Формы и методы преподавания физики в профессиональном училище
статья по физике по теме

Коваленко Наталья Викторовна

Обзор и примеры использования традиционных и нетрадиционных форм и методов преподавания физики. Деятельностная теория поэтапного формирования умственных действий, использование ребусов, кроссвордов, игровых и мультимедиа технологий, интерактивной доски, живой картинки, чтения вслух фрагментов литературных произведений с описанием физических явлений и последующим их объяснением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_prepodavaniya.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы и методы преподавания физики

 в профессиональном училище»

Преподаватель физики и информатики

Коваленко Н.В.

        Уважаемые коллеги! Все вы прекрасно знаете, что любой ребенок любит играть с друзьями и не любит читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Учащимся  не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.

Конечно же, часть вопроса, в первую очередь, заключается в формировании мотивации обучения у учащихся!

Не секрет, что у наших учащихся мотивацию сформировать очень сложно, потому что они считают, что им незачем изучать такие предметы, как математику, физику, химию, историю и другие общеобразовательные предметы и пришли они в училище получить профессию, конечно забывая, что с профессией они получают еще и полное среднее образование. И преподавателю приходится изворачиваться, придумывать новые формы работы, чтобы хоть как-то активизировать процесс обучения. А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить.

       Основным направлением в преподавании общеобразовательных предметов в профессиональном училище служит профессиональная направленность.

Основное направление работы преподавателя  - связь предмета  с профессией и,  конечно же, использование нестандартных форм и методов преподавания, для того, чтобы повысить интерес учащихся к  предмету, показать, как необходимы эти знания  в  их жизни  и  профессиональной деятельности для повышения уровня компетентности в определенной области.

Одним из методов, применяемых для достижения этой цели,  служит деятельностный подход. Что же он представляет собой?

Деятельностная теория обучения базируется на теории поэтапного  самостоятельного формирования умственных действий.

Первоначально теория  поэтапного самостоятельного формирования умственных действий была выдвинута Гальпериным П. Я. в 1953 году в довольно схематическом виде,  позднее она получила развитие в трудах Гальперина П.Я. и Талызиной Н.Ф.  При этом они опирались на психологическую теорию деятельности, разработанную Леонтьевым А.Н.  

Применительно к процессу обучения для достижения усвоения знаний необходимо учесть три этапа:

1)  формирование целей обучения  (для чего учить);

2)  определение содержания обучения  (чему учить);

  1. формирование процесса усвоения  (как учить).

Причем для нас эта теория актуальна, так как мы перешли на ФГОСЫ нового поколения, которые и основаны на деятельностной теории, т.е. теория и практика представляют собой одно целое и отрабатывается в конкретный момент именно та компетенция, которая формировалась на теории.

Главная особенность процесса усвоения  состоит в его активности; знания могут быть усвоены только тогда, когда ученик выполняет какие-то действия с ними.  При планировании усвоения любых знаний необходимо определить заранее, в каких действиях они должны использоваться, т.е.  с какой целью они усваиваются.

Процесс усвоения, как и всякий другой, имеет ряд этапов.  Усвоение намеченной деятельности и входящих в нее знаний произойдет только тогда, когда ученик последовательно пройдет все необходимые этапы.

Этапы  процесса усвоения.

  1. Мотивационный этап  (одно из средств формирования мотивации – проблемное обучение).
  2. Ознакомление обучаемых с деятельностью и входящими в нее знаниями.
  3. Этап выполнения деятельности.

В теории поэтапного формирования умственных действии управление  усвоением происходит на основе ориентировочной основы действия (ООД).

Ориентировочная Основа Действия - это та система условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия.

Действие по выполняемым им функциям может быть разделено на три части: ориентировочную, исполнительную и контрольную.

Ориентировочная часть действия - система признаков или знаний, подлежащих усвоению.

Исполнительная часть действия - перечень указаний, выполнение которых обеспечивает усвоение необходимых знаний.

 Контроль  - выполняет функцию обратной связи, т.к.  в работе всякого реального механизма могут быть нарушения и сбои.  Тем более нуждается в контроле действие, которое только формируется и еще не имеет готового механизма.

        Так, например, используя данный подход применительно к теме: «Смачивание. Капиллярность», мною разработаны карточки – задания с ООД, с помощью которых учащиеся усваивают формируемые знания, а также применяют те знания, которые получены ими на занятиях по спецтехнологии или материаловедению  для ответа на поставленные вопросы, связанные с данной темой и профессиональной деятельностью. Например,

КАРТОЧКА  1

  1. Рассчитать высоту поднятия ртути  в капилляре радиусом 2 мм.
  2. Для какой цели грунтуют поверхность в два слоя?

