Программа межпредметного элективного курса «Физика и искусство» в 9кл - ( 17 час.)
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Максименко Вера Ивановна

Программа межпредметного элективного курса  «Физика и искусство» - ( 17 час.)

Данный элективный (межпредметный) курс выходит за рамки учебного предмета физики, предназначен для предпрофильной подготовки  9-классников, позволяющий реализовать межпредметные связи и подготовку учащихся к выбору профиля или будущей профессии.

К каждому разделу курса прилагаются презентации: «Физика и литература», «Физика и театр», «Физика и архитектура» и т.д. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физика и искусство.

Программа межпредметного элективного курса для предпрофильной подготовки в 9 классе.  ( 17 час.)

             

                                     Автор

                                          В.И. Максименко

                                   Учитель физики высшей категории  ,

                  отличник народного просвещения РФ,

                                Соросовский учитель;

                                     МОУ Егорлыкская средняя

                                     школа №7, ст. Егорлыкская

ст. Егорлыкская

Пояснительная записка

Профилизация старшей школы предполагает появление    многообразия в системе образования и реализацию права выбора старшеклассниками образовательных программ с учётом индивидуальных образовательных целей. Данный элективный (межпредметный) курс выходит за рамки учебного предмета физики, предназначен для предпрофильной подготовки  9-классников, позволяющий реализовать межпредметные связи и подготовку учащихся к выбору профиля или будущей профессии.

Цели курса:

  1. Показать учащимся универсальный характер знаний, получаемых в курсе физики, и их практическое применение.
  2. Создать ориентационную и мотивационную основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.
  3. Формировать и развивать навыки исследовательской деятельности учащихся..
  4. Ориентировать учащихся в мире современных профессий.
  5. Развить интерес и способности к собственному приобретению знаний из разных областей и источников, которые могут быть использованы в учебной деятельности и в других сферах жизни.
  6. Пробуждение интереса к предмету, физическому явлению, эксперименту, развитие познавательных и творческих способностей школьников.
  7. Воспитание эстетического вкуса у обучаемых.

Элективный курс рассчитан на 17 учебных часов (из них – 1 час резервное время).

Содержание программы.

1.Введение -(1 ч).

Основные вопросы, изучаемые в рамках курса, и предполагаемые виды деятельности. Физика – важнейший элемент мировой культуры и культуры каждого образованного человека.

2.Физика и литература – (3 ч).

Задачи из литературных источников, построенные на основе эпизодов

художественных произведений. Физические вопросы в стихотворной форме. Задачи-загадки.

3.Физика и архитектура – (3ч).

Деревянная архитектура Руси..      Египетские пирамиды –одно из семи чудес света  Памятники эпохи античности.. Каменное зодчество Древней Руси

Градостроительство.

4. Физика и скульптура –    (2ч.)

Малые формы каменной скульптуры. Парковая скульптура. Фонтаны. Монументальные скульптурные сооружения.

5. Физика и театр –( 1ч).

Использование физ. явлений для получения различных эффектов на сцене.

6. Физика, кино и телевидение - ( 2ч).

Камера – обскура. Глаз Фотоаппарат. Зрение, зрительные иллюзии, инерция зрения. Стробоскоп. «Живые рисунки». Кино и телевидение.

  7. Физика, цирк и спорт –(2ч).

Виды равновесия. Центр тяжести.

 Физика на цирковой и спортивной аренах.

8 Физика и живопись –( 1ч)

Кисть в руках учёного. Реставрационная техника.

9. Физика и музыка–( 1ч)

Акустический резонанс. Электромузыкальные приборы.

 Светомузыка. Влияние музыки на окружающий мир.

10.Обобщающий урок

Учебно- тематический план.


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Практические

работы

1

Введение

1

-

2

Физика и литература

3

1. Найти в художественной литературе пословицы и поговорки с описанием физических явлений.

3

Физика и архитектура

3

Темы творческих проектов: 

1.Восьмивековая «драма» на площади Чудес в г. Пизе.

2.Падающие башни мира.

3.Выпрямление минаретов Улугбека.

4.Останкинская башня .

5.Моя малая Родина.

4

Физика и скульптура

2

I.Подготовить сообщения на темы:

1. Скульптура Давида мастера эпохи Возрождения Микеланджело.

2. Применение физических знаний в сооружении и эксплуатации скульптуры «Родина-Мать» автора Е.В. Вучетича.

II.Начертите схему фонтана и объясните принцип его действия.

III.Изготовьте модель фонтана.

5

Физика и театр

1

 1.Подумайте,  для какой цели служат матовые и металлические плафоны в театре?2..Где может использоваться отражение света от плоских зеркал?

3.Объясните появление театрального призрака на сцене?

6

Физика кино и телевидение

2

1.Изготовьте  «камеру – обскура».

2.Вычислите время, в течении которого у вас удерживается зрительное восприятие.

7

Физика, цирк и спорт

2

1.Проведите опыты, показывающие различные виды равновестя.

8

Физика и живопись

1

-

9

Физика и музыка

1

-

10

Обобщающий урок

1 

-

Итого -17 часов

Ожидаемый результат.

Формирование ключевых компетенций.

1.В области учебных компетенций уметь:

  • Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.
  • Решать учебные и самообразовательные проблемы.

     2. В области информационных компетенций уметь:

  • Уметь самостоятельно искать, отбирать необходимую информацию,

преобразовывать, сохранять и передавать её.

