить понимание учащимися изученного материала, научить их применять свои знания при решении конкретных задач

22.10

16

Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.

1/16

Частично–поисковый

Комбинированный урок.

Понятие о гравитационных силах

Закон всемирного тяготения

Гравитационная постоянная

Когда можно применять формулы

Закон всемирного тяготения, третий закон Ньютона

Познакомить учащихся с гравитационным взаимодействием, раскрыть физический смысл гравитационной постоянной.

27.10

Подготовить презентацию

17

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Открытие планет Нептун и Плутон

1/17

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Сила тяжести и ускорение свободного падения

Как движется тело, если на него действует только сила тяжести

Как зависит ускорение свободного падения тела от положения тела на земной поверхности

Как зависит ускорение свободного падения от высоты над землей

Дать учащимся представление о силе тяжести, показать зависимость ускорения свободного падения от широты местности и высоты над землей

5.11

Подготовить презентацию

18

Равномерное движение по окружности

 Движение искусственных спутников

1/18

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Особенности криволинейного движения

Основные характеристики равномерного движения по окружности

Ускорение при равномерном движении по окружности Первая и вторая космические скорости

Расчет орбитальной скорости спутника

Примеры решения задач

Познакомить учащихся с природой криволинейного движения, физическими величинами, характеризующими это движение

 Научить учащихся рассчитывать первую космическую и орбитальную скорость спутников

10.11

Подготовить презентацию

19

Импульс. Закон сохранения импульса.

1/19

Проблемно–поисковый

Комбинированный урок.

Передача движения от одного тела к другому при их взаимодействии

Импульс тела и импульс силы

Закон сохранения импульса

Познакомить учащихся с понятиями импульс тела и импульс силы. Дать представление о сущности закона сохранения импульса

12.11

20

Реактивное движение

1/20

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Реактивное движение, устройство ракеты.

Решение задач

Ознакомить учащихся с практическим использованием закона сохранения импульса. Рассказать о достижениях отечественной космонавтики. Научит учащихся применять свои знания при решении конкретных задач, экспериментальных задач

17.11

Подготовить презентацию

21

Тематическое оценивание знаний по теме – законы динамики.

Контрольная работа

1/21

Репродуктивный

Урок контроля и оценивания знаний.

Оценить знания и умения, навыки учащихся по изученной теме

19.11

Механические колебания и волны. Звук.  (12 часов)

22

Свободные и вынужденные колебания.

2/1

Информационно-развивающий.

Урок изучения нового

материала.

Что такое колебания?

Свободные и вынужденные колебания.

Условия существования свободных колебаний.

Колебательные системы.

Познакомить учащихся с одним из наиболее распространенных движений в природе и технике- колебательным движением. Выяснить условия существования свободных колебаний.    

24.11

23

Величины, характеризующие колебательное движение

2/2

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Уравнение колебательного движения груза на пружине

Гармонические колебания

Амплитуда колебания

Период и частота.

Познакомить учащихся с величинами, характеризующими поступательное движение

26.11

24

. Лабораторная работа № 2,

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний от длины маятника

 Гармонические колебания пружинного математического маятника

2/3

Информационно-развивающий

Комбинированный  урок.

Период колебаний груза на пружине

Математический маятник

Лабораторные работы № 2

Познакомить учащихся с законами колебаний пружинного и математического маятников

1.12

25

Превращения энергии при колебаниях

2/4

Проблемно-поисковый

Комбинированный урок.

Превращения энергии при отсутствии трения

Превращения энергии при наличии трения

Вынужденные колебания

Сформировать учащихся умение применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела

3.12

26

Лабораторная работа №3

 Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника

2/5

Информационно-развивающий

Лабораторные работа №3

Познакомить учащихся с законами колебаний пружинного и математического маятников

8.12

27

Вынужденные колебания. резонанс

2/6

Проблемно-поисковый

Урок изучения нового материала

Механические волны

Основные характеристики волн

Поперечные и продольные волны

Дать учащимся понятие о волновом движении как процессе распространения колебаний в пространстве с течением времени. Изучить механизм образования поперечных и продольных волн.

10.12

28

Волны в среде . Два вида волн

2/7

Информационно–развивающий

Комбинированный урок.

