Методическая разработка «Электризация тел»
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Арделян Оксана Николаевна

Главные принципы построения этого урока заключаются в активной познавательной экспериментаторской деятельности.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом

Вид урока: беседа в сочетании с практической деятельностью учащихся.

Цель: изучение и объяснение простейших электростатических явлений.

Задачи урока:

Образовательные:

-          сформулировать понятие электризации тел;

-          установить наличие в природе двух типов электрических зарядов;

-          изучить виды взаимодействия зарядов.

Развивающие:

-          формирование абстрактного и аналитического мышления при наблюдении и описании физических явлений;

-          формирование самостоятельной учебной активности при выполнении практического задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_v_8_klasse.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №538

с углублённым изучением информационных технологий

Кировского района Санкт-Петербурга

Разработка урока по физике

в 8 классе

Тема: «Электризация тел»

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом

Автор-составитель:

Учитель физики Арделян О.Н.

Санкт-Петербург

2013г


Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом

Вид урока: беседа в сочетании с практической деятельностью учащихся.

Цель: изучение и объяснение простейших электростатических явлений.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. сформулировать понятие электризации тел;
  2. установить наличие в природе двух типов электрических зарядов;
  3. изучить виды взаимодействия зарядов.

Развивающие:

  1. формирование абстрактного и аналитического мышления при наблюдении и описании физических явлений;
  2. формирование самостоятельной учебной активности при выполнении практического задания.

Воспитывающие:

  1. формирование познавательной активности учащихся;
  2. мотивирование  учащихся на дальнейшее изучение предмета.

ТСО, оборудование и материал, используемые на уроке: проектор; компьютер;  штатив; гильза, изготовленная из металлической фольги; стеклянная и эбонитовая палочки, шерсть, шелк. полоски из бумаги (для учащихся)

Ход урока

1. Организационный момент

Учащиеся по заданию учителя проводят эксперимент (на столах у учащихся мелко нарезанные листочки бумаги, стеклянная палочка, лист бумаги):

  1. Подносят стеклянную палочку к  мелко нарезанным листочкам бумаги.

Наблюдения: ничего не происходит.

  1. Потерев стеклянную палочку о лист бумаги, повторяют эксперимент.

Наблюдения: листочки бумаги притягиваются к стеклянной палочке.

Учитель проводит опыт с помощью гильзы, изготовленной из металлической фольги, и эбонитовой палочки (без прикосновения гильзы к эбонитовой палочке).

  1. Эбонитовую палочку подносят к гильзе

Наблюдения: гильза не притягивается.

  1. К гильзе подносят эбонитовую палочку, предварительно потертую о мех.

Наблюдения: гильза притягивается к палочке.

Учащиеся делают вывод: «После трения стеклянная и эбонитовая палочки находятся в «необычном» состоянии».

Учитель озвучивает тему урока, которая непосредственно связана с рассмотренными явлениями. Тема на экране (слайд 1).

2. Изучение нового материала

  1. Историческая справка (слайд 2)

Учитель:

 С давних времен людям была известна способность янтаря электризоваться.

Впервые исследованием этого явления занялся знаменитый философ древности Фалес Милетский. Согласно легенде дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено.

Янтарь, в переводе с греческого, «электрон». Греческий ученый Фалес Милетский ввел понятие «электрическое явление».

  1. Взаимодействие заряженных тел

Учитель:

Тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела наэлектризовано (ему сообщен электрический заряд).

В электризации участвуют два тела (слайд 3).

Учитель проводит опыты по взаимодействию наэлектризованных эбонитовых и стеклянных палочек.

  Наблюдения:

  1. наэлектризованные эбонитовые палочки отталкиваются;
  2. наэлектризованные стеклянные палочки отталкиваются;
  3. наэлектризованные эбонитовая и стеклянная палочки притягиваются.

Учащиеся делают вывод: Наэлектризованные тела либо притягиваются, либо отталкиваются.

  1. Два рода зарядов

Учитель: Эбонитовая и стеклянная палочки обладают разными зарядами, появившимися при электризации (слайды 4, 5).

Существует два рода зарядов – положительные «+» и отрицательные «-»  (слайд 6).

Положительные образуются на стеклянной палочке, потертой о шелк, а отрицательные на эбонитовой палочке, потертой о шерсть.

Эти заряды по-разному взаимодействуют друг с другом.

Одноименные заряды – два одинаковых заряда.

Разноименные заряды – два разных заряда.

Учитель: 

  1. Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды одинакового знака?
  2. Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды противоположного знака?

Учащиеся: 

Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются.

Тела, имеющие электрические заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.

Одноименные заряды отталкиваются, разноименные притягиваются (слайды 7, 8).

  1. Когда электризация полезна и когда вредна.
  1. Кожаные и прорезиненные ремни, наэлектризовавшись на вращающихся шкивах, могут стать источником искрового разряда. Если в воздухе висит мелкая горючая пыль, проскочившая от наэлектризованного тела искра может вызвать взрыв и пожар (слайд 9).
  2. Движущиеся на конвейере окрашиваемые детали (корпус автомобиля) заряжают положительно, а частицам краски придают отрицательный заряд, и они устремляются к положительно заряженной детали. Слой краски на ней получается тонкий, равномерный и плотный. Расход краски снижается, так как она осаждается только на детали (слайд 9).
  3. На хлебозаводе заряженные положительно крупинки муки воздушным потоком подаются в камеру, где они встречаются с отрицательно заряженными капельками воды, содержащей дрожжи. Крупинки муки и капельки воды, притягиваясь друг к другу, образуют однородное тесто (слайд 9).
  4. Закрепление

Вопросы (слайды 10 - 15).

  1. Домашнее задание  § 25, § 26 ТЕСТ

(слайд 16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"

В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...