  • Предоставлять информацию в виде докладов, рефератов, презентаций.

    3. В области коммуникативных компетенций уметь:

  • Выступать на публике , аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  • Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.
  • Сотрудничать и работать в команде.

     4. В области исследовательских компетенций уметь:

  • Получать и использовать информацию.
  • Обращаться к различным источникам данных и использовать их.
  • Ставить перед собой цели и выдвигать гипотезы.

      5. В области  личностно - адаптивных компетенций уметь:

  • Выявлять и развивать творческие способности.
  • Быть готовым к самообразованию.

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

Введение-1час.

 Ознакомить учащихся с вопросами, изучаемыми в данном курсе, с практическими заданиями и заданиями-проектами. Дать возможность учащимся поразмышлять над словами Н.Н. Семёнова о том, что взаимоотношения науки и общественной морали имеют особую важность и актуальность, потому, что «…вопрос о социальных последствиях научного прогресса задевает кровные интересы людей и потому не может их не волновать», и  : «Эстетическая культура состоит  в умении читать, слушать музыку, видеть природу, изобразительное искусство».

Физика и литература-3часа.

«Уметь читать - значит уметь думать над прочитанным. Для того книги и пишутся, чтобы думать над нами, а не только воспринимать фабулу».      .    Академик А.П. Александров

 

1час: Актуализировать ранее усвоенные знания и возбудить интерес к изучению предмета с помощью точно подобранного и эстетически выразительного отрывка из литературного произведения.

Презентация «Физика и литература»-слайды № №1-9.

1 час: Физические вопросы в стихотворной форме.

 Презентация «Физика и литература»-слайды №№10-13.

Едет поезд по уклону,

Пассажиры спят в вагонах,

Вдруг они, как сговорились,

Все направо отклонились.

Объясните, что случилось?

Ясно вы сказать могли бы,

Я хотел бы очень знать,

Почему живую рыбу

Очень трудно удержать?

В гололедицу зимой

Над замёрзшею водой

Чья-то добрая рука

Посыпает слой песка

Все скорее отвечают:

Для чего так поступают?

Шарик есть у нас стальной,

Без пустот, совсем сплошной.

Если в жидкость кто уронит,

Шар утонет? Не утонет?

Кто решит известный спор,

Почему плывёт линкор,

Но потонет гвоздик малый,

Хоть он из того же металла?

Словно поток видений

Из позабытых снов,

Мчатся по полю тени,

Тени от облаков.

«Что же больше - спросили

юношу одного,

это облако или

 тень от него?»

Он ошибся, увы.

Как ответите вы?

Солнечный день над рощей,

И под густой листвой

Круглые пятна света

Смешиваются с травой.

Ночью там полумесяц

Светит, и под листвой

Лунные видим пятна,

Только формы иной.

Скажите ясно и понятно:

Как получились эти пятна?

С берега можно увидеть дно,

Если у берега , рядом оно.

На середине не видно дна,

Даже если мала глубина.

А почему? Любуясь рекой,

Как на вопрос ты ответишь мой?

На берегу сидим вдвоём,

Глядим в прозрачный водоём.

Песчинка дна – и та видна.

Скажи: какая глубина?

«Здесь мне по шею»,- ты сказал.

Прыг вниз, а дна то не достал

Вот вынырнул из-под воды…

Но почему ошибся ты?

Ночь. Простор. Ледяная тишь

Над снегами, где царь –мороз,

Млечный путь- словно светлый мост…

Чем мерцанье звёзд объяснишь?

Мой вопрос как будто бы прост

Почему днём не видно звёзд?

Объясни ты нам, ныряльщик,

Загорелый, удалой,

Отчего предметы видим

Мы неясно под водой?

Ты ответил: «Я бы рад…

Пусть ребята объяснят»

Объясните мне, ребята,

Отвечая на вопрос:

Почему такой расцветки

Чудо крылья у стрекоз?

Почему. скажите, в рыбу,

Будь то щука иль карась,

Если рыба чуть в сторонке,

Трудно острогой попасть?

Позвонили «ноль- один»:

«Загорелся керосин»…

Чтоб горенье прекратить,

Стали сверху воду лить,

Так ли надо поступить?

Мне ответ серьёзный дайте,

Кто сейчас сказать готов,

Почему следы в асфальте

Лишь от женских каблуков?

Отвечайте же скорее;

Что, девчата тяжелее?

Некий озорной барон

Был в болото погружён

За косичку себя взял

И себя с конём поднял.

Это быть могло когда-то?

Как считаете, ребята?

Грузчик у стены стоит,

На плечах мешок лежит.

Дайте поскорей ответ:

Он работает, иль нет?

       

1 час: Задачи- загадки.

Презентация «Физика и литература»-слайды № №14-16.