Плоская и сферическая волна.

 Механизм распространения волны

Решение задач

Ознакомить учащихся с характером распространения колебательных процессов в трехмерном пространстве

15.12

29

Длина волны. Скорость распространения волн

2/8

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Звуковые волны, инфразвук и ультразвук

Дать учащимся понятие о звуковых волнах

17.12

30

Источники звука. Высота и тембр звука. Громкость звука

2/9

Частично-поисковый

Комбинированный урок.

Высота звука

Тембр звука

Громкость звука

Изучить физические характеристики звука: высота и тембр, громкость.

22.12

31

Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо

2/10

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Распространение звуковых волн, скорость звука

Эхо

Акустический резонанс

Рассмотреть особенности распространения звуковых волн в различных средах

24.12

32

Ультразвук и инфразвук. Интерференция звука

2/11

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Рассмотреть особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред

29.12

Подготовить презентацию

33

Обобщающий урок

Тематическое оценивание знаний по теме «Механические колебания и волны. Звук»

2/12

Репродуктивный

Урок контроля и оценивания знаний

Тематическое оценивание знаний, умений, навыков учащихся

12.01

Электромагнитные колебания (12 часов)

34

 Магнитное поле Графическое изображение магнитного поля

3/1

Проблемно-поисковый

Урок изучения нового материала

Простейшие свойства магнитных материалов

Связь электрических и магнитных явлений

Магнитное поле. Определяющие свойства магнитного поля

Направление и линии магнитного поля

Сформировать у учащихся научные представления о магнитном поле и установить связь между электрическим током и магнитным полем.

14.01

35

Направление тока и направление линий магнитного поля Сила Ампера

3/2

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Магнитные спектры прямого и кругового проводника с током

Определение направления линий магнитного поля

Магнитное поле. Катушки с током.

Познакомить учащихся с графическим методом представления структуры магнитного поля при помощи силовых  линий, разъяснить способы определения  направления линий магнитного поля

 Изучить действие магнитного поля на проводник с током

19.01

36

Индукция магнитного поля

3/3

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Действие магнитного поля на рамку с током

Единица магнитной индукции

Сила Ампера

Ввести понятие силовой характеристики магнитного поля

21.01

37

Магнитный поток

3/4

Частично–поисковый.

Комбинированный урок.

Поток магнитной индукции

Единица магнитного потока

Ввести понятие магнитного потока, установить зависимость магнитного потока, пронизывающего контур от площади и ориентации контура в магнитном поле и индукции магнитного поля

26.01

38

 Явление электромагнитной индукции. Опыт Фарадея. Электрогенератор

3/5

Проблемно-поисковый

Урок изучения нового материала.

Краткий исторический очерк открытия явления электромагнитной индукции

Демонстрация опытов по явлению электромагнитной индукции

Физическая сущность явления электромагнитной индукции

Электромагнитная индукция в современной технике

Познакомить учащихся с явлением электромагнитной индукции. Показать значение этого явления для физики и техники.

28.01

39

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

3/6

Частично-поисковый

Урок контроля и оценивания знаний

Экспериментально убедиться в существовании индукционного тока, выяснить от чего зависит его величина и направление.

2.02

40

Получение переменного электрического тока. Трансформатор Передача электроэнергии.

3/7

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Переменный электрический ток

Генератор переменного тока

Познакомить учащихся с промышленным способом получения электрической энергии с помощью генератора электрической энергии.

4.02

Подготовить презентацию

41

Электромагнитное поле. Колебательный контур. электромагнитные колебания

3/8

Частично-поисковый

Комбинированный урок.

Электромагнитное взаимодействие

Электромагнитное поле

Выводы

Сформировать представление об электромагнитном поле и разъяснить условия его существования

9.02

42.

Электромагнитные волны. Принцип радиосвязи.

3/9

Частично-поисковый

Урок изучения нового материала

Излучение энергии электрическим зарядом

Открытый колебательный контур

Излучение электромагнитных волн

Объяснить механизм возникновения электромагнитных волн

11.02

43

Интерференция света

3/10

Информационно-развивающий

Урок изучения нового материала

Шкала электромагнитных волн, зависимость свойств излучений от длины волны

Познакомить учащихся с различными видами электромагнитных излучений и показать как с изменением длины волны изменяются свойства излучений

16.02

44

Электромагнитная природа света. Влияние эл-маг излучений на живые организмы.

