Разработка урока физики "Явление тяготения. Сила тяжести" в 7 классе
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Старикова Татьяна Васильевна

Урок направлен на систематизацию знаний учащихся о явлении тяготения, силе тяжести; умений применять имеющиеся знания для решения качественных и количественных задач;  на основе наблюдений и измерений учит делать выводы и выдвигать гипотезы о связи физических величин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_sila_tyazhesti.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 15 с. Коноково Успенского района Краснодарского края

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»

Разработка урока физики в 7 классе на тему:

Подготовила: учитель физики

Т.В. Старикова

2011г

Тема: Явление тяготения. Сила тяжести.

Цели урока:

образовательные:  систематизировать

  • знания учащихся о явлении тяготения, силе тяжести;
  • умения применять имеющиеся знания для решения качественных и количественных задач;
  • навыки  на основе наблюдений и измерений делать выводы и выдвигать гипотезы о связи физических величин.

воспитательные:  способствовать формированию 

  • познавательного интереса к предмету;
  • мировоззрения учащихся;
  • нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.

развивающие: способствовать развитию 

  • речи, внимания учащихся;
  • творческого и логического мышления;
  • представлений о существовании силы тяжести на Земле и других планетах.

Задачи урока:

Установить зависимость силы тяжести от массы тела

Научить решать задачи по формулам  Fт. = mg

Повторить и закрепить понятия о прямой пропорциональности

Графически изображать зависимость одной величины от другой

               

                                                                       

Оборудование: 

  1. Мультимедийный комплекс.
  2.  Иллюстративная компьютерная презентация.
  3. Штатив с муфтой и лапкой (1 на стол)
  4. Набор грузов по 0,1 кг  (1 на стол)
  5. Динамометр (1на стол)  
  6. Тексты экспериментальных заданий
  7. Рабочие карточки с заданиями.
  8. Листы- бланки для рефлексии

Карта урока

Содержание урока

Методы и приемы

Повторение изученного материала

Фронтальный опрос

Постановка проблемы

Фронтальный эксперимент, работа в парах по карточкам

Работа с учебником

Самостоятельная работа с текстом, беседа

Закрепление,

решение задач

Отработка формул для расчета силы тяжести и массы тела путем решения задач, работа с таблицей

Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам с заданиями

Самоконтроль

Тестирование

Рефлексия

Закончить предложения

Домашнее задание

Пояснения учителя

                                           

                                Ход урока. 

  1. Оргмомент.  

Учитель: Физика одна из наук о природе. Сегодня на уроке мы познакомимся  с самым распространенным в мире природным явлением.      Эпиграфом урока можно взять слова знаменитого французского астронома: 

                                         Если бы мы не наблюдали ежеминутное падение тел,

                                           оно было бы для нас самым удивительным явлением

                                                                        Араго

(слайд №1) 

Почему тела падают?

Тема нашего урока звучит так:   Явление тяготения. Сила тяжести.

 (запись в тетради). (слайд №2) 

  1. Подготовка к усвоению нового материала.

Учитель: Для изучения нового материала нам необходимо вспомнить несколько теоретических положений.

1. Что такое сила?

2. Каковы единицы  измерения силы?

3. Как влияет сила на характер движения тела?

4. Каким прибором можно измерить силу?

3. Изучение нового материала.

Учитель: В 1667 г. Ньютон высказал предположение, что между всеми телами имеется взаимное притяжение. Это явление названо явлением всемирного тяготения.  Вот одна история из жизни великого ученого (приложение1), (слайд №3) 

Сила тяжести - это сила, с которой Земля притягивает к себе другие тела. (слайд № 4). 

Точкой приложения данной силы является центр тела, направлена она вертикально вниз.

4.Фронтальный эксперимент  (слайд 5,6)

             

Постановка проблемы: Как зависит сила тяжести, действующая на тело  от массы тела? Как это можно доказать практически?

    Оборудование: набор грузов по 0,1 кг, динамометр.  (Работа в парах. )

( карточка №1)

 Учащиеся делают вывод:  между силой тяжести, действующей на тело, и массой тела существует прямая пропорциональная зависимость, т.е. чем больше масса тела, тем большая сила тяжести действует на него.

