Рабочая программа 8 класс к учебнику Пинского
рабочая программа по физике (8 класс) на тему

Кучина Ольга николаевна

Данная рабочая программа расчитана на 102 часа в год  (3 часа в неделю)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по физике – 8 класс (Пинский)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс физики основной школы является базовым, он призван обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и её применение для всех обучающихся независимо от их будущей профессии.  

 Задачи курса:

  1. ознакомить обучающихся с основами физической науки, сформировать её основные понятия, дать представление о некоторых физических законах и теориях, научить видеть их проявление в природе;
  2. способствовать формированию основ естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней, служить основой для формирования научного миропонимания;
  3. ознакомить с основными применениями физических законов  в практической деятельности человека с целью ускорения научно-технического прогресса и решения экологических проблем;
  4. ознакомить с методами естественнонаучного исследования;
  5. формировать умение выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться индукцией, дедукцией, методами аналогий и идеализаций;
  6. обеспечить основу для изучения естественнонаучных курсов как параллельно с данным курсом, так и для последующего обучения в старших классах.

Данная учебная рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по физике и авторской программы В.Г.Разумовского "Физика. 7-9 классы», включённой в сборник Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов. -  2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009.

Учебная рабочая программа  рассчитана на 102 часа учебного времени (3 часа в неделю). Преподавание ведется с использованием  учебника  под редакцией А.А.Пинского и В.Г.Разумовского Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010, рекомендованного Министерством образования и науки России на 2011-2012 учебный год (приказ № 2885 от 27.12.2011) и соответствующего федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004)

Учебной рабочей программой предусмотрена организация на уроках самостоятельной поисковой деятельности обучающихся, результатом которой являются: выявление физических зависимостей, закономерностей, "открытие" физических законов, разрешение проблемных ситуаций. Для формирования практических умений обучающихся, в частности, решения физических задач делается акцент на решении задач в общем виде, ответом которых является рабочая формула, что способствует формированию понимания универсальности физических законов. Необходимое внимание уделяется использованию заданий с различной формой представления информации: текстовые, графические, с применением рисунков, диаграмм, что способствует лучшей подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации.

 В содержание программы органично вошли основы астрономии, что позволяет удовлетворить интерес обучающихся к космическим проблемам и включить в круг изучаемых вопросов не только земные явления, но и «космическую лабораторию». Программа позволяет реализовывать идею уровневой дифференциации, так как наряду с обязательным минимумом включает сведения, адресованные обучающимся, интересующимся физикой и стремящимся расширить круг своих знаний и умений.

Учебная рабочая программа включает 12 лабораторных работ, время выполнения которых варьируется от 20 до 45 минут. Отметка за лабораторную работу выставляется всем обучающимся.

Учебная рабочая программа предусматривает проведение 7 лабораторных опытов:

- "Исследование изменения со временем температуры остывающей воды"

- "Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление"

- "Изучение последовательного соединения проводников"

- "Изучение параллельного соединения проводников"

- "Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током"

-  "Изучение действия магнитного поля на проводник с током

- "Изучение принципа действия электродвигателя"

 

Отметка за выполнение лабораторного опыта выставляется наиболее активным обучающимся. При записи в классный журнал темы урока наименование лабораторного опыта не вписывается.

 С целью контроля усвоения учебного материала предусмотрено проведение 8 контрольных работ в форме теста. Выбор формы контроля обусловлен необходимостью осуществления систематической подготовки обучающихся к выполнению различного уровня тестовых заданий на государственной итоговой аттестации.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

В том числе

Примерное количество

часов на самостоятельную деятельность

л/р/ л/о

к/р

1.

Повторение курса физики 7 класса

3

1

2.

Электрические явления

7

1/0

1

3

3.

Строение вещества

9

1/0

1

3

4.

Температура

7

2/1

3

5.

Внутренняя энергия

15

2/0

1

3

6.

Тепловые машины

4

2

7.

Физические процессы в Солнечной системе

5

5

8.

Электрический ток

10

2/0

3

9.

Электрическая цепь

10

1/3

1

2

10.

Магнитное поле

9

1/3

1

3

11.

Электромагнитные явления

10

2/0

1

3

12.

Полупроводники. Полупроводниковые приборы

7

13.

