Рабочие программы по физике и конспекты уроков естествознания
методическая разработка (физика) по теме

Щекочихина Елена Владимировна

Вы можете познакомиться с Рабочими программами по физике для 7-9 и 10-11 классов;

уроком естествознания в 5 классе по теме: "Электрическая сила";

уроком естествознания в 6 классе по теме: "Строение глаза человека. Недостатки зрения".

Буду рада, если они пригодятся Вам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к  изучению физики в 10–11 классах

Настоящая программа разработана на основе программы среднего (полного) общего образования по физике для 1011 классов общеобразовательных учреждений.

        Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 138 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования, в том числе в 10 классе – 70 и в 11 классе по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В рабочей программе МБОУ СОШ № 19 на расширение материала добавляется 70 часов (2 часа в неделю) на решение задач в 10 классе и 68 часов (2 часа в неделю) – в универсальной подгруппе 11 класса.   

Изучение физики в средних (полных) общеобразовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

 освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы;

 овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

 воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации, необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач; воспитание уважительного отношения к мнению оппонента, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

 использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Изучение курса физики в 10–11 классах структурировано на основе физических теорий следующим образом: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика и элементы астрофизики. Ознакомление учащихся со специальным разделом «Физика и методы научного познания» предполагается проводить при изучении всех разделов курса.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (138 часов)

Физика и методы научного познания

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации:

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Условия равновесия тел.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы:

Измерение ускорения свободного падения.

Исследование движения тела под действием постоянной силы.

Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

Исследование упругого и неупругого  столкновений тел.

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

Молекулярная физика

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Демонстрации:

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления  при постоянной температуре.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы:

Измерение влажности воздуха.

Измерение удельной теплоты плавления льда.

Измерение поверхностного натяжения жидкости.

Электродинамика

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Законы распространения света. Оптические приборы.

Демонстрации:

Электрометр.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия заряженного конденсатора.

Электроизмерительные приборы.

Магнитное взаимодействие токов.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Магнитная запись звука.

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Генератор переменного тока.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Отражение и преломление электромагнитных волн.

Интерференция света.

Дифракция света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Поляризация света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

Оптические приборы

Лабораторные работы:

Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Измерение элементарного заряда.

Измерение магнитной индукции.

Измерение показателя преломления стекла.

Квантовая физика и элементы астрофизики

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома.  Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Демонстрации:

Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения.

Лазер.

Счетчик ионизирующих частиц.

Лабораторные работы:

Наблюдение линейчатых спектров.

Резерв свободного учебного времени.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ФИЗИКЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физи ки основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами науч ного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

           

Преимущественной целью обучения физике в классах с базовым уровнем является формирование у обучающихся физической картины мира в результате структурирования научной информации об окружающей среде.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе  физического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции Государственного общеобразовательного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к меж предметным и интегративным результатам. Они представляют собой обобщенные способы деятельно сти, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государ ственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человече ской деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей кур са физики.

Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностно-смысловой человеческой деятельности: коммуника цию, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. Современное обучение рассматривается не только как процесс овладения определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладе ния компетенциями.

Исходя из этого, можно выделить следующие цели обучения физике в средних (полных) общеобразовательных учреждениях:

  1. освоение знаний о методах научного познания, механических и тепловых процессах и явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  2. овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдви гать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
  3. применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, для объяс нения принципов работы механизмов, самостоятельной оценки достоверности новой информации фи зического содержания; использование современных информационных технологий для поиска, перера ботки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
  4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
  5. воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного от ношения к мнению оппонента с обоснованием высказываемой позиции, готовности к морально- этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечи вающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
  6. использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизне деятельности человека и общества.

На основании требований Государственного образовательного стандарта (2004 г.) в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют зада чи обучения как приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и по вседневной жизни; овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлек сивной деятельности; освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Компетентностный подход определяет особенности предъявления содержания образования, представляя его в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В пер вом блоке представлены дидактические единицы, позволяющие совершенствовать навыки научного познания. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Все это является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, календарно-тематическое планирование способствует взаимосвязанному развитию и совершенствованию ключевых, общепредметных и пред метных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных сту пенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренче ских, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их при общению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толе рантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необ ходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, наце ленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на переда чу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразова нию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поис ку, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успеш ность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и ини циативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы реше ния проблем, конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.

