Рабочая программа
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

Польдяева Валентина Яковлевна

Рабочая программа по физике 7-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._programmy_po_fizike_7-9_kl.doc646.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план по физике для 7 класса



п/п

№№

п/п

Наименование разделов и тем


Вид занятия

Количество часов

Виды самосто

ятель-

ной работы

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

1

Введение. (4)

4

1

1.1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

Лекция

1

2

1.2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

1

3

1.3

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора (мензурки)».

Беседа, лабораторная работа по инструкции

1

Л.Р/1

4

1.4

Физика и техника.

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества.  (6)

6

5

2.1

Строение вещества. Молекулы.

1

6

2.2

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел». Лабораторная работа №4 «Измерение объёма тела».

1

Л.Р/1

7

2.3

Диффузия в газах,  жидкостях и твёрдых телах.

1

8

2.4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

9

2.5

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

1

10

2.6

Зачёт (тест) по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества».  

1

С.Р/1

3

Взаимодействие тел.(22)

22

11

3.1

Механическое движение. Траектория. Путь. Относительность движения.

1

12

3.2

Скорость в механическом движении. Единицы скорости.

1

13

3.3

Расчёт пути и времени движения.

1

14

3.4

Инерция.

1

15

3.5

Взаимодействие тел.

1

16

3.6

Масса тела.

1

17

3.7

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Лаб.раб.№4 «Измерение объема тела»

1


Л.Р/1

18

3.8

Плотность вещества.

1

19

3.9

Расчёт массы и объёма тела по его плотности. Лаб.раб.№4 «Измерение объема тела»

1

Л.Р/1

20

3.10

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Определение плотности твёрдого тела».

1

Л.Р/1

21

3.11

Решение задач по теме:

«Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» .

1

22

3.12

Контрольная работа по теме: « Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

1

К.Р/1

23

3.13

Сила. Явление тяготения. Сила тяготения.

1

24

3.14

Сила упругости. Закон Гука.

1

25

3.15

Вес  тела.

1

26

3.16

Динамометр. Инструктаж по ТБ .Лабораторная работа №6 «Градуирование динамометра и        измерение    с его помощью сил».

1

Л.Р/1

27

3.17

Равнодействующая сил.

1

28

3.18

Решение задач по теме: «Сила».

1

29

3.19

Решение задач по теме: «Сила». Самостоятельная работа по теме: «Сила».

1

С.Р/1

30

3.20

Сила трения.

1

31

3.21

Решение задач по теме: «Силы в механике».

1

32

3.22

Контрольная работа по теме:

«Силы в механике».

1

К.Р/1

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.  (23)

23

33

4.1

Давление. Давление в природе и технике.

1

34

4.2

Решение задач по теме: «Давление твёрдых тел».

1

35

4.3

Давление газа. Закон Паскаля.

1

36

4.4

Решение задач по теме: «Давление твёрдых тел и газов».

1

37

4.5

Решение задач по теме: «Давление твёрдых тел и газов».  Самостоятельная работа по теме: «Давление твёрдых тел и газов».

1

38

4.6

Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.

1

39

4.7

Решение задач по теме:» Гидростатическое давление, сообщающиеся сосуды».

1

40

4.8

Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

1

41

4.9

Поршневой жидкостный насос.

1

42

4.10

Атмосфера и атмосферное давление.

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

43

4.11

Решение задач по теме: «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

1

44

4.12

Контрольная работа по теме: «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

1

45

4.13

Действие жидкостей и газов на погружённое в них тело.

1

46

4.14

Закон Архимеда.

1

47

4.15

Решение задач по теме: «Закон Архимеда».

1

48

4.16

Инструктаж по ТБ .Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело»..

1

Л.Р/1

49

4.17

Плавание тел.

1

50

4.18

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

Л.Р/1

51

4.19

Плавание судов

1

52

4.20

Воздухоплавание.

1

53

4.21

Решение задач по теме: «Плавание судов. Воздухоплавание».

54

4.22

Решение задач по теме: «Архимедова сила. Условия плавания тел».

1

55

4.23

Контрольная работа по теме: «Архимедова сила. Условия плавания тел».