3/11

Проблемно-поисковый

Урок изучения нового материала

Первые представления древних ученых о свете

Корпускулярная и волновая теория света

Электромагнитная теория света

Корпускулярно – волновой дуализм

Познакомить учащихся с развитием взглядов на природу света

18.02

Подготовить презентацию

45

Контрольная работа

Тематическое оценивание по теме «Электромагнитные явления»

3/ 12

Репродуктивный

Контроля и оценивания знаний

Тематическое оценивание знаний и умений , навыков учащихся

25.02

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.   (16 часов)

46

Радиоактивность, как свидетельство сложного строения атома

 Радиоактивные превращения атомных ядер

4/1

Частично-поисковый и информационно-развивающий

Урок изучения нового материала

Открытие радиоактивности

 Альфа-, бета–, гамма– излучения

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов Радиоактивный распад

Массовые и зарядовые числа

Альфа- распад

Бета- распад

Ознакомить учащихся с открытием явления естественной радиоактивности и свойствами радиоактивного излучения

2.03

47

Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц

4/2

Частично-поисковый

Комбинированный урок.

Устройство и принцип действия счетчика Гейгера

Устройство и принцип действия камеры Вильсона

Устройство и принцип действия пузырьковой камеры

Ознакомить учащихся с современными методами обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений

4.03

48

Строение атома, схема опыта Резерфорда Оптические спектры. Поглащение и испускание света атомами.

4/3

Проблемно-поисковый

Комбинированный урок

Модель атома Томсона

Опыты Резерфорда

Ядерная модель атома Резерфорда

Дать ученикам знания о строении атома, познакомить их с планетарной моделью атома по Резерфорду

Раскрыть природу радиоактивного распада и его закономерности

9.03

49

Открытие протона и нейтрона Состав атомного ядра, изотопы

4/4

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Открытие протона

Искусственное превращение атомных ядер

Открытие нейтрона

 Протонно-нейтронная модель атома

Нуклоны

Особенности взаимодействия частиц внутри ядра

Познакомить учащихся с историей открытия протона и нейтрона, раскрыть методы изучения строения ядра атома Ознакомить учащихся с моделью ядра атома и новым видом взаимодействия между частицами, составляющими ядро атома – ядерными силами.

11.03

Подготовить презентацию

50

Альфа, бета-распад. Правило смещения

4/5

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

1.Открытие протона

2Искусственное превращение атомных ядер

3Открытие нейтрона

4 Протонно-нейтронная модель атома

5Нуклоны

Особенности взаимодействия частиц внутри

Познакомить учащихся с историей открытия протона и нейтрона, раскрыть методы изучения строения ядра атома Ознакомить учащихся с моделью ядра атома и новым видом взаимодействия между частицами, составляющими ядро атома –

16.03

Подготовить презентацию

51

Ядерные силы.

Ядерные реакции Источники Энергии на Солнце

4/6

Частично-поисковый

Комбинированный урок.

Особенности взаимодействия частиц внутри ядра

Ознакомить учащихся с современными методами обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений

18.03

Подготовить презентацию

52

Энергия связи. Дефект масс

4/7

Творчески-репродуктивный

Комбинированный урок.

Чем характеризовать прочность ядер?

Удельная энергия связи

Дефект масс

Ввести понятие прочности атомных ядер, выяснить физический смысл понятия дефект масс

23.03

53

Деление ядер урана..

4/8

Информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Деление ядер урана

Механизм деления

Цепная реакция деления

Скорость цепной реакции. Критическая масса

Ознакомить учащихся с новым видом ядерной реакции, позволяющей получить большое количество ядерной энергии

1.04

Подготовить презентацию

54

Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

4/9

Творчески-репродуктивный

Урок контроля и оценивания знаний

Убедиться в справедливости закона сохранения импульса на примере деления ядра урана.

6.04

55

Решение задач

4/10

Частично-поисковый, информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Научиться решать задачи

8.04

56

Контрольная работа

Тематическое оценивание по теме «Строение атома и атомного ядра»

4/11

Репродуктивный

Урок контроля и оценивания знаний.

