Рабочая учебная программа элективного курса по физике для 7 класса «Физика в задачах и экспериментах»
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

Шилова Альбина Михайловна

Рабочая учебная программа элективного курса по физике для обучающихся в 7 классе основной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_7_kl.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Элективный курс «Физика в задачах и экспериментах» предназначен для учащихся 7 класса и рассчитан на 1 час в неделю,34 часа за год. Элективный курс развивает содержание базового курса физики.

Основная задача курса:

развитие познавательного интереса учащихся к физике и технике на основе углубления и расширение знаний  учащихся.

Цели курса:

Обучающие: расширить и углубить знания учащихся, полученные  в базовом курсе

Воспитательные: воспитать у учеников умение логично и образно выражать свои мысли, осознание и понимание физических явлений и законов.

Развивающие: развивать разносторонние интересы и способности учащихся, развивать интерес к физике и к решению физических задач, развивать память, формировать умение применять теоретические  знания на практике.

Методы и организационные формы обучения и контроля знаний.

При изучении элективного курса «Физика в задачах и экспериментах» учащиеся решают задачи различных видов: аналитические, графические,  качественные и  практические.
Курс содержит экспериментальные задания, что позволит учащимся получить навык постановки физических опытов и  экспериментов,  вычислять погрешности измерения, анализировать  полученные результаты и  объяснять  их с точки зрения физических законов.

 Проведение данного курса позволяет с помощью проводимых исследовательских работ расширить "круга общения" учащихся с физическими приборами, сделать процесс формирования экспериментальных навыков более эффективным, повысить интерес к изучению предмета.

При выполнении экспериментальных заданий, учащиеся овладевают физическими методами познания: собирают экспериментальные установки, измеряют физические величины, представляют результаты измерений в виде таблиц, графиков, делают выводы из эксперимента, объясняют результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций.

Распределение материала по темам способствует систематизации, позволит создать целостную картину окружающего мира и человека в нем с точки зрения физики.

Этот курс позволит также проявить творческие способности учащихся, так как использует разные способы проверки качества усвоения материала: тестирование, защита экспериментальных работ, творческие отчеты по теме, кроссворды по теме, и т.д.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения элективного курса по физике «Физика в задачах и экспериментах» ученик должен знать/понимать

основные понятия, принципы и смысл физических законов молекулярной физики и электромагнетизма;

уметь

  • решать задачи на применение изученных физических законов различными методами,
  • представлять результаты измерений экспериментальных задач в виде таблиц и графиков пользоваться измерительными приборами, измерять и вычислять физические величины;
  • применять знания в измененных и новых ситуациях;
  • оценивать реальность полученных результатов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

сознательного самоопределения ученика относительно профиля дальнейшего обучения.

Содержание элективного курса (34 ч)

Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. (1 ч).

         

Первоначальные сведения о строении вещества (2ч).

Строение вещества. Молекулы. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.  

Взаимодействие тел (11 ч)

Расчет пути, времени, скорости равномерного прямолинейного движения. Графическое представление равномерного прямолинейного движения. Инерция. Взаимодействие тел. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Равнодействующая сил. Сложение сил. Сила трения.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (12 ч)

Давление. Расчет давления. Закон Паскаля. Передача давления жидкостями и газами. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Гидравлическая машина. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Определение выталкивающей силы.

                

Работа и мощность. Энергия (8 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой.  Методы измерения работы, мощности и энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Тематическое планирование по элективному курсу

«Физика в задачах и экспериментах»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Практические работы, ч.

I

Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

1

1

II

Первоначальные сведения о строении вещества

2

1

1

III

Взаимодействие тел

11

11

 IV

Давление твердых тел, жидкостей и газов

12

12

V

Работа и мощность. Энергия

8

8

Итого

34

2

32

Календарно – тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид  занятия

Количество часов

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

1

Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

теоретическое занятие

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества

2

2.1

Строение вещества. Молекулы. Диффузия.

комбинированное занятие

1

2.2

Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов

комбинированное занятие

1

3

Взаимодействие тел

11

3.1

 Расчет пути, времени, скорости равномерного прямолинейного движения

практическое занятие

1

3.2

Графическое представление равномерного прямолинейного движения.

практическое занятие

1

3.3

Инерция. Взаимодействие тел.

практическое занятие

1

3.4

Плотность вещества.

практическое занятие

1

3.5

Расчет массы и объема тела по его плотности.

практическое занятие

1

3.6

Сила тяжести.

практическое занятие

1

3.7

Сила упругости. Закон Гука.

практическое занятие

1

3.8

Вес тела.

практическое занятие

1

3.9

Равнодействующая сил. Сложение сил.

практическое занятие

1

3.10

Сила трения.

практическое занятие

1

3.11

Решение задач по теме: «Взаимодействие тел».

практическое занятие

1

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

12

4.1

Давление. Расчет давления.

практическое занятие

1

4.2

Решение задач по теме: «Давление твердых тел».

практическое занятие

1

4.3

Закон Паскаля. Передача давления жидкостями и газами.

практическое занятие

1

4.4

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

практическое занятие

1

4.5

Сообщающиеся сосуды.

практическое занятие

1

4.6

 Вес воздуха. Атмосферное давление.        

практическое занятие

1

4.7

Решение задач по теме: «Давление в жидкости. Атмосферное давление».

практическое занятие

1

4.8

Гидравлическая машина.

практическое занятие

1

4.9

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

практическое занятие

1

4.10

Архимедова сила.

практическое занятие

1

4.11

Определение выталкивающей силы.

практическое занятие

1

4.12

Давление твёрдых тел, жидкостей, газов.

практическое занятие

1

5

Работа и мощность. Энергия

8

5.1

Механическая работа.

практическое занятие

1

5.2

Мощность.

практическое занятие

1

5.3

Рычаг. Условия равновесия рычага.

практическое занятие

1

5.4

Момент силы. Правило моментов.

практическое занятие

1

5.5

Применение закона равновесия рычага к блоку.

практическое занятие

1

5.6

Коэффициент полезного действия механизма.

практическое занятие

1

5.7

 Потенциальная и кинетическая энергия.

практическое занятие

1

5.8

Превращение одного вида механической энергии в другой

практическое занятие

1

Итого

34

Содержание практической деятельности

Экспериментальные работы:

«Определение толщины нити»

«Определение диаметра молекулы машинного масла»

«Определение скорости диффузии»

"Определение плотности камня"

«Определение силы трения скольжения бруска по столу»

«Определение давления учебника физики на стол»

«Определение давления подсолнечного масла на дно бутылки»

«Измерение атмосферного давления и силы атмосферного давления»

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Рабочее место учителя:

ПЭВМ”PENTIUM-4” CPU 2.00 ГГц

Интерактивная доска Smart Board

Мультимедийный проектор BenQ МР522

Приборы лабораторные:

  1. Весы учебные с гирями
  2. Набор тел равного объема
  3. Динамометр лабораторный
  4. Рычаг - линейка лабораторный
  5. Штатив для фронтальных работ
  6. Цилиндр мерный с носиком 250 мл (мензурка)
  7. Стакан химический
  8. Пробирка
  9. Набор грузов по 6x100 г

Таблицы:

  1. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
  2. Международная система единиц (СИ).
  3. Физические постоянные.
  4. Измерение сил динамометром.
  5. Измерение длины масштабной линейкой.
  6. Измерение массы тела на рычажных  весах.
  7. Реактивное движение.
  8. Силы упругости.
  9. Перегрузки.
  10. Относительность движения (перемещения параллельны)
  11. Относительность движения (перемещения перпендикулярны)
  12. Подшипники.
  13. Определение положения тела.
  14. Невесомость.
  15. Траектория движения.
  16. Движение текущей жидкости или газа.
  17. Сухое трение.

Литература для учащихся.

  1. В. И. Лукашик, Е. И. Иванова Сборник задач по физике для 7–9 классов общеобразовательных учреждений. -  М.:. Просвещение, 2000г
  2. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку.  - М.: Наука, 1985.
  3. Л. В. Алмаева. Тесты. Физика. 7 класс. – Саратов: Лицей, 2003
  4. Семке А, И. Физика. Занимательные материалы к урокам 7 кл. – М.: НЦ ЭНАС, 2004.

Литература для учителя.

  1. Л. А. Кирик. Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2002.
  2. А. Е. Марон, Е. А. Марон. Физика. 7 класс: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1972.
  4. В. И. Лукашик Физическая  олимпиада.– М.: Просвещение, 1987.
  5. Кабардин О. Ф., Кабардина С. И., Орлов В. А. Задания для контроля знаний учащихся по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1983.

        

Электронные учебные пособия.

1С: Школа. Физика, 7-11. Библиотека наглядных пособий: Под. Ред. Н. К. Ханнанова. – М.: Дрофа, 2004

Интерактивный курс физики для 7-11 классов.- Физикон, Институт новых технологий, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...

Рабочая программа элективного курса по математике 10 класс "Методы решения задач с параметром".

               Предлагаемый  курс  «Методы решения задач с параметром» предназначен для реализации в 10 классах для расширения теоретичес...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ 9 КЛАССА

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ«СОДЕРЖАНИЕ И ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»ДЛЯ 9 КЛАССА...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 класс "Методы решения задач по органической химии"

Настоящий элективный курс содержит задачи и упражнения по различным темам органической химии. В программе уделяется внимание вычислениям по уравнениям реакций, нахождение молекулярной формулы вещества...

Программа элективных курсов для учащихся 9 классов "Физика в экспериментальных задачах и домашних опытах"

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она направлена на формирование у учащихся научной картины мира. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировозз...

Программа элективного курса "Элементы векторной алгебры в физике" 9 класс

Элективный курс "Элементы векторной алгебры в физике" разработан для учащихся 9 классов. Выбор тематики обусловлен следующими факторами:- векторы-основное понятие для многих разделов физики...