Проект "Экологический КВН" как инструмент формирования универсальных учебных действий.
статья по физике по теме

Маркелова Татьяна Игоревна

В статье коротко сформулированы главные отличия ФГОС II поколения от предыдущих и изложены возможности достижения изложенных в них результатов образования и формирования универсальных учебных действий при организации проектной деятельности учащихся по экологической тематике на уроках физики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_kvn_kak_instrument_formirovaniya.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВН» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

учителя физики ГБОУ гимназии № 105

Выборгского района

Санкт- Петербурга

 Маркеловой Татьяны Игоревны.

    Отличительной особенностью образовательного стандарта второго поколения является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащихся. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, вместо этого формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. При этом содержание образования по новому стандарту требует включения в контекст обучения решения значимых жизненных задач, а среди разнообразия форм обучения решающая роль отдается учебному сотрудничеству. Учителю же необходимо создать условия для обеспечения достижения планируемых результатов.  

    Такой новый подход к процессу образования я попробовала осуществить при подготовке и проведении с учащимися 9-х классов игры «Экологический КВН».

    Почему игра экологическая?

    Физика играет важнейшую роль в правильном понимании многих экологических проблем, возникающих в качестве побочного эффекта HTП. Она же служит основой тех технических средств, которые создаются для нейтрализации пагубного воздействия жизнедеятельности человечества и применяемых технологий на природу. Поэтому школьный курс физики дает широкие возможности для формирования у учащихся экологической культуры и нового мышления, ориентированного на изменение путей и методов развития цивилизации. Таким образом, рассматривая проблемы экологии на уроках физики, мы добиваемся  следующих результатов:

1. личностные: 

- убежденность в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;

- отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.

2. предметные:

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- умения и навыки применять полученные знания для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- формирование убеждения в закономерной связи явлений природы, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей.

    Почему игра?

    Во-первых, такая форма организации деятельности учащихся, с моей точки зрения, создает оптимальные условия для достижения основной цели программы развития универсальных учебных действий в основной школе – учить ученика учиться в общении, так как позволяет вовлечь  ребят в коллективную учебную работу (ученик-ученик), направленную на формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей (личностные результаты). Изучаемый материал делается личностно значимым для ученика, формируется отношение к материалу, игра стимулирует творческое мышление. Кроме того, желание победить в соревновательной игре создает повышенную мотивацию к учению.

    Во-вторых, игра позволяет осуществить учебное сотрудничество (учитель-ученик), так как деятельность учащихся, в ходе которой порождаются и развиваются личные впечатления, убеждения и интересы, а так же новые знания, организуется учителем. Ему  необходимо четко сформулировать цели и задачи, предоставив учащимся возможность выбора путей их реализации.

     И, в-третьих, в ходе подготовки к игре и при ее проведении возможно достижение достаточно широкого спектра метапредметных результатов обучения, которые сформулированы в новых стандартах. И вот об этом хочется рассказать поподробнее и на конкретных примерах.

     Метапредметные образовательные результаты определены стандартами II поколения через набор универсальных учебных действий (УУД), т. е. совокупности способов деятельности учащегося и связанных с ними навыков работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. По одному из существующих вариантов различают четыре вида УУД:

- личностные действия (Л) – позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;

- коммуникативные действия (К) – обеспечивают возможности сотрудничества: умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу;

- регулятивные действия (Р) – обеспечивают возможность управлять познавательной и учебной деятельностью. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности должен обеспечить базу будущего профессионального образования и самосовершенствования;

- познавательные действия (П) – включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

     Чтобы проанализировать, какие УУД отрабатывали учащиеся в ходе проектной деятельности, сначала познакомимся со сценарием проведения игры, где приведены задания и вопросы для участников играющих команд и их болельщиков. Отбирая материал для игры, я руководствовалась следующими соображениями:

- вопросы экологии должны быть органически связаны с содержанием уже изученного материала;

- решение задач экологического содержания должно осуществляться главным образом с целью анализа полученного результата;

- при ознакомлении учащихся с вопросами экологии необходимо привлекать их знания, приобретенные при изучении других предметов.

Сценарий игры «Экологический КВН».

1) Вступительное слово ведущего. 

2) Выход и представление команд. (Название команды, девиз, приветствие соперникам, болельщикам, жюри).

3) Разминка. (Команды задают друг другу вопросы по экологии и охране природы.  Вопросы и ответы к ним, заранее подготовленные участниками, демонстрируются на ИД  для большей наглядности и экономии времени.)

