Домашний эксперимент как средство развития творческого потенциала личности учащегося.
методическая разработка (физика) по теме

Танюшкина Татьяна Николаевна

В работе говориться о необходимости использования личного опыта учащихся для наиболее полного усвоения курса физики. Этот опыт преобретается в том числе и при выполнении домашних экспериментов. Приведены задания по теме: " Молекулярная физика.Тепловые явления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom_eksper.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Домашний эксперимент как средство развития творческого потенциала личности учащегося.

«Сначала я делал изобретения всем давно известные, потом не так давно известные, а потом и совсем новые»

К.Э.Циалковский

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Центр оценки качества образования

РЕЗУЛЬТАТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ TIMSS-2011

В 2011 году Россия продемонстрировала существенный подъем уровня математической и естественнонаучной подготовки учащихся 8-го класса: максимальный среди всех стран – участниц по математике.

Начиная с 1995 года, российские школьники демонстрируют стабильно высокие результаты по математике и естественнонаучным дисциплинам в соответствии с международными стандартами TIMSS.

Международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (TIMSS – Trends in Mathematics and Science Study) является первым мониторинговым исследованием в области общего образования, которое позволяет проследить тенденции развития математического и естественнонаучного общего образования с 1995 года (проводится каждые 4 года). В исследовании оцениваются образовательные достижения учащихся 4-ых классов начальной школы и учащихся 8-ых классов. Дополнительно изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах – участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей. Исследование организовано Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений (IEA – International Association for the Evaluation of Educational Achievement).

Более 600 тысяч учащихся начальной и основной школы из 63 стран мира приняли участие в исследовании TIMSS-2011. От России в нем участвовало 412 образовательных учреждений из 50 регионов страны. Из них в 202 учреждениях проводилось тестирование выпускников начальной школы (всего 4467 учащихся 4 классов), в 210 – тестирование учащихся 8 классов (всего 4893 учащихся).

Данное исследование в России осуществлялось Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при активном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием регионов, участвовавших в исследовании. Работа велась в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Ключевые вопросы, на которые отвечает исследование:

  1. Каково состояние математического и естественнонаучного образования с точки зрения международных образовательных стандартов?
  2. Как изменились результаты российских учащихся за последнее десятилетие?

Что происходит с результатами российских учащихся при переходе из начальной школы в основную?

  1. Какие факторы определяют наивысшие результаты учащихся по математике и естествознанию?
  2. В каком направлении следует совершенствовать российское образование?

Результаты учащихся 8 класса по естествознанию

Страна

Средний балл

Сингапур

590

(4,3)

>

Тайвань

564

(2,3)

>

Республика Корея

560

(2,0)

>

Япония

558

(2,4)

>

Финляндия

552

(2,5)

>

Словения

543

(2,7)

=

Российская Федерация

542

(3,2)

=

Гонконг

535

(3,4)

=

Англия

533

(4,9)

=

США

525

(2,6)

<

Венгрия

522

(3,1)

<

Австралия

519

(4,8)

<

Израиль

516

(4,0)

<

Литва

514

(2,6)

<

Новая Зеландия

512

(4,6)

<

Швеция

509

(2,5)

<

Италия

501

(2,5)

<

Украина

501

(3,4)

Российские восьмиклассники по знанию естественных наук находятся в мире на шестом месте, а по математике - на седьмом. Таковы результаты международных исследований PIRLS -2011 и TIMSS-2011


Успехи наших подростков несомненны. Другое дело, что знания, которые они демонстрируют – по большей части фактические. Задачи они могут решать лишь по выученному образцу, по стандартному алгоритму. С умением рассуждать, находить нестандартный подход, применять школьные знания в жизни у наших школьников большие трудности.

Что касается содержания отечественных систематических курсов естественных наук для основной школы, то здесь можно отметить существенное превышение номенклатуры изучаемого фактического материала в сравнении с программой международного исследования TIMSS . Высокие результаты наших учащихся обеспечиваются преимущественно за счет большого запаса фактических знаний и умения применять их в типовых учебных ситуациях. Однако учащимся явно не хватает времени осмыслить значимость получаемых знаний, научиться использовать эти знания в нестандартных ситуациях. Содержание систематических естественнонаучных курсов в основной школе нуждается в разгрузке фактического материала, а учебно – методические комплекты в наполнении заданиями, базирующимися на контексте реальных жизненных ситуаций, и требующими для выполнения достаточно сложных видов учебной деятельности, в том числе проектной и учебно – исследовательской.

В педагогике общепринято положение о том, что обучение играет опережающую роль в интеллектуальном развитии детей и подростков. Из него следует, что методика обучения ответственна не только за уровень и качество знаний, но и за развитие творческих способностей учащихся. Много делается в этом направлении методистами и учителями, но проблема интеллектуального развития школьников в процессе обучения все еще остается актуальной. Об этой проблеме выражали свое мнение многие ученые: М.Планк, А.Эйнштейн, П.Л.Капица и др. Основной смысл их высказываний состоял в том, что учебное познание в школе «стерильно» от многих форм мыслительных операций, которые свойственны научному познанию.