Самостоятельная работа:  построить график зависимости  силы тяжести от массы тела FТ.(m)  (карточка №2)

В результате анализа графика учащиеся приходят к выводу, что графиком является прямая линия, следовательно, сила тяжести, действующая на тело, прямо пропорциональна его массе.

 (слайд 7)  

Учитель: В математике такая пропорциональность записывается в виде формулы  y=kx.  Величина k является постоянным числом, коэффициентом пропорциональности. Сила тяжести, действующая на тело, также прямо пропорциональна его массе.

(слайд 8)

Найдём коэффициент  их пропорциональности:

F1/m1=F2/m 2=F3/m3 =F4/m4

1Н/0,1кг =2Н/0,2кг =3Н/0,3кг =4Н/0,4кг=10Н/кг

(слайд 9)

Коэффициент пропорциональности равен 10Н/кг, обозначается он буквой g, называется ускорением свободного падения. Более точное значение коэффициента 9,8 Н\кг

 (слайд № 10) 

Точные измерения в различных точках земного шара показали, что значения постоянной g зависят от широты местности. Так на полюсе g = 9,832Н\кг,на экваторе g=9,78Н\кг. По мере удаления от Земли в космос сила тяжести ослабевает. т.е. уменьшается значение g.

 (слайд №11) 

Как же можно записать формулу для силы тяжести?

Учащиеся по аналогии с формулой y=kx записывают формулу для силы тяжести:   FT.=mg

5.Решение задач

Рассчитайте силу тяжести,  данные для этого возьмите из рисунков

( слайд № 12 )

6.Работа с учебником

Учитель: Сила тяжести действует на всех планетах, но ускорение свободного падения на каждой планете имеет своё значение Как вы думаете. Почему?

Прочитайте на стр.174 учебника «Сила тяжести на других планетах» и выполните задания:

Задание1 : (Карточка № 3)

Задание 2: (карточка №4)

7.Обобщение изученного, план изучения силы

 (слайд №13)

8.  Задания для самоконтроля

Тест  «Хорошо ли вы знаете силу тяжести» (ответы «да» или «нет»)  

(слайд № 14)

9.Домашнее задание

§ 17.   Ответить на вопрос: На какой из одинаковых по объёму брусков действует большая сила тяжести? Бруски сделаны из парафина, алюминия и свинца?

( слайд № 15)

10. Рефлексия (слайд 16) 

Проанализируйте, пожалуйста, «движение» своих мыслей, чувств, ощущений,  которые возникли у вас в течение урока. Продолжите начатые предложения. 

         Учитель: Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость – понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке

                       

ПРИЛОЖЕНИЕ

             Карточка № 1

Экспериментальное задание:

1.Определите цену деления, пределы измерения и погрешность динамометра

2. Измерить силу тяжести, действующую на грузы массой 0,1 кг; 0,2 кг; 0,3 кг; 0,4 кг

3. По результатам измерений заполнить таблицу

  m, кг

         0

      0,1

       0,2

         0,3

        0,4

  FT., Н

Проанализировав табличные данные, ответьте на вопросы:

- Что происходит с силой трения по мере увеличения массы груза?

- При увеличении массы груза в 2 раза сила тяжести увеличилась в …  раза

- При уменьшении массы груза в 3 раза сила тяжести … в … раза

- Как называется такая зависимость в математике?                            

                         Карточка № 2

Построить график зависимости силы тяжести от массы тела FT.(m)

Проанализировав график, ответьте на вопрос:

- Что представляет собой этот график?

Сделайте вывод:

Графиком является ……………………… , следовательно сила тяжести, действующая на тело, …………………………………………..     его массе.

                               Карточка №3

В таблице приведены значения коэффициента g для различных мест Земли

Место на Земле

Значение g, Н/кг

Значение силы тяжести Fт, Н

Полюс

9,83

 

Широта 45o

9.81

 

Экватор

9,78

 

Выполните следующие задания:

Рассчитайте значение силы тяжести. Действующей на тело массой 10 кг. Результат запишите в таблицу.Какой вывод можно сделать из таблицы?