4) Домашнее задание. (Команды представляют результаты выполнения домашнего задания, также заранее подготовленные на электронном носителе, и формулируют соответствующие выводы.)  В качестве домашнего задания участникам предлагается практическая работа с элементами исследования « У СВЕТОФОРА»:                                                                                                                    

Автомобили на сегодняшний день в России – главная причина загрязнения воздуха в городах. Сейчас в мире их насчитывается более полумиллиарда. Выбросы от автомобилей в городах особенно опасны тем, что загрязняют воздух в основном на уровне 60-90 см от поверхности Земли и особенно на участках автотрасс, где стоят светофоры. Надо отметить, что особенно много канцерогенных веществ выделяется во время разгона и торможения, при работе двигателя на холостом ходу, а также при езде по ямам и колдобинам.

          Таблица 1. Состав выхлопных газов бензиновых и дизельных двигателей (г/мин)

Компоненты выхлопных газов

Бензиновые двигатели

Дизельные двигатели

1

Оксид углерода СО(II)

0,035

0,017

2

Оксид углерода СО2 (IV)

0,217

0,2

3

Оксид азота (NO, NO2)

0,002

0,001

4

Сажа

0,04

1,1

Цель работы:

Оценка и вычисление токсичных продуктов от работы транспорта, характер их действия на живые организмы и окружающую среду.

Место проведения: автотрасса, перекресток-светофор.

Приборы: часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

  1. Засекаем время  t – 10мин.
  2. Определяем число машин, останавливающихся у светофора, - n.
  3. Определяем количество переключений:

торможение

набор скорости        k,

холостой ход                        

      4. Заполняем таблицу:

Таблица 2. Масса выхлопных газов различных видов транспорта.

Марки машин

t

(мин)

n

k

m

CO2

m

CO2

m

NO2

m

сажа

M

Легковые

Грузовые

Автобусы

M = t×n×k×(mco+mco2+mno2+mсажи)

Вопросы и задания:

-для первой команды:

а) игрокам: сравнить выброс токсичных продуктов бензиновых и дизельных двигателей;

б) болельщикам: к чему приводит загрязнение почвы свинцом и оксидами углерода? Как это отражается на состоянии здоровья человека?

-для второй команды:

а) игрокам: сравнить выброс токсичных продуктов транспортом в разное время суток;

б) болельщикам: к чему приводит загрязнение почвы сажей и оксидами азота? Как это отражается на состоянии здоровья человека?

4) Музыкальная пауза.  (Под звуки музыки болельщики обеих команд демонстрируют заранее подготовленные плакаты по экологической тематике.)

5) Конкурс решения задачи с привлечением помощи болельщиков. (Ведущий  предлагает участникам игры  решить задачу экологического содержания, а болельщикам ответить на соответствующие вопросы.) Задача и вопросы к ней могут быть следующие:  

 ЗАДАЧА. В настоящее время танкерный флот является основным источником загрязнения мирового океана. Крупная экологическая катастрофа произошла в марте 1978 года у берегов Франции. После аварии американского супертанкера «Амоко Кадис» из резервуара в море вылилось 200 тыс. тонн нефти. В результате аварии образовалась нефтяная пленка средней толщины 0,5 мм. Определите площадь загрязнения. (5×108 м2)

ВОПРОС для болельщиков первой команды:                                                                          Как влияет нефтяная пленка на биосферу водоема?                                                                                 (Образовавшийся на поверхности воды слой нефти                                                                                                                              - препятствует диффузии газов, кислород не поступает внутрь водоема, углекислый газ и метан не выводятся наружу, биологическое равновесие внутри водоема нарушается;           - уменьшает освещенность водоема, затрудняя процесс фотосинтеза в нем;                            - нарушает теплоизоляцию слоя перьев у водоплавающих птиц.)

ВОПРОС для болельщиков второй команды:                                                                Перечислите другие источники загрязнения Мирового океана.                                               (Промышленные, сельскохозяйственные и городские отходы  (реки выносят в моря неочищенные стоки, а это сотни миллионов тонн различных ядов);                          Радиоактивные отходы;                                                                                                    Механические отходы;                                                                                                     Биологические отходы.)    