1

К.Р/1

5

Работа и мощность. Энергия.(13)

13

56

5.1

Механическая работа.

1

57

5.2

Мощность.

1

58

5.3

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

59

5.4

Момент силы.

1

60

5.5

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

Л.Р/1

61

5.6

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики».

1

62

5.7

Решение задач по теме: Золотое правило механики».

1

63

5.8

Коэффициент полезного действия.

1

64

5.9

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 10 «Определение КПД наклонной плоскости».

1

Л.Р/1

65

5.10

Энергия. Закон сохранения энергии.

1

66

5.11

Решение задач на итоговое повторение.

1

67

5.12

Итоговая контрольная работа.

1

К.Р/1

68

5.13

Итоговый урок.

1

Итого (68)

68

                                            Календарно-тематический план по физике для 8 класса



п/п

№№

п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Количество часов

Виды самостоятель –

ной работы

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

1

Повторение(3)

3

1

1.1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Повторение.

1

2

1.2

Повторение.

1

3

1.3

Стартовая контрольная работа.

1

К.Р/1

2

Тепловые явления  (12)

12

4

2.1

Тепловое движение. Внутренняя энергия.

1

5

2.2

Виды теплопередачи. Применение теплопередачи в природе и технике.

1

6

2.3

7

2.4

Количество теплоты, удельная теплоёмкость. Самостоятельная работа по теме: «Виды теплопередачи».

1

8

2.5

Решение задач по теме «Количество теплоты».

1

9

2.6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».

1

Л.Р/1

10

2.7

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1

Л.Р/1

11

2.8

Энергия топлива. Теплота сгорания топлива.

1

12

2.9

Решение задач по теме « «Теплота сгорания топлива»

1

13

2.10

Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

1

14

2.11

Решение задач по теме «Тепловые явления».

1

15

2.12

Контрольная работа по теме «Тепловые явления».

1

К.Р/1

3

Изменение агрегатных состояний вещества  (11)

11

16

3.1

Плавление и кристаллизация твёрдых тел.

1

17

3.2

Решение задач по теме: «Плавление и кристаллизация твёрдых тел».

18

3.3

Испарение и конденсация.

1

19

3.4

Кипение.

1

20

3.5

Решение задач по теме: «Испарение и конденсация».

1

21

3.6

Объяснение изменения агрегатных состояний на основании атомно-молекулярного учения.

1

22

3.7

Паровая турбина. Холодильник.

1

23

3.8

Двигатель внутреннего сгорания.

1

24

3.9

Экологические проблемы использования тепловых машин.

1

25

3.10

Обобщающий урок

1

26

3.11

Контрольная работа по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

1

К.Р/1

4

Электрические явления  (26)

 26

27

4.1

Электризация тел. Два вида зарядов.

1

28

4.2

Электроскоп. Электрическое поле.

1

29

4.3

Дискретность электрического заряда.

1

30

4.4

Строение атома. Схема опыта Резерфорда…

1

31

4.5

Объяснение электризации на основе электронных представлений.

1

32

4.6

Электрический ток. Электрическая цепь.

1

33

4.7

Действия электрического тока. Сила тока.

1

34

4.8

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

1

Л.Р/1

35

4.9

Электрическое напряжение.

1

36

4.10

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

1

Л.Р/1

37

4.11

Электрическое сопротивление.

1

38

4.12

Реостаты. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом».

Л.Р/1

39

4.13

Закон Ома для участка электрической цепи.

1

40

4.14

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6 «Исследование зависимости силы тока в проводнике при постоянном сопротивлении».

1

Л.Р/1

41

4.15

Последовательное  соединение проводников.

1

42

4.16

Параллельное соединение проводников.

1

43

4.17

Решение задач на типы соединений.

44

4.18

Обобщающий урок.

1

45

4.19

Контрольная работа по теме «Электрические явления».

1

К.Р/1

46

4.20

Работа и мощность электрического тока.

1

47

4.21

Закон Джоуля-Ленца.

1

48

4.22

Решение задач по теме «Работа и мощность электрического тока».

1

49

4.23

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7 «Измерение работы и мощности электрического тока».

1

Л.Р/1

50

4.24

Счётчик электрической энергии. Расчёт потребления электроэнергии.

1

51

4.25

Лампа накаливания. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

1

52

4.26

Контрольная работа по теме «Работа и мощность электрического тока».

1

К.Р/1



5

Электромагнитные явления (6)

6

53

5.1

Магнитное поле тока.

1

54

5.2

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и исследование его действия».

1

1

55

5.3

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

1

56

5.4

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока. Динамик и микрофон.

1

57

5.5

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 9 «Изучение электродвигателя постоянного тока».

1

Л.Р/

58

5.6

Зачёт по теме «Электромагнитные явления».

1

С.Р/1

6

Световые явления  (10)

10

59

6.1

Источники света. Прямолинейное распространение света.

1

60

6.2

Отражение света, законы отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

1

61

6.3

Преломление света.

1

62

6.4

Линзы.

1

63

6.5

Построение изображений с помощью линзы.

1

64

6.6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 10 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.».

1

Л.Р/1

65

6.7

Оптические приборы. Глаз.

1

66

6.8

Решение задач на итоговое повторение.

1

67

6.9

Итоговая контрольная работа.

1

К.Р/1

68

6.10

Итоговый урок.

1

Итого (68)

68

                           Календарно-тематический план по физике для 9 класса



п/п

№№

п/п

Наименование разделов и тем


Вид

занятия

Всего часов

Виды

самостоятельн-

ной работы, ч.

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактически

1

Повторение (3)

3

1

1.1

Повторение курса физики 8 класса

1

2

1.2

Повторение курса физики 8 класса

1

3

1.3

Стартовая контрольная работа

1

К.Р/1

2

Законы движения и взаимодействия тел (27)

27

2

4

2.1

Механическое движение. Траектория, путь и перемещение.

1

5

2.2

Прямолинейное равномерное движение

1

6

2.3

Графическое представление движения.

1

7

2.4

Самостоятельная работа по теме: «Прямолинейное равномерное движение».

1

С/Р1

8

2.5

Прямолинейное равноускоренное движение.

1

9

2.6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

10

2.7

Графическое представление прямолинейного равноускоренного движения.

1

11

2.8

Решение задач на уравнение прямолинейного равноускоренного движения.

1




12

2.9

Самостоятельная работа по теме: «Прямолинейное равноускоренное движение».

1

С/Р1

13

2.10

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1

Л.Р/1

14

2.11

Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

1

15

2.12

Контрольная работа по теме: « Законы кинематики».

1

К.Р/1

16

2.13

Первый закон Ньютона.

1

17

2.14

Второй закон Ньютона.

1

18

2.15

Третий закон Ньютона.

1

19

2.16

Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1

20

2.17

Решение задач на тему: « Свободное падение».

1

21

2.18

Закон всемирного тяготения.

1

22

2.19

Сила тяжести и ускорение свободного падения.

1

23

2.20

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения».

1

Л.Р/1

24

2.21

Равномерное движение по окружности

1

25

2.22

Движение искусственных спутников.

1

26

2.23

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

27

2.24

Реактивное движение.

1

28

2.25

Решение задач на тему: «Закон сохранения импульса».

1

29

2.26

Обобщающий урок по теме: «Законы динамики».

1



30

2.27

Контрольная работа по теме: Законы динамики.

1

К.Р/1

3

Механические колебания и волны (10)

10

31

3.1

Свободные и вынужденные колебания

1

32

3.2

Величины, характеризующие колебательное движение.

1

33

3.3

Лабораторная работа №3 « Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити».

1

Л.Р/1

34

3.4

Превращение энергии при колебаниях. Резонанс.

1

35

3.5

Распространение колебаний в упругой среде.

1

36

3.6

Звуковые волны. Характеристики звука.

1

37

3.7

Распространение звука. Скорость звука. Звуковой резонанс.

1

38

3.8

Отражение звука. Эхо.

1

39

3.9

Обобщающий урок по теме: «Механические колебания и волны».

