Испарение и конденсация. Кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары
план-конспект урока (физика, 10 класс) по теме

Хвостова Елена Владимировна

Испарение и конденсация. Кипение.   Насыщенные и ненасыщенные пары

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasyshchennyy_par_urok.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Испарение и конденсация. Кипение.

Насыщенные и ненасыщенные пары».

Когнитивная цель урока:

усвоение учащимися предметного содержания темы  в соответствии с уровнями

  • воспроизведение (давать определение понятий: насыщенный и ненасыщенный пар, динамическое равновесие, испарение, конденсация, кипение),
  • понимание (объяснять особенности протекания явлений испарения и кипения),
  • применение (сравнивать свойства водяного пара и идеального газа, применять полученные знания для решения качественных задач),
  • творчество (ориентироваться в незнакомых ситуациях).

Задачи личностного развития:

 создать условия для

  • обнаружения учащимися своей компетентности и, вместе с тем, ограниченности собственных представлений,
  • развития умения взаимодействия с другими учащимися,
  • возникновения познавательных мотивов, развития интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный этап. (1 мин)
  2.  Анализ написанной самостоятельной работы. (1 мин)
  3.  Актуализация. (4 мин)

Демонстрация явлений испарения и конденсации:

  1. воды в стакане, заготовленной с прошлого урока;
  2. при кипении воды в колбе;
  3. фото «испарение воды, выбрасываемой гейзером». (Слайд 1, 2, 3)

Что общего между этими тремя демонстрациями?

Формулировка темы урока. Запись темы в тетрадь. (Слайд 4)

  1. Основной этап.

1. Учащиеся в парах изучают список ключевых слов темы и заполняют таблицу. (Слайд 5) (3 мин)

Парообразование, пар, испарение, кипение, динамическое равновесие, конденсация, температура кипения, насыщенный пар, ненасыщенный пар.

Знаю

Хочу выяснить

2. Несколько учеников озвучивают в классе записи в своих таблицах. Известные определения формулируются. Заполняется таблица на слайде.

3. Правая колонка таблицы и есть цель сегодняшнего урока. (Слайд 6)

4. Работа в парах: учащиеся формулируют определения и характерные признаки  новых понятий и явлений и зачитывают то, что у них получилось.

5. Идет обсуждение вариантов. Затем конечный вариант сравнивается с приведенным на слайде (Слайд 7 – 11). Правильные определения записываются на доске и в тетради в виде опорного конспекта. (7 мин)

6. Рефлексия (1 мин). Ребята высказывают свое суждение, пользуясь следующим клише:

«Я полагал, что …, но на самом деле …»

«Мои представления о … пришлось несколько уточнить, так как …»

 «Что касается …, то я здесь был прав». (Слайд 12)

Зарядка для глаз. (1 мин)

7. Демонстрация видеофрагмента. (Слайд 13) Обсуждение особенностей кипения жидкости. (3 мин)

8. Проблемная ситуация. Вы знаете, что для каждой жидкости существует своя температура кипения. Зависит ли температура кипения от внешнего давления? Если да, то как?

Демонстрация кипения жидкости при различных давлениях.

Выводы: особенности кипения жидкости. (Слайд 14) (3 мин)

9. Работа в четверках. Каждая группа получает по 3 карточки, выполняет их и заполняет бланк. При затруднениях при выполнении задания можно воспользоваться учебником. (6 мин)

Карточка 1.

Нарисуйте график зависимости давления насыщенного пара от объема.

Карточка 2.

Нарисуйте график зависимости давления насыщенного пара от температуры.

Карточка 3.

Нарисуйте график зависимости давления от объема для ненасыщенного пара, который превращается в жидкость.

10. Заполненные бланки вывешиваются на доске, сравниваются между собой, анализируются, затем сравниваются с бланком учителя. (Слайд 15 – 17) (5 мин)

  1. Обобщение. (1 мин)

Основные моменты (слайд 18):

  • Пар – это совокупность молекул, покинувших жидкость при парообразовании.
  • Динамическое равновесие – это состояние равновесия газообразной и жидкой фаз, при котором число молекул, покидающих жидкость, равно числу молекул, возвращающихся в жидкость за тот же промежуток времени.
  • Насыщенный пар – это пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
  • Ненасыщенный пар – это пар, давление которого меньше давления насыщенного пара.
  1. Закрепление. (2 мин)

Вопросы:

  1. Почему в открытом стакане уровень воды со временем понижается?
  2. При выходе из реки после купания мы ощущаем сильный холод. Почему?
  3. Почему запотевают очки, когда человек с мороза входит в комнату?
  4. Почему в морозные дни над полыньей в реке образуется туман?
  5. Почему чайник на плите не распаивается , когда в него налита вода, и распаивается, когда воды в нем нет?
  6. Почему высоко в горах в кипящей воде трудно сварить яйцо?
  1. Контрольный тест: (слайд 19 – 24) (5 мин)

1) Как изменяется температура жидкости при испарении?

