Дифференцированный подход в обучении на уроках физики
статья по физике на тему

Степанова Марина Михайловна

Физику изучает каждый ученик независимо от его наклонностей и увлечений. Физико-математическое образование - важный компонент образования человека, в какой бы области он ни работал. Формирование умственных способностей требует изучения начал всех основных наук.

При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика: общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании).

Это связано с дифференцированным подходом и выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися.<?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении на уроках физики

Учитель физики Степанова М.М.

МБУ лицей №60

Введение

Физику изучает каждый ученик независимо от его наклонностей и увлечений. Физико-математическое образование - важный компонент образования человека, в какой бы области он ни работал. Формирование умственных способностей требует изучения начал всех основных наук.

При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика: общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании).

Это связано с дифференцированным подходом и выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися.

На мой взгляд, дифференциация обучения — одна из стержневых проблем современной школы. Эффективность дифференцированного подхода, его преимущество перед тем, при котором учили всех и всему одинаково, подтверждается педагогической практикой. Никто уже не сомневается в необходимости и целесообразности учёта в учебном процессе склонностей и способностей школьников, так как он устраняет перегрузку, способствует возрастанию положительной мотивации к учению, стимулирует большую заинтересованность слабых ребят в результатах учёбы.

Осуществлять учет индивидуальных особенностей детей необходимо по возрасту, полу, здоровью, скорости мышления и усвоения, типу восприятия и переработки информации, предпочитаемому стилю осуществления обратной связи, склонностям и интересам, степени сформированности мотивационной сферы, темпераменту, уровню умения учиться, уровню знаний, жизненному опыту, коммуникабельности.

При работе в школе приходится сталкиваться с индивидуально-психологическими различиями детей, которые приводят к различиям в результатах учебной деятельности.  Все дети  очень разные по своим психологическим данным, выделяются следующие группы детей школьного возраста:

·         малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы); такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного ЗУН даже за длительное время (составляют до 5 % учащихся; их надо обучать по особой программе с особыми целями);

·         педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже хорошая обучаемость не выводит их на возрастную норму достижений; однако, при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10 – 40%);

·         дети со средним уровнем развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме; эти дети составляют большинство – 60 – 70%);

·         способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой (это основная часть отличников и хорошистов – 5 – 10%);

·         одаренные, или талантливые - высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся).

Большие коррективы в эту структуру распределения вносят уровень воспитанности детей, социальные условия  района, конкретный состав учащихся школы.

Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому ученику использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня.

Однако осуществить уровневую дифференциацию довольно сложно, её методическое обеспечение пока ещё очень слабо.

Будучи не новой, эта идея рассматривается сейчас под иным углом зрения: ученикам предъявляются минимальные обязательные требования к усвоению содержания предмета, и каждый из них обязан иметь только соответствующие этим требованиям знания, а весь остальной учебный материал осваивается по желанию. Однако минимальный объём знаний учитель определяет сам.

Трудно ещё учителю разобраться в методике проведения занятий, ориентированной на индивидуальный подход к ученикам, например, какой приём оправдывает себя на этапе усвоения новой информации, при закреплении знаний.

На уроках физики можно использовать индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности.

  1. Индивидуальная работа школьников на уроках физики может организовываться на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний.
  2. Групповую форму организации учебного процесса целесообразно использовать на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определенным образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведется и какие дидактические задачи решаются.

Различают следующие виды групповой деятельности:

  1. Кооперативная - разные группы выполняют отдельные части общего задания;
  2. индивидуализированная - каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;
  3. дифференцированная - состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся.

В соответствии с выявленными способностями или интересом учащихся к изучению учебного предмета класс условно разбивается на группы

·        1 -я группа - учащиеся с низким темпом усвоения материала;

·        2-я группа - учащиеся со средним темпом усвоения материала;

·        3-я группа - учащиеся с высоким темпом усвоения материала.

Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в:

  1. делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);
  2. разработке или подборе заданий и программного обеспечения в соответствии выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;
  3. оценивании деятельности учащихся.