1

40

3.10

Контрольная работа по теме: « Колебания и волны».

1

К.Р/1

4

Электромагнитное поле (17)

17

41

4.1

 Магнитное поле.

1

42

4.2

Графическое изображение магнитного поля.

1

43

4.3

Действие магнитного поля на проводник с током.

1

44

4.4

Индукция магнитного поля.

1

45

4.5

Магнитный поток.

1

46

4.6

 Явление электромагнитной индукции.

1


47

4.7

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

Л.Р/1

48

4.8

Получение переменного электрического тока..

1

49

4.9

Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние..

1

50

4.10

Электромагнитное поле.

1

51

4.11

Электромагнитные волны.

1

52

4.12

Конденсатор. Колебательный контур. Принципы радиосвязи.

1

53

4.13

Шкала электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на человека.

1

54

4.14

Электромагнитная природа света. Преломление света.

1

55

4.15

Дисперсия. Типы спектров.

1

56

4.16

Обобщающий урок

1

57

4.17

Контрольная работа по теме: «Электромагнитные явления».

1

К.Р/1

5

Строение атома и атомного ядра (11)

11

58

5.1

Радиоактивность, как свидетельство сложного строения атома. Строение атома, схема опыта Резерфорда

1

59

5.2

. Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

60

5.3

Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц

1

61

5.4

Лабораторная работа №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

1

Л.Р/1

62

5.5

Открытие протона и нейтрона Состав атомного ядра, ядерные силы.

1

63

5.6

Энергия связи. Дефект масс

1

64

5.7

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор.

1

65

5.8

Лабораторная работа №6 «Изучение деления  ядра атома урана по фотографии треков».

1

Л.Р/1

66

5.9

Термоядерные реакции.  Атомная энергетика .Биологическое действие радиации.

1

67

5.10

Обобщающий урок.

1

68

5.11

Итоговая контрольная работа.

1

К.Р/1

Итого (68)

68

14

Тематическое планирование по дисциплине «Физика -7класс».

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I.

Название изучаемой темы №I «Введение»

4

3

1

-

-

-

II.

Название изучаемой темы №II «Первоначальные сведения о строении вещества»

6

4

1

1

-

-

III.

Название изучаемой темы №III «Взаимодействие тел»

22

17

3

2

-

-

 4.

Название изучаемой темы №4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

23

19

2

2

-

-

 5.

Название изучаемой темы №5 «Работа и мощность. Энергия»

13

10

2

1

-

-

Итого

68

52

10

6

-

-

Тематическое планирование по дисциплине «Физика – 8 класс»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I.

Название изучаемой темы №I

«Повторение»

3

2

-

1

-

-

II.

Название изучаемой темы №II

«Тепловые явления»

11

9

2

1

-

-

III.

Название изучаемой темы №3

«Изменение агрегатных состояний вещества»

11

10

-

1

-

-

 4

Название изучаемой темы №4

«Электрические явления»

26

20

4

1

-

1

5

Название изучаемой темы №5

«Электромаг-

нитные явления»

6

4

1

1

-

-

6

Название изучаемой темы №6

«Световые явления»

11

9

1

1

-

-

 

Итого

68

53

8

6

1

Тематическое планирование по дисциплине «Физика –9 класс»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I.

Название изучаемой темы №I «Повторение»

3

2

-

1

-

-

II.

Название изучаемой темы №II «Законы движения и взаимодействия тел»

27

23

2

2

-

-

III.

Название изучаемой темы №III «Механические колебания и волны»

10

8

1

1

-

-

 4

Название изучаемой темы №4 «Электромагнитное поле»

17

15

1

1

-

-

5

Название изучаемой темы №5 «Строение атома и атомного ядра»

11

8

2

1

-

-

 

Итого

68

56

6

6

-

-

Рабочая программа по физике 7 класс

(УМК  Перышкин А. В. )

Пояснительная записка

    Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

      Знание физики необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, ОБЖ.

      Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса "Физика" приведены в разделе "Требования к уровню подготовки выпускников", который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика "Знать/понимать" включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.