КАРТОЧКА 2

  1. Рассчитать радиус капиллярной трубки, если в ней вода поднялась на высоту 3 см.
  2. Почему поверхность, окрашенную масляными красками, нельзя без дополнительной обработки  красить клеевыми красками?

Ориентировочная основа действия:

  1. Смачивание – процесс, при котором жидкость растекается по поверхности, т.к. силы притяжения со стороны поверхности больше, чем силы притяжения между молекулами жидкости.
  2. Несмачивание – процесс, при котором жидкость стекает с поверхности или собирается в шарики, т.к. силы притяжения со стороны поверхности меньше, чем силы притяжения между молекулами жидкости.
  3. Капиллярность – явление поднятия или опускания жидкости по капиллярам.
  4. Высота поднятия жидкости в капилляре вычисляется по формуле:

 - поверхностное натяжение жидкости,  - плотность жидкости,

g – ускорение свободного падения,    r – радиус капилляра.

Исполнительная основа действия.

К задаче № 1.

  1. Прочитайте задачу, запишите «Дано:»
  2. Если необходимо, переведите данные в систему СИ.
  3. Запишите формулу для расчета высоты поднятия жидкости в капилляре.
  4. Выразите из этой формулы величину, которую необходимо найти.
  5. Подставьте в полученную формулу данные из графы «Дано» и произведите вычисления.
  6. Запишите ответ.

К задаче № 2.

  1. Прочитайте внимательно определения из пунктов 1 – 3 Ориентировочной Основы Действия.
  2. Вспомните знания  по спецтехнологии по данной теме.
  3. Ответьте на поставленный вопрос, самостоятельно сформулировав ответ.

Этот метод дает возможность учащимся в самостоятельной деятельности, и если нужно,  с помощью  корректировок преподавателя достичь результата урока, т.е. усвоить понятия «смачивание», «несмачивание», «капиллярность» и применение этих понятий для объяснения процессов и явлений, наблюдаемых в профессиональной деятельности, а также еще раз вспомнить знания, полученные на уроках спецтехнологии и материаловедения.

Для развития интереса учащихся к обучению, для того, чтобы разнообразить урок, сделать его таким, чтобы учащиеся с радостью шли на него, принимали активное участие в уроке, при введении новых понятий я часто применяю  методы, развивающие умственные способности учащихся: например, использую ребусы, которые учащиеся сами разгадывают, а затем дается  определение этих понятий.

 

Можно  применять игровые методы, например, при опросе в начале урока и закреплении пройденного.  Для этого с помощью мультимедийной презентации на экран выводится таблица. Каждая ячейка указывает номер вопроса.  Учащийся выбирает вопрос, зачитывает его и дает ответ.

1

2

3

4

5

6

        У этого метода могут быть вариации. Для осуществления индивидуального подхода в каждой ячейке около ее номера может быть указан балл, который учащийся получит при ответе на данный вопрос. Если учащийся выбрал более сложный вопрос,  чем тот, с которым он может справиться, и не ответил на него, то преподаватель обращается к классу и просит помощи. Ученику, не справившемуся с заданием, дается еще одна попытка, но теперь уже он выбирает из вопросов, за ответы на которые балл  пониже. Здесь учащимся дается право самим оценивать свои силы  и знания при выборе вопросов. Если учащийся отвечает на вопрос не полностью, то преподаватель сам выставляет ему оценку, но обязательно должен аргументировать ее.

        Иногда  в качестве домашнего задания  для  развития творческого потенциала  учащихся  им предлагается составить кроссворд (10 – 15 вопросов) (см. Приложение). Это  тренирует и стимулирует память, позволяет повторить основные определения и понятия темы, а также вырабатывает у учащихся умения самим формулировать вопросы.

Кроссворды можно применять и для проверки знаний отдельных учащихся. Для этого заранее готовится несколько расчерченных кроссвордов с вопросами и в начале урока, пока проводится проверка домашнего задания, несколько учащихся разгадывают кроссворд. Проверить кроссворд может сам преподаватель, или привлечь к проверке всех учащихся. В результате усвоение материала достигает 90 - 95 %, а качество знаний  на отдельных уроках – 22 – 40 %.

Широкие возможности мультимедийных технологий, использующих в комплексе  графику и текст, видеоролики и фотографии, анимацию и звук, позволяют применять их   в образовательном процессе. Увеличиваются возможности по применению различных форм и  методов проведения уроков, что позволяет повысить качество знаний учащихся, привить интерес к предмету, а также более широко показать связь знаний с будущей профессиональной деятельностью учащихся.

