Урок физики в 11-м классе "Звездное небо"
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

Разаработка урока физики для 11 класса по теме "Звезное небо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fiziki.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  физики в 11 классе по теме:

«Звездное небо»

Цели:  познакомить учащихся с жителями неба – созвездиями. Научить пользоваться подвижной картой звездного неба  используя астрономический календарь.

Тип урока: комбинированный.

УМК, используемый на уроке: Е.П.Левитан учебник по астрономии, школьный астрономический календарь на 2012-2013 учебный год,  карта звездного неба, небесная сфера.

Ход урока.

  1. Орг. Момент.
  2. Проверочный тест.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.

Вопросы теста.

Физики дали астрономии:

  1. Инструменты для исследования космоса;
  2. Формулы для вычисления и решения задач;
  3. Методы изучения Вселенной.

Объектив телескопа нужен для того, чтобы:

  1. Собрать свет от небесного объекта и получить его изображение;
  2. Собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден объект;
  3. Получить увеличенное изображение небесного тела.

Увеличение телескопа определяется:

  1. Отношение фокусного расстояния объектива к фокусному расстоянию окуляра;
  2. Отношение диаметра объектива к фокусному расстоянию объектива;
  3. Фокусным расстоянием объектива.

Астрограф отличается от телескопа, предназначенного для визуальных наблюдений:

  1. Меньшим увеличением;
  2. Большим увеличением;
  3. Отсутствием окуляра.

Отличие системы рефрактора от системы рефлектора в том, что:

  1. В рефлекторе объектив – линза, у рефрактора – зеркало;
  2. В рефлекторе объектив – зеркало, у рефрактора – линза;
  3. У первого объектив против окуляра, у второго сбоку.

Изучение нового материала.

Изучение нового материала начинаем с беседы с учащимися.

Ребята, все вы наблюдали ночное небо. Согласитесь, оно завораживает, вызывает чувство восхищения. Но как вы считаете, сколько звезд можно увидеть в ясную безлунную ночь невооруженным взглядом? Около 3000 тысяч звезд (до 6-й звездной величины). Телескопы позволяют наблюдать более слабые  звезды, причем число звезд тем больше, чем более мощный телескоп применяется: можно видеть около 350 тыс. звезд  до 10-й звездной величины, 32 млн  звезд до 15-й звездной величины, 1 млрд звезд до 20-й звездной величины.

Для удобства ориентировки среди огромного количества звезд на звездном небе оно разделено на участки разной формы, называемые созвездиями. Все небо разделено на 88 созвездий.

В каждом созвездии наиболее яркие звезды образуют характерные фигуры, которые легко найти на небе и отожествить их со звездами на звездной карте.

Работа с подвижной картой звездного неба. (самостоятельно)

Школьный астрономический календарь на 2012-20143 Тучебный год – служит помощником при подготовке и проведении астрономических наблюдений. С помощью таблиц можно выбрать удобные моменты наблюдения того или иного небесного объекта.

В  календаре находим  созвездия, наблюдаемые в мае (в южной области неба находится Волопас, рядом Северная  Корона и Геркулес, ниже их – Змееносец, а вблизи горизонта – Скорпион. На юга – западе созвездие Девы. На западе высоко расположена Большая Медведица, а под ней – Гончие Псы и Лев. На севере у горизонта расположились Персей и слева от него – Возничий. Близнецы заходят на северо-западе.

Закрепление изученного материала

  1. Что такое созвездие? Ответ: участок неба, имеющий строго определенные границы.
  2. Сколько звезд можно увидеть на небе невооруженным глазом? ( около 3000 тысяч)
  3. Сколько всего созвездий на небе и по каким признакам они получили  свои названия? (88 созвездий. Названия связаны с мифами, легендами, математическими фигурами, животными или связаны с деятельностью людей – скотоводством, охотой и т.д.)
  4. Как принято обозначать самые яркие звезды в созвездии? (для обозначения ярких звезд на картах и в литературе используются греческие буквы или цифры в сочетании с названием созвездия. Например, Полярная звезда -  Малой Медведицы; звезда 61 Лебедя.)

Итог урока

Таким образом, если вы хотите, изучит звездное небо, то этим надо заниматься на протяжении всего года. Подвижная карта поможет вам быстро определить, какие созвездия и яркие звезды видны в данный вечер. Их вы будете находить на небе. Такие наблюдения дадут возможность созерцать совершенную красоту природы.

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения по теме " Звезды на небе"

На данном уроке выполняется лабораторная работа....

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Конспект урока по астрономии "Небесная сфера. Звёздное небо."

Конспект урока астрономии, содержащий презентацию, раздаточный материал,и, непосредственно, сам конспект занятия....

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО АСТРОНОМИИ «ИЗМЕНЕНИЕ ВИДА ЗВЕЗДНОГО НЕБА В ТЕЧЕНИИ СУТОК»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО АСТРОНОМИИ  «ИЗМЕНЕНИЕ ВИДА ЗВЕЗДНОГО НЕБА В ТЕЧЕНИИ СУТОК»...