Тематическое оценивание знаний и умений, навыков учащихся

13.04

57

Цепные ядерные реакции

4/12

Частично-поисковый, информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Деление ядер урана

Механизм деления

Цепная реакция деления

Скорость цепной реакции. Критическая масса

Ознакомить учащихся с новым видом ядерной реакции, позволяющей получить большое количество ядерной энергии

15.04

58

Ядерный реактор

4/13

Частично-поисковый, информационно-развивающий

Комбинированный урок.

Основные элементы ядерного реактора

Реактор на медленных нейтронах

Реактор на быстрых нейтронах

Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию

Объяснить устройство и принцип действия ядерного реактора

20.04

Подготовить презентацию

59

Атомная энергетика Ядерная энергетика

4/14

Информационно-развивающий, частично-поисковый

Комбинированный урок.

Познакомить учащихся с областью применения атомной энергии, показать преимущества и недостатки атомных электростанций

22.04

Подготовить презентацию

60

Биологическое действие радиоактивных излучений

4/15

Информационно-развивающий, проблемно-поисковый

Комбинированный урок.

Ознакомить учащихся с биологическим действием радиоактивных излучений и правилами защиты от радиоактивных излучений

27.04

Подготовить презентацию

61

Обобщающий урок Тематическое оценивание по теме «Строение атома и атомного ядра»

4/16

Репродуктивный

Урок контроля и оценивания знаний.

Тематическое оценивание знаний и умений, навыков учащихся

29.04

62

Внеклассные мероприятия «Обобщающий урок–игра»

4/17

Информационно-развивающий

Урок закрепления знаний

Повторение материала по курсу 9 класса, расширение кругозора учащихся

4.05

63

Обобщающий урок Тематическое оценивание по теме ««Основы кинематики»

4/16

Репродуктивный

Урок контроля и оценивания знаний.

Тематическое оценивание знаний и умений, навыков учащихся

6.05

64

Обобщающий урок Тематическое оценивание по теме Законы Ньютона

4/16

Репродуктивный

Урок контроля и оценивания знаний.

Тематическое оценивание знаний и умений, навыков учащихся

11.05

65

Обобщающий урок Тематическое оценивание по теме Закон сохранения импульса

4/16

Репродуктивный

Урок контроля и оценивания знаний.

Тематическое оценивание знаний и умений, навыков учащихся

13.05

66

Обобщающий урок Тематическое оценивание по теме «механические колебания и волны»

4/16

Репродуктивный

Урок контроля и оценивания знаний.

Тематическое оценивание знаний и умений, навыков учащихся

18.05

67

Обобщающий урок Тематическое оценивание по теме «Ядерная физика»

4/16

Репродуктивный

Урок контроля и оценивания знаний.

Тематическое оценивание знаний и умений, навыков учащихся

20.05

68

Резерв

25.05

Учебно-методический комплект

п\п

Авторы,

составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

1.

А.В. Перышкин

Физика-9кл

2001

М. Дрофа

2.

В.И. Лукашик

Сборник задач по физике7-9кл.

2005

М.Просвещение

3.

Л.А.Кирик

Самостоятельные и контрольные работы-9 класс

2005

М. Илекса

4.

Е. М Гутник  Э. И. Доронина Е.В. Шаронина

Примерное поурочное планирование к учебнику «Физика-9» А.В. Перышкина и Е.М. Гутник

2000

М. Дрофа

5.

А.В. Перышкин

Сборник задач по физике

2008

М. Экзамен

6.

Камзеева Е.Е. Демидова М.Ю

ГИА -2009: экзамен в новой форме: Физика 9 класс

2009

М. Астрель

7.