По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт –

 тут и пропадёт. (волна)

На всякий зов даю ответ,

А ни души ни тела нет. (эхо)

Без рук, без ног

По полю рыщет, поёт да свищет,

Деревья ломает, к земле траву преклоняет. (ветер)

Ног нет, а хожу,

Рта нет , а скажу:

Когда спать,

Когда вставать. (часы)

Трещит, а не кузнечик,

Летит, а не птица,

Везёт, а не лошадь. Вертолёт)

В огне не горит, а в воде не тонет. (лёд)

Видно нет у ней ума:

Ест она себя сама. (свеча)

 

Пятьдесят поросят в один голос голосят. (вода кипит)

Привела я солнце

За своё оконце,

К потолку подвесила,

Стало дома весело. (Эл. лампочка)

Висит груша – нельзя скушать. (Эл. лампочка)

Летит огневая стрела, никто её не поймает:

Ни царь, ни царица, ни красная девица. (молния)

Без крыльев, без тела

За тысячу вёрст прилетело.(радиоволна)

Что в сундуке запереть нельзя?  (свет)

Придёт в дом - не выгонишь колом,

Пора придёт - сам уйдёт. (солнечный луч)

Мету, мету - не вымету,

Несу, несу - не вынесу,

Пора придёт- сама уйдёт. (тень)

Попутчица за мною ходит вслед,

Мне от неё ни зла, ни пользы нет. (тень)

То справа, то слева, то за спиной

Идёт рядом со мной. (тень)

Практические задания 

  • Найти в художественной литературе пословицы с описанием физических явлений и ответить на вопросы:
  1. О каком физическом явлении (понятии, законе) говорится в пословице?
  2. Верна ли пословица с точки зрения физики?
  3. Каков физический смысл пословицы?
  4. Какие рисунки к пословицам нарисовали бы вы?

Физика и архитектура -3 часа.

1 час:  Древняя архитектура Руси. Египетские пирамиды – одно из семи чудес света.  

Презентация «Физика и архитектура»-слайды № №1- 9

    1- час:  Памятники эпохи античности.

Презентация «Физика и архитектура» - слайды № №10-12.

     

 Каменное зодчество Древней Руси.

 Презентация учащихся  

«Каменное зодчество Древней Руси» -слайды №№1-12

   1 час: Градостроительство.

  Презентация «Физика и архитектура»-слайды №№13- 22

 Практические задания . 

Презентация «Физика и архитектура»-слайд №23.

С целью расширения и углубления знаний о связи архитектуры и физики предлагаются темы творческих проектов:

  1. Восьмивековая «драма» на площади Чудес в г. Пизе.
  2. Падающие башни мира.
  3. Выпрямление минаретов Улугбека.
  4. Останкинская башня .
  5. Моя малая Родина.

Физика и скульптура -2 час.

1 – час: Монументальные скульптурные сооружения.

Презентация «Физика и скульптура»- слайды №№1-10

Практические задания. 

Презентация «Физика и скульптура»- слайд №11.

С целью расширения и углубления знаний о связи скульптуры и физики предлагаются следующие задания:

  • Подготовить сообщения на темы:
  1. Скульптура Давида мастера эпохи Возрождения Микеланджело.
  2. Применение физических знаний в сооружении и эксплуатации скульптуры «Родина-Мать» автора Е.В. Вучетича.

1 -час:  Парковая скульптура. Фонтаны.

Презентация «Физика и скульптура»- слайды №№12-16

. Практические задания. 

Презентация «Физика и скульптура»- слайд №17.

1.Подумайте , как можно было бы наиболее простыми средствами устроить фонтан где – нибудь в парке или во дворе .

2.Начертите схему такого устройства и объясните принцип его действия.

3.Изготовьте модель фонтана

Физика и театр- 1час.

Использование физических явлений для получения различных эффектов на сцене. Вспомнить с учащимися понятия: громкость звука, акустический резонанс, тембр, высота звука, реверберация, эхо.

Презентация «Физика и театр»- слайды №№1-11

. Практические задания.

 Презентация «Физика и театр»- слайд №10.

  • Подумайте,  для какой цели служат матовые и металлические плафоны в театре?

  • Где может использоваться  отражение света от плоских зеркал?
  • Объясните появление театрального призрака на сцене?

Физика, кино и телевидение-2 часа.

1 час: Фотоаппарат. Камера – обскура. Фотография. Глаз - как оптическая система

Презентация «Физика, кино и телевидение»- слайды №№ 1-11 

Практические задания 

Презентация «Физика, кино и телевидение»- слайд №4      

               Изготовьте  «камеру – обскура»

  • Картонную коробку обклеить чёрной бумагой, в середине одной из стенок проделать маленькое отверстие (3-5мм) в диаметре, а противоположную стенку замените матовым стеклом или калькой, получится экран.
  • Получите изображение хорошо освещённого предмета на экране камеры.
  • Такие камеры раньше  использовали для фотографирования неподвижных объектов.

1 час:  Зрение, зрительные иллюзии, инерция зрения. Стробоскоп. «Живые рисунки». Запись и воспроизведение звука в кино. Телевидение.

Презентация «Физика, кино и телевидение»- слайды №№ 12-18

Практические задания. 

Презентация «Физика, кино и телевидение»- слайд № 19

               

               Вопросы и задания.

  • Почему мы не видим спиц быстро вращающегося колеса?
  • На каждой странице маленького блокнота нарисуйте маятник в одном из последовательных моментов его колебания. Объясните, что увидите, если станете быстро перебирать странички пальцем.
  • Попытайтесь вычислить время, в течении которого у вас удерживается зрительное восприятие; для этого сосчитайте число перелистанных страниц и определите время наблюдения по секундомеру.

Физика, цирк и спорт- 2 часа.

1 час: Виды равновесия. Центр тяжести. Физика на цирковой и спортивной аренах.

Презентация «Физика, цирк и спорт»- слайды № № 1-10

1 час.Практические задания. 

