разработка урока по теме "Механические колебания" 9 класс
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Афанасьева Галина Петровна

Данный урок разработан по технологии концентрированного обучения, являлся открытым показательным уроком на семинаре по  применению технологии концентрированного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_fizike_v_9_klasse_po_teme.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Гильбиринская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок по физике в 9 классе

по теме «Механические колебания»

с применением технологии концентрированного обучения

Разработала: Афанасьева Г.П., учитель физики

I квалификационной категории

с.Кокорино, 2012г.

ЦЕЛЬ: актуализация знаний и умений по теме «Механические колебания»

ЗАДАЧИ:

  1. Осуществление промежуточного контроля умений решать задачи;
  2. Совершенствование работы учащихся в парах
  3. Развитие речи учащихся и умений оценки и взаимооценки

1УРОК

I. Повторение

1.Фронтальный опрос:

1)Какое движение называется колебательным?

2)Назовите основную характеристику разнообразных колебаний.

3)Назовите виды колебаний, которые вы знаете.

4)Назовите модели маятников.

5)Посмотрите на слайды, найдите на картинках свободные и вынужденные колебания.(слайд )

6)У всех на партах есть таблицы, предлагаю заполнить данные таблицы в парах. Кто заполнит быстрее, выходит и заполняет таблицу оформленную на доске, используя формулы лежащие на столе.

2. Практическая лабораторная работа в группах. Внимательно прочитайте условия выполнения лабораторной работы, выполните работу, сделайте вывод и 1 человек от группы представит результаты работы по плану. (слайд)

3.Сейчас подведем общие итоги лабораторных работ:

Период математического маятника зависит от: длины маятника

Период пружинного маятника зависит от: массы тела и жесткости пружины

2УРОК

  1. Сейчас мы отправляемся в мир решения качественных и расчетных задач и проведем урок – эстафету. В нашей эстафете  играют 6 вариантов  и эстафета состоит из 3 туров:
  1. I тур «ТЫ МНЕ – Я ТЕБЕ» - решение качественных задач (в конверте листки фиолетового цвета). Внимательно прочитываем задачу и записываем ответ в тетрадь, таких задач две. За правильное решение задачи 1 балл. Ответы проверяем в динамических парах, выслушивая собеседника из другого варианта. (ответы на слайдах). За каждую правильно решенную задачу ставим соседу баллы в тетрадь.
  2. II тур «РЕШИ И ОБЪЯСНИ» - решение расчетных задач (в конверте листы зеленого цвета). За правильное решение расчетной задачи – 2 балла. В каждом варианте 2 задачи, внимательно прочитываем задачу, записываем условия, основные формулы, переводим единицы физических величин в систему СИ и решаем. После решения самые быстрые оформляют решение на доске или А-4 и магнитом к доске. Другие обмениваются решениями в динамических парах, с учащимися из другого варианта. После проверки ставим соседу заслуженные баллы.
  3. III тур «ПОБЕГУШКИ» - решение расчетных задач, взятых из части С ГИА 2009, 2010 г., 2011г. (достаём из конвертов листки голубого цвета). У всех на столе есть тетрадные листки, на которых вам необходимо оформить решение задачи и бегом к учителю. Если задача решена правильно, то вы приступаете к решению второй задачи. Если решение неправильное, возвращаемся и продолжаем решение. За правильное решение данной расчетной задачи – 2 балла. Проверяем решение и учитель ставит вам баллы.

А теперь подсчитаем количество набранных баллов:

9-10 баллов – «5»;

7-8 баллов – «4»;

5 баллов – «3».

  1. Самостоятельная работа – контрольный тест (10 минут).  Обмениваемся тетрадями и проверяем тест соседа. Сдаем тетради на проверку.
  2. Записываем домашнее задание. Самостоятельно разобрать тему «Механические волны» §31-33, УПР28 (1,2,3).До свидания! Спасибо за урок!

