Серия открытых уроков по теме "Работа и мощность электрического тока"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Еремяшев Николай Константинович

Серия открытых уроков по теме "Работа и мощность электрического тока" Физика 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eremyashev_razrabotki_urokov.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Серия открытых уроков учителя физики МОУ СОШ №7 Н.К. Еремяшева.

Пояснительная записка.

Преподавание предмета физика в 8 классах ведется в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений авторы Е.И. Гутник,  А.В. Перышкин Дрофа 2002г.

Используется учебник физика 8 выпуск 2003-2005гг. под редакцией А.В. Перышкина.

Количество часов по базисному плану 2 часа в неделю, 68 в год. Из них контрольных работ 3, самостоятельных 5, лабораторных 13. Используется региональный компонент 10% от общего количества часов. Уровень обучения общеобразовательный. На тему «электрические явления» выделено 27 часов.

Тема «Работа и мощность электрического тока» является заключительной и завершается контрольной работой.


Урок №47 (22)

Общая тема: Электрические явления. 27 час.

Тема урока: «Работа и мощность электрического тока».

Тип урока: комбинированный.

Форма организации обучения: учебно-практическое занятие.

Метод обучения: эвристический, частично поисковый.

Цели урока:

1) Определить работу и мощность электрического тока.

2) Сформировать экспериментально-практические умения и навыки нахождения работы и мощности электрического тока.

3) Развить познавательный интерес учащихся в процессе экспериментально-практической деятельности.

4) Воспитать добросовестное отношение к учебному труду, самостоятельности и ответственности за свои действия.

Оборудование:

а) Набор стандартного демонстрационного оборудования: источник питания, ключ, провода, амперметр, вольтметр, лампочка.

б) Набор лабораторного оборудования: 15 комплектов.

в) Раздаточный материал: физика 8кл. самостоятельные и контрольные работы Л.А. Кирик «Илекса» Москва 2005.

г) ТСО. Персональный компьютер, телевизор (программа Teach Pro).

Структура урока.

I. Организационный момент. Постановка цели урока.   2мин.

II. Проверка домашнего задания.  10мин.

III. Мобилизационное повторение, подготовка к изучению нового материала. 5мин

IV. Изучение нового материала, демонстрационный эксперимент: нахождение работы мощности электрического тока. 8мин.

V. Лабораторная работа. Закрепление нового материала. Лабораторно-практическое задание №7. Учебник Физика 8 А.В. Перышкин стр. 175     12мин.

VI. Самостоятельная работа. Проверка усвоения знаний: самостоятельная работа №22 начальный, средний уровень Л.А. Кирик       стр. 91, 92.     5мин.

VII. Постановка домашнего задания. §51-52. Задание №7 учебник Физика 8 стр. 119-123.    2мин.

В.И. Лукашик, Е.В. Ивнова. Сборник задач по физике № 1405;1417.

VIII. Подведение итогов урока.   1мин.        

IX. Резерв упр. 25(1,2,3) стр. 121 учебника.

Использованы современные технологии: ИКТ; обучение в сотрудничестве; проблемное обучение, разноуровневое обучение, групповой метод обучения.

Ход урока.

I.Озвучить цели и задачи урока, его значение и место в системе других уроков, краткое содержание и его план. Записать тему урока.

II. Проверка домашнего задания, индивидуальный опрос.

1) К доске вызываются 3 ученика для решения и разбора домашних задач.

а) Задача на расчет сложных смешанных цепей определение токов и напряжений. Л.А. Кирик 8 кл. самостоятельная работа №21 достаточный уровень №4.

б) Задача на закон Ома. В.И. Лукашик №1320, 1380.

в) Начертить схемы по фотографиям. Задача № 1362. В.И. Лукашик.

2) С классом проводится устный фронтальный опрос на закрепление основных понятий. Что такое: сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома, законы последовательного и параллельного соединения, правила сборки и соблюдение техники безопасности?

3) Проводится анализ и разбор решенных домашних задач, самопроверка с доски.

III. Переход к изучению нового материала, актуализация знаний. Для повторения правил и порядка сборки, измерения силы тока и напряжения через канал связи просматриваем фрагмент программы Teach Pro темы электродинамика: «Измерение силы тока и напряжения» (Использование ИКТ).

IV. Объяснение нового материала учителем.

1) Математический вывод формулы работы и мощности электрического тока.

U=A/q    =>   A=Uq ;       I=q/t   =>  A=UIt

Работа измеряется в Дж. [A]=1Дж=1В1А1с

P=A/t   =>   P=UI

Мощность измеряется в Вт.  [P]=1Вт=1В1А

2) Выясним, какие приборы необходимы для проведения эксперимента.

3) Проводим демонстрационный эксперимент. Находим А и Р для электрической лампочки. Прогнозируемый результат Р=0,2 Вт.

4) Сравниваем с «номинальным», который написан на лампе. Делаем вывод.

V. Выполнение лабораторной работы №7 стр. 175, согласно описанию. Работа выполняется в лабораторных тетрадях, используется стандартное оборудование в группах 2 человека. Для повышения интереса предлагаем найти работу и мощность электродвигателя. Делаем вывод, подводим итог.

Заключительный этап: сборка оборудования. Ожидаемый результат: Мощность лампочки 0,2 Вт. Электродвигателя – 1,2 Вт.

VI. Проверка усвоения знаний(дифференцированный подход), разноуровневая самостоятельная работа на два варианта. Л.А. Кирик   Физика 8. Самостоятельно контрольные работы №22 стр. 91.

I Вариант. Начальный уровень: выбор ответа № 1, 3, 5, 7. Средний уровень: решение задачи№1.

II Вариант. Начальный уровень: № 2, 4, 6, 8. Средний уровень: задача№2.

VII. Домашнее задание.   §51-52. Творческое задание №7 – самостоятельно выяснить наличие электроприборов дома и их мощность. В.И. Лукашик № 1447 – простая расчетная задача. В.И. Лукашик № 1405 – качественная задача на понимание мощности и сравнении.

VIII. Итоги урока. Выяснить, что мы узнали на уроке. Выяснить практическое значение этих знаний в жизни.

IX. Резервное упражнение.


Урок №48 (23)

Общая тема: Электрические явления. 27 час.

Тема урока: «Нагревание электрическим током. Закон Джоуля-Ленца».

Тип урока: комбинированный с элементами ролевой игры.

Форма обучения: учебно-практическая.

Метод обучения: эвристический, частично поисковый.

Цели урока:

1) Выяснить причину нагревания проводников при прохождении электрического тока. Обоснование закона Джоуля-Ленца.

2) Научить правилам пользования нагревательными приборами в быту и на производстве. Соблюдать правила техники безопасности

3) Развить познавательного интереса учащихся и любознательности.

4) Воспитать ответственность, дисциплинированность в использовании электрооборудования.

5) Осуществить экономическое воспитание учащихся.  

Оборудование:

а) Набор демонстрационного оборудования: электрическая лампа, электрический чайник, электрический утюг.

б) ТСО. Персональный компьютер, телевизор.

Структура урока.

I. Организационный момент. Постановка цели и проблемы урока.   2мин.

II. Краткое подведение итогов самостоятельной предыдущего урока. Коррекция пробелов в знаниях учащихся.  3мин.

III. Проверка выполнения домашнего задания.  5мин.

IV. Мобилизационное повторение, подготовка к изучению нового материала. 3мин

V. Изучение нового материала. 6мин.

VI. Первичное осмысление и применение знаний. Ролевая игра. 20мин

VII. Постановка домашнего задания.  3мин.

VIII. Подведение итогов урока.   3мин.

IX. Резервное задание.

Использованы современные технологии: ИКТ; проблемное обучение, ТРИЗ, технология «дебаты», ролевая игра, в содержании урока используется статистические материалы по г. Южноуральску и Челябинской обл., реализация национально-регионального компонента .

Ход урока.

I. Организационный момент, подготовка к уроку, постановка цели урока и проблемы. В городе Южноуральске по вине электрического тока в 2006г. Произошло 14 возгораний. Мы должны провести суд над электрическим током. Ток это благо или наказание?

II. Краткое подведение итогов самостоятельной работы.

1) Принцип оценивания 5 вопрос. Количество правильных ответов определяет оценку.

2) Основные ошибки.

3) Общий итог самостоятельной работы.

III. Проверка выполнения домашнего задания.

В.И. Лукашик сборник задач по физике 7-9кл. № 1416 расчетная на доске. № 1405 качественная. Дополнительный вопрос: у какой лампочки сила тока больше и почему.

IV. Мобилизационное повторение. Фронтальный опрос. Что такое сила тока, напряжение, сопротивление, мощность? В чем измеряется мощность? Как найти работу электрического тока?

V. 1) Объяснение нового материала производится учителем с помощью технических средств с применением ИКТ. Программа Teach Pro, раздел электродинамика, фрагмент «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца».

2) После просмотра видеофильма произведем математическое обоснование закона Джоуля-Ленца. Q=A=UIt – количество теплоты, выделяемое при нагревании. Используя закон Ома: U=IR ;  Q=I2Rt

3) Производим анализ формулы. От чего зависит количество выделенной энергии.

4) Примеры электрических нагревательных приборов (утюг, чайник).

VI. Ролевая игра «Суд над электричеством»

1) Вводная часть. Организационный момент. Производится формирование суда. Состав суда:   а) Судья     б) Прокурор     в) Защитники     г) Свидетели  д) «Электрический ток»   е) Присяжные заседатели

2) Ход следствия:

Прокурор зачитывает обвинительный приговор электрическому току. Перечисляет злодейства за 2006г. В челябинской области 5200 пожаров, добрая половина по вине электрического тока. Погибло 420 человек, из них 15 детей, 289 человек травмировано электрическим током. В городе Южноуральске произошло 14 пожаров по причине электрического тока. Электрический ток попадает под статьи «убийство», «причинение тяжелых телесных повреждений», «причинение вреда имуществу».

Свидетели приводят случаи из своей жизни. Защитники доказывают, что электрический ток не виноват. А виноваты люди, нарушающие технику безопасности. Перечисляют достоинства электрического тока.

 Присяжные заседатели вырабатываю правила использования электрического тока в быту, производстве и транспорте. Зачитывают правила техники безопасности.

Судья выносит решение: не виноват, состава преступления нет. (используются материалы ПЧ №33 г. Южноуральска).

VII. Постановка домашнего задания. Индивидуальное творческое задание.

 I  – выяснить расходы электроэнергии дома, какие приборы являются энергоемкими и почему? Сколько стоит электроэнергия за 1 месяц? 1 год?

II  – выяснить расходы электроэнергии в школе у зам директора по ХР. На чем можно экономить за 1 месяц? Рассчитать энергозатраты ПК у себя дома.

 III  – выяснить расходы электроэнергии в кабинете физики. Рассчитать работу 1 лампочки за 1 минуту. 2 человека готовят сообщение по городским сетям и расходам электроэнергии в городе и ЮУГРЭС.

VIII. Подведение итогов урока.

1) Значение электрического тока в жизни человека.

2) Необходимость знаний техники безопасности

3) Оценка деятельности учащихся на уроке, выставление оценок.

IX. Резерв №1428, 1430 В.И. Лукашик сборник задач по физике 7-9кл .


Урок №49 (24)

Общая тема: Электрические явления. 27 час.

Тема урока: «Использование электроэнергии, расчет стоимости электроэнергии».

Тип урока: деловая игра.

Форма обучения: учебно-практическая.

Метод обучения: проблемный, исследовательский.

Цели урока:

1) Произвести расчет стоимости электроэнергии для различных видов деятельности человека.

2) Выяснить возможности экономии электроэнергии.

3) Развить умение рассчитывать затраты электроэнергии и ее стоимость.

4) Воспитать экономное, рациональное отношение к потреблению электроэнергии.  

5) Воспитать самостоятельность мышления, умение объяснять свои позиции, независимость взглядов.

6) Экологическое воспитание.

Оборудование: микрокалькуляторы (у каждого учащегося), электрический измерительный счетчик.

Структура урока.

I. Организационный момент. Постановка цели и проблемы урока.   2мин.

II. Теоретическое обоснование проблемы, ее техническое решение.  5мин.

III. Постановка главной задачи командам.  5мин.

IV. Выполнение задания по инструкции по командам. 15мин

V. Обсуждение и проверка полученных результатов, их коррекция. Выработка инструкции частного пользователя. 10мин.

VI. Решение проблемы. Подведение итогов. 3мин

VII. Постановка домашнего задания.  2мин.

VIII. Резервное задание. 3мин

Использованы современные технологии: обучение в сотрудничестве, интегрированное обучение, ИКТ, технология деловой игры, групповой метод работы, здоровье сберегающая технология, технология творческих мастерских, проблемное обучение.