Требования к уровню подготовки обучающихся

1. Понимать сущность метода научного познания окружающего мира.

Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для формирования гипотез и теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория способна объяснять известные явления природы и научные факты, позволяет пред сказать еще неизвестные явления природы и их особенности; при объяснении природных процессов (явлений) разрабатываются модели этих процессов; один и тот же природный объект (процесс) можно

описать (исследовать) на основе разных моделей; законы физики и физические теории имеют границы применимости.

  1. Владеть основными понятиями и законами физики.
  1. Формулировать основные физические законы.
  2. Называть: основные структурные уровни строения вещества; фундаментальные взаимо действия в природе и их проявления; существенные признаки физических картин мира.
  3. Приводить примеры: физических явлений и процессов; использования достижений физики для обеспечения прогресса цивилизации.
  1. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных фор мах (словесной, образной, символической).
  1. Излагать основную суть прочитанного физического текста.
  2. Выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления и опыта; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и процессов; формулировка теоретического вывода и его интерпретация; экспериментальная проверка гипотезы или теоретического предсказания).

При изучении физики в старшей школе осуществляется переход от методики поурочного планиро вания к модульной системе организации учебного процесса. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала - от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульно го подхода возможна следующая схема изучения физических процессов: «всеобщее - общее - единич ное».

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и ком петенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе:

  1. способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различ ные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  2. создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
  3. составлять план, тезисы, конспект.

Специфика целей и содержания изучения физики существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  1. смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;
  2. смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механиче ская энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты,;

•        смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии и  импульса, термодинамики;

•        вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:

  1. описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
  2. отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физиче ская теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказы вать еще неизвестные явления;
  3. приводить примеры практического использования физических знаний: законов механи ки, термодинамики в энергетике;
  4. воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе дневной жизни:

  1. для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
  2. оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  3. рационального природопользования и защиты окружающей среды.



Предварительный просмотр:

       



Предварительный просмотр:

Урок естествознания в 5-м классе по теме "Электрическая сила"

Цели:

  1. объяснить электрическое взаимодействие на основе электронной теории;
  2. выяснить способы электризации тел;
  3. рассказать принцип действия электрометра;
  4. развивать внимательность, аккуратность, мышление, грамотную речь.

Демонстрации: Электризация стержней из эбонита и стекла, обнаружение заряда на них с помощью бумажных листочков, взаимодействие заряженных бумажных «султанов». Электрофорная машина. Электрометр.

Тип урока: комбинированный с компьютерной поддержкой.

План урока

1. Организационный этап

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы “Силы” (слайд 1  Приложение 1).

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока

а) Актуализация.

Вспомним:

  1. Что характеризует физическая величина сила?
  2. Чем могут отличаться друг от друга силы?
  3. Какие различные по природе силы вы знаете?
  4. Какие из этих сил мы уже изучили?
  5. Какую силу называют силой тяжести?
  6. Как всегда направлена сила тяжести?
  7. Какова причина возникновения силы тяжести?
  8. Как рассчитать силу тяжести, действующую на тебя?

Физикон и Химила затрудняются решить некоторые задачи, помогите им. 

  1. Счастливый жених, масса которого 55 кг, несёт на руках красавицу невесту, масса которой 110 кг. Какая сила тяжести действует на эту парочку? (1650 Н – вот сила, которую выдерживает пол. Пол – то выдержит, жениха жалко. Надорвётся бедняга). (слайд 2)
  2. Масса красного воздушного шарика и мелкого ржавого гвоздика, который мечтает этот шарик когда – нибудь проткнуть, одинакова. Как отличаются силы тяжести, действующие на шарик и гвоздик? (Никак не отличаются. Один красный и воздушный, а другой мелкий и ржавый. Ну и что? Массы у них одинаковы? Одинаковы. Значит, одинаковы и действующие на обоих силы тяжести). (слайд 3)
  3. Какую силу называют силой упругости?
  4. Как направлена сила упругости?
  5. Какова причина возникновения силы упругости?
  6. Петя, слезая с дерева, зацепился за ветку, и повис на ней. Какая по величине должна возникнуть сила упругости в ветке, чтобы Петя не упал? Масса Пети – 40 кг. (400 Н). (слайд 5)
  7. Что такое деформация?
  8. Какие виды деформации вы знаете?
  9. Какую силу называют силой трения?
  10. Куда направлена сила трения?
  11. Каковы причины возникновения силы трения?
  12. Какие виды сил трения вы знаете?
  13. Когда вратарь команды “Динамо” обиделся на тренера и ушёл домой, мяч, посланный с другого конца поля, не докатился трёх метров до линии пустых ворот. Что спасло команду “Динамо” от гола? (Сила трения качения. Она всегда болела за “Динамо”). (слайд 7)
  14. Четырёхлетняя Маша долго старалась, но так и не смогла нарушить покой спящего папы и столкнуть его с кровати на пол. Какая сила мешала Маше? (Столкнуть папу на пол помешала сила, действующая между папой и простынёй, - сила трения покоя. Вовсе не инерция покоя папиной массы. С этой проблемой Маша бы постепенно справилась). (слайд 8)
  15. А что мешает Физикону круглый год кататься на санках с горки? (Сила трения скольжения, которая к лету очень усиливается). (слайд 9)
  16. Петя не хотел купаться и спрятался в кустах. Друзья вынули Петю из кустов и потащили по песку к речке. Куда направлена сила трения, действующая на Петино брыкающееся, но движущееся тело: к речке или в кусты? (В кусты. Сила трения всегда направлена в сторону, противоположную той куда тащат). (слайд 10)
  17. Когда Петя наябедничал на своих лучших друзей, друзья поймали его в школьном коридоре и стали дружно тереть носом о паркет. К счастью, вовремя подоспевшая учительница физики, потребовала объяснений. Ни Петя, ни его друзья не смогли объяснить учительнице причины возникновения силы трения при движении Петиного носа по паркету. А кто – нибудь из вас может? (Одной из причин силы трения, возникающей между носом и паркетом, являются шероховатость их обоих. Другая причина – взаимное притяжение молекул паркета и носа. Обе причины действуют тем сильнее, чем дружнее возят нос по паркету).(слайд 11)

 Итак, мы с вами вспомнили всё, что знаем о силе тяжести, силе трения, силе упругости. Сегодня нам предстоит познакомиться с электрической силой. Для того, чтобы изучить эту силу, нам нужно вспомнить строение атома. (слайд 12)

  1. Как называются окружающие нас предметы?
  2. Из чего состоят физические тела?
  3. Из чего состоит вещество?
  4. Как называются частицы, из которых состоит вещество?
  5. Как называется самая мельчайшая частица вещества?
  6. Из чего состоит атом?
  7. Из каких частиц состоит ядро атома?
  8. Как заряжен протон? (все показывают на пальцах)
  9. Как заряжен нейтрон? (все показывают на пальцах)
  10. Как заряжены электроны? (все показывают на пальцах)
  11. Как заряжено ядро атома? (все показывают на пальцах)
  12. Как заряжен атом в целом? (все показывают на пальцах)
  13. Как образуется положительный ион?
  14. Как образуется отрицательный ион?

Вопросы по слайду (слайд 13):

  1. Какая частица изображена на рисунке?
  2. В какую частицу она превратилась?
  3. Какая частица изображена на третьей картинке?

б) Мотивация. (слайд 14)

У меня в руках физическое тело палочка, она изготовлена из вещества стекло. Стекло состоит из атомов, которые нейтральны. Значит, и палочка тоже не имеет заряда. Я подношу сейчас палочку к мелким листочкам бумаги.

  1. Что мы наблюдаем?

Действительно, никакого взаимодействия нет.

Но я могу наэлектризовать палочку, т. е. сообщить ей электрический заряд. Возьму кусочек шёлка и потру палочку о шёлк. Теперь вновь подношу палочку к мелким листочкам бумаги.

  1. Что мы наблюдаем?

Мы видим, что листочки притянулись к палочке. Значит, на палочке сейчас есть заряд. Электрическая сила привела листочки в движение.

(Приготовьте спичечные коробки, откройте их, поднесите расчёску к листочкам. Расчешитесь, поднесите расчёску к листочкам.)

  1. Что же произошло?

3. Изучение нового материала

Открываем тетради, (слайд 15) записываем число, классная работа, тема урока: «Электрическая сила».

Наэлектризовать тело – значит, сообщить ему электрический заряд.

Я сообщала заряд палочке, натирая её о шёлк, вы расчёске, расчёсывая волосы.

Запоминаем и записываем, первый способ электризации тел - трением.

  1. Нам нужно с вами понять, почему же в результате трения тело электризуется?

Электроны в атомах стекла слабее связаны с ядрами, чем у атомов шёлка. При натирании стекла о шёлк электроны со стекла переходят на шёлк.

На стекле образовался недостаток электронов.

  1. Как заряжено стекло? (показывают на пальцах) Стекло заряжается положительно.

А на шёлке образовался избыток электронов.

  1. Как зарядился шёлк? (показывают на пальцах) А шёлк – отрицательно.
  2. Сколько тел зарядилось в результате электризации?

В результате электризации трением электризуются оба тела, зарядами противоположных знаков. (Записали в тетрадях)

Кроме стеклянной палочки у меня есть ещё палочка, изготовленная из вещества эбонит. Проведу с ней аналогичный опыт, но натирать её буду о шерсть. В этом случае электроны в частицах шерсти слабее связаны с ядром и в результате трения покидают шерсть. На шерсти - недостаток электронов.

  1. Как она заряжена? (+)
  2. С каким телом взаимодействовала шерсть?
  3. Значит, куда перешли электроны?
  4. Как зарядилась палочка? (-)
  5. Итак, какой способ электризации мы рассмотрели? (трением)

Собственное стихотворение читает Панина Лиана. «Электризация»

Друг друга тела притягивают как?
На опыте видели, что вот так:
Эбонитовую палочку потёрли о мех,
Бумажки притянулись – вот это успех!
Стеклянную палочку потрёшь о шёлк,
Если активно, то будет толк.
Запомни, мой друг, и применяй для дела:
При трении электризуются оба тела.

 А на слайде осталась ещё одна незаполненная стрелочка. Я думаю, посмотрев опыт, вы поможете мне назвать этот способ электризации.

У меня есть прибор, который называется электрометр. Он представляет собой металлический цилиндр, две стенки которого стеклянные. Внутри цилиндра проходит металлический стержень, к которому прикреплена легкая металлическая стрелка, способная вращаться. Стержень и стрелка касаются друг друга.

Натираю эбонитовую палочку о шерсть и касаюсь ей стержня.

  1. Что мы видим? (Стрелка отклонилась) Тем самым она сообщила нам, что на палочке есть заряд.
  2. Как бы вы назвали способ, которым я сообщила электрический заряд? (соприкосновение) (Записали в тетрадь)

Электроны с палочки перешли на стержень электрометра. И стержень, и стрелка зарядились отрицательно. А, как известно в науке, и мы с вами убедились в этом, - одноимённые (одного знака) заряды отталкиваются. А разноимённые притягиваются.

Запишите это в тетрадь. (слайд 16) (Оставляем слайд, пока показывается опыт).

Проверим как вы это запомнили: Подняли вверх правую руку, её кулак заряжен положительно.

Подняли вверх левую руку, её кулак заряжен отрицательно. Покажите как они провзаимодействуют. (Разные комбинации)

Проведем ещё один опыт, подтверждающий как взаимодействуют различные заряды. (Демонстрация опыта взаимодействия султанов, заряженных одноимённо и разноимённо от электрофорной машины.)

 Запишите в тетрадь, какие бывают виды электрических зарядов. (слайд 17)

4. Рефлексия

Вновь задание от Физикона: (слайд 18)

  1. Вам нужно по характеру взаимодействия зарядов определить знак неизвестного заряда.

 Многие из вас за две недели до урока получили творческие задания о статическом электричестве. Посмотрим как вы справились с ними. (слайд 19)

Послушаем:

  1. Котову Алину. Легенда об открытии электризации. (Приложение 2) 

Древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск «электрон»  что значит «солнечный камень». Отсюда произошло, правда много позже, и самое слово электричество. 

Способность янтаря электризоваться была известна давно. Впервые исследованием этого явления занялся знаменитый философ древности Фалес Милетский. Вот как об этом рассказывает легенда.

Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, и в первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо. 

  1. Козлову Юлю (Проект) Наблюдение электризации. Ангел в небе. (Приложение 3)
  2. Хорошкова Сашу (Проект) Наблюдение электризации. (Приложение 4)
  3. Титову Настю (Проект) Наблюдение электризации. (Приложение 5)
  4. Герман Владислава. Электризация в промышленности. (Приложение 6) 

Когда я знакомился с вредными проявлениями электризации в промышленности, то меня заинтересовал вопрос: есть ли способы и средства для борьбы с ней? Приведу сначала примеры, показывающие какие проблемы создаёт электризация в промышленности:

  1. В текстильном производстве электризация волокон вызывает их взаимное отталкивание, что мешает работе ткацких станков. Заряженную ткань трудно раскраивать. Такая ткань, кроме того, сильно загрязняется вследствие притяжения к ней частичек пыли.
  2. На одном из целлюлозно-бумажных комбинатов некоторое время не могли установить причину частых обрывов быстро движущейся бумажной ленты. Были приглашены ученые. Они выяснили, что причина заключалась в электризации ленты при трении ее о валки. Такая «самопроизвольная» электризация весьма опасна, так как может стать причиной пожара.
  3. В результате электризации приводных ремней и лент транспортеров, проскочившая от наэлектризованного тела искра может вызвать взрыв и пожар. 
  4. При производстве изделий из пластмасс,чем больше скорость технологического процесса, тем значительнее электризация. Накопление зарядов продолжается до тех пор, пока не произойдет искровой разряд. Причиной взрыва может стать человек, так как электризуется и тело оператора. 
  5. В авиации: 
     При трении о воздух электризуется самолет. Поэтому после посадки к самолету нельзя сразу же приставлять металлический трап: может возникнуть разряд, который вызовет пожар. Сначала самолет «разряжают»: опускают на землю металлический трос, соединенный с обшивкой самолета, и разряд происходит между землей и концом троса.
     А ещё при перекачке горючего из бензозаправщика в баки самолета происходит электризация шлангов. Чтобы не произошло искрового разряда и взрыва, повышают электропроводность бензина, добавляя в него соединения хрома.

И, наконец, о способах предупреждения электризации на производстве  это

  1. тщательное заземление станков, машин;
  2. применение токопроводящих пластиков для полов;
  3. увлажнение воздуха;
  4. ионизация воздуха;
  5. использование различного рода «нейтрализаторов».

Вывод, к которому я пришёл: неприятности статическое электричество доставляет людям, забывающим о технике безопасности.

  1. Тимофееву Наташу. Электризация в быту. (Приложение 7) 

Подбирая материал по теме: « Статическое электричество», я столкнулась с тем, что синтетические материалы обладают способностью накапливать электрические заряды. И очень часто в быту приходится решать проблемы, связанные с этим.

Приведу несколько примеров.

Разряды электричества возникают :

  1. когда человек ходит по полимерным покрытиям полов современной квартиры, синтетическим коврам;
  2. сидит на мебели, изготовленной из синтетических материалов;
  3. или снимает с себя одежду, с добавлением синтетических нитей.

Изучая литературу по данной теме, я выяснила, что в домашних условиях устранить заряды статического электричества довольно легко,

  1. повышая относительную влажность воздуха квартиры до 60-70 % (для этого можно использовать электрические увлажнители).
  2. электризация устраняется, если к воде, которой протирают пластиковые полы, добавить гидрофильные вещества, например хлористый кальций, а также если протирать электризующиеся поверхности глицерином.
  3. химическая промышленность сейчас выпускает препарат «Антистатик», который снимает электрический заряд с синтетической одежды.
  4. при стирке белья, чтобы избавиться от статического электричества, добавлять средство “ЛЕНОР”.
  1. Черных Вадима. Влияние электрических полей на организм человека. (Приложение 8) 

Когда я начал готовится по проблеме изучения статического электричества, то меня заинтересовал вопрос, а как оно влияет на организм человека.

Я выяснил, что в результате исследований, проведенных учёными, было установлено, что разрядный ток силой до 20 мкА не вызывает заметных физиологических сдвигов в организме человека даже при длительном воздействии. Следовательно, разряды, возникающие в быту и при большинстве технологических процессов в результате соприкосновения наэлектризованного человеческого тела с заземленной поверхностью, не опасны для здоровья.

Следует отметить, что электризация синтетического белья, возникающая во время носки, оказывается даже полезной. Например, известно, что поливинилхлоридное белье помогает при лечении некоторых болезней.

Сильные электрические поля используются, в медицине при создании электроаэрозолей. Они представляют собой лекарственные или другие биологические вещества, распыленные в электростатическом поле и обладающие целым рядом свойств, выгодно отличающих их от обычных аэрозолей: капельки электроаэрозоля: сильнее измельчаются, меньше слипаются, при определенных условиях они глубже проникают в легкие (вплоть до мельчайших легочных ячеек  альвеол;), создавая в них запасы постепенно всасывающихся лекарственных или биологически активных веществ.

  1. Нестерову Наташу. Смешение веществ. (Приложение 9) 

Читая книгу «Физика  юным», я увидела, что одним из примеров полезного применения статической электризации, является смешение веществ. Если мелкие частицы одного вещества зарядить положительно, а другого  отрицательно, то легко получить их смесь, где частицы распределены равномерно.

Например, на хлебозаводе теперь не приходится совершать большую механическую работу, чтобы замесить тесто. Заряженные положительно крупинки муки воздушным потоком подаются в камеру, где они встречаются с отрицательно заряженными капельками воды, содержащей дрожжи. Крупинки муки и капельки воды, притягиваясь друг к другу, образуют однородное тесто. Что повышает производительность труда и выход хлебобулочной продукции.

Основанная на этом явлении технология удобна: потоком заряженных частиц можно управлять, изменяя электрическое поле, а весь процесс легко автоматизировать.

  1. Афанасьеву Алину. Маляр без кисточки. (Приложение 10) 

Статическое электричество может быть верным помощником человека, если изучить его закономерности и правильно их использовать. Например, его можно применять для окраски различных деталей.

Движущиеся на конвейере окрашиваемые детали, например корпус автомобиля, заряжают положительно, а частицы краски заряжают отрицательно, и эти частицы устремляются к положительно заряженной детали. Слой краски на ней получается тонкий, равномерный и плотный.

Действительно,

  1. так как одноименно заряженные частицы красителя отталкиваются друг от друга  отсюда равномерность окрашивающего слоя.
  2. частицы, разогнанные электрическим полем, с силой ударяются об изделие  отсюда плотность окраски.
  3. расход краски снижается, так как она осаждается только на детали.

Метод окраски изделий в электрическом поле сейчас широко применяется не только для окраски деталей на автомобильных заводах, но и для нанесения жаропрочных покрытий на детали, для покрытия деталей изоляционным слоем, для нанесения глазури на керамику, эмали на металлы и др.

  1. Евдокимова Антона. Электроневод. (Приложение 11) 

Действие электроневода основано на реакции рыбы на сильное электрическое поле. В море с носа и кормы корабля опускаются отрицательно заряженные металлические тросы. На раструб рыбонасоса, который опускается с центральной части корабля, подаётся положительный заряд. Попадая в электрическое поле, рыба устремляется к рыбонасосу, течение воды заставляет ее войти в раструб насоса, двигаясь по которому, рыба попадает на разделочный стол. Установлено, что электрические поля на рыбу вредного воздействия не оказывают.

Применение электроневода позволило освободить от лова многих людей, увеличило количество пойманной рыбы.

  1. Что нового мы сегодня узнали на уроке?

4.Информация о домашнем задании.

(слайд 20)

Стр. 59-61 (перессказать), лаб. раб. стр. 60-61 (выполнить).

Опережающее задание: подготовить сообщение о магнитном взаимодействии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока естествознания 4кл. Моделирование природной зоны пустынь.

Урок проводится в классе обучающихся по системе Эльконина Давыдова....

Конспект урока естествознания для 5 класса по теме «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»

Конспект урока подготовлен по УМК «Физика. Химия. 5 класс» А. Е. Гуревича и др.Цель урока: познакомить учащихся с явлением диффузии, зависимости скорости ее протекания от агрегатного состояния веществ...

План-конспект урока естествознания (химия) в 6 классе ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ВЕЩЕСТВ»

Новые требования к результатам общего образования, а именно готовность выпускников решать нестандартные задачи в условиях реальной системы отношений на практике, приводит к необходимости дифференциаци...

рабочие программы по физике и естествознанию

физика 7-9 кл, 11 клестествознание 10кл...

Конспект урока естествознания в 5 классе на тему "Многообразие явлений природы"

Урок № 22Дата: 17.02Предмет: Естествознание.Класс: 5Тема урока: Многообразие явлений природы §35.Цель урока: - дать понятия о явлении природы, их многообразии и взаимосвязи...