        С помощью мультимедийных технологий  в уроки  можно включать компьютерные иллюстрации и демонстрационные эксперименты (имеется возможность показать даже такие демонстрационные эксперименты, которые невозможно провести в классе с помощью лабораторного оборудования, например, виды радиоактивных распадов),  используются тестирующие программы различных уровней сложности, которые учащиеся выбирают в зависимости от собственной оценки своих знаний самостоятельно, что обеспечивает реализацию индивидуального личностно-ориентированного подхода к учебной деятельности,  развивает личностные качества учащихся, такие как ответственность, самостоятельность, способность доказывать правильность сделанного выбора, четко обосновывая его, активизирует творческий потенциал и интерес учащихся к познавательной деятельности  и дает возможность  к самостоятельной работе  самих учащихся.

        Учащимся  интересна именно это форма подачи информации, так как  она более красочна, с различными эффектами, что привлекает внимание учащихся, дает им возможность запоминать информацию не только на слух, но и визуально. Причем такое усвоение материала, особенно если присутствует и исследовательская деятельность,  и самостоятельное усвоение материала самими учащимися, повышает качество знаний учащихся, их глубину и осознанность.

         

ОБ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ

Используя коллекцию цифровых образовательных ресурсов, есть возможность создавать конспекты  как для себя, так и для учащихся, и если учащийся не был на данном занятии, у него есть возможность просмотреть и самостоятельно изучить данный материал с моими пометками.

Использование мультимедийных технологий разнообразит уроки, что дает отличные результаты в усвоении учащимися  учебного материала.

         Основной задачей на сегодняшний день является личностно-ориентированное обучение.  Личностно-ориентированный подход к образовательному процессу предполагает ориентацию преподавателя на личность учащегося, что является условием его развития, и сама личностная ориентация как процесс взаимодействия преподавателя и учащегося является сущностью  их развития. Назначение личностно-ориентированного подхода к обучению состоит в том, чтобы содействовать становлению учащегося: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».

На уроках желательно использовать нетрадиционные методы, обеспечивающие создание  личностно-ориенированного обучения.

Так, например, при изучении темы: «Строение твердых тел, жидкостей и газов» я предлагаю учащимся разбиться на группы и в виде живой картинки изобразить кристаллическое тело (для другой группы – аморфное), затем процесс нагревания, переход из твердого состояния в жидкое, а потом в газообразное. Или, например, продемонстрировать высыхание раствора, нанесенного на стену. Учащимся очень нравится такой вид деятельности, так как он развивает воображение, творческие способности через развитие фантазии, способности работать в команде, развитие эмпатии и положительных чувств друг к другу.

Одним из методов личностно-ориентированного обучения служит метод чтения вслух. Этот метод можно использовать, например, при постановке проблемных вопросов, подбирая из художественных произведений текст, описывающий какое-либо явление по изучаемой теме, попросить  этот текст зачитать учащегося и объяснить описанное явление на основе уже имеющихся знаний по физике.

Пример текста:

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

                                Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

(Объясните описанное явление).

        

        Данный метод применяется как прием в проблемном обучении для постановки задачи, непосредственной иллюстрации явления, что способствует процессу развития устной речи учащегося, способностей анализировать текст, сопереживать, учащийся проникается сопричастностью к ситуации, может примерить эту ситуацию на себя, что затрагивает его чувства и  ведет к саморазвитию и самопознанию учащимся самого себя.

        Следующий эффективный метод – метод развития творческого самочувствия, который включает в себя игры и задания по развитию навыков произвольного поведения, чувства партнера, воображения, наблюдательности, чувства ритма. Особое место здесь занимает использование «театрализации» в процессе обучения, приводящее учащегося к социальной адаптации и повышающее уровень его коммуникабельности.

        Например, при изучении  темы: «Современная научная картина мира и ее становление», я даю учащимся задание заранее подготовить доклады о системе мира древних людей,  Джордано Бруно,  Галилея, современном представлении. Затем на занятии учащиеся, подготовившие доклады, защищают их от того лица, представления о мире которого они рассматривали. Затем подводится итог  и делается вывод о том, какое же учение правильное, что позволяет сформировать научное мировоззрение учащихся. Очень часто этот метод я применяю, когда учащиеся при изучении новых тем или явлений готовят исторические справки от имени ученых, сделавших какие-либо открытия в этой области, а также демонстрируют (по возможности) эксперименты, проведенные этими учеными.

        Этот метод позволяет раскрепостить собственную индивидуальность учащихся, способствует проявлению их творческой активности и самостоятельности, формированию творческой интуиции, раскрытию и совершенствованию потенциала вербального и невербального самовыражения.

        Метод творческого самовыражения на уроках применяется для творческого самовыражения и самораскрытия учащегося, так, например, даю задание учащимся за 10-15 минут составить небольшой кроссворд по пройденной теме, либо составить ребусы по понятиям данной темы, или, почувствовав себя на месте учителя, задавать вопросы по теме своим одногруппникам.  Это формирует способности учащихся в постановке задач и вопросов, способствует укреплению и развитию веры в себя, в свои творческие способности.

                Метод дискуссии применяется, например, при изучении нового материала. Учащимся предлагается проанализировать определенную ситуацию, высказать свои предположения и доказательства в пользу именно этих предположений, например, предлагаются такие вопросы:

  1. Что произойдет со скоростью и расстоянием между молекулами твердого вещества, если его сначала расплавить, а затем превратить в пар?
  2. Что происходит с поверхностью в процессе оштукатуривания стены, при ее высыхании? Что необходимо сделать, чтобы добиться  качества образовавшегося слоя поверхности?

Учащиеся должны действовать самостоятельно, по порядку, продиктованному их собственными интересами, необходимо поощрять учащихся находить новые, нестандартные решения ситуаций, ободрять их, когда они находят аргументы в подтверждение своих идей или гипотез.

Данный метод развивает активность учащихся, умения слушать других, повышает мотивацию к обучению, удовлетворяет потребность в самовыражении, способность аналитически мыслить.

Один из самых интересных методов обучения для учащихся – игровой метод. Этот метод можно применять на любых этапах урока, при активизации знаний учащихся перед  или во время  изложения нового материала,  для этого применяю ребусы, кроссворды,  задания-мозаики. Этот метод можно использовать и на интерактивной доске, когда учащиеся с помощью стрелок соединяют обозначения и единицы измерения физических величин, предложенные на доске.

Данный метод позволяет развивать самопознание учащихся, их личностный рост, стремление учащихся преодолевать трудности, овладевать умениями анализировать свою деятельность.

Применение личностно-ориентированного подхода в обучении способствует активизации личностного смысла учащихся к изучению темы и применению полученных знаний в будущей работе, развитию умений сопоставлять факты, исследовательские и творческие навыки, созданию условий для повышения интереса к изучаемому материалу, развитию навыков  общения и совместной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Кроссворд с использованием профессиональной направленности.

По горизонтали:

  1. Каким способом уплотняют раствор или песок перед покрытием пола паркетом?
  2. Многие вещи, высыхая, коробятся. Какой вид деформации наблюдается?

По вертикали:

  1. Что происходит со временем с обоями на стенах?
  2. Какому виду деформации в основном подвергаются потолочные балки?
  3. За счет чего происходит отвердевание водяных связующих?
  4. При освещении одним и тем же источником света окраска различных предметов разная. С каким свойством света  это связано?
  5. Явление разложения белого света в спектр?

Источники:

  1. Статья «Теория поэтапного формирования умственных действий» http://ro.mgou.ru/catalog/category159/74.html
  2. Статья «Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно-ориентированной ситуации» http://thlicey.ru/thl/index.php?option=com_content&view=article&id=96%3A2012-05-06-10-41-31&catid=36%3A2012-05-05-06-40-03&Itemid=77
  3. Статья «Методы обучения и классификация методов обучения»

http://referat.resurs.kz/ref/metodi-obucheniya-i-klassifikatsiya-metodov-obucheniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимальные формы и методы преподавания информатики

Сообщение на районном методическом объединении учителей информатики Эртильского района Воронежской области  29.08.2011 г....

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

   Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее ...

«Инновационные формы и методы преподавания матема-тики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8 вида)»

В общей системе подготовки школьников с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни большое место занимают уроки математики, на которых учащиеся получают начальные математические знания, овладевают...

Формы и методы преподавания русского языка в современной школе.

Развитие детей в школе так или иначе связано с интенсификацией образовательного процесса, в том числе с внедрением инноваций. В своей работе я использую технологию блочно-модульного обучения.Модульное...

Формы и методы преподавания языка в современной школе

Формы и методы преподавания русского языкав современной школеРебёнок не кувшин, который надо наполнить,а лампада, которую надо зажечь.Средневековые гуманисты      В настоящее ...

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

выступление из опыта работы о современных методах преподавания математики, позволяющих повысить качество знаний учащихся...