Методическая разработка :«Дидактическая многомерная технология на уроках физики по методу доктора педагогических наук Штейнберга В.М.». Учитель физики Бородкина Т.И.
методическая разработка (физика, 11 класс) по теме

Бородкина Татьяна Ивановна

 

 Чтобы у ребенка было целостное представление о каком-то разделе физики, учитель часто использует блочно-структурные схемы. Но они слишком массивные, и ребенку слишком трудно запомнить такую схему.  Решая проблему развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуального развития, можно применить  дидактическую многомерную технологию разработанную доктором педагогических наук Штейнбергом В.Э. Представим раздел физики: «Кинематика» и «Динамика» через логическую схему по методике Штейнберга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_shteynberg.docx20.23 КБ
Файл Динамика23.42 КБ
Файл Кинематика29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа по теме: «Применение дидактической  многомерной технологии, разработанной доктором педагогических наук Штейнбергом В.Э., на уроках физики».

Учителя физики, работающие в старших классах школы, применяют на своих уроках модульное обучение. Чтобы у ребенка было целостное представление о каком-то разделе физики, учитель часто использует блочно-структурные схемы. Но они слишком массивные, и ребенку слишком трудно запомнить такую схему. Эти схемы эффективны при представлении учащимся небольшой по объему, логически обоснованной,  информации. При представлении большого объема информации, в памяти ребенка  остаются только прямоугольники и какие-то записи в них.  Надо отметить, что обучение в  российских школах рассчитано на обучение девочек. Но ведь девочки взрослеют раньше. А значит, на некотором школьном этапе, мальчикам сложнее усваивать учебный материал, чем девочкам. Кроме того, дети с левополушарным и правополушарным развитием имеют разные особенности усвоения и запоминания нового материала.  Поэтому, решая проблему развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуального развития, можно применить  дидактическую многомерную технологию разработанную доктором педагогических наук Штейнбергом В.Э. Представим раздел физики: «Кинематика» через логическую схему по методике Штейнберга.

Киниматика.docx

 Такую логическую модель ученики могут получать в готовом виде на уроке. Буквально через несколько уроков они самостоятельно могут построить такую схему.  Использование данной методики позволяет не только структурировать знания внутри темы, но и провести логические связи внутри изучаемого раздела.  Особенно продуктивно и наглядно можно представить с помощью данной методики повторительно-закрепляющие  уроки.

Учебный материал представляется в виде координатно-матричного каркаса.

К1 – координатная ось в которой отражают все темы изучаемого раздела физики.

К2 – К… отражают основные определения, формулы, графики.

Число веток можно корректировать, в зависимости от того по какой программе Вы работаете .

Дидактическая многомерная технология разработана доктором педагогических наук Штейнбергом В.Э. Технология в общем смысле слова – это высокая культура и эффективность труда, опирающаяся на совершенные методики и инструменты, образцы и стандарты, на проектирование и прогнозирование, на знание механизмов развития и функционирования систем. 

Основой многомерной технологии становятся дидактические многомерные инструменты (ДМИ) – универсальные, наглядные, программируемые, материализованные понятийно-образные модели многомерного представления и анализа знаний. С их помощью мы создаем логико-смысловую модель (ЛСМ) – образ-модель представления знаний на основе опорно-узловых каркасов. Опорно-узловой каркас – это вспомогательный элемент логико-смысловых моделей в виде опорно-узловых координат и матриц.

Конструирование моделей включает следующие процедуры:

  1. в центр будущей системы координат помещается объект конструирования: тема, проблемная ситуация и т.п.;
  2. определяется набор координат – «круг вопросов» по проектируемой теме, в число которых могут включаться такие смысловые группы, как цели и задачи изучения темы, объект и предмет изучения, содержание, способы изучения, результат и гуманитарный фон изучаемой темы, творческие задания по отдельным вопросам;
  3. определяется набор опорных узлов – «смысловых гранул» для каждой координаты, путем логического или интуитивного определения узловых, главных элементов содержания или ключевых факторов для решаемой проблемы;
  4. выполняется ранжирование гранул и расстановка на координатах путем выбора оснований и формирование однорядовых шкал;
  5. осуществляется перекодирование информационных фрагментов для каждой гранулы, путем замены информационных блоков ключевыми словами или словосочетаниями.

    Получаемые при этом многомерные модели определяются как «Логико-смысловые модели» (ЛСМ) представления и анализа знаний, они содержат два компонента: логический – в виде определенного порядка координат и узлов, и смысловой – в виде содержания координат и узлов. Таким образом, формируется системное представление знаний в виде многомерного смыслового пространства.

    Многомерная дидактическая технология позволяет решить целый ряд важнейших задач:

       1. она соединяет отдельные параграфы наших учебников в укрупненные темы;

       2. логически выстраивает материал, дает возможность правильно отобрать информацию;

       3.позволяет выделить причинно–следственные связи и закономерности  исторического развития;

       4. выделяет основные термины и понятия, развивает предметную речь учащихся

       5.вооружает ученика и учителя необходимым инструментарием для анализа      исторического процесса;
      6.
соединение вербального и визуального каналов информации приводит к  резкому повышению усвояемости материала.