ВОПРОС для болельщиков обеих команд (команда, болельщики которой первыми дадут четкий и правильный ответ, получает дополнительные баллы.):   В России есть два моря, представляющие собой сообщающиеся сосуды – Азовское и Черное, причем одно почти пресное, а другое соленое. Может ли вода перетекать из одного моря в другое через Керченский пролив и пагубно сказываться на жизни морского мира?                                                                                                                                          (Азовское море пополняется пресной водой рек Дон и Кубань, но перетекание такой воды в случае подъема ее уровня не представляет опасности для обитателей Черного моря. В засушливые годы это пополнение ослабевает, и уровень воды в Азовском море понижается – соленая вода из Черного моря частично перетекает в Азовское и губит в нем пресноводную рыбу.)  

6) Конкурс капитанов. (Капитаны представляют и защищают свою программу по улучшению экологической обстановки в районе школы в виде презентации.)  

7) Подведение итогов. (Выступления участников, членов жюри, объявление результатов игры, заключительное слово ведущего.)    

    Теперь можно проследить, какие УУД выполняли учащиеся, готовясь к игре и участвуя в ней. Эта информация представлена в следующей таблице.

Таблица 3 Действия учащихся на различных этапах проекта.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ

УУД

1. Формирование команды игроков и группы болельщиков, выбор капитана, распределение функций.

- ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях (самоопределение)

- устанавливают связь между целью деятельности и ее мотивом (смыслообразование);

- прогнозируют возможность выполнения задания;

- планируют деятельность.

Л

Л  

Р

Р

2. Подготовка к разминке и конкурсу капитанов.

- планируют поиск информации, формулируют вопросы;

- осуществляют расширенный поиск информации;

- записывают, фиксируют информацию и обмениваются ею через сетевые ресурсы;

- определяют смысл информации;

- структурируют информацию;

- выстраивают высказывания;

- представляют преобразованную информацию.

П

П

П

П

П

П

П

3. Выполнение домашнего задания.

помимо действий, перечисленных в пункте 2,

- осознают цель и содержание практической работы;

- планируют деятельность;

- продумывают способы проверки результатов и их коррекции;

- анализируют результат и делают выводы.

П

Р

Р

Р

П

4. Подготовка музыкальной паузы.

- используют знаково-символические средства для создания моделей и схем изучаемого содержания.

П

5. Конкурс решения задачи.

- фиксируют способ действия, применимый к решению конкретной задачи;

- применяют знания для решения задачи в нестандартной ситуации.

П

П

6. При подведении итогов.

- производят самооценку и оценку деятельности партнеров;

- различают оценку результата и оценку способа действия;

- сравнивают свою самооценку выполнения заданий с оценкой учителя

( рефлексия деятельности)

Р

Р

Р

    Кроме того, на всех этапах предложенного проекта его участники, выполняя различные коммуникативные действия, учатся слышать, слушать и понимать друг друга; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; распределять роли; взаимно контролировать действия друг друга; договариваться с партнером, вести дискуссию; правильно выражать свои мысли в речи; уважать в сотрудничестве партнера и самого себя, то есть учатся учиться в общении.

     Таким образом, предлагая учащимся подобный проект, учитель работает на достижение и общих предметных, и личностных, и метапредметных результатов, формируя у учащихся все виды универсальных учебных действий, то есть развивая способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем присвоения нового социального опыта, как того требуют образовательные стандарты II поколения.

Источники и литература:

1. сайт standart.edu.ru (глоссарий);

2. сайт www.gcro.ru;

3. сайт prosv.ru;

4. «словарик терминов ФГОС», составленный МО и науки РФ;

5. Г.А.Фадеева, В.А.Попова. Физика и экология. 7-11 классы: материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. Волгоград: Учитель, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности как инструмент формирования универсальных учебных действий учащихся

Данная работа показывает как можно оказать  помощь учащимся в развитии способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать сво...

МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В статье раскрывается значение мультимедийных технологий в образовательном процессе. На примерах показаны направления использования информационных технологий в урочной деятельности, способствующие фор...

Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования универсальных учебных действий и реализации проектно – исследовательской деятельности учащихся

Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований ФГОС к результатам деятельности общеобразовательной школы», март 2014 ...

ТРИЗ как инструмент формирования универсальных учебных действий у детей и подростков

Современная ТРИЗ-педагогика предлагает системно разработанные методы и приемы, направленные на формирование у детей и подростков универсальных учебных действий, в первую очередь, познавательной и...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Проектная деятельность как инструмент формирования универсальных учебных действий на уроке немецкого языка

Данная работа является рефератом , где собран основной материл по проектной технологии...

Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности  Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...