А. Понижается.

Б. Повышается.

В. Не изменяется.

Г. Ответ неоднозначный.

  1. Как изменяется давление насыщенного пара при уменьшении его объема?

А. Увеличивается.

Б. Уменьшается.

В. Не изменяется.

Г. Ответ неоднозначный.

  1. На каком из графиков правильно изображена зависимость давления насыщенного пара от абсолютной температуры?

А)                                Б)                                В)                                Г)

  1. Как изменится температура кипения жидкости при повышении давления?

А. Повысится.

Б. Понизится.

В. Не изменится.

Г. Ответ неоднозначный.

  1. Как можно перевести ненасыщенный пар в насыщенный?

А. Уменьшить объем и температуру.

Б. Увеличить объем и температуру.

В. Уменьшить объем и увеличить температуру.

Г. Увеличить объем и уменьшить температуру.

  1. Домашнее задание. (1 мин)

  1. Рефлексия. (1 мин)

Насколько вы удовлетворены вашей сегодняшней работой на уроке?

Зеленый – удовлетворен полностью.

Желтый – доволен, но мог бы работать лучше.

Синий – не доволен.


Карточка 1.

Нарисуйте график зависимости давления насыщенного пара от объема.

Карточка 2.

Нарисуйте график зависимости давления насыщенного пара от температуры.

Карточка 3.

Нарисуйте график зависимости давления от объема для ненасыщенного пара, который превращается в жидкость.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка 1.

Нарисуйте график зависимости давления насыщенного пара от объема.

Карточка 2.

Нарисуйте график зависимости давления насыщенного пара от температуры.

Карточка 3.

Нарисуйте график зависимости давления от объема для ненасыщенного пара, который превращается в жидкость.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка 1.

Нарисуйте график зависимости давления насыщенного пара от объема.

Карточка 2.

Нарисуйте график зависимости давления насыщенного пара от температуры.

Карточка 3.

Нарисуйте график зависимости давления от объема для ненасыщенного пара, который превращается в жидкость.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка 1.

Нарисуйте график зависимости давления насыщенного пара от объема.

Карточка 2.

Нарисуйте график зависимости давления насыщенного пара от температуры.

Карточка 3.

Нарисуйте график зависимости давления от объема для ненасыщенного пара, который превращается в жидкость.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка 1.

Нарисуйте график зависимости давления насыщенного пара от объема.

Карточка 2.

Нарисуйте график зависимости давления насыщенного пара от температуры.

Карточка 3.

Нарисуйте график зависимости давления от объема для ненасыщенного пара, который превращается в жидкость.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка 1.

Нарисуйте график зависимости давления насыщенного пара от объема.

Карточка 2.

Нарисуйте график зависимости давления насыщенного пара от температуры.

Карточка 3.

Нарисуйте график зависимости давления от объема для ненасыщенного пара, который превращается в жидкость.

O

T

P

O

T

P

O

T

P

O

T

P


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики 8 класс. Тема урока: «Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара».

Цели урока:1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях;2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строе...

Конспект урока по ФГОС. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара. (8класс)

Конспект урока в свете требований ФГОС с использованием материалов Единой коллекции ЦОР в 8 классе по теме ""Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости  и...

"Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар."

Урок физики. 8-й класс. "Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар."«Радость видеть и понимать есть величайший дар природы»А. ЭйнштейнЦели урока:– познакомить ...

Урок по теме "Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар."

dash; познакомить учащихся с понятиями парообразование, испарение, насыщенный пар, ненасыщенный пар, конденсация; – формировать представление о процессе научного познания;– прививать кул...

Строение и свойства жидкостей. Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха

Цели:Образовательная:повторить, обобщить и закрепить знания учащихся об испарении, кипении, конденсации, свойствах насыщенного и ненасыщенного пара, влажности воздуха;закрепить умения учащихся объясня...

Презентация. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглащение энергии при испарении жидкости и ее выделение при конденсации

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглащение энергии при испарении жидкости и ее выделение при конденсации...

Групповая работа: фрагмент урока 8-го класса «Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар»

Пример групповой работы в ходе фронтальной экспериментальной работы. Фрагмент урока физики 8 – го класса «Испарение и конденсация.  Насыщенный и ненасыщенный пар»  нужно вы...