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Задания лабораторных работ

Задание первой группы:

Выполнить лабораторную работу: «Определение зависимости периода колебаний от длины маятника».

Ответить на вопросы:

  1. На примере какой колебательной системы выполнялась лабораторная работа?
  2. Какие формулы использовались для определения зависимости периода колебаний от длины маятника?
  3. Какой вывод можно сделать из своего исследования?

Лабораторная работа: «Определение зависимости периода колебаний от длины маятника».

Цель: Выяснить, как зависит период свободных колебаний от длины маятника.

Оборудование: Маятник, часы, груз, линейка.

Ход работы:

  1. Соберите нитяной маятник, длиной нити 60 см.
  2. Отклоните груз на небольшой угол и отпустите его.
  3. С помощью секундной стрелки измерьте промежуток времени, за который маятник совершил 20 полных колебаний.
  4. Повторите опыт при меньшей длине нити.
  5. Сделайте вычисления и заполните таблицу.
  6. Сделайте вывод по вашим исследованиям.

№ опыта

Длина нити, L (м)

Число колебаний (N)

Период Т (с)

 

 

20

 

 

 

20

 

Вычисления. Вывод.

Задание второй группы:

Выполнить лабораторную работу: «Определение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника».

Лабораторная работа: «Определение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника».

Цель: Рассчитать ускорение свободного падения с помощью формулы периода математического маятника.

Оборудование: Часы с секундной стрелкой, линейка, груз, штатив.

Ход работы:

  1. Установить на краю стола штатив. К нему подвесить груз на нити. Груз должен висеть на высоте 3-4 см от пола.
  2. Измерить длину нити маятника.
  3. Отклонить груз в сторону на небольшой угол и отпустить его.
  4. Заполнить таблицу и вычислить ускорение свободного падения по формуле g=4П2lN2/t.
  5. Сделайте вывод.

№ опыта

Число колебаний (N)

Время колебаний

Длина нити

 

20

 

 

Вычисления.

Вывод.

Задание третьей группы:

Выполнить лабораторную работу: «Определение зависимости периода колебаний от массы груза».

Ответить на вопросы:

  1. На примере какой колебательной системы выполнялась лабораторная работа?
  2. Какие формулы использовались для определения зависимости?
  3. Какой вывод можно сделать из своего исследования?

Лабораторная работа: «Определение зависимости периода колебаний от массы груза».

Цель: Выяснить, как зависит период свободных колебаний от массы груза.

Оборудование: Пружина, грузы разной массы.

Ход работы:

  1. Подвесьте к пружине динамометра один из грузов
  2. Измерьте промежуток времени 5 колебаний.
  3. Повторите опыт с грузом другой массы.
  4. Сделайте вычисления и заполните таблицу.
  5. Сделайте вывод по вашим исследованиям.

№ опыта

Масса груза (кг)

Жесткость пружины (Н/м)

Период Т (с)

 

 

40

 

 

 

40

 

Вычисления. Вывод.

Задание четвертой группы:

Выполнить лабораторную работу: «Определение зависимости периода колебаний от жесткости пружины».

Ответить на вопросы:

  1. На примере какой колебательной системы выполнялась лабораторная работа?
  2. Какие формулы использовались для определения зависимости?
  3. Какой вывод можно сделать из своего исследования?

Лабораторная работа: «Определение зависимости периода колебаний от жесткости пружины».

Цель: Выяснить, как зависит период свободных колебаний от жесткости пружины.

Оборудование: Пружины разной жесткости, груз определенной массы.

Ход работы:

  1. Определите жесткость каждой пружины с помощью закона Гука: | Fупр|= kx, где x — удлинение пружины. (Измерьте длину пружины в обычном состояние, а затем с грузом; разница и будет удлинение.)
  2. С помощью формулы для вычисления периода колебаний определите Т.
  3. Повторите опыт с другой пружиной.
  4. Сделайте вычисления и заполните таблицу.
  5. Сделайте вывод .

