Инновационные технологии в преподавании физики
статья по физике по теме

Преснякова Любовь Владиславовна

Создание электронного учебного комплекса позволяет  наглядно представлять информацию в оболочке обучающей среды, осуществлять входной текущий, рубежный и итоговый контроль, интегрировать учебные дисциплины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovacionnye_tehnologii.docx60.94 КБ

Предварительный просмотр:

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ

 

Инновации в образовании понимаются как средство или способ развития образования. Инновация - это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых образовательных технологий, организационных форм обучения и управления.

Инновационных педагогических систем ныне существует много, и все они имеют общий знаменатель:

  1. вовлечение субъектов в целеобразование;
  2. исследовательская или проектная деятельность преподавателей или учащихся;
  3. индивидуализация функций и субъектов совместной деятельности;
  4. появление новых диалоговых форм и педагогических практик;

Отношения между субъектами в инновационной педагогической системе развиваются по горизонтали и осуществляются как партнерство. У новых технологий высокая эффективность учебного процесса появляется на основе субъект - субъектных отношений.

Физика - единая дисциплина, изучающая систему графических методов и в конструирования, моделирования, обоснования решений и представления информации об объектах. С помощью общетехнического  языка формирует у учащихся навыки по восприятию, анализу, синтезу полученной информации, высокую научную культуру.

В качестве инновационных технологий в подготовке учащихся нами предлагается модульная и компьютерная.

На наш взгляд, именно модульно-рейтинговая система, являясь основой внедрения информационных технологий, позволяет успешно организовывать обучение и контроль знаний учащихся с получением количественных характеристик педагогической деятельности.

Модульное построение курса предмета дает возможность изучать материал в системе:

  1. ориентировать учащихся на цель учебной деятельности;
  2. мотивировать ее;
  3. определять систему самоконтроля и самооценки;
  4. обеспечивать самоуправляемый рефлексивный процесс;
  5. формировать адекватную самооценку.

Сердцевина модульного обучения - обучающий модуль (рис. 1), целевая программа действий и рекомендации учителя по достижению поставленных дидактических целей.


Рисунок 1 - Структура обучающего модуля

Продуктивность опыта состоит в том, что учащиеся овладевают системой знаний, практическими навыками и умениями, предусмотренными стандартом дисциплины. Анализ анкет показывает устойчивый интерес и положительное отношение к предмету.

Трудоемкость опыта заключается в:

  1. вовлечении всех учащихся в совместный труд учения;
  2. нетрадиционной проработке содержания учебного материала;
  3. выделении основополагающих идей, пронизывающих модуль;
  4. обновлении педагогических воздействий;
  5. обеспечении материально-технической базы и больших временных затрат для разработки пакетов модулей.

Компоненты системы работы преподавателей:

  1. диагностика качества знаний учащихся как условие реализации модульной технологии;
  2. модульная программа по курсу с детальной проработкой разноуровневых целей к учебным элементам;
  3. создание условий для доминирующей самостоятельной деятельности студентов;
  4. уровневые задания;
  5. рейтинговая система оценки знаний, стимулирующая ритм работы учащихся.

Компьютеризация образования потребовало изменение стратегии и тактики  подготовки учащихся. Оптимизируя структуру преподавания дисциплины, с 1995 года используем компьютерные технологии. Последние годы конструируем и проектируем учебный процесс с использованием электронного учебного комплекса.

Основой для создания авторского комплекса программ послужил подготовленный преподавателем - предметником сценарий компьютерного обеспечения модульной системы обучения, обеспечивающий информационную, дидактическую, методическую составляющие. Такой подход является не только интересным, творческим, но и необходимым. При этом выигрышные моменты явны:

  1. конкретная адресность программ;
  2. существенный методический аспект;
  3. интенсивность прохождения курса;
  4. адаптивность программ к методике преподавания дисциплины;
  5. возможность корректировки программ.

Электронно-учебный комплекс, как инновационный компонент учебно-методического комплекса дисциплины, дает весомые дидактические преимущества:

  1. создается обучающая среда с наглядным представлением информации;
  2. осуществляется интеграция значительного объема информации;
  3. учебник дисциплины дополняется тестами для входного, текущего, рубежного и итогового контроля.

Работа комплекса в режиме «Консультант» и «Экзаменатор» вносит

 

существенные изменения в преподавание дисциплины: обеспечение индивидуализации, интенсификации обучения и контроля знаний с учетом приоритетности интересов учащихся в самореализации, самоопределении; повышение мотивации учения за счет новизны; достижение максимальной объективности и динамизма контроля; повышение познавательной активности учащихся - индивидуальной и коллективной; развитие образного и пространственного мышления за счет включения в процесс восприятия зрительных и логических структур памяти.

Как показала практика, соединение модульной и компьютерной технологий с авторским программным обеспечением - актуально и эффективно в преподавании  дисциплин.

Реализация потенциала используемых инновационных технологий в преподавании дисциплин способствует формированию общеучебных компетенций учащихся.

        КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ, ИННОВАЦИИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционные и инновационные подходы в преподавании физики.

Все мы знаем из своего педагогического опыта, что урок - это не только «основная форма организации учебного процесса». Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому...

Инновационные идеи в преподавании физики

Инновация в педагогическом процессе означает - введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучаемых....

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ...

Доклад "Инновационные технологии в преподавании физики"

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучающихся....

Статья на тему "Инновационные технологии в преподавании предмета технология"

Задача системы образования: делать все возможное для достижения образовательных результатов...

Инновационные технологии в преподавании образовательной линии «Технология»

Информационные технологии повышают эффективность и качество процесса обучения, активизируют познавательную деятельность обучающихся, обеспечивают интеллектуальное развитие школьников....

Статья: «Инновационные технологии при обучении физики на основе использования современных интерактивных учебных пособий «Наглядная физика».

В данной статье я представляю свой опыт использования интерактивных методов обучения, основанный на использовании современных информационно-коммуникационных технологий....