Рубрика "Уметь" включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных данных. Приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина 2008 года издания, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 10 лабораторных работ, 6 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).  

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

Содержание программы учебного предмета.

(68 часов)

Физика и физические методы изучения природы. (4 ч)

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты.

Определение цены деления шкалы измерительного прибора (мензурки).

Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации.

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел. (22 ч)

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью  весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы.  Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Демонстрации. Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Лабораторные работы.

Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Градуирование динамометра и измерение с его помощью сил.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (23 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

 Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Лабораторные работы.

Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия. (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой.  Методы измерения работы, мощности и энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации. Простые механизмы.

Лабораторные работы.

Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.                                                                                                                                                                Из рабочей программы исключены лабораторные работы, описание которых отсутствует в учебно-методическом комплекте.

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой  темы и всего курса в целом.

Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная и дополнительная литература:

Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.

Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.

Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.

Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2008

Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.

Оборудование и приборы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.

 

Рабочая программа по физике 8 класс

(УМК  Перышкин А. В.)

Пояснительная записка

 Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

     освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

      овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

   воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

     использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения:

Обязательные результаты изучения курса "Физика" приведены в разделе "Требования к уровню подготовки выпускников", который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика "Знать/понимать" включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.

Рубрика "Уметь" включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных данных. Приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе. авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

При реализации рабочей программы используется МК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение

лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 10 лабораторных работ, 6 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошли темы, которой не было в предыдущем стандарте: «Психрометр», «Носители электрического заряда в полупроводниках, электролитах и газах», «Полупроводниковые приборы», «Холодильник», «Динамик и микрофон».

                                                Требования к уровню подготовки учащихся  

                                                                               

В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:

знать/понимать

      смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;

      смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

      смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

     описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;

     использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

      представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

      выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

      приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;

      решать задачи на применение изученных физических законов;

      осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.

Содержание программы учебного предмета.

(68 часов)

Повторение (3 часа)

Тепловые явления (12 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации.

Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы и опыты.

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Изменение агрегатных состояний вещества (11 часов)

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации.

Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Электрические явления( 26 часов)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.

Лабораторные работы.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

Электромагнитные явления ( 6 часов)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации.

Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Лабораторные работы.

Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Световые явления( 10 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Демонстрации.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работы.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная и дополнительная литература:

Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с. ил.

Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.

Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 8-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.

Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2008.

Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.

Оборудование и приборы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.

Рабочая программа по физике 9 класс

(УМК Перышкин А. В.,  Гутник Е. М.)

Пояснительная записка

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

    освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

      овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

      развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

      воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

      использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса "Физика" приведены в разделе "Требования к уровню подготовки выпускников", который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика "Знать/понимать" включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.

Рубрика "Уметь" включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных данных. Приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

 Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г

При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 6 лабораторных работ, 6 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68часов за год).

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошли темы, которой не было в предыдущем стандарте: «Невесомость», «Трансформатор», «Передача электрической энергии на расстояние», «Влияние электромагнитных излучений на живые организмы», «Конденсатор», «Энергия заряженного поля конденсатора», «Колебательный контур», «Электромагнитные колебания», «Принципы радиосвязи и телевидения», «Дисперсия света», «Оптические спектры», «Поглощение и испускание света атомами», «Источники энергии Солнца и звезд». Из рабочей программы исключены лабораторные работы, описания которых отсутствуют в рекомендованных учебниках.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать

     смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

   смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

      смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

     описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

     использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

      представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

      выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

      приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;

      решать задачи на применение изученных физических законов;

      осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.

Содержание программы учебного предмета.

(68 часов)

Повторение (3 часа)

Законы взаимодействия и движения тел (27 часов)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..

Лабораторные работы и опыты.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук.  (10 часов)

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах.  Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле (17 часов)

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы.

Изучение явления электромагнитной индукции.

Строение атома и атомного ядра( 11 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная и дополнительная литература:

Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с. ил.

Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.

Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.

Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 9-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.

Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2008

Сборник нормативных документов. Физика./сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 . -207 с.

Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.

Оборудование и приборы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...