Демидова М.Ю

ГИА -2009: Физика 9 класс

2010

М. Астрель

Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

Аппаратные средства:

мультимедийные ПК;

локальная сеть;

глобальная сеть;

мультимедиапроектор;

Учебное оборудование

Комплект приборов для изучения вращательного движения

Прибор для демонстрации невесомости

Прибор для демонстрации давления в жидкости

Прибор для демонстрации законов механики

Трубка Ньютона

Магниты полосовые

Магнит дугообразный

Магнит дугообразный

Стрелки магнитные на штативах

Прибор для изучения законов геометрической оптики

Комплект демонстрационных приборов

Динамометр демонстрационный

Набор динамометров пружинных

Набор тел равной массы и равного объема демонстрационный

Насос воздушный ручной

Рычаг демонстрационный

 Комплекты приборов для фронтальных работ

Весы с гирями учебные

Динамометр учебный на 4 Н

Лента измерительная с сантиметровыми делениями

Набор грузов по механике

Набор тел равного объема и равной массы лабораторный

Рычаг-линейка

Мензурка с принадлежностями

Термометр лабораторный

КОМПЛЕКТ ПЕЧАТНЫХ ПОСОБИЙ

Портреты выдающихся физиков

Таблица "Международная система единиц"

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Комплект учебных видеофильмов

Комплект компьютерных программ

Список литературы

 

Программы для общеобразоват. учреждений:  Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.    / Сост. Ю.И. Дик, В.А.Коровин. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001.

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике/ Сост В.А.Коровин. – 2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2001

Планирование учебного процесса по физике в средней школе/ Я.С.Хижнякова, Н.А.Родина. – М.Просвещение 1982

Р.И.Малафеев. Проблемное обучение физике в средней школе. – М.Просвещение 1993

В.Г.Сердинский Экскурсии по физике в средней школе – М.Просвещение 1991

Н.А.Родина, Е.М.Гутник. Самостоятельная работа учащихся по физике 7 – 8 классах средней школы. – М.Просвещение 1994

Газеты «1 сентября» приложение Физика.

Мультимедийные программы.

А.В.Перышкин Физика – 9, М.: Дрофа, 2004 г

В. И. Лукашик        "Сборник задач по физике" Москва: изд-во "Просвещение" – 1994 г.

Н. В. Ильина            "Тематический контроль по физике" Москва: изд-во "Интеллект-Центр" – 2001 г.

А. А. Фадеева           "Тесты по физике. 7 – 11 классы" Москва: изд-во "АСТ" – 2002 г.

Н. К. Гладышева      "Тесты по физике. 7-9 классы" Москва: изд-во "Дрофа" – 2001 г.

Л. В. Алмаева            "Тесты. Физика – 9" Саратов: изд-во "Лицей" – 2003 г.

Т. В. Астахова           "Лабораторные работы и контрольные задания по физике. 9 класс" Саратов: изд-во "Лицей" – 2003 г.

М. Е. Тульчинский       «Качественные задачи по физике», М.,   Просвещение, 1972 г.

Рекомендованная литература для обучающихся.

1. Б.Ф.Абросимов. Физика. Способы и методы решения задач. Экзамен. – М. 2005.

2. Л.П. Баканин, В.Е. Белонучкин, С.М. Козел и др. Сборник задач по физике. – М.: Наука. 1975.

4. Н.И. Гольдфарб. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Высшая школа. 1969.

5. В.П. Демкович, Л.П. Демкович. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение. 1981.

6. Б.Ю. Коган. Задачи по физике. – М.: Просвещение. 1971.

7. А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике. М.: Просвещение. 1992.

8. Ю.Г. Павленко. Тест-Физика. Экзамен. – М. 2004.

9. М.Е. Тульчинский. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение. 1972.

10. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ГИА. Интеллект-центр. 2010.

Учебные электронные издания

1. «1С: Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы», CD-ROM, «1С».

2. «Открытая физика. 2.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. Части 1 и 2», СD-ROM, «Физикон», 2003 г.

3. «Полный курс физики 21 века» Л. Я. Боревский (2 СD), CD-ROM, «МедиаХаус».

4. «Физика. 7-11 классы» (ваш репетитор) (2 СD), CD-ROM, «TeachPro», 2003г.

5. «Электронные уроки и тесты. Физика в школе» (14 СD), CD-ROM, «Новый диск», 2005 г.

6. ЦОР. Учебник физика 9 класс под редакцией А.А.Пинского   БЭНП физика  

   Открытая физика 2.6

                               Адреса электронных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/

 http://physics.ru/

http://www.100ege.ru/

http://www.internet-school.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС),  составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...