Презентация «Физика, цирк и спорт»- слайд № 11-12

  • В остро отточенный карандаш воткнуть лезвие перочинного ножа чуть выше грифеля, а рукоятку согнуть под углом, чтобы она оказалась ниже точки опоры- острия карандаша.
  • Почему такое «сооружение» легко удерживается

           на кончике пальца?

  • Встаньте правым боком вплотную   к стене, поднимите одновременно левую руку и ногу и попытайтесь удержаться в таком состоянии.

     Почему человек теряет равновесие?

  • В верхний конец пробки воткните две вилки поставьте её на край горлышка бутылки с водой. При этом получится устойчивое равновесие. Если взять бутылку и поворачивать её так,  чтобы из неё выливалась вода, то пробка с вилками сохраняет равновесие. Почему?
  • Предыдущий опыт можно видоизменить. В пробку воткнуть достаточно длинную иглу. На горлышко бутылки положите монету, а  на неё обоприте остриём  иглы пробку с вилками. Вся система находится в устойчивом равновесии. Можно сообщить системе вращательное движение. При этом равновесие сохраняется. Почему?

Физика и живопись -1час.

Кисть в руках учёного. Реставрационная техника.

 Конференция  «Физика и живопись». Приложение №

Физика и музыка-1 час

Акустический резонанс. Электромузыкальные приборы. Светомузыка

Влияние музыки на окружающий мир.

Презентация «Физика и музыка»- слайды № № 1-10

Обобщающий урок можно провести по усмотрению учителя: как резервный или урок по подведению итогов работы.

Конференция  «Физика и живопись».

Цель проведения:

  1. Поддержать интерес учащихся к физике.
  2. Закрепить имеющиеся умения и навыки самостоятельной работы с дополнительной литературы.
  3. Развивать эстетический вкус учащихся на опосредованной связи красоты науки и искусства.

На стенах и сцене развешаны портреты учёных М.В.Ломоносова и Леонардо да Винчи, Н. Коперника, картины А. Леонова и Других космонавтов, плакаты с четверостишиями Н. Заболоцкого.

Я не ищу гармонии в природе.

Разумной соразмерности начал

Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе

Я до сих пор, увы, не различал.

« Я не ищу…», 1932г.

А если  это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь мерцающий в сосуде?

« Некрасивая девчонка», 1955г.

Вступительное слово учителя физики .

 

Попробуем обнаружить «одушевляющую связь» между представителями науки и изобразительного искусства. Может быть кто-то откроет для себя ещё одну грань красоты науки и людей её творящих. Приведу по этому поводу  размышления члена-корреспондента АН СССР М. Влолькенштейна: «Что общего между живописью и наукой- этими двумя областями творчества? Как они познают и отражают мир? Почему учёные иногда пишут картины…, но художники не занимаются наукой? Науку и искусство объединяют стремления к познанию и творчеству… Наука и искусство разнятся долей интуитивного. В искусстве она почти стопроцентна, в науке составляет лишь часть, но и наука и искусство- явления одной  культуры, прежде всего в этом нужно искать основы их общности…. Изображая человека одновременно и в фас и в профиль, выявляя элементарные геометрические формы, Пикассо идёт, в сущности, тем же путём, что и современное научное познание».

Попробуем, хотя бы частично затронуть  глубины науки и искусства.

Выступление учителя рисования.

Приводит в пример слова известного живописца Б.М. Неменского: «изобразительное искусство… связано и с идеологией, этикой, и с наукой, техникой, промышленностью… Для современного человека культура зрения, цветовое восприятие значит ни чуть не меньше, чем культура речевого общения… Можно назвать немало профессий, специфика которых состоит именно в работе со зрительными образами. Операторы радиолокационных станций, дешифровальщики снимков элементарных частиц в трековых камерах или аэрофотоснимков, специалисты в области электронной микроскопии, рентгенодиагностики, лётчики, водители машин и т.д.».

Рассказывает о генеральном конструкторе летающей техники О.К.Антонове.

Умение рисовать пригодилось ему в жизни. На выставке «Учёные рисуют» подпись «О. Антонов» была поставлена под одиннадцатью картинами. Он утверждает: «Красота технического сооружения- это рабочее понятие, отражение гармонии внешнего  мира в человеческом сознании…


Зачем я сражался упорно, жестока,

Какой поклонялся, безумной мечте?

Какая стезя завела так далёко?

Мечта о прекрасном, любовь к  красоте.

О.К.Антонов.

Первый ученик. Слово о П.Л.  Капице.

Портрет учёного. П.Л.  Капица- Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии, ближайший сотрудник Резерфорда, почётный член многих зарубежных Академий наук.

П.Л.  Капица активно пропагандировал талантливые работы современных живописцев среди научных работников и т.д.

Второй ученик. Кисть в руках учёного.

 Леонардо да Винчи рисовал картины, автопортреты, а вот и Николай Коперник в разные периоды жизни нарисовал два или три автопортрета. К сожалению, до нас дошли  только различные варианты копий с его автопортретов. Наиболее известный написан маслом и ныне хранится в музее польского города Торунь, родины Коперника.

Многими отмечалась точность видения и своеобразие пейзажей и натюрмортов, которые изображал академик А.Н. Несмеянов.