                            Карточка № 4

Втаблице приведены значения ускорения свободного падения для различных плане Солнечной системы. Выполните следующие задания:

  1. Рассчитайте силу тяжести, действующую на тело массой 100кг.
  2. Результаты запишите в таблицу

Планета Солнечной системы

Значение g, Н/кг

Значение силы тяжести Fт

Меркурий

3,7

 

Венера

8,76

 

Земля

9,78

 

Марс

3,76

 

Юпитер

23,50

 

Сатурн

9,06

 

Уран

9,8

 

Нептун

13,47

 

Сделайте вывод: На какой из планет сила тяжести, действующая на тело, наименьшая?  

Наибольшая

Тест  «Хорошо ли вы знаете силу тяжести

1 вариант 

  • А. Сила тяжести увеличивается с увеличением массы тела.
  • Б. Сила тяжести зависит от места наблюдения.
  • В. Сила тяжести на Луне меньше, чем на Земле.
  • Г. Сила тяжести уменьшается у тел, погруженных в воду.
  • Д. Сила тяжести не действует на плавающие тела.
  • Е. Сила тяжести измеряется в килограммах 

      2 вариант. 

  • А. Сила тяжести измеряется динамометром.
  • Б. Сила тяжести действует на любое тело.
  • В. Сила тяжести всегда направлена вниз.
  • Г. Сила тяжести на Земле везде одинакова.
  • Д. Сила тяжести тела увеличится, если его сжать.
  • Е. Сила тяжести не действует на воздушный шарик.

Только одна история

Из жизни великого английского ученого Исаака Ньютона

Деревня Вульсторп, в 120 милях от Лондона 666 год

Ньютон под яблоней сидел –

Вот – вот должна прийти идея.

А плод над ним уже созрел,

К Земле всей массой тяготея.

Умолкли птицы. Тишина.

Зажглись далекие светила,

И спелым яблоком Луна

Повисла в небе.

И светила.

Он мыслил . . .

А Луна кружась,

С Землею Солнце огибала.

Вещей невидимая связь

В ту ночь яснее проступала

Ньютон взглянул на небосвод..

Но ветка дрогнула –и вот

на Землю яблоко упало!

И понял ученый, что нитью одной

Связано яблоко с желтой Луной.

И яблоком спелым упала б Луна,

Когда б не вращалась так быстро она.

Все тяготеют друг к другу!

И падая, мчатся по кругу.

Он понял закон для Земли и Небес:

Вращаясь, планеты теряют свой вес!

И яблоко, падая, - тоже

По весу с планетою схоже.

И, самый великий, быть может закон –

Всеобщий закон тяготения –

Вращенье планет обьясняет нам он

И яблок румяных паденье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по теме: Явление тяготения.Сила тяжести

Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме: Явление тяготения.Сила тяжести...

Разработка урока "Явление тяготения. Сила тяжести" 7 класс

Данный урок был разработан с успользование интернет ресурсов. За курс физики 7 класс по программе "Физика -7" А.В. Перышкин...

Разработка открытого урока "Сила.Явление тяготения.Сила тяжести."

Урок с презентацией.Позволяетсформировать понятия силы, силы тяжести.Рассмотреть явление тяготения....

Разработка урока на тему "Сила тяжести. Явление тяготения" 7 класс ФГОС

Общая информацияУчебный предмет: ФизикаКласс: 7Авторская программа к учебникам: А.В. Перышкин программа курса «Физика»Тема урока: «Явление тяготения. Сила тяжести.»Место урока ...

Урок "Явление тяготения. Сила тяжести". 7 класс

Урок по теме "Явление тяготения. Сила тяжести". Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала. На уроке используется презентация "Всемирное тяготение"....

План-конспект урока "Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой", 7 класс

Авторская программа к учебникам: А.В. Перышкин программа курса «Физика»Тема урока: «Сила Явление тяготения. Сила тяжести».Место урока в структуре учебного занятия:...