Законы постоянного тока (Обобщающий урок- физика.
видеоурок по физике (10 класс) по теме

Рябова Вера Захаровна

Вступительное слово учителя: Цели и задачи, оборудование.  Эпиграф....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakony_postoyannogo_toka.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Законы постоянного тока (обобщающий урок).

( 2 часа)   10 класс.

Цели: систематизировать знания по теме «Законы постоянного тока», развить навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач.

Оборудование к уроку: компьютер, источник тока, резистор, лабораторный амперметр, вольтметр, ключ, реостат, соединитель-

 ные провода, карта маршрутов, карточки с условием задач.

                             

Ход урока:

  1. Организационный момент.

                                                     

      Эпиграф:                   Науку все глубже постигнуть стремись,

                                           Познанием вечного жаждой томись,

                                           Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

                                           Узнаешь: предела для знания нет.

                                                                                        Фирдоуси

                                               (Персидский и таджикский поэт).

   

   Вступительное слово учителя.

                                            Сегодня вспоминаем все о токах-

                                            Заряженных частиц потоках.

                                            И про источники, про схемы,

                                            И нагревания проблемы,

                                            Ученых, чьи умы и руки

                                            Оставила свой след в науке.

                                            Приборы и цепей законы,

                                            Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.

                                            Решим, расскажем, соберем,

                                            Мы с пользой время проведем!

   Здравствуйте, ребята. Вам сегодня предстоит сдать зачет по теме «Законы постоянного тока» и посвятим этот урок известному немецкому ученому Г. Ому (доклад ученика).

  Георг Ом (1787- 1854) – немецкий физик- экспериментатор. Он родился 16 марта 1787 года в семье слесаря. Отец придавал большое значение образованию детей. Хотя  семья постоянно нуждалась, Георг учился сначала в гимназии, а потом в университете. Сначала он преподавал математику в в одной из частных школ Швейцарии. Физикой Георг Ом стал интересоваться позже. Свою научную деятельность начал с ремонта приборов и изучения научной литературы. Создание первого гальванического элемента открыло перед физиками новую область исследований, и Ом сделал важнейший шаг на пути создания теории электрических цепей. В 1825 году он представил научному миру плоды своего труда в виде статьи, которую озаглавил «Предварительное сообщение о законе, по которому металлы проводят электричество». Сейчас это сообщение мы называем законом его имени. В честь этого ученого также названа единица сопротивления.

 Учитель: Перед вами кроссворд. Отгадав его можно, можно узнать, как называют человека, готового помочь в любую минуту.

5

 

        1        2        3        4        6        7        8        9

        

     По вертикали:

 

  1. Вид материи, существующей вокруг любого заряда.
  2. Прибор для регулировки силы тока в цепи.
  3. Прибор для измерения сопротивления.
  4. Фамилия ученого, в честь которого названа единица измерения напряжения.
  5. Величина, равная отношению работы ко времени, в течение которого эта работа была совершена.
  6. Вещество, не проводящее электрический ток.
  7. Величина, равная отношению работы сторонних сил по перемещению заряда к величине этого заряда.
  8. составная часть электрической цепи.
  9. Единица измерения заряда.

Ответы: поле, реостат, омметр, Вольта, мощность, диэлектрик, напряжение источник, кулон.

Учитель. В выделенных клетках  получилось слово «проводник». Вспомните , что такое проводник?

Ответ.  Проводником называется вещество, проводящее электрический ток.

Учитель. Теперь я вижу, что вы готовы к сдаче зачета.

Класс делится на две группы, и каждая идет по своему маршруту.

Первая группа сдает зачет по теории, выполняя тест( компьютер).

Электрическим током называется…

  1. тепловое движение молекул вещества.
  2. хаотичное движение электронов.
  3. упорядоченное движение заряженных частиц.
  4. беспорядочное движение ионов.
  5. среди ответов нет правильного.

Какая формула выражает закон Ома для участка цепи?

  1. I=q/t
  2. A=IUt
  3. P=IU
  4. I=U/R
  5. R=ρl/S

    Сопротивление проводника зависит от…

  1. силы тока в проводнике.
  2.  напряжения на концах проводника.
  3. от материала, из которого изготовлен проводник, от его длины и площади поперечного сечения.
  4. только от его длины.
  5. только от площади поперечного сечения.

Сопротивление двух последовательно соединенных проводников равно…

  1. сопротивлению одного из них.
  2. сумме их сопротивлений.
  3. разности их сопротивлений.
  4. произведению сопротивлений.

Какая из формул выражает закон Ома для полной цепи?

  1. Q=IUt
  2. I=U/R
  3. E=A/q
  4. P=IU
  5. I=э.д.с./(R+r)

За направление тока принимают…

  1. движение нейтронов.
  2. движение протонов.
  3. движение электронов.
  4. движение положительно заряженных частиц.
  5. движение элементарных частиц.

Согласно закону Джоуля- Ленца, количество теплоты, выделяемое проводником с током пропорционально …

  1. силе тока, сопротивлению, времени.
  2. квадрату силы тока, сопротивлению и времени.
  3. квадрату напряжения, сопротивлению и времени.
  4. квадрату сопротивления, силе тока и времени.
  5. напряжению, квадрату сопротивления и времени.

Три резистора сопротивлением 6 Ом каждый соединены параллельно. Чему равно их общее       сопротивление?

  1. 18Ом.
  2. 6 Ом.
  3. 12Ом.
  4.  3Ом
  5. 2Ом.