Профессор МГУ А.Т. Фоменко создал рисунки к легендам и мифам Скандинавии, Индии, цикл работ «Фантазии, «Знаки Зодиака, иллюстрировал свой любимый роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Работы художников- космонавтов-А. Леонова и В. Джанибекова (нашего земляка) раскрывают перед нами ту неповторимость мироощущения, которая доступна только отдельным людям.

«Да познание мира неотделимо связано с искусством. Ведь всем нам, живущим на Земле, хочется знать, что же нас окружает…»

Художник Ю. Походаев.

Третий ученик. Физика в реставрационной технике.

Рассказ о реставрационных работах по консервации  картин Дрезденской галереи, работы в залах Эрмитажа. Применение новых методов: Применение ультрафиолетовых и инфракрасных лучей, спектрографии и микрохимического анализа и т. д.

Заключительное слово учителей и ответы на возможные вопросы.

Ясно, что союз науки и изобразительного искусства очень плодотворен для той и другой деятельности человека.

Предложенный вариант можно изменять, в зависимости от материала, который учащиеся найдут самостоятельно, тогда речь их будет свободной, а знания, полученные во время подготовки сообщений, будут ощущаться ими, как собственное достижение.

Список литературы

  1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10, М., Просвещение 2005.
  2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Физика 11, М., Просвещение 2005.
  3. Касьянов В.А., Физика 10, М., Дрофа 2002.
  4. Пёрышкин А.А. Физика 7, М., Дрофа 2002
  5. Пёрышкин А.А. Физика 8, М., Дрофа 2002
  6. Пёрышкин А.А. ГутникЕ.М. Физика 9, М., Дрофа 2002
  7. Гуревич А.Е. Физика 7, М., Дрофа 1999
  8. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М., Просвещение 1977.
  9. Лыков В.Я. Эстетическое воспитание  при обучении физики М., Просвещение 1986.
  10. Бусева-Давыдова И. Каменное зодчество Древней Руси, М., Детская литература 1989
  11. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве М., Просвещение 1979
  12. Орехов В.П., Колебания и волны в курсе физики средней школы. М., Просвещение 1977
  13. . Пёрышкин А.В. Чемакин В.П. Факультативный курс физики 7 класс М., Просвещение 1975.
  14.  Перельман Я.И. Занимательная физика. М.,  Наука
  15. Блудов М.И. Беседы по физике. М., Просвещение 1984.
  16. Тихомирова С.В. Физика в пословицах и поговорках…М., Новая школа 2002.
  17. Энциклопедия.-М.:ООО «ИздательствоАСТ», 2002
  18. Энциклопедический словарь школьника.Искусство. М., ОЛМА-ПРЕСС2000.
  19. Журналы «Физика в школе»
  20. Методическая газета «Первое сентября»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Элективный курс «ФИЗИКА И ИСКУССТВО» Приложение к занятиям №5-7 ФИЗИКА и АРХИТЕКТУРА Автор: Максименко Вера Ивановна, учитель физики МБОУ Егорлыкская СОШ№ 7.

Слайд 2

ФИЗИКА и АРХИТЕКТУРА «Архитектура…- летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе» Н.В.Гоголь

Слайд 3

Неделимое целое в архитектуре создаётся средствами сочетания конструкции архитектурной формы и работы материала.Воплощая свой замысел архитектор должен знать физические свойства строительных материалов: плотность и упругость, прочность и теплопроводность, линейное и объёмное температурные изменения, звукоизоляционные и гидроизоляционные параметры, функциональные характеристики света и цвета. Современные материалы-стекло,алюминий, пенобетон, природный камень и искусственный кирпич- всё подвергается сложной физико-технической экспертизе, прежде чем будут применены в строительстве .

Слайд 4

Содержание 1 Древняя Русь – Русь деревянная. 2.Поэма в камне. 3.Каменное зодчество Древней Руси.(презентация учащихся). Египетские пирамиды –одно из семи чудес света. 4. Градостроительство. 5. Практические задания

Слайд 5

Древняя Русь- Русь деревянная Мастера с помощью одного топора, пилы и нехитрых приспособлений оставили нам целую поэму в деревянном зодчестве . Преображенская церковь в Кижах 1714 год

Слайд 7

Скульптура «Родина-мать зовёт!» Общая высота памятника — 85-87 метров,Меч длиной 33 метра .

Слайд 8

Главки Преображенской церкви в Кижах Основой всякой постройки был сруб, который «вязался» из брёвен с прокладкой между ними мха и пеньки, косые кромки обтёсанных брёвен в «лапу» или «ласточкин хвост» удерживали стену в углах связки, «лемехам»-деревянным дощечкам придавали особый изгиб, чтобы они плотно легли на выпуклую поверхность главки.

Слайд 9

Деревянные строения отличаются живописным силуэтом. В русском зодчестве их многообразие связано с самобытностью традиций (с четырёхугольным, либо восьмигранным главным срубом, покрытие шатром, либо двухскатной крышей с главой на её коньке и др.). Этот тип конструкций получил широкое распространение в архитектуре России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Польши с индивидуальными композиционными приёмами и декором.

Слайд 10

Поэма в камне Люди средневековья видели в каждой постройке образ Вселенной, своеобразную модель мира в котором они жили. Небесный свод сопоставлялся со сводом здания, стены –с воздушной средой, подвалы –с подземным царством. Для каменного здания не просто рассчитать глубину фундамента, толщину стен, крутизну сводов. Ещё сложнее- найти такое соотношение размеров архитектурных объёмов и деталей, при котором здание станет особенно привлекательным.