Повторение

6

1

ИТОГО

102

12/7

8

30

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование темы раздела, урока

Количество часов

Дата

Коррекция даты

Профессиональное просвещение

Повторение курса физики 7 класса

3

1

ТБ в кабинете физики. Повторение тем "Движение", "Масса и сила"

2

Повторение тем "Энергия", "Давление"

3

Входная контрольная работа

Электрические явления

7

4

Анализ контрольной работы. Электризация тел. Электрический заряд

5

Электроскоп. Проводники и изоляторы

с

6

Закон Кулона

7

Электрическое поле

с

8

Электрон.

9

Лабораторная работа №1 «Измерение силы взаимодействия между наэлектризованными телами»

с

10

Тест по теме "Электрические явления"

Строение вещества

10

11

Анализ выполнения теста. Химические элементы и соединения

12

Периодическая система химических элементов

13

Атом. Ион. Строение электронных оболочек атома

14

Молекула. Химическая связь

15

Газ. Плазма

с

16

Кристалл

17

Виды кристаллических связей

18

Лабораторная работа №2 "Изучение кристаллических решёток некоторых веществ на моделях"

с

19

Жидкости. Аморфные тела

с

20

Тест по теме "Строение вещества"

Температура

8

21

Анализ выполнения теста. Диффузия

22

Броуновское движение. Температура и движение молекул

с

23

Явления, используемые для измерения температуры. Л/о "Исследование изменения со временем температуры остывающей воды"

24

Плавление и кипение

25

Испарение и конденсация. Влажность воздуха. Лабораторная работа №3 "Измерение влажности воздуха"

с

26

Термометр. Температурные шкалы. Градус

27

Абсолютная температура. Особенности теплового расширения воды

28

Лабораторная работа № 4"Градуировка термометра и измерение температуры"

с

№ п/п

Наименование темы раздела, урока

Количество часов

Дата

Коррекция даты

Профессиональное просвещение

Внутренняя энергия

15

29

Закон сохранения энергии и тепловые явления

30

Внутренняя энергия

31

Работа и внутренняя энергия

32

Теплообмен

с

33

Количество теплоты. Закон сохранения энергии

34

Лабораторная работа №5"Измерение удельной теплоёмкости вещества"

с

35

Решение задач на расчёт количества теплоты

36

Лабораторная работа №6 "Изучение закона сохранения энергии при установлении теплового равновесия"

с

37

Теплопроводность

38

Конвекция

 39

Лучистый теплообмен

40

Законы термодинамики

41

Повторение темы "Внутренняя энергия"

42

Решение задач по теме "Внутренняя энергия"

43

Контрольная работа по теме "Внутренняя энергия"

Тепловые машины

5

44

Анализ контрольной работы. Тепловые двигатели. Паровая турбина

45

Двигатель внутреннего сгорания

46

Газовая турбина. Реактивный двигатель

с

47

КПД теплового двигателя. Холодильная установка

48

Экологические проблемы использования тепловых машин

с

Физические процессы в Солнечной системе

5

49

Солнце и его излучение

с

50

Солнечное излучение и жизнь

с

51

Планеты земной группы

с

52

Планеты-гиганты

с

53

Малые тела Солнечной системы

с

Электрический ток

10

54

Первоначальные сведения об электрическом токе

55

Электрический ток в металлических проводниках

56

Электрическое напряжение

№ п/п

Наименование темы раздела, урока

Количество часов

Дата

Коррекция даты

Профессиональное просвещение

57

Сила электрического тока

58

Электрическое сопротивление

59

Лабораторная работа №7 "Измерения в электрических цепях"

с

60

Закон Ома

61

Лабораторная работа №8 "Изучение закона Ома для участка цепи"

с

62

Ток в электролитах

63

Ток в газах. Молния

с

Электрическая цепь

10

64

Резисторы. Реостаты. Л/о "Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление"

65

Последовательное соединение электрических устройств. Л/о "Изучение последовательного соединения проводников"

66

Параллельное соединение электрических устройств. Л/о "Изучение параллельного соединения проводников"

67

Электрическая энергия. Работа тока

68

Мощность тока

с

69

Лабораторная работа №9 "Измерение работы и мощности электрического тока"

с

70

Тепловое действие электрического тока

71

Меры безопасности при работе с электрическими приборами

72

Решение задач по теме "Электрический ток"

73

Тест по теме "Электрический ток"

Магнитное поле

10

74

Анализ выполнения теста. Магнитное поле. Лабораторная работа №10 "Изучение взаимодействия постоянных магнитов"

с

75

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Л/о "Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током"

76

Электромагнит

77

Действие магнитного поля на проводник с током. Л/о "Изучение действия магнитного поля на проводник с током

№ п/п

Наименование темы раздела, урока

Количество часов

Дата

Коррекция даты

Профессиональное просвещение

78

Взаимодействие электрических токов

79

Электрический двигатель. Л/о "Изучение принципа действия электродвигателя"

с

80

Электроизмерительные приборы

81

Магнитные свойства вещества

с

82

Магнитные поля в Солнечной системе

83

Тест по теме "Магнитное поле"

Электромагнитные явления

10

84

Анализ выполнения теста. Открытие Фарадея.

85

Лабораторная работа №11 "Наблюдение явления электромагнитной индукции"

с

86

Электродвижущая сила индукции. Правило Ленца

87

Переменный индукционный ток. Микрофон. Громкоговоритель

88

Индукционный генератор переменного тока

89

Лабораторная работа №12 "Наблюдение взаимодействия постоянного магнита и катушки с током"

с

90

Трансформация электрического тока. Передача электрической энергии

91

Электроэнергетика и экология

с

92

Повторение темы "Электромагнитные явления"

93

Тест по теме "Электромагнитные явления"

Полупроводники. Полупроводниковые приборы

5

94

Анализ выполнения теста. Основные свойства полупроводников. Электроны проводимости и дырки

95

Собственная и примесная проводимость полупроводников

96

Электронно-дырочный переход

97

Полупроводниковый диод и его применение

98

Полевой транзистор и его применение

Повторение

4

99

Повторение курса физики 8 класса

100

Повторение курса физики 8 класса

101

Итоговый тест

102

Анализ выполнения итогового теста

ИТОГО

102

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Электрические явления 

Электрический заряд. Электроскоп. Проводники и изоляторы. Закон Кулона. Электрическое поле. Электрон.

Строение вещества 

Химические элементы и соединения. Периодическая система химических элементов. Атом. Ион. Строение электронных оболочек атомов. Молекула. Химическая связь. Газ. Плазма. Кристалл. Типы кристаллических связей. Жидкости. Аморфные тела.

Температура

 Диффузия. Броуновское движение. Температура. Явления, используемые для измерения температуры. Плавление и кипение. Термометр. Температурные шкалы. Градус. Абсолютная шкала температур. Особенности теплового расширения воды.

Внутренняя энергия

Закон сохранения энергии и тепловые явления. Внутренняя энергия. Теплообмен. Количество теплоты. Теплопроводность. Конвекция. Лучистый теплообмен. Необратимость тепловых процессов. Термодинамика и её законы.

Тепловые машины

Тепловые двигатели. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Разнообразные типы ДВС – газовая турбина, реактивный двигатель. Холодильная установка. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Физические процессы в Солнечной системе

Солнце и его излучение. Солнечное излучение и жизнь. Планеты земной группы.

Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы.

Электрический ток

Электрическое поле и электрический ток. Электрический ток в металлических проводниках. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома.

Электрическая цепь

Резисторы. Реостаты. Потенциометры. Последовательное и параллельное соединение проводников. Эквивалентное сопротивление.

Электрическая энергия. Работа и мощность тока. Тепловое действие электрического тока и его практическое применение. Меры безопасности при работе с электрическими приборами.

Магнитное поле

Первоначальные сведения о магнетизме. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Электромагнитное реле.

Действие магнитного поля на ток. Электрический двигатель. Магнитные явления в космическом пространстве. Электроизмерительные приборы

Электромагнитные явления

Электромагнитная индукция. Открытие Фарадея. ЭДС индукции. Переменный индукционный ток. Микрофон.

Индукционный генератор. Трансформатор. Электрические станции. Передача электрической энергии. Электроэнергетика и экология.

Полупроводники. Полупроводниковые приборы.

Свойства полупроводников. Зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещённости. Электроны проводимости и дырки.

Электронно-дырочный переход. Полупроводниковый диод и его применение. Полевой транзистор и его применение.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро;

- смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока;

- смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка электрической цепи;

уметь:

- описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел,  взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы электрического тока, электрического напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи;

- выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического применения физических знаний о тепловых и электромагнитных явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических законов;

-осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, её обработку и представление в различных формах;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

  1. обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов;
  2. контроля за исправностью электропроводки в квартире;


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Диски по физике

Живая физика

Физика, 7-11 класс. Библиотека наглядных пособий

Открытая физика 2.5 часть 1

Открытая физика 2.5 часть 2

Уроки физики. 5-6 класс. 103

Открытая физика, часть 1. 101

Открытая физика, часть 2. 102

Интерактивный курс физики для 7-11 классов

Физика. Основная школа 7-9 классы: часть 1

Физика 7-11 класс

Уроки физики Кирилла и Мефодия. 5-6 класс (начала физики)

Ученический эксперимент по физике. Механика

Интернет-ресурсы:

www.еgе.edu.ru – центральный образовательный портал

www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

pedsovet.org – всероссийский Интернет – педсовет

www.fipi.ru – федеральный институт педагогических измерений

school-collection.edu.ru – единая коллекция ЦО

fcior/tdu/ru – центр информационных образовательных ресурсов

http://edu.kubannet.ru–центр ресурсов(карточек, анимации, видео, тесты) к учебнику

Таблицы

  1. Строение атома и атомного ядра
  2. Периодическая система элементов Менделеева
  3. Агрегатные состояния вещества
  4. Броуновское движение
  5. Температурные шкалы
  6. Теплообмен
  7. Виды теплопередач
  8. Двигатель внутреннего сгорания
  9. КПД теплового двигателя
  10. Психометрическая таблица
  11. Правило Ленца

Демонстрационное оборудование

1

Набор для демонстрации электризации тел

2

Электроскоп

3

Султаны

4

Кристаллическая решетка

5

Прибор для демонстрации броуновского движения

6

Шар с кольцом

7

Колба с резиновой крышкой

8

Психрометр

9

Металлический стержень (стальной)

10

Металлический стержень (медный)

11

Приборы для изучения законов постоянного тока

12

Электрофорная машина

13

Набор для демонстрации опыта Эрстеда

14

Генератор переменного тока

15

Звонок

16

Катушка с током

17

Набор постоянных магнитов

Лабораторное оборудование

1

Шарики из фольги на нити

2

Штатив лабораторный

3

Психрометр

4

Термометр лабораторный

5

Цилиндр измерительный

6

Калориметр

7

Мензурка

8

Металлический цилиндр на нити

9

Источник питания

10

Лампочка на подставке

11

Амперметр

12

Вольтметр

13

Резисторы

14

Ключ

15

Соединительные провода.

16

Ползунковый реостат

17

Секундомер

18

Дугообразный магнит

18

Полосовой магнит

19

Катушка с железным сердечником

20

Катушка – моток

21

Миллиамперметр

22

Действующая модель двигателя-генератора


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Я. Перельман Занимательная физика. - М.: Наука, 1991.
  2. С. Кац Биофизика на уроках физики. - М.: Просвещение, 1988.
  3. Н.К. Гладышева и др. Физика. Тесты. 7-9 классы: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2001.
  4. А.Марон, Е.Марон Физика. 8 класс: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2002
  5. А Пинский Методика преподавания курса «Физика и астрономия»
  6. В.Шилов Тематическое и поурочное планирование курса «Физика и астрономия» для 7 – 9 классов
  7. В.Заботин Контроль знаний, умений и навыков учащихся при изучении курса «Физика и астрономия»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. учебник  под редакцией А.А.Пинского и В.Г.Разумовского Физика 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010,.
  2. В. Лукашик Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006.
  3. Я.Перельман Занимательная механика. Екатеринбург: «Тезис», 1994
  4. И.Низамов Задачи по физике с техническим содержанием - М.: Просвещение, 2001
  5. К.Любимов Я решу задачу по физике! Книга для учащихся - М.: Просвещение, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 9 класс по учебнику Пинского и Разумовского

Данная программа разработана для 9 класса с углубленным изучением физики.  Есть календарно-тематическое планирование (4 часа в неделю)...

Рабочая программа по физике 10 класс по учебнику Пинского, Кабардина

Данная программа предназначена для 10 класса с углубленным изучением физики (6 часов в неделю) В прграмме есть календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни" 5—9 классы.» - М.: Просвещение , 2011.),

Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Л...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...