Физика в твоей будущей профессии
элективный курс по физике (9 класс) по теме

Предпрофильный элективный курс (17 часов в 9 классе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predprofilnyy_elektivnyy_kurs.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Физика в твоей будущей профессии.

Предпрофильный элективный курс, 17 ч. 9-й класс.

О физика, любовь моя...

Я верю, вы её полюбите, как я...

Она достойна королевских почестей,

На свете нет наук, сравнимых с ней!

Считали так Эйнштейн, и Резерфорд, и Ньютон,

А мир ценил их как достойнейших людей!

Как в математике, в ней – красота теорий,

И стройность формул, и изящество идей,

А глубина исканий беспредельна!

Да разве философия сравнится с ней?!

В ней – океан истории открытий,

Гармония цветов и красок волшебство,

Поэзия души и музыка... в науке физике

Прекрасней всяких слов!

Искал Эйнштейн у скрипки вдохновенья,

И Кеплер слушал музыку планет,

Ведь музыка природы – совершенство!

А значит, есть науки лучше?.. – Нет!

И.Денисова

                             Пояснительная записка

Элективный курс «Физика в твоей будущей профессии» рассчитан на 17 ч. Выбор темы обусловлен важностью и востребованностью вопроса: в связи с переходом школ на профильное обучение учащиеся уже в основной школе должны сделать важный для их дальнейшей судьбы выбор профиля или вида будущей профессиональной деятельности. Однако программные знания недостаточны для ориентации учеников в мире современных профессий, дают лишь поверхностные представления об использовании предметных знаний в различных профессиях, а также о способах деятельности соответствующих специалистов.

Практическая значимость, прикладная направленность, инвариантность изучаемого материала, обусловленные выбором темы, призваны стимулировать развитие познавательных интересов школьников и способствовать успешному развитию системы ранее приобретённых знаний и умений по всем разделам физики.

В связи с вышесказанным определяются цели данного курса:

– способствовать осознанному и успешному выбору профиля или вида будущей профессиональной деятельности;

– развить систему ранее приобретённых программных знаний и умений, дополнить её для успешного изучения физики в профильной школе.

Задачами курса являются:

– реализация учеником интереса к выбранному предмету;

– поддержание мотивации к профильному изучению предмета;

–  уточнение готовности и способности ученика осваивать предмет на повышенном уровне;

– создание основы для последующего обучения в профильном классе;

– развитие мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе в значительной мере средств современных информационных технологий.

При выборе форм и методов работы приоритеты методики таковы: междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения; интерактивность (ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов).

Планируемые результаты: сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения; развитие системы программных знаний и умений по физике; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей ученика на основе опыта приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации; получение представления о широком использовании предметных знаний в деятельности специалистов данного профиля и способах их деятельности; приобретение опыта поиска информации по выбранной теме и представление её в виде проекта.

Измерители достижения планируемых результатов: степень активности учащихся на занятиях; качество сообщений учащихся, выполнение тестовых заданий, практических  работ; качество представленных проектов как формы презентации личных достижений; уровень социальной зрелости учащихся, выраженный в готовности сделать осознанный выбор будущего профиля (выявляется в процессе бесед с учениками, их родителями, коллегами-педагогами.

                    

ПЛАНИРОВАНИЕ.

Название темы

Дата

1.

Введение

2.

Физика на флоте

3.

Физика на приёме у врача

4.

Физика и метеорология

5.

Урок – эксперимент по теме «Метеорология»

6.

Физика в работе конструктора механика

7.

Физика в работе архитектора

8.

Физика на службе у фотографа

9.

Физика в работе службы пожарной охраны

10.

Физика и цирковое искусство

11.

Физика в работе биолога

12.

Физика в работе зоолога

13.

Физика в творчестве мастеров детской игрушки

14.

Урок – практикум по теме «Изготовление детской игрушки»

15.

Физика в работе энергетиков

16.

Урок – конференция «Физика в профессии»

17.

Итоговый урок. Вручение сертификатов.

МЕТОД ПРОЕКТОВ

При изучении данного элективного курса предполагается использование метода проектов, в основе которого лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и её раскрытие, решение, что включает чёткое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, чёткое распределение ролей для каждого участника в случае групповой работы. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. представлены в виде видеофильма, альбома, электронной газеты, альманаха и т.п.