Слайд 11

В Древнем Египте колоссальные каменные сооружения- гробницы фараонов имели ступенчатую, а затеми правильную пирамидальную форму. Египетские пирамиды –одно из семи чудес света.

Слайд 12

Пирамида Хеопса С помощью рычагов около 5 тысяч лет назад при строительстве усыпальниц фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина в ДревнемЕгипте рабы передвигали и поднимали на большую высоту тяжёлые каменные плиты. Самая большая из них- пирамида Хеопса- имеет высоту 146,5 м.. Строительство длилось десятки лет.

Слайд 13

Архитектура-искусство проектировать и строить различные здания .. Архитектура позволяет судить о технических достижениях и художественных исканиях различных эпох. До изобретения связующего раствора приходилось очень простыми инструментами обтёсывать и шлифовать, а потом с удивительной точностью подгонять друг к другу огромные каменные глыбы. именно так строились пирамиды, арки, храмы.

Слайд 14

Памятники эпохи античности Афинский Акрополь. Парфенон-храм богиниАфины Парфенон был возведён зодчими Иктином и Калликратом в 447-438гг. до н.э. . Современный вид

Слайд 15

Храм Посейдона на мысе Суниян ( 5в.до н. э.) Из отдельных блоков собраны колонны храма и Парфенона, до сих пор восхищают изумительными пропорциями и неслыханной прочностью, создаваемой силой трения покоя.

Слайд 16

Градостроительство Москва златоглавая Архитектурные сооружения существуют в виде отдельных зданий или же объединяются в целые комплексы- ансамбли. Иногда ансамбли складываются исторически: из зданий сооружённых в разное время.

Слайд 17

Санкт-Петербург Город, основанный Петром I в 1703 году,был заложен в устье Невы. Петербург создавался по единому плану. Здания Дворцовой площади Построены на протяжении целого столетия

Слайд 18

Зимний дворец создан замечательным русским архитектором Варфоломеем Варфоломеевичем Растрелли (1700-1771) в1754-1762годах

Слайд 19

Здание Главного штаба построено крупнейшим архитектором Карлом Ивановичем Росси (1775-1849) в1819-1829 годах. Здание Главного штаба превращало Дворцовую площадь в архитектурный ансамбль, который увековечил победу России в Отечественной войне 1812года Арка Главного штаба

Слайд 20

Завершает весь ансамбль Александровская колонна, воздвигнутая в 1830-1834 годах, исполненная по проекту архитектора Августа Августовича Монферрана(1786-1858) и украшенная фигурой ангела с крестом работы скульптора Бориса Ивановича Орловского (1796-1837)

Слайд 21

Новочеркасск. Арка

Слайд 22

Новочеркасск. Свято-Михайло- Архангельский собор

Слайд 23

Ростов- на- Дону

Слайд 24

Дворец творчества детей.

Слайд 25

Здание цирка

Слайд 26

Практические задания С целью расширения и углубления знаний о связи архитектуры и физики предлагаются темы творческих проектов: Восьмивековая «драма» на площади Чудес в г. Пизе. 2. Падающие башни мира. 3. Выпрямление минаретов Улугбека. 4. Останкинская башня . 5. Моя малая Родина.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Элективный курс «ФИЗИКА И ИСКУССТВО» Приложение к занятию № 16 ФИЗИКА и МУЗЫКА Автор: Максименко Вера Ивановна, учитель физики МБОУ Егорлыкская СОШ № 7.

Слайд 2

Физика и музыка «Простые тоны, какие мы имеем от наших камертонов, не употребляются в музыке; они также пресны и безвкусны, как химически чистая вода, -они бесхарактерны» А.Г.Столетов.

Слайд 3

Звуки различных музыкальных инструментов, голоса людей, звук сирены и многие другие представляют собой совокупность гармонических колебаний разных частот , т.е. совокупность чистых тонов. Самая низкая частота сложного звука называется основной частотой , а соответствующий звук- основным тоном. Все остальные тоны сложного звука называются обертонами . Обертоны определяют тембр звука, т.е. «окраску» звука, которая позволяет нам отличать звуки одних источников от звуков других .

Слайд 4

Музыкальные инструменты 1.Самозвучащие (идиофоны). Источником звука у самозвучащих инструментов является материал, из которого изготовлен инструмент или его звучащая деталь. 2.Мембранные (мембранофоны). Источник звука -натянутая перепонка(чаще всего из кожи животного). 3.Духовые (аэрофоны). Источник звука –заключённый в трубке столб воздуха. 4.Струнные (хордофоны). Источник звука –натянутая струна .

Слайд 5

В зависимости от способа извлечения звука различают: Ударные инструменты (литавры, барабаны, бубны, ксилофон и т.д. Взаимоударяемые. Потряхиваемые. Скркбковые. Щипковые (арфа, гусли ,гитара, лира).

Слайд 6

Духовые –свободные аэрофоны (труба, волторна). Флейтовые (флейта, кларнет, зурна). Мундштуковые и клавишно-духовые (саксофон, тромбон).

Слайд 7

Язычковые (гармошка, баян аккордеон и т.д.) Струнные (скрипка, виолончель, кяманча и т. д.).

