УРОК ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «Законы постоянного тока».
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Васина Лариса Валерьевна

 

Закрепить и углубить знания по теме: «Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи».

Научить применять теоретические знания для решения задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка99.5 КБ
Office presentation icon Презентация779.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОТРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

 «Законы постоянного тока».

 Васина Лариса Валерьевна

БОУ города Омска «СОШ № 17»

Учитель физики

Город Омск

Предмет (направленность): физика.

Возраст детей:  10 класс

Место проведения:  открытый урок в 10 классе.

Задача развития мышления: Развивать творческие способности учащихся, логическое мышление.

Воспитательная задача: Развивать инициативу, активность, самостоятельность в процессе коллективной деятельности, воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного выполнения задач.

Образовательная задача: Закрепить и углубить знания по теме: «Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи».

Научить применять теоретические знания для решения задач.

Организационный момент. Сообщение целей.

Актуализация опорных знаний. (Фронтальный опрос)

Повторение:

  1. Ответьте на вопросы (фронтально) Слайд № 2.
  1. Что такое электрический ток?
  2. Что принято за направление тока?
  3. Условия существования электрического тока.
  4. Действия тока.
  5. Что такое сила тока?
  6. Что такое сопротивление? От чего оно зависит?
  7. Закон Ома для участка цепи.
  8. Законы последовательного и параллельного соединения цепи.

  1. Работа в группах с консультантами по вопросам. Слайд №3.
  1. Что такое сторонние силы?
  2. Объяснить необходимость существование сторонних сил на основе закона сохранения энергии.
  3. Что такое электродвижущая сила?
  4. Сформулировать закон Ома для полной цепи.
  5. Когда наступает короткое замыкание?

  1. Два ученика готовят ответ у доски по вопросам
  1. Электродвижущая сила.
  2. Закон Ома для полной цепи.

  1. Два ученика работают по карточкам у доски.

Задача №1.

Батарея элементов с ЭДС 21В и внутренним сопротивлением 0,5Ом подключена к внешней цепи, состоящей из трех параллельно соединенных проводников сопротивлением 2 Ом, 6 Ом, 12 Ом. Определить силу тока в проводнике сопротивлением 6 Ом.

Задача №2.

Батарея аккумуляторов с внутренним сопротивлением 0,2 Ом питает 10 параллельно соединенных ламп, сопротивлением 250 Ом каждая. Определить ЭДС источника тока, если ток в каждой лампе равен 0,5А.

Решение задач.

  1. Решение качественных задач (фронтально).

Задача №1. Слайд №4

Во сколько раз изменится сила тока в цепи, если проводник сопротивлением R  заменить на проводник сопротивлением 3R. ЭДС источника ε, внутреннее сопротивление r = R.

Задача №2. Слайд№5.

Если ползунок реостата передвинуть к концу б, то напряжение между его концами будет уменьшаться, а сила тока будет увеличиваться. Почему?

  1. Решение экспериментальных и вычислительных задач в группах с последующим обсуждением. (Каждое задание выполняется двумя группами одновременно)

Задание №1.

Ответьте на вопросы, проверьте экспериментально. Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, 2 лампочки на подставке, соединительные провода.

  1. Изменятся ли показания амперметра, если лампочка перегорит? (рис. 1)
  2. Изменятся ли показания вольтметра, если лампочка перегорит? (рис.2)
  3. Повлияет ли на показания амперметра включение последовательно с лампочкой еще одной лампочки? (рис.3)
  4. Повлияет ли на показание амперметра включение параллельно горящей лампы еще одной? (рис.4)
  5. Что произойдет, если по ошибке включить амперметр в цепь не последовательно с лампой, а параллельно? (рис.5)
  6. Что произойдет, если по ошибке включить вольтметр не параллельно лампе, а последовательно? (рис.6)

Устная проверка выполнения задания группами.

Задание №2.

  1. Определить общее сопротивление в цепи, если R1 = 1Ом,

        R2 = 2Ом, R3 = 3Ом, R4 = 4Ом.

             

  1. Каковы показания амперметра и вольтметра, если ЭДС источника 6В, его внутреннее сопротивление 0,2 Ом, сопротивление первого резистора 1,8 Ом?

       

Задание №3.

  1. Определить общее сопротивление в цепи, если  R1= 2 Ом,

        R2= 3 Ом, = 3 Ом, R3=5 Ом.

  1. Цепь состоит из источника тока ЭДС которого 4,5 В и внутренним сопротивлением1,5 Ом, проводников сопротивлением R1=4,5 Ом, R2= 3 Ом, соединенных последовательно. Определить напряжение на проводнике R2. Чему равна работа, совершенная электрическим током в проводнике R1 за 20 минут?

Проверка осуществляется консультантом по листу самопроверки, лежащим на столе, с последующим обсуждением.

         

  1. Совместное решение задач из презентации. Слайд№6-7.

(Класс решает самостоятельно, один ученик за закрытой доской, затем проверка.)

Дополнительные вопросы:

1. Как определить цену деления прибора?

2. По фотографии определить цену деления амперметра и вольтметра.

Задача №1.

Ученик собрал электрическую цепь из батареи, реостата, ключа, амперметра, вольтметра. После этого он провел измерение напряжения и силы тока в цепи при различных сопротивлениях внешней цепи. Определить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

 Задача №2. Слайд №8-10.

Используя условие предыдущей задачи, определить коэффициент полезного действия источника тока.

(Обсудить решение, проверка с использование слайда № из презентации)

Рефлексия деятельности на уроке.

Подводим итоги урока. Зафиксируем новое содержание, изученное на уроке: чему научились? Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?  

   

Домашнее задание: Упр 19 № 6,7, подготовиться к лаб. раб. №4. Слайд№11.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский Физика. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2008
  2. Р.Д. Минькова, Л.К. Свириденко Проверочные задания по физике в 7, 8 и 10 классах средней школы. Москва «Просвещение» 1992.
  3. Видеоконференция. Физика «Диагностика экспериментальных умений при выполнении заданий ЕГЭ по физике» Митракова Н.Н. старший преподаватель кафедры физико-математического образования БОУДПО «ИРООО» 2010.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные уроки: У Р О К - Т У Р Н И Р В 10 КЛАССЕ при обобщении темы «Законы постоянного тока»

НЕСТАНДАРТНЫЕ  УРОКИ  В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;урок повторения в виде устного журнала,урок повторения, как ролевая игра \'\'Суд над физи-ческим явленияем\'\' ...

Урок исследований и открытий по теме "Законы постоянного тока" (10-11 кл.)

Урок исследований и открытий. Форма организации урока - групповая. Используются информационные технологии для обработки результатов измерений и оценки деятельности обучающихся....

Разработка урока повторения по теме "законы постоянного тока" 11 класс

ДАЕТСЯ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "зАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА "  11 КЛАСС ( ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК)...

Обобщающий урок в 10 классе по теме: "Законы постоянного тока".

урок- соревнование по теме "Законы постоянного  тока" где в  нетрадиционной  форме развиваются навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач....

Контрольная работа по теме "Законы постоянного тока. Закон Ома для полной цепи", 10 класс

Контрольная работа составлена для проверки знаний обучающихся по темам "Законы постоянного тока. Закон Ома для полной цепи."...

Методический материал для практического занятия по тем Законы постоянного тока

Цель занятия: продолжить формирование понятия работы и мощности электрического тока, показать практическое значение данных понятий;Тип занятия: Практическая работа...

Сценарий урока в 10 классе по теме "Законы постоянного тока"

Урок в 10 классе на повторение основных вопросов по теме "Законы постоянного тока", с использованием метода взаимообучения в парах сменного состава. В метериале дан алгоритм работы в парах с...