Качество представленных проектов рассматривается как измеритель личных или совместных достижений учащихся при изучении элективного курса.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей исследовательского поиска для её решения (см. возможные темы проектов).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Определение конечных целей совместных или индивидуальных проектов.

5. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

6. Использование исследовательских методов:

– определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;

– выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

– оформление конечных результатов;

– анализ полученных данных;

– подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, просмотров).

Этапы работы методом проектов

Начальный этап. Учитель и ученик (в случае групповой деятельности – ученики) определяют проблемы проекта, сюжетную ситуацию с учётом социальных и познавательных интересов учащихся, уточняют и конкретизируют цели и задачи.

Организационный этап. Ученики распределяют роли в сложившихся группах, планируют работу, выбирают формы и способы презентации предполагаемых результатов по своему желанию, учитывая, однако, рекомендации учителя.

Деятельностный этап. Самостоятельная работа учащихся, «добывание» недостающих знаний из разных источников, подготовка презентации результатов. Учитель ненавязчиво контролирует эту деятельность, при необходимости консультирует.

Завершающий этап. Учитель обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения. Ученики демонстрируют понимание проблемы, найденные способы её решения, умение планировать и осуществлять совместную деятельность, рефлексию.

Возможные темы проектов

1. Ухудшение зрения у школьников и пути решения проблемы.

2. Влияние акустического загрязнения на работоспособность школьников.

3. Транспорт и окружающая среда.

4. Озоновый экран нашей планеты: состояние, проблемы.

5. Капризы природы: можно ли им противостоять?

6. Астрология – наука или шарлатанство?

7. Приметы и предрассудки в предсказании погоды – можно ли им верить?

8. Состояние экологических проблем и природоохранные меры, предпринимаемые в России.

9. Электромагнитное загрязнение больших городов.

10. Компьютерная и классическая музыка. Кто совершеннее – человек или машина?

11. Достоверность результатов криминалистических исследований. Как увеличить применение методов физики?

12. Освоение космоса на современном этапе – проблемы, перспективы.

13. Антропогенное воздействие на окружающую среду.

14. Проблемы экологии в нашем районе и пути их решения.

Литература

Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога. – М.: Наука, 1986.

Варикаш В.М., Кимбар Б.А., Варикаш И.М. Физика в живой природе. – Минск: Народна асвета, 1984.

Глазунов А.Ю. Техника в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение, 1977.

Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни её творцов. – М.: Просвещение, 1986.

Куприн М.Я. Физика в сельском хозяйстве. – М.: Просвещение, 1985.

Ланина И.Я. Не уроком единым. – М.: Просвещение, 1991.

Ланина И.Я. 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1995.

Лычев Е.Н. Даты и события космонавтики. Справочник. – Тверь, 2000.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. 9–11 классы. – М.: АО МДС, Юнисам, 1995.

Поворознюк В.Н. Экологическое воспитание. – Курган, 1997.

Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. – М.: Просвещение, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по предпрофильной подготовке "Физика в твоей будущей профессии"

Этот элективный курс важная ступень в овладении базовым физическим образованием и нацелен на подготовку учащихся к обучению с естественно – математическим уклоном. Цель курса:развивать положи...

Ты и твоя будущая профессия.

Классный час по проф. ориентации учащихся.Большая предварительная  работа: экскурсия в Центр Занятости, на предприятия города, просмотр  видеоматериалов....

Ты и твоя будущая профессия

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -старше...

Классный час "Твоя будущая профессия"

Классный час на тему: "Твоя будущая профессия" можно провести в 8-11 классах, помочь ученикам разобраться в своих желаниях, способностях и стремлениях получить ту или иную профессию. Предлагается пров...

Ты и твоя будущая профессия

Данный классный час-практикум рекомендую проводить с учащимися 8 - 10 классов. Он ориентирован на помощь ученикам в выборе профессии. Дети познакомятся с классификацией профессий (5 типов). С помощью ...

Ты и твоя будущая профессия.

Классный час на тему "Ты и твоя будущая профессия". Будет интересен для классный руководителей 9, 11 классов....

Ты и твоя будущая профессия.

Презентация для классного часа "Ты и твоя будущая профессия"....