Факультативные курсы и их роль в системе школьного образования.
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

Когут Михаил Васильевич

    Современный процесс обучения физике в школе требует новых подходов к обучению, внедрения новых образовательных технологий. Так в большинстве общеобразовательных школ  в учебном плане физика представлена двумя аудиторными часами. За это время необходимо: изучить новый материал, выполнить лабораторные работы и научить учащихся решать качественные и количественные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_-_2013.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Факультативные курсы и их роль в системе школьного образования.

Когут М. В.

ГБОУ СОШ №1034, г. Москва.

    Современный процесс обучения физике в школе требует новых подходов к обучению, внедрения новых образовательных технологий. Так в большинстве общеобразовательных школ    в учебном плане физика представлена двумя аудиторными часами. За это время необходимо: изучить новый материал, выполнить лабораторные работы и научить учащихся решать качественные и количественные задачи. Следовательно, необходимо вводить дополнительные занятия.     В решении этой задачи важную роль играют факультативные занятия, которые являются одним из основных средств дифференциации обучения, способствующие решать задачи совершенствования содержания и методов обучения.        

       Факультативные занятия содействуют профессиональной ориентации учащихся, облегчая тем самым выбор специальности, что является актуальным, так как одним из приоритетных направлений отечественного образования является переход к профильному обучению.                  

      Большинство учащихся определяются с выбором профессии после окончания 9-го класса. Следовательно, для учащихся 10-11 классов необходимо вводить дополнительные занятия.

Примерное планирование изучаемого материала в 10-м классе:

(34 часа).

№ п/п

Содержание материала

Кол-во часов

Кинематика (13 часов).

1

Задачи механики. Путь, траектория, перемещение. Скалярные и векторные величины.

1

2

Равномерное движение. Скорость движения (мгновенная, средняя скорости).

1

3

Равнопеременное движение (равноускоренное и равнозамедленное движение).

2

4

Графическое представление механического движения.

1

5

Движение по окружности.

1

6

Движение тел брошенных вертикально вверх.

1

7

Движение тел брошенных под углом к горизонту.

1

8

Расчет основных кинематических величин с помощью производной.

1

9

Решение задач по теме: «Кинематика».

3

10

Итоговое занятие.

1

Динамика (12 часов).

11

Законы Ньютона.

2

12

Закон Всемирного тяготения.

1

13

Силы в природе.

1

14

Закон сохранения энергии.

1

15

Механическая работа, мощность.

1

16

Закон сохранения импульса.

2

17

Решение задач по теме: «Законы динамики».

3

18

Движение по наклонной плоскости.

1

Статика (4 часа).

19

Золотое правило механики.

1

20

Решение задач по разделу физики механика.

3

21

Итоговое занятие.

1

Колебания и волны (5часов).

22

Механические колебания: свободные и вынужденные колебания.

1

23

Математический и пружинный маятники.

1

24

Взаимосвязь между величинами, характеризующими механические колебания. Превращение энергии при гармонических колебаниях.

1

25

Решение задач по теме: « Колебания и волны».

1

26

Итоговое занятие.

1

Примерное планирование учебного материала в 11 классе.

(34 часа).

Молекулярная физика и термодинамика.

 (8 часов).

Молекулярная физика (4 часа).

27

Идеальный газ в М.К.Т. Газовые законы. Изопроцессы.

2

28

Уравнение Менделеева-Клапейрона.

1

29

Графические задачи на газовые законы.

1

Основы термодинамики

(4 часа).

30

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты.

1

31

Первый и второй законы термодинамики.

1

32

Тепловые двигатели. Принцип действия Д.В.С.

1

33

Плавление, кристаллизация, испарение, конденсация. Влажность воздуха.

1

 Основы электростатики. Постоянный ток(12 часов).

34

Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. Решение задач.

2

35

Энергетическая и силовая характеристики поля и их взаимосвязь.

1

36

Электроемкость. Решение задач.

1

37

Электрический ток. Сила тока. Условия существования