Слайд 8

Цветомузыка Музыка в сочетании со свето- цветовым аккомпанементом позволяет соединить воедино в восприятии человека звук и цвет. Электроника, автоматика позволяют с помощью микрофона преобразовывать звуки в электрические сигналы, которые после ряда превращений дают световые эффекты, соответствующие музыкальной партии.

Слайд 9

Любопытные факты ( Леонович А.А.Тайны природы: Энцикл.-М.:ООО «ИздательствоАСТ», 2002 . Звуки пастушьего рожка оказывали взбадривающее воздействие на скот. Мелодичная музыка приводила к повышению удоев коров на 5-10%. Прослушивание записи рок-музыки приводило к резкому снижению надоев молока у коров.

Слайд 10

А вот свиньи приходили в восторг только от современных ритмов и оставались равнодушными к классике и даже начинали драться, если включали музыку Бетховена или Баха.

Слайд 11

На музыку реагируют и рыбы, её используют на морских плантациях, как сигнал начала кормления .

Слайд 12

От мелодичных звуков дельфины становятся ещё дружелюбнее и проявляют особое расположение к людям, однако приходят в замешательство от рока.

Слайд 13

Исследования японских специалистов показали: «слушая» музыку быстрее растут овощи и фрукты! Причём они предпочитают классику.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Элективный курс «ФИЗИКА И ИСКУССТВО» Приложение к занятиям № 8-9 ФИЗИКА и СКУЛЬПТУРА Автор: Максименко Вера Ивановна, учитель физики МОУ Егорлыкская средняя общеобразовательная школа № 7.

Слайд 2

Физика и скульптура Содержание : 1.Монументальные скульптурные сооружения. 2.Практические задания-1. 3.Парковая скульптура. 4. Практические задания-2 .

Слайд 3

Решая художественные задачи, скульптор должен учитывать свойства материала: пластичность и упругость, жёсткость и хрупкость, коэффициенты линейного и объёмного расширения, уметь рассчитать давление и плотность, устойчивость равновесия масс и простейшие параметры колебаний. Скульптору требуется как художественно- образное, так и конструкторско- технологическое мышление.

Слайд 4

В Древнем Египте сфинкс изображал фантастическое существо с телом льва и головой человека (обычно портрет фараона) или священного животного. Крупнейший из сохранившихся сфинксов- у пирамиды Хефрена (28в.до н.э.) является духом- охранителем, воплощением царской власти.

Слайд 5

Римляне посвятили ряд скульптур Артемиде -дочери Зевса,сестреАпполона, покровительнице животных и охоты, богине луны. Она изображалась красивой девушкой с луком и стрелами или в длинной одежде с факелом в руке. Поиск третей точки опоры.

Слайд 6

Дискобол Мирона .(5 в. до н.э.)

Слайд 7

Медный всадник Для пьедестала был найден огромный «гром-камень». Его нужно было вызволить из 5-и метровой глубины болотной топи и доставить в Петербург. Плотники соорудили платформу из4-х слоёв брёвен, потом её устлали толстым слоем мха и сена, чтобы предохранить камень при опрокидывании на платформу с помощью рычагов и воротов. Чтобы одолеть 8 вёрст от деревни Лахты до Петербурга понадобилось 4 месяца.

Слайд 8

Несколько сот рабочих через каждые100 метров устанавливали вороты и приводили их в движение, следили за литыми бронзовыми шарами, которые перекатывались в деревянных желобах под платформой, переносили эти желоба вперёд по ходу движения. К Сенатской площади камень доставили на специальной барже по Неве.

Слайд 9

Через 6 лет пятидесятилетний Э.Фальконе приехал из Парижа для работы над памятником. Нас восхищает тонкое знание механики и высокий эстетический вкус мастера. Когда стало ясно, что удержать огромную скульптуру на двух опорах не удастся, Фальконе создаёт третью точку опоры. Он рассчитал, что 7,5 мм толщины передней части корпуса коня обеспечат устойчивое равновесие памятника. Фальконе сам изучает литейное дело и вместе с русскими помощниками, преодолевая ряд неудач, наконец заканчивает отливку памятника. Установку и открытие памятника скульптор не увидел .

Слайд 12

При изготовлении скульптуры В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница» впервые была использована в качестве художественного материала нержавеющая хромоникелевая сталь . Тонкие (0,5-1,0 мм) листы стали обладают удивительной пластичностью. Гигантский каркас способен удержать 75-тонный груз статуи. При всей своей громадности (более15м высотой!) развевающийся в горизонтальном положении 5-тонный шарф статуи делает силуэт группы лёгким и ажурным, подчёркивающим стремительную динамику движения вперёд .

Слайд 13

Когда скульптура появилась над павильоном СССР на Всемирной выставке 1937г. в Париже, французские учёные и инженеры, поздравляя советских коллег с успехом, назвали расчёт консольной фермы для шарфа крупным техническим достижением. Нержавеющая сталь придаёт всей скульптуре изумительную по красоте игру цвета, отражая окружающее освещение. На заре она покрывается розовыми сполохами, а в лучах закатного солнца становится пурпурной.

Слайд 15

Ростов. Соборная площадь

Слайд 16

Практические задания-1 С целью расширения и углубления знаний о связи скульптуры и физики предлагаются следующие задания: Подготовить сообщения на темы: Скульптура Давида мастера эпохи Возрождения Микеланджело. Применение физических знаний в сооружении и эксплуатации скульптуры «Родина-Мать» автора Е.В. Вучетича .