Силу тока на участке цепи измеряют…

  1. амперметром.
  2. вольтметром.
  3. омметром.
  4. манометром.
  5. динамометром.

Коды правильных ответов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

3

4

3

2

1

2

3

3

3

1

5

4

2

5

1

Остальные ученики получают карточки с условием задач, которые разделены на три группы по сложности. Задачи первой сложности оцениваются в три балла, второй- в четыре, третьей в- пять. Каждый ученик может выбрать себе задачу  по своим возможностям.

Задачи для зачета по теме «Законы постоянного тока»

  1. (3 балла).

  1. Сопротивление резистора R2 в 2 раза больше сопротивления R1. На каком из резисторов за одно и тоже время выделится большее количество теплоты? Ответ объяснить.

                         

                                      R1           R2

  1. Одинакова ли мощность тока в резисторах на схеме? R1=10Oм, R2=5Ом.

                                   

        R1        R2

   

  1. На цоколе лампы написано: 220В; 25Вт. Найдите сопротивление лампы.

II. (4 балла).

  1. Даны три резистора сопротивлением по 2 Ом каждый. Сколько разных значений сопротивления можно получить, соединяя резисторы по -разному?
  2. За 50с электрическая печь, потребляющая ток силой 30А, выделяет 300кДж тепла. Определите напряжение сети.

  1. Обмотка реостата сопротивлением 84Ом выполнена  из никелиновой проволоки с площадью поперечного сечения 1мм. Какова длина проволоки?

  1. Можно ли включить в сеть с напряжением 220В прибор на котором написано: 2000 Ом, 0,2А?

  1. Найти силу тока в стальном проводнике длиной 10м и сечением 2мм, на который подано напряжение 12 мВ.

  1. В проводнике течет постоянный ток. За 30минут протекает заряд величиной 1,8 Кл. Определите величину силы тока.

III. (5 баллов).

  1. Генератор ЭДС в 80В и внутренним сопротивлением 0,2 Ом соединен со сварочным аппаратом, имеющим сопротивление

0,5 Ом. Подводящие провода имеют сопротивление 0,1 Ом. Определите силу тока в цепи, напряжение на клеммах сварочного аппарата, ток короткого замыкания.

2. Внутреннее сопротивление батареи от карманного фонаря равно 0,5 Ом. Вольтметр в отсутствии нагрузки показывает на ней напряжение 1,5В. Каково напряжение на полюсах батареи, если замкнуть на нагрузку сопротивлением 1 Ом?

  1. Электромотор  включен в сеть постоянного тока с напряжением 220Вю Сопротивление обмотки мотора 5,0 Ом. Сила потребляемого тока- 10 А. Найдите механическую мощность двигателя и его КПД.

Учитель: Маршрут №3 выбирает ученик, уверенный в том,  что полученные знания сможет применить для решения практической задачи.

Задача. Собрать цепь по схеме, включив в нее проволоку из известного материала и определить для нее как можно больше физических величин.

                                                         А

                           

                                                                                           V

                                                                                           

        

        

        Что можно определить?

  1. Удельное сопротивление ( по таблице в справочнике).
  2. Длину (измеряется линейкой).
  3. Диаметр (измеряется штангенциркулем).
  4. Площадь (рассчитывается по формуле S=Πd²/4)
  5. Рассчитать сопротивление по формуле  R=ρI/S/
  6. Силу тока ( измеряется амперметром).
  7. Напряжение ( измеряется вольтметром)
  8. Мощность тока в резисторе (рассчитывается по формуле P=IU).
  9. Работу тока за любой промежуток времени ( рассчитывается по формуле  A= Pt)

10. Количество теплоты ( рассчитывается по закону Джоуля-Ленца).

На сдачу зачета отводится  15-18 минут  для каждого этапа маршрута.

Отметки, полученные при выполнении теста и при решении задач, выставляются в ведомость.

Фамилия, имя уч-ся

Отметка за теорию

Отметка за решение задач

   1.

   2.

Задание на дом. Повторить формулы и решить оставшиеся задачи.

Подведение итогов урока. Выставление оценок в журнал.

Заключительное слово учителя : Ребята! Сегодня мы славно потрудились при решении теоретических и экспериментальных задач. Этим доказательством являются ваши оценки. Теперь любые задания на законы «Постоянного тока» вам по плечу.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект обобщающего урока "Законы постоянного тока"

Урок повторения и обобщения знаний при решении расчетных,качественных и экспериментальных задач  по теме "Законы постоянного тока"...

Обобщающий урок в 10 классе по теме: "Законы постоянного тока".

урок- соревнование по теме "Законы постоянного  тока" где в  нетрадиционной  форме развиваются навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач....

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ПО ФИЗИКЕ (8 класс) Раздел: Законы постоянного тока.

ЭЛЕКТРОННЫЙ  УЧЕБНИК  ПО  ФИЗИКЕ (8 класс).Раздел: Законы постоянного тока. Автор учитель  информатикиМАОУ СОШ №43ПОГНАЕВА Л.С. Назначение и цели ресурса: В процессе...

Презентация по физике на тему "Законы постоянного тока"

Презентация предназначена для использования на занятиях по физике для студентов СПО...

Методическая разработка: "QR код на уроках физики «Законы постоянного тока» с применением интерактивного маршрутного листа"

Эффективной технологией, которую можно использовать в образовательном процессе, является технология QR-кодов. Применение этой технологии в образовании дает положительные результаты. Можно закодировать...