Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты. 8 класс
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

иванов леонид андреевич

 

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты

Цели урока:

Обучающая:

  • ввести понятие количества теплоты, удельной теплоемкости.
  • обосновать зависимость количества теплоты от рода вещества, массы тела и от изменения его температуры.

Развивающая:

  • выделять главное, обобщать, сравнивать;
  • развивать экспериментальные навыки
  • развивать умения применять знания при решении задач

Воспитательная:

  • воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний
  • воспитывать коммуникативные умения при работе в группе;
  • воспитывать навыки взаимопроверки (таблица доминирующих элементов знаний);
  • показать значимость данной темы через практическое применение на основе фронтального эксперимента

Необходимое оборудование: экран и мультимедийный проектор

Приборы и материалы для фронтального эксперимента (1 комплект на группу):

  • штативы (2 шт.)
  • спиртовки (2 шт.)
  • измерительные цилиндры (2 шт.)
  • термометры (2 шт.)
  • часы
  • колбы для жидкостей
  • салфетки
  • вода, масло.

Урок проводится на базе фронтального эксперимента в группах с разделением обязанностей каждого участника. Группа должна содержать не более 2 – 3 человек. Обязанности распределяются следующим образом:

  • теоретик (готовит теоретическую базу постановки эксперимента – объясняет членам группы, как проходит эксперимент, в ходе работы следит за точностью и правильностью выполнения работы, дает необходимые пояснения)
  • экспериментатор (выполняет эксперимент, следуя указаниям теоретика)
  • статист (записывает результаты эксперимента, составляет удобные для обработки таблицы с данными эксперимента, оформляет письменный отчет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolichestvo_teploty.rar2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Иванов Л.А.,

учитель физики, МКУ «Иргейская СОШ»

Самоанализ открытого урока физики, проведенного 24 сентября 2013 года

Тема урока: Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты

Цели урока: ввести понятие количества теплоты, удельной теплоемкости.

Обосновать зависимость количества теплоты от рода вещества, массы тела и от изменения его температуры.

Задачи урока:

Обучающая:

  • ввести понятие количества теплоты, удельной теплоемкости.
  • обосновать зависимость количества теплоты от рода вещества, массы тела и от изменения его температуры.

Развивающая:

  • выделять главное, обобщать, сравнивать;
  • развивать экспериментальные навыки
  • развивать умения применять знания при решении задач

Воспитательная: 

  • воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний
  • воспитывать коммуникативные умения при работе в группе;
  • воспитывать навыки взаимопроверки (таблица доминирующих элементов знаний);
  • показать значимость данной темы через практическое применение на основе фронтального эксперимента

Оборудование и ТСО: проекционный экран,  листы задач, на столе у каждого учащегося тестовые задания, мультимедиа проектор, л/набор «тепловые явления», компьютер.

Содержание урока: соответствует программе и задачам урока. Я заранее подготовил мультимедийную презентацию «Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость», демонстрационные опыты по изучению тепловых явлений, которые позволили в доступной и наглядной форме объяснить новый материал. Проверка д\з проведена в виде проверки таблицы доминирующей элементов знания (ДЭЗ). После выполнения задания учащиеся проверяли свои результаты правильными ответами, которые отражались на слайдах презентации. Материал для изучения с помощью слайдов был очень нагляден, доступен и прост. Последовательно и логически построена схема урока, а также удобная навигация между слайдами. Для закрепления изученного материала было подготовлено практическое задание в виде дневника исследователя, где требовалось установить соответствие. Схемы, используемые мной, способствовали результативности обучения. Урок способствовал формированию знаний об тепловых явлениях, умения применять знания для расчета  количества теплоты. У учащихся закрепились умения решать задачи, находить по её по формуле, умением пользоваться таблицей удельной теплоемкости. Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся. В изложении нового материала применялся ранее изученный материал, использовались межпредметные связи – знания по математике: умение переводить физические величины в СИ, выражать из формул одну величину через другую; знания по ОБЖ – оказание первой доврачебной помощи при тепловых ожогах человека. Урок способствовал развитию интереса учащихся к учению, к изучаемому предмету, к окружающим физическим явлениям.

Тип и структура урока: урок изучения нового материала, эксперементально-исследовательский с применением ИКТ.

Тема урока это продолжение главы учебника «Тепловые явления» и на её изучение отводится 23 часа учебного времени по тематическому планированию: сегодня урок являлся теоретической основой для следующего урока л/р. Осуществлялась связь урока с предыдущими уроками: «Внутренняя энергия», «Способы передачи внутренней энергии».

Этапы урока:

  1. Организационный момент. Постановка задач урока.
  2. Актуализация знаний с разбором таблицы ДЭЗ
  3. Объяснение нового материала с использованием презентации.
  4. Опыты.
  5. Закрепление изученного материала с использованием презентации, решения задач
  6. Итоги урока. Задание на дом.

Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивалось целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения: соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования ЗУН. Демонстрационные опыты, показанные по набору оборудования «Тепловые явления», способствовали развитию научности обучения, сознательности и активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой, использованию жизненного опыта учеников с целью развития у них самостоятельности.

Методы обучения: на уроке были использованы следующие методы обучения: беседа, объяснение, рассказ учителя с применением презентации «Количества теплоты», практические задания, демонстрационные опыты. Эти методы обучения обеспечивали поисковый и творческий характер познавательной деятельности учащихся. Мой рассказ  с применением слайдов презентации и демонстрационные опыты способствовали активизации учения учащихся и были самыми эффективными из всех использованных методов. Объяснительно-иллюстративный, поисковый

Организация учебной работы на уроке:

Осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе, сочетались разные формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, классная. Осуществлялось развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выводы у учащихся. Были подведены итоги каждого этапа, а затем и всего урока. Осуществлялось чередование разных видов деятельности обучающихся. Использовались здоровье сберегающие технологии.

Система работы учителя:

Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.

Моя речь  была грамотной, доступной, точной, содержательной, выразительной и эмоциональной.

Система работы учащихся:

Учащиеся были очень активны и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков самостоятельно делать выводы.

Общие результаты урока:

План урока выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитывающие развивающие цели урока. Домашнее задание было зафиксировано в виде карточек и на экране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК с применением ЭОР.Удельная теплоёмкость .Вычисление количества теплоты, полученного телом при нагревании или отданного телом при охлаждении

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАУдельная теплоёмкость .Вычисление количества теплоты, полученного телом при нагреванииили отданного телом при охлаждении...

Практическая работа № 2 по физике Тема: Расчет количества теплоты при агрегатных переходах, 8 класс

Практическая работаТема: Расчет количества теплоты при агрегатных переходах.    При выполнении практической работы необходимо:Знать и отличать агрегатные состояния одного и того же вещества....

Расчет количества теплоты необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

Тема урока:  Расчет количества телоты необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлажденииТип урока: комбинированный.Форма урока: урок - решения задач....

конспект урока по физике в 8 классе на тему " Решение задач на расчет количества теплоты и энергии топлива"

комбинированный уол по физике,в основу которого положена презентация,ЭОР, фрагмент фильма, дифференцированные задания...

План урока Расчет количества теплоты при теплообмене

Файл содержит подробный конспект урока и расчетные задачи по данной теме...

Методическая разработка урока по теме «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

Представлена методическая разработка урока в 8 классе с использованием образовательной информационно-коммуникационной технологии и применением блокнота-мимио. Урок изучения нового материала по теме &q...

Презентация к уроку "Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении". 8 класс

Презентация для сопровождения урока по теме "Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении". * 8 класс....