Слайд 17

Парковая скульптура

Слайд 19

Люди весьма восприимчивы к влажности. В сухом воздухе происходит быстрое испарение влаги с поверхности кожи, что приводит к высыханию слизистых оболочек дыхательных путей. Поэтому в зонах отдыха, на площадях в городах и посёлках строят фонтаны, возле которых прохладно даже жарким днём. В парке отдыха

Слайд 21

Ростов.Театральная площадь.

Слайд 22

Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. На вершину холма к подножью Родины Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы. Конечная точка пути – монумент «Родина-мать зовет!» , композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны – высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота Родины-матери – 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров. На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире. Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра (с постаментом, без постамента её высота составляет 62 метра). Сегодня же самая высокая статуя в мире – это 120-метровая статуя Будды, построенная в 1995 году и находящаяся в Японии, в городе Чучура. Общий вес Родины-Матери – 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз. Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно – большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.

Слайд 23

«Рабо́чий и колхо́зница» — выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи» [1] , представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом . Автор — Вера Мухина ; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана . Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали . Высота около 25 м (высота павильона-постамента — 33 м). Общий вес — 185 тонн. [2]

Слайд 24

Практические задания-2 1.Подумайте , как можно было бы наиболее простыми средствами устроить фонтан где - нибудь в парке или во дворе . 2.Начертите схему такого устройства и объясните принцип его действия. 3.Изготовьте модель фонтана

Слайд 26

Поверьте в свои силы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Элективный курс «ФИЗИКА И ИСКУССТВО» Приложение к занятию № 10 ФИЗИКА и ТЕАТР Автор: Максименко Вера Ивановна, учитель физики МБОУ Егорлыкская СОШ № 7.

Слайд 2

Физика и театр «Говоря о театре, мы должны признать, что этот род искусства чрезвычайно тесно связан с техникой» Н.А.Акимов-народный артист, режиссёр.

Слайд 3

Театр Диониса в Афинах Остатки величественных сооружений массовых театров Древней Греции поражают совершенством архитектуры и продуманностью технических решений. Для того чтобы представление могли и посмотреть до 20 тыс. человек «площадка для пляски» помещалась в глубине амфитеатра с каменными камьями, вырубленными прямо в склоне холма .

Слайд 4

Театр Толос в Эпидавре Театр построен Поликлетом Младшим ( Y-IY в. до н.э.). Акустические проблемы решались уже в самом начале строительства массовых театров. Спектакли ставились под открытым небом, но даже шорох смятой бумаги был отчётливо слышен в любой точке амфитеатра.

Слайд 5

Маски греческого театра В древнем театре актёры пользовались цветом как символом: в красном всегда выходил герой, но красный цвет маски означал хитрость, в синем- рабы, смуглый цвет краски означал здоровье, багровый- раздражительность. Глиняные маски нужны были актёру, чтобы меняя их, рассказать о смене переживаний персонажа, ведь мимика живого лица не видна издалека. Хорошо высушенная маска являлась отличным рупором, усиливающим звуки голоса актёра.

Слайд 6

Римский театр

Слайд 7

Появление призрака на сцене.

Слайд 8

Современный театр-это сложнейшее архитектурно – техническое сооружение, в котором всё- от стен до оркестровой ямы- подчинено красоте действия на сцене, эстетике театра в целом.

Слайд 9

Сегодня к спектаклю отдельно пишется светоцветовая и звуковая партитура, от исполнения которой, синхронно со сценарием пьесы зависит эмоционально- эстетическое воздействие спектакля.

Слайд 10

Ростовский музыкальный театр

Слайд 11

Выводы Сегодняшний постановщик спектакля- это человек с инженерно- художественным мышлением. Он должен точно чувствовать направление и интенсивность света (использование реостатов), цветом создавать различные нюансы настроений ( светофильтры), создавать иллюзию световоздушного пространства (кино-, диапроекция), руководить музыкальным и шумовым оформлением (звукозапись)- и всё это, не отрываясь от содержания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Физика в задачах» для 11 класса

Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе авторской программы курса по выбору «Методы решения задач по физике» (авторы: В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сау...

Рабочая программа. Элективные курсы. Физика 10-11 класс.

Рабочая программа к элективному курсу "Решение физических задач" рассчитана для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений где физика преподается по базовому уровню...

Программа элективного курса ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ 7 класс (1 ч в неделю)

Программа элективного курса Физика в задачах и экспериментах 7 класс (1 ч в неделю)...

Рабочая программа элективного курса "Физика и медицина" 9 класс

Рабочая программа  элективного курса «Физика в медицине» разработана на основе авторской программы С. М Новикова (Программы элективных курсов. Физика.  9-11 классы. Профильное обучение/ сост...

Рабочая программа по элективному курсу физики "Готовимся к ГИА"

Элективный курс  «Готовимся к ГИА» состоит из двух частей; « Механика, гидростатика, тепловые явления» и « Электродинамика, оптика,  ядерная физика»предназначен для учащихся 9-х класса,...

Рабочая программа по элективному курсу физики "Готовимся к ГИА"

Элективный курс  «Готовимся к ГИА» состоит из двух частей; « Механика, гидростатика, тепловые явления» и « Электродинамика, оптика,  ядерная физика»предназначен для учащихся 9-х класса,...