Ход урока.

I. Организационный момент. Выявляется учителем уровень подготовки учащихся по творческим домашним заданиям, использование Интернет справочного материала, информации от родителей. Класс разбивается на команды по заданиям по 4 человека. Всего возможно 6-7 команд.

II. Теоретическое обоснование учителем. Всё что создано природой и человеком имеет свою стоимость С. Элементом стоимости является цена Z – стоимость определенной единицы. Оценочной величиной для электроэнергии является 1кВтчас. 1кВтчас=1000Вт3600с=3,6*105Дж. Отсюда следует С=ZPt.            Где С- Стоимость электроэнергии, Z- цена электроэнергии за 1 кВтчас, Р- мощность в кВт, t- время в часах.

Общая стоимость складывается из суммы стоимости отдельных элементов. Электроэнергия вырабатывается на электростанциях. Используется углеводородное топливо и другие виды энергии. Наносится колоссальный вред экологии, сжигается ценный экологический продукт. Далее следует краткое выступление учащихся по ЮУГРЭС и ее проблемах. По 3-4 минуты, сообщения готовятся заранее.

III. Постановка задачи командам. 

Команды формируются по 4-5 человек добровольно.

1 задание. Рассчитать энергозатраты и стоимость электроэнергии за 1 месяц среднестатистической семьи из 4 человек в трехкомнатной квартире.

2 задание (частично поисковое). Рассчитать энергозатраты и стоимость электроэнергии школы №7 за 1 месяц учитывая все оборудование кабинетов.

3 задание (творческое). Рассчитать энергозатраты и стоимость электроэнергии для вашего будущего предприятия за 1 месяц. Задания выбираются командой добровольно.

IV. Выполнение задания. Инструкция выполнения.

1) Определить наличие электрооборудования и мощность электрических приборов. Записать мощность в таблице.

2) Выделить наиболее энергоемкие и пожароопасные.

3) Рассчитать количество часов в рабочем состоянии за день, за месяц.

4) Определить стоимость электроэнергии потребляемой за день, за месяц.

5) Определить общую стоимость электроэнергии за месяц, сравнить с реальной (узнали у родителей) и вычислить % от всего семейного бюджета.

6) Предложить варианты экономии электроэнергии и снижение стоимости.

7) Определить последствия при снижении потребления электроэнергии.

Прибор

Р, кВт

Кол-во часов в день

Кол-во часов в месяц

Z, руб/кВт

Стоимость за день

Стоимость за месяц

% от бюджета семьи

V. Обсуждение результатов. 

1) Заслушиваются результаты всех команд. Дается оценка с учетом степени сложности задания.

2) Выясняем возможности сокращения расходов.

3) Составляем рекомендации для частного пользователя электроэнергии.

4) Представителям команд пройти по школе, выяснить, сколько ламп горит по этажам в коридорах.

VI. Подведение результатов. Оценка деятельности учащихся. Ребятам предлагается участвовать в конкурсе плакатов «Экономь электроэнергию».

VII. Домашнее задание. Учебник физика 8 §52, 54, 55. В.И. Лукашик № 1432, 1433

VIII. Резервное задание. Придумать лозунги по теме «Электрический ток наш друг».


Урок №50 (25)

Общая тема: Электрические явления. 27 час.

Тема урока: «Электрический ток».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма обучения: учебно-практическая.

Метод обучения: эвристический, частично поисковый.

Цели урока:

1) Повторить и систематизировать основные знаний по теме электрические явления.

2) Сформировать умения и навыки применять знания по теме электрические явления.

3) Умственное воспитание: овладеть системой знаний о природе электрического тока и законах  электродинамики.

Оборудование: ТСО, персональный компьютер, телевизор, программа Teach Pro. Раздаточный материал: сборник самостоятельных и контрольных задач. Физика 8 Л.А. Кирик.

Структура урока.

I. Организационный момент. Постановка цели и проблемы урока.   2мин.

II. Проверка домашнего задания. Мотивация учебной деятельности, через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний.  8мин.

