Первое знакомство с физикой
методическая разработка по физике на тему

Нардина Галина Алексеевна

Разработка внеклассного мероприятия по физике для обучающихся 1 - 5 классов по теме "Первое знакомство с физикой". Мероприятие было проведено по плану предметной недели "Первые шаги в науку". Программа недели была реализована через предметы: химия, география, история и т.д. Один из дней был посвящён физике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия по физике для обучающихся 1 – 5 классов по теме: "Первое знакомство с физикой"

Нардина Галина Алексеевна, учитель физики

Мероприятие было проведено по плану работы предметной недели, организованной для обучающихся 1 – 5 классов. Программа недели «Первые шаги в науку» была реализована через предметы: химия, география, история, физика и др. Ежедневно ребята знакомились с разными науками, один из дней был посвящён физике.

Цели данного мероприятия:

  1. познакомить обучающихся с новым предметом школьного курса – физикой;
  2. определить место физики, как науки, в системе школьных дисциплин;
  3. познакомить обучающихся с физическими явлениями;
  4. заинтересовать ребят в изучении физики.

Эпиграф к мероприятию:

Физика – какая ёмкость слова!
Физик – для  нас не просто звук,
Физика – основа и опора
Всех без исключения наук!

Методические приёмы: беседа с элементами эксперимента.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

Знакомство ребят с кабинетом физики, правилами работы в кабинете. Знакомство с учителем и лаборантом.

  1. Актуализация знаний. Постановка цели и задач.

С давних времён человек пытался объяснить всё, что происходило вокруг него и с ним самим.

Не зная причин возникновения дождя, жары, ветра, люди приписывали это сверхъестественным силам. Но людьми двигала большая сила – любознательность. Люди стремились узнать, испытать, открыть, изобрести. Кому-то захотелось в полученных знаниях навести порядок. Так зародились науки о природе.

Физика, как наука, зародилась очень давно.

Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис», что означает природа. Оно впервые появилось в сочинениях величайшего мыслителя древности – Аристотеля, жившего в IV в. до нашей эры.

В русский язык слово «физика» было введено Михаилом Васильевичем Ломоносовым, когда он издал в России первый учебник физики в переводе с немецкого языка.

Физика – одна из основных наук о природе. В физике изучают механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые и световые явления. Все эти явления называют физическими.

Физика является наукой экспериментальной, поэтому цель нашей сегодняшней встречи – проведение и объяснение опытов, демонстрирующих физические явления.

К числу основных задач, которые мы должны решить, относятся:

  1. провести опыты с использованием специального оборудования;
  2. проанализировать результаты опытов.

  1. Работа по теме

Мероприятие проходит в кабинете физики. При входе в кабинет все участники получили цветные жетоны (жетоны одного цвета получили 3 – 4 ребёнка). Вдоль стены поставлены столы, на которых расположено оборудование для проведения демонстраций на различные физические явления. Приборы расположены отдельными группами, на столе перед ними прикреплены такие же цветные жетоны, как и у ребят: красный жетон отмечает оборудование для демонстрации электрических явлений, оранжевый – для демонстрации явлений механических, жёлтый – оптических явлений и так далее.

Для проведения опытов к доске приглашаются ребята с жетонами того цвета, которым отмечено оборудование для демонстрации конкретного явления. Учитель сопровождает постановку опытов рассказом, пояснениями. Лаборант оказывает помощь ребятам при проведении опытов.

Электрические явления 

Проблемный вопрос (красные жетоны)

Почему волосы начинают магнититься, если их долго расчёсывать?

Опыт 1.

Два рода зарядов

Приборы и материалы:

  1. электрофорная машина;
  2. 2 султана;
  3. соединительные провода.

Ход опыта:

  1. Соединить султаны с разными стержнями электрофорной машины.
  2. Привести диски машины в движение.
  3. Приблизить султаны друг к другу.

Результат.

Султаны получили заряды противоположных знаков. Поэтому при сближении они начинают притягиваться друг к другу. Если султаны зарядить одним зарядом, то увидим, что они отталкиваются друг от друга.

Опыт 2.

Прыгающий шарик

Приборы и материалы:

  1. электрофорная машина;
  2. две стеклянные трубки;
  3. проволока;
  4. теннисный шарик, закрашенный простым карандашом.

Ход опыта:

  1. Соединить стеклянные трубки проволокой, чтобы получился прямоугольник.
  2. Разместить его на стержнях машины.
  3. Положить на трубки шарик.
  4. Привести диски машины в движение.

Результат.

Шарик по стержням будет прыгать от одного края к другому. Соприкасаясь с одним из стержней, шарик приобретает от него заряд. Так как заряды получаются одного знака – шарик отталкивается от этой стороны и притягивается к противоположной. Там он приобретает противоположный заряд. Всё повторяется.

Проблемный вопрос (розовые жетоны)

Можно ли увидеть электрический ток?

Опыт 1.

Магнитное действие тока

Приборы и материалы:

  1. источник тока;
  2. гвоздь;
  3. мелкие металлические предметы;
  4. проволока.

Ход опыта:

  1. Намотать проволоку на гвоздь спиралью.
  2. Концы проволоки подключить к источнику тока.
  3. Добавить напряжение.
  4. Поднести к гвоздю мелкие металлические предметы.

Результат.

Под действием электрического тока гвоздь приобретает магнитные свойства и начинает притягивать к себе скрепки, кнопки и т.д.

Опыт 2.

Тепловое действие тока

Приборы и материалы:

  1. источник тока;
  2. тонкая медная проволока;
  3. бумажные полоски
  4. два штатива.

Ход опыта:

  1. Проволоку закрепить горизонтально между штативами.
  2. Концы проволоки подключить к источнику тока.
  3. Повесить на проволоку бумажные полоски.
  4. Добавить напряжение.

Результат.

Под действием электрического тока проволока нагревается, бумага начинает дымить и перегорает.

Опыт 3.

Химическое действие тока

Приборы и материалы:

  1. источник тока;
  2. лампочка на подставке;
  3. соединительные провода;
  4. два угольных стержня;
  5. ключ;
  6. раствор медного купороса в стеклянном сосуде.

Ход опыта:

  1. Соединить угольные стержни, лампочку, ключ и источник тока.
  2. Замкнуть ключ.
  3. Разомкнуть ключ.
  4. Поместить стержни в сосуд с раствором медного купороса.
  5. Вновь замкнуть ключ.

Результат.

В первом случае лампочка не загорается. Во втором случае лампочка загорается. На одном из стержней появляется рыжий налёт. Ток выделил медь.

Механические явления

Проблемный вопрос (оранжевые жетоны)

Почему предметы движутся?

Опыт 1.

Взаимодействие тележек

Приборы и материалы:

  1. тележка;
  2. тележка с гибким металлическим стержнем;
  3. нитки;
  4. гиря.

Ход опыта:

  1. Согнуть стержень и закрепить ниткой.
  2. Пережечь нитку.
  3. Вновь согнуть стержень и закрепить его ниткой.
  4. Подставить к нему вторую тележку.
  5. Пережечь нитку.
  6. Повторить опыт, утяжелив одну из тележек.

Результат.

Тележка останется на месте. Во втором опыте тележки разъедутся на одинаковые расстояния. В третьем – тележка с гирей пройдёт меньше, чем тележка без гири. Причина движения тела – действие на него других тел. Тела с меньшей массой приобретают большую скорость.  

Световые явления

Проблемный вопрос (жёлтые жетоны)

Почему тела отбрасывают тень?

Опыт 1.

Тень и полутень

Приборы и материалы:

  1. 2 источника света;
  2. непрозрачное тело.

Ход опыта:

  1. Установить источники света на доске так, чтобы свет пересекался.
  2. На пути света поставить непрозрачное тело.

Результат.

Свет не проникает за непрозрачный предмет. Получаются две области: 1 – свет не проникает совсем и 2 – свет проникает частично. Это области тени и полутени.

Тепловые явления

Проблемный вопрос (синие жетоны)

Почему батареи в домах располагают внизу?

Опыт 1.

Вращающаяся змейка

Приборы и материалы:

  1. бумажная спираль;
  2. сухой спирт;
  3. спички;
  4. держатель.

Ход опыта:

  1. Поджечь спирт.
  2. Разместить спираль над пламенем.

Результат.

Тёплый воздух поднимается вверх. Поток тёплого воздуха увлекает за собой бумажную спираль. Она начинает вращаться.

  1. Подведение итогов

Сегодня мы:

  1. узнали о науке физике, о том, что изучает физика;
  2. научились проводить физические опыты.

Мне очень понравилось, как вы работали. Спасибо.

  1. Рефлексия

Если вам понравилась наша встреча, то приклейте на доске улыбающийся смайлик, если нет – то грустный. (На столе подготовлены смайлики – стикеры. При выходе из кабинета, ребята наклеивают на доске выбранный смайлик.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое первое знакомство с Лондоном

внеклассное мероприятие по английскому языку для 2 класса...

Первое знакомство с теорией вероятностей в 5 классе.

На дополнительном  уроке    "Интеллектика"  учащиеся 5 класса создают с помощью  учителя  странички "Электронного  учебника", на  которых  излагают п...

Анкета для 5 класса (первое знакомство)

Анкета для первого классного часа. Отлично адаптируется под материал "Дневника классного руководителя" изд. "Лицей"...

Зачетная работа "Первое знакомство с компьютером" 8 класс

Зачетная работа по теме "Первое знакомство с компьютером". Предназначена для учеников 8 класса, обучающихся по программе Семакина И.Г. Состоит из двух частей: 1. Тест. 2. Задания с кратким ответом. ...

Внеклассное мероприятие "Мое первое знакомство с Лондоном"

Мероприятие для младших школьников, которые в игровой форме знакомятся со страной изучаемого языка, расширяют свой лингвистический кругозор....

Внеклассного мероприятия по физике для учащихся начальной школы по теме « Первое знакомство с физикой»

Цели данного мероприятия:·         познакомить обучающихся с новым предметом школьного курса – физикой;·         определ...