Для ученика в школе главный способ постижения нового- запоминание готовых научных фактов , а для ученого- гипотеза и ее доказательство. В работе творчески мыслящего человека преобладает догадка с последующей оценкой и обоснованием. Усваивая готовые знания, ученик овладевает лишь частью опыта предшествующих поколений. Поскольку творческая деятельность учащихся организуется редко, страдает развитие соответствующей группы их интеллектуальных способностей. Если согласиться с А.Пуанкаре в том, что «логика доказывает, а интуиция творит», то придется признать, то творчеству в учебном процессе отводится неправомерно мало времени.

Как повысить развивающую эффективность обучения? Есть ответ- надо сделать его проблемным! Но в практике преподавания преобладает все еще объяснительно-повторительный процесс, а не включение ученика в творческий поиск, исследование или изобретательство. Чтобы этого добиться прежде всего следует обеспечить изучение учебного материала  подобно тому , как шло историческое развитие научного познания.

Одним из первых оценил путь научного познания великий Леонардо да Винчи(1452-1514г.). Его идеи не утратили смысла до наших дней. Он писал: «Истолкователь ухищрений природы - ОПЫТ; он никого не обманывает; лишь наше суждение само себя иногда обманывает. Нужно руководствоваться показаниями опыта и разнообразить условия до тех пор, пока мы не извлечем из опыта общих законов, ибо лишь опыт открывает нам общие законы. Те кто, изучая  науки, обращается не к природе, а к авторам, не могут считаться сынами природы: я бы сказал, что они только ее внуки. Лишь она одна - подлинная руководительница настоящих гениев».

Развитие науки в современном понимании, по словам видного американского физика В. Ф. Вайскопфа,  началось с того, что вместо попыток получить немедленно ответы на глобальные вопросы начали интересоваться простыми , на первый взгляд , незначительными фактами: как происходит падение камня? И т.п. И эти факты устанавливались совершенно точно, строго, количественно. Ученые давно перестали верить в то, что можно постичь истину, сидя за письменным столом и размышляя о том, как должна  быть  устроена Вселенная.

Около 350 лет назад были окончательно выработаны основы наиболее подходящего физического метода исследования: опираясь на опыт, отыскивают количественно формулируемые законы природы; открытые законы проверяются практикой.

Для развития способностей в процессе обучения эти этапы цикла научного познания должны быть сохранены. Нужно, чтобы  ученик всегда знал на каком  этапе познания он находится, каким путем получены сообщаемые ему знания, а именно: совокупность ли это фактов, ведущая к проблеме, формулировка ли это гипотезы, нахождение ли теоретических следствий или их проверка экспериментом. Для этого полезно использовать творческие экспериментальные домашние задания исследовательского характера, требующие ответа на вопрос: «Почему?» и конструкторского характера,   требующие  ответа на вопрос: «Как сделать?». Первые стимулируют интуитивную догадку при переходе от фактов к гипотезе, а вторые -  при переходе от теории к практике.

По И.П.Павлову «чувство проблемы» врожденное; оно основывается на рефлексе «Что это такое?», сопровождаемом чувством удивления. Этот счастливый дар природы человеку следует всячески развивать в процессе обучения, причем самое главное - не гасить инициативы самих учащихся.

Выдвижение проблемы – начало творческого процесса; за ним следуют продуктивные операции дивергенции(продуцирование идей -расхождение) и конвергенции(установление связей между различными явлениями- схождение).Не следует думать, что в школе нельзя организовать упражнения, развивающие операцию конвергенции, т.е. исследовательскую и изобретательскую деятельность. Ведь открытия и изобретения могут быть субъективно новыми для учеников, т.е. известными обществу, учителю, но новыми для учеников.  К таким упражнениям как раз относятся домашние эксперименты. Это один из педагогически эффективных и интересных для учащихся приемов самостоятельной работы Он способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность – все эти качества необходимы современному человеку.

Из анкет учащихся: «Мне нравиться делать домашние эксперименты, потому что мне интересно делать самому….», «……это интересно!!!», «….я могу закрепить то, что узнал на уроке», «….я сам  наблюдаю   физические процессы и узнаю много нового», «….они помогают понять тему более глубоко.» и т. п. Все это очень ценно для самих учащихся, для становления их личностей, умеющих творить, созидать.

Занимаясь проблемой развивающего обучения, я часто обращаюсь к работам  Э.М. Браверман. В одной из ее статей приводился образец отчета учащегося о проделанном эксперименте. Я решила использовать эту форму для отчета своих учащихся о домашнем эксперименте, потому что заполняя эту форму , учащийся подробно рассказывает от своего личного «Я»(что очень важно в технологии ЛОО) о том, какую цель он ставит и почему, какую гипотезу выдвигает, самостоятельно составляет план опыта и т.д. Таким образом  учащийся еще раз следует по пути научного познания. Ведь ничто так не запоминается как личный опыт, личная деятельность.

Отмечу еще и такой аспект: домашние опыты в отличии от классных экспериментальных работ проводятся с применением подручных средств, а не специального оборудования, что существенно, ведь в жизни учащимся придется встречаться с различными практическими задачами. В этом плане домашние эксперименты формируют умения познавать окружающие явления, рассматривая их в новой, измененной ситуации.

И еще роль домашних экспериментов неоценима в подготовке к ГИА и ЕГЭ, а так же для подготовки учащихся к научно-практическим конференциям.

При подборе заданий для домашнего эксперимента я руководствуюсь следующими принципами:

1.Работа должна стимулировать познавательную активность и развитие мышления.

2.Привлекать внимание к основному материалу курса физики.

3.Должен быть направлен на углубление и пополнение знаний.

4.Легко выполняться в домашних условиях.

5.По возможности не предлагать перечень необходимого оборудования.

6.Учащиеся могут применять самодельные приборы.

Где и как я использую домашний эксперимент в учебном процессе:

1.Перед изучением новой темы(опережающее задание).

Пример: перед изучением темы «Удельная теплоемкость вещества» учащиеся выполняют задание: «исследовать зависимость времени нагревания вещества от рода вещества».

2.Перед проведением классной лабораторной работы.

Пример: сконструировать калориметр и объяснить его устройство и принцип действия.

3.После лабораторной работы, усложнив задание, которое они выполняли в классе.

Пример: «Как определить вес металлического предмета, не прибегая к его взвешиванию и измерению объема».

4.Как занимательный опыт, задачу - парадокс для более глубокого изучения темы.

Пример: «Почему соль плавит лед?».

                   «Как определить удельную теплоту парообразования воды, располагая домашним холодильником, кастрюлей неизвестного объема, часами и равномерно горящей газовой горелкой? Удельную теплоемкость воды считать неизвестной».

При анализе домашних экспериментов у учащихся возникает огромное количество вопросов, которые побуждают их мыслить, обращаться к дополнительной  литературе или интернет – ресурсам. Учащиеся убеждаются на личном опыте , что «дорога открытий и исследований» очень трудна и терниста! Конечно , бывает и такое, что для некоторых учащихся эксперимент окажется трудным, но этого не следует бояться. Уже сама попытка продуцировать, мыслить с целью получения новых знаний многого стоит и никогда не проходит бесследно!

Каковы же результаты моей работы в этом направлении:

1)Как показало анкетирование детей и их родителей растет познавательная активность учащихся, заинтересованность, мотивация к учению.

2)Беседуя с учащимися о выполнении ими работы, при проверке, я общаюсь с учеником в паре: «учитель-ученик», обращаясь к его личному «Я», интересуясь ЕГО достижениями или неудачами, что так же важно для формирования личности.

3) Учащиеся ведут тетради «Для домашних экспериментов», где у них накапливается «банк данных», который может быть использован при подготовке к экзаменам. Полученные таким способом знания редко забываются.

4) Обучение происходит в ситуации успеха.

5) Идет поэтапная подготовка к научно-практической конференции в старших классах.

6) Активизируются мыслительные процессы, легко возникают проблемные ситуации и легко решаются в ходе активной эвристической беседы.

7) Реализуется стандарт образования, повышается качество знаний.

Считаю, что использование домашнего эксперимента в сочетании с другими методами и приемами обучения позволит максимально развить творческий потенциал личности учащихся, вооружить их методами научного познания .Все эти умения и навыки необходимы современному человеку, чтобы правильно и уверенно ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.

Приложение № 1

Примеры домашних экспериментальных заданий к теме:

«Молекулярная физика.Тепловые явления»

1.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала личности учащихся

Статья о возможностях развития творчества у детей начального звена. Информация будет полезна педагогам и заинтересованным родителям....

Презентация "Метод проектов как средство развития творческого потенциала учащихся"

Обобщение опыта работы по вопросу развития творческого потенциала учащихся...

«Проектная деятельность в рамках предмета биологии как средство развития творческого потенциала личности»

В связи с повышением потребностей современного общества в активной личности проблема развития творческой активности учащихся становится особенно актуальной. Поэтому изучение эффективности использовани...

«Музыкотерапия как средство развития творческого потенциала личности на занятиях музыкальной студии «Весёлые нотки»

Представлена    итоговая работапо модулю вариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Развитие творческого потенциала личности  в обучении». музыкотерапия ...

Дидактическая игра как средство развития творческого потенциала личности

Авторская работа, раскрывающая возможности применения дидактических игр на уроках обществознания....

Внеурочная деятельность по литературе как средство развития творческого потенциала личности

Из опыта работы по организации внеурочной деятельности по литературе...