Урок по технологии деятельностного подхода в обучении физике "Перемещение тела при равнопеременном движении" 10 класс
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме

Дурнева Людмила Алексеевна

Познакомить учащихся с характерными особенностями прямолинейного равнопеременного движения и вывести формулу для нахождения перемещения. Научить учащихся решать задачи по формулам уравнений перемещения и при этом использовать графический метод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktura_ur_ten_dp.doc224 КБ
Office presentation icon peremeshchenie_tela_1.ppt803.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структура урока по технологии деятельностного подхода в обучении

Тема урока: «Перемещение тела при равнопеременном движении»

Цель урока: Познакомить учащихся с характерными особенностями прямолинейного равнопеременного движения и вывести формулу для нахождения перемещения. Научить учащихся решать задачи по формулам уравнений перемещения и при этом использовать графический метод.

1. Организационный момент.

Этап длится 1-2 минуты.

А. Сообщается общий план урока..

Б.  Включение в урок.

  Ребята, все мы с вами знаем, что движение – это жизнь. Движение встречается всегда и повсюду. Движение бывает равномерным и неравномерным.

2. Актуализация знаний.

Этап длится 5 минут.

  Перед Вами графики зависимости изменения скорости тела от времени. Определите, как движется автомобиль и вспомните основные характеристики данного движения.

Движение равномерное:

Равномерным прямолинейным движением называют движение, при котором материальная точка за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения.

Движение равнопеременное

                                                                   

Равнопеременное прямолинейное движение – это движение с постоянным по модулю и направлению ускорением:  

Самостоятельное решение детьми заданий, в которых актуализируются необходимые для изучения нового материала знания.

3. Постановка проблемы. 

Этап длится 5 минут.

  А сейчас, попробуем определить скорость шарика, который движется по наклонной плоскости, используя следующее оборудование: шарик, наклонная плоскость, линейка.

Обсуждение проблемной ситуации, проговаривание в громкой речи (учащиеся выясняют, что движение шарика равноускоренное, без начальной скорости):

  1. где возникло затруднение (как найти ускорение шарика),
  2. почему оно возникло (неизвестна формула, по которой можно найти перемещение тела).

Учитель проводит побуждающий диалог, который направлен на осознание проблемы. В процессе общения ученики выдвигают гипотезы решения проблемы.

Идет общее побуждение к любым гипотезам.

Так как гипотез бывает довольно много, то задача учителя подвести учеников к решающей гипотезе, используя подводящий диалог.

Формулируется тема «Перемещение тела при равнопеременном движении» и цели урока.

4. «Открытие» нового знания.

Этап длится 10 минут.

А. Выбирается метод решения проблемы (графический).

Перемещение тела при                                   Перемещение тела при равноускоренном                                                                                                                          

 равномерном движении.                               движении без начальной скорости.

Перемещение тела при                                                             Перемещение тела при

равноускоренном движении.                                        равнозамедленном движении.

Чтобы решить основную задачу механики, надо найти закон движения, определяющий положение тела для любого момента времени. Для нахождения перемещения  удобно воспользоваться графическим методом.

 Б. Делается «открытие» через подводящий или побуждающий диалоги.

    Напомним сначала, что при равномерном движении проекция перемещения S численно равна площади фигуры, ограниченной графиком v(t) и осью t .

Это справедливо и для неравномерного движения, потому что время движения можно разбить на такие малые интервалы времени, течение которого движение тела можно считать практически равномерным.

Воспользуемся этим, чтобы найти, как зависит перемещение от времени  при прямолинейном равноускоренном движении.

Если начальная скорость тела равна нулю, фигура, ограниченная графиком v(t) и осью t ,-треугольник площадью at2/2

Следовательно, при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости перемещение тела равно:

S=at2/2

Если начальная скорость тела не равна нулю, фигура, ограниченная графиком v(t) и осью t,- трапеция, состоящая из прямоугольника площадью  v0t и треугольника площадью at2/2.

Таким образом, при прямолинейном равноускоренном движении с начальной скоростью перемещение тела равно:

 S=v0t+at2/2

При прямолинейном равнозамедленном движении с начальной скоростью перемещение тела равно:

S=v0t-at2/2

В. Решается проблемная ситуация.

Г.Фиксируется алгоритм действия.

5. Первичное закрепление. 

Этап длится 5 минут.

Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действия.

Заполнить таблицу:

t.с

1

2

3

4

s.м

7

28

63

11

а. м/с2

14

14

14

14

v. м/с

14

28

42

56

Решение:

6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Этап длится 5 минут.

Задача этого этапа – самоконтроль и самооценка.

Вариант № 1

Определить вид движения  

Ответ: І-равномерное, ІІ-равноускоренное, ІІІ-равнозамедленное, ІV-покой,V-равномерное

Вариант № 2

Автомобиль, трогаясь с места за 10с набирает скорость 72 км/ч. Чему равно перемещение автомобиля за это время, если его движение было прямолинейным?

Вариант № 3

Тело начинает движение с начальной скоростью. Найти путь, пройденный телом за время, в течение которого скорость тела достигнет определенного значения. Движение происходит с ускорением.

Вариант № 4

На рисунке дан график зависимости изменения скорости тела от времени для прямолинейного движения. Определить путь, пройденный телом за     5 секунд.

7. Повторение. 

Этап длится 5 минут.

Кроссворд

1. Единица измерения времени в системе СИ.

2. Единица измерения длины в системе СИ.

3. Длина траектории.

4. Векторная физическая величина, описывающая изменение радиус-вектора во времени.

5. Кривая, описываемая телом при движении.

С

 

М

Е

Т

Р

К

П

У

Т

Ь

П

Е

Р

Е

М

Е

Щ

Е

Н

И

Е

Д

Т

Р

А

Е

К

Т

О

Р

И

Я

8. Итог урока.

Этап длится 3 минуты.

Домашнее задание: Физика 10 кл., В.А.Касьянов § 14, задачи № 1-3 стр.51.                                  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по системно-деятельному подходу в обучении русскому языку "Наклонения глагола"( 6 класс)

Интегрированный урок по системно-деятельному подходу в обучении русскому языку "Наклонения глагола"( 6 класс)...

Урок с использованием технологии деятельностного подхода в обучении русскому языку по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению».

Урок «Подготовка к сочинению-рассуждению  по тексту Е. Лайковой» проводится в рамках систематической работы по развитию устной и письменной речи учащихся.  Его тип, структура, методы и прием...

«Развивающие образовательные технологии и системно-деятельностный подход в обучении школьников на уроках иностранного языка»

«Развивающие образовательные технологии и системно-деятельностный подход в обучении школьников на уроках иностранного языка» - проект, целью которого является изучение системно-деятельностного подхода...

Возможности интерактивных технологий в реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках литературы

Новые стандарты  ставят перед учителем задачу  внедрения системно-деятельностного подхода, основной целью которого является развитие личности учащегося на основе освоения универсальных спосо...

Образовательные технологии на уроках немецкого языка как основы системно-деятельностного подхода в обучении.

В современном обществе речь идет о том, что передавать молодому поколению надо не только и не столько знания, умения и навыки, сколько способы действия и систему ценностей, которые не могут сформирова...

«Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»

laquo;Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»    Александр Пятигорский...

Технологическая карта урока в технологии интерактивного подхода к обучению. Урок английского языка в 4 классе по теме: «Рыцари и замки»

Технологическая карта урока в технологии интерактивного подхода к обучению. Урок английского языка в 4 классе по теме: «Рыцари и замки»...