№ опыта

Масса груза (кг)

Жесткость пружины (Н/м)

Удлинение пружины (м)

Период Т (с)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вычисления.

Вывод.

2.Качественные и расчетные задачи

Качественные задачи по теме «Механические колебания»

Вариант 1

1.Почему солдатам приказывают идти не в ногу, когда они проходят через мост?

2.Изменится ли период колебания качелей, если вместо одного человека сядут двое?

Вариант 2

1.При некоторой скорости вращения швейной машины стол, на котором она стоит, иногда сильно раскачивается. Почему?

2.Для какой цели «чечевица» маятника часов не закрепляется неподвижно на его стержне, а надевается на него таким образом, что ее можно передвигать по этому стержню вверх и вниз и закреплять на любой высоте?

Вариант 3

1.Для чего все вибрирующие установки (моторы, генераторы и др.) ставятся на специальные амортизаторы?

2.В ведре несут воду. После того как сделано несколько шагов, вода начинает расплескиваться. Почему?

Вариант 4

1.Как изменится период колебаний математического маятника, если его длина уменьшится в 9 раз?

2.Часы отстают. Увеличить или уменьшить нужно длину маятника, чтобы они ходили точно?

Вариант 5

1.Как изменится период колебаний груза на пружине, если массу груза уменьшить в 4 раза?

2.Вас раскачивают на качелях. Меняется частота ваших колебаний при увеличении амплитуды колебаний?

Вариант 6

1.Обезьянка качается на лиане. Изменится ли период колебаний этого «маятника», если к ней прицепится еще одна обезьянка?

2.Как будет изменяться период колебаний математического маятника, если его поднять над поверхностью Земли?

Расчетные задачи по теме «Механические колебания»

Вариант 1

  1. Спиральная пружина обладает жесткостью k=25 Н/м. Определите, тело какой массой m должно быть подвешено к пружине, чтобы за 1 минуту оно совершало 25 колебаний. 

2.За 20 секунд тело совершило 200 колебаний. Какова частота ν и период Т колебаний?

Вариант 2

  1. Гармонические колебания величины х описываются уравнением

х=0,02 cos6πt, м. Определите: 1)амплитуду колебаний; 2) циклическую частоту; 3) частоту колебаний; 4) период колебаний. 

2.Игла швейной машины делает 600 полных колебаний в одну минуту. Какова частота ν колебаний иглы?

Вариант 3

1.Сколько колебаний совершит поплавок за 15 секунд, если он колеблется с периодом Т=0,5с.?

2.Период колебаний математического маятника 1с. Определите длину маятника.

Вариант 4

1. Гармонические колебания величины х описываются уравнением

х=1,2sin 9πt, м. Определите: 1)амплитуду колебаний; 2) циклическую частоту; 3) частоту колебаний; 4) период колебаний. 

2.На пружине жесткостью 100 Н/м подвешен груз массой 0,25 кг. Определите период Т и частоту ν колебаний маятника.

Вариант 5

1. Гармонические колебания величины х описываются уравнением

х=5,5 cos3πt, м. Определите: 1)амплитуду колебаний; 2) циклическую частоту; 3) частоту колебаний; 4) период колебаний. 

2.Какое значение получил ученик для ускорения свободного падения при выполнении лабораторной работы, если маятник длиной 80 см совершил за 1 мин. 34 колебания?

Вариант 6

1.Найдите массу груза, который на пружине жесткостью 250 Н/м делает 20 колебаний за 16 секунд.

2.Определите период и частоту колебаний маятника, если маятник совершил 50 колебаний за 25 секунд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"

Тема  урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...

Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"

В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС  были выбраны и физические упраж...

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок по информатике "Клавиша точных построений" на тему "Точные построения графических объектов". Разработка урока для 5-х классов

Оборудование: компьютерный класс, на компьютерах операционная система Linux, мультимедийный проектор, Приложение 1 (презентация по данной теме) раздаточный материал « Мои достижения на уроке» Приложен...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...