Аналогично можно представить  дидактическую многомерную технологию при изучении раздела физики: «Динамика».

Динамика.docx



Предварительный просмотр:

К3.Принцип отн-ти Галилея

К7. Движение тела под действием Fm

Сила упр.

движение по окр.

вес тела

Движ. Под дейст. Fт

6

7

5

4

2

3

8

9

10

К1

         Сила

Измерение массы

Ускорение свобод. падения

Жесткость тела К(н/м)

сила трения

движ-е по накл. плоскости

движ-е по окр-ти

движ-е  связ-х тел

ИСО

принцип Галилея

З-ны Ньютона

сила тяж.

движ. под действием неск. сил

З-н всемир. тягот-я

по вертикали и горизонтали

        по вертикали

горизонтали

К10. Дв-е под действием неск. сил

движ-е по вертик

движ-е по гориз.

ИСЗ на орбите

К9.Движение тела по окружности

шар во вращ. конусе

вагон на повороте

велосипедист на повороте

конический маятник

тело на вращающю. диске

автомобиль на повороте

вращение тела на веревке

«мертвая петля»

Выпукл. и вогнут. мост

Перегрузки

К8. Вес тела

Невесомость

Опора покоится или дв-ся равномер.

Опора движ. с ускор. вниз.

Опора движ. с ускор. вверх

Вес тела в различных условиях дв-я

Отлич. От Fm

Опр.

Движ-е тела, брошен. гориз-то

Движ-е тела, брошен. Под углом к горизонту

Движ-е тела, брошеню вверх  с нек. скоростью

Движ-е тела, брошеню вниз с нек. скоростью

Своб. падение тел

К6. сила трения

Внутреннее трение

Fтр качения

Fтр скольжения

Особенности Fтр

Fтр (опр,напр)

виды

причины

Трение внеш. (опр)

К2.Законы Ньютона

Условия выполнения законов инерции

t

m

a

F

К4.Сила упругости

К5. Cила тяж.

Сила тяж. (опр)

на высоте

на повороте

Деформ-я (опр).

Особенности Fупр

Сила упруг. (опр)

Виды деформации

Грав. пост.

З. Гука (для упр. Деф-ции)

Сложение перемещений

Классический з-н сложения скоростей

Преобразование Галилея

Следствие преобразований Галилея

Принцип относ-ти

    Инерция

Условие инерции

Iз Ньютона

инертность

Масса тела

IIз. Ньютона

IIIз. Ньютона



Предварительный просмотр:

график  пути S(t)

yравнение координаты x=x0+V0x*t

Скорость (определение, формулы)

Sx=(V+Vo) t/2

Координатна x=x0+Sx

К6 Равнопеременное прямолинейное

Путь Sx=Voxt+axt²/2

Определение

определение

Механическое движение

V=S/t

V=

Угол поворота (рад)

К7 Равномерн. Вращ. движение

Неравномерное прямолинейное движение

t

График V(t)

Ускорение а=(V-V0)/t 

K5.НН Неравн. Прямол. движение

равноускоренное равнозамедленное

Виды

Линейная скорость V=l/t

Частота обращения (Гц)  

V =  N/t= 1/T  = w/2ñ

Период обращения (с)     T=2ñ/w= 2ñR/V= t/N

Угловая скорость     w=    /t  (рад)

S=V*t S=x-x0

 t    0

S/   t

Vmr=lim  

Мгновенная скорость

Средняя скорость

Vсред= S/t

график координаты

V<0

V>0

V

t-t0

x-x0

График скорости

путь

5

Равномерное прямолинейное движение

3

Элементы векторной алгебры

вращательное

поступательное

К1

6

4

Равномерное вращательное движение

Равнопеременное прямолинейное движение

2

7

путь

траектория

перемещение

К4.Равномерное   прямолинейное  движение

умножение на скаляр

вычитание

К3.   Элементы векторной алгебры

Проекции вектора на ось

сложение

Действия с векторами

правило параллелограмма

правило треугольника

скалярные

векторные

Материальная    точка

Виды механического движения

СК

                 одномерная  двухмерная трехмерная      

Характеристики            механического движения

К2. Механическое движение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Логико-смысловая модель как инструмент дидактической многомерной технологии на уроках химии"

Отчёт по теме самообразования "Логико-смысловая модель как инструмент дидактической многомерной технологии на уроках химии"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"

Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"

Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"

Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...

Методическая разработка "Решение графических задач на уроке физики"

Материал предназначен для учителя физики. Материал может быть использован на уроках решения задач....

Методическая разработка урока на тему: «Подготовка к ЕГЭ. Особенности поведения конденсаторов в цепях постоянного тока» Автор: Учитель физики, к.т. н , эксперт ЕГЭ В.А. Комшилова.

При подготовке к сдаче ЕГЭ у учащихся возникают большие сложности при решении задач, связанных с применением конденсаторов в цепях постоянного тока. Это связано с малым количеством часов, отведё...