III. Систематизация и повторение знаний по теме. 10мин.

IV. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя (задания дифференцируемы). 20мин

V. Обобщение результатов выполняемых заданий. Подведение итогов. 3мин.

VI. Постановка домашнего задания.  2мин.

Использованы современные технологии: обучение в сотрудничестве,  ИКТ, проблемное обучение, технология ТРИЗ, технология системного подхода, дифференцированный подход.

Ход урока.

I. Организационный момент. Постановка целей урока.

Учитель определяет значимость урока, его место в системе других уроков. Создается потребность внутренней мотивации в систематизации знаний, для подготовки к контрольной работе, то есть в реализации и их применении.

II. Проверка домашнего задания, индивидуальный опрос. Проверяется решение задач № 1432, учащийся решает задачу № 1433 у доски, классу предлагается задача «ТРИЗ» Г. Иванов, Москва, «Просвещение», 1994г. «Формулы творчества или как научится изобретать» задача № 69 стр. 106. Из под кожуха шлифовального станка выбивается пыль, частицы ее малы, и они часами висят в воздухе. Фильтры не улавливают ее. Как очистить воздух? Ведется обсуждение, предлагаются варианты.

Правильный ответ: под кожухом ставятся разрядники «+» и «-». Частицы взаимодействуют и притягиваются к разрядникам.

III. Закрепление и систематизация знаний.

1) Основный понятия темы, фронтальный опрос. Что такое: электрический заряд, электрическое поле, электрический ток, напряжение, сопротивление, работа электрического тока, мощность электрического тока.

2) Выясняются  физический смысл единиц измерения. 1 Кл, 1А, 1В, 1Ом, 1Дж, 1Вт.

3) Записываются основные законы электродинамики.

Закон сохранения электрического заряда q1+q2+q3+…=const.

Закон Ома I=U/R.

Законы последовательного соединения I0=I1=I2. U0=U1+U2. R0=R1+R2.

Законы параллельного соединения. I0=I1+I2. U0=U1=U2. 1/R0=1/R1+1/R2.

Закон Джоуля-Ленца. Q=I2Rt.

Правило нахождения стоимости электрического тока. C=ZPt.

Выясняется область применения знаний: эксплуатация бытового электрооборудования, использование электродвигателей в производстве и транспорте, производство и использование электроэнергии.

IV. Закрепление и применение знаний. Решение разноуровневой самостоятельной работы. Л.А. Кирик. Физика 8. Самостоятельные и контрольные работы на два варианты, стр. 165 средний, достаточный стр. 164, высокий стр. 170. Уровень сложности выбирается учащимся. Решение происходит под руководством учителя.

V. Обобщение результатов самостоятельной деятельности учащихся. Мобилизация на проведение контрольной работы по теме «Электрические явления».

VI. Домашнее задание. В.И. Лукашик, Иванова. Сборник задач по физике 7-9 кл. №1288, 1323, 1360. Подготовка к разноуровневой контрольной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физике в 11 классе "Работа и мощность электрического тока. Действие тока на организм человека"

Данная разработка поможет учителю организовать интересный урок с заполнением   структурной схемы по теме (теоретическая часть работы)  и выполнением практической части исследовательской рабо...

Открытый урок по теме "Мощность электрического тока". 8 класс

Вашему вниманию предлагаю конспект урока по теме "Мощность электрического тока" в разделе физики 8 класса "Электрические явления". Урок комбинированный с использованием лабораторного оборудования....

Урок с применением сингапурской методики "Работа и мощность электрического тока. Измерение физических величин: работы и мощности тока"

Тип урока: Комбинированный: сочетание урока лекции с уроком – практикумом.Цель урока: через теоретическое обоснование показать практическое применение полученных знаний на примере расчета стоимости из...

Открытый дистанционный урок по теме: «Работа и мощность электрического тока».

Тип урока: формирование новых знаний. Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с физическими величинами: ра¬бота и мощность тока; помочь усвоить формулы, позволяющие определить эти величи...

Открытый урок в 8 кл. на тему: "Работа и мощность электрического тока"

Открытый урок в 8 кл. на тему: "Работа и мощность электрического тока", который я давала для аттестации, методических объединениях и в рамках недели физики в школе....

Открытый урок в 10 кл. на тему: "Работа и мощность электрического тока"

Открытый урок в 10 кл. на тему: "Работа и мощность электрического тока"...

Открытый урок по теме «Работа и мощность электрического тока»

Открытый урок по теме «Работа и мощность электрического тока»....