Использование этих форм работы помогает учителю достичь следующих целей.

 

Цели дифференцированного обучения:

для 1-й группы учащихся:

  1. Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями;
  2. ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
  3. сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;

для 2-й группы учащихся:

  1. развить устойчивый интерес к предмету;
  2. закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
  3. сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством;

для 3-й группы учащихся:

  1. развить устойчивый интерес к предмету;
  2. сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи;
  3. развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма или учебным программным средством.

Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения учитель должен осуществлять с учетом:

  1. обязательных результатов обучения;
  2. межпредметных связей;
  3. практической направленности.

Для реализации разноуровневого обучения на проверочных и контрольных работах можно использовать карточки-задания трех уровней:

А. Первый уровень - задачи на знание и применение прямой формулы или физического закона.

В. Второй уровень - задачи в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.

С. Третий уровень - задачи творческого характера, требующие знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.

Например для 8 класса по теме: «Расчет количества теплоты»

Расчет количества теплоты (А)

ВАРИАНТ 1

1. Какое количество теплоты требуется для нагревания стальной детали массой 200 г от 35 до 1235 ° С?

2. Сколько энергии выделилось при охлаждении куска меди массой 0,6 кг от 272 до 22 °С?

3. Какое количество теплоты выделится при сжигании 3,5 кг торфа?

 

Расчет количества теплоты (В)

ВАРИАНТ 1

1. Воду какой массы можно нагреть от 0 до 60 °С, сообщив ей количество теплоты 500 кДж?

2. Определите, какое количество теплоты потребуется для нагревания смеси из 300 г воды и 50 г спирта от 20 до 70 °С.

3. Сколько граммов спирта потребуется, чтобы нагреть до кипения 3 кг воды, взятой при температуре 20 °С? Потерями тепла пренебречь

Расчет количества теплоты (С)

ВАРИАНТ 1

1. Определите, какая часть энергии (в %) расходуется на нагревание воды спиртовкой, если для нагревания 100 г воды от 20 до 90 °С сожгли 5 г спирта.

2. Для ванны необходимо приготовить воду с температурой 36 °С. Из горячего крана смесителя идет вода при температуре 80 °С, а из холодного – при 8 °С. Сколько надо взять горячей воды, чтобы приготовить ванну, если для этого потребуется 196 кг холодной воды?

3. В калориметр с водой бросают кусочки тающего льда. В некоторый момент кусочки льда перестают таять. Первоначальная масса воды в сосуде 330 г, а в конце процесса масса воды увеличивается на 84 г. Какой была начальная температура воды в калориметре?

Регулярное использование на уроках физики системы специальных разноуровневых задач и заданий, направленных на развитие умений и навыков, расширяет кругозор школьников, способствует развитию физико-математического мышления, повышает качество подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать свои знания в повседневной жизни.

 

Список использованной литературы:

1. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей.   – М.: Педагогика, 2008 г.

2. В. А. КоровинОценка качества подготовки выпускников основной школы по физике — 4 -е изд., стереотип. —  М.: Дрофа, 2009. — 104 с.

3. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс»  - 2-е изд., стереотип.-М.:Издательство «Экзамен», 2010. – 111, {1} c. (Серия «Учебно-методический комплект»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении на уроках истории

Основное назначение дифференцированного подхода состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формиров...

Из опыта работы: "Дифференцированный подход к обучению на уроках географии"

Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Анализируя образовательные, воспитательные и развивающие аспекты учебной деятельности, определяю следую...

Дифференцированный подход в обучении на уроках истории.

В этой статье Вы, уважаемые коллеги-историки, можете познакомиться с типовыми заданиями, которые можно применять на уроках, используя разноуровневый подход....

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Одной из важных задач в работе  учителя  является развитие  реальных  учебных  возможностей учеников в процессе обучения. Для успешного решения ...

«Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка»

Теоретический материал для учителя русского языка  и из опыта работы...

Дифференцированный подход в обучении на уроках гимнастики.

Дифференцированный подход в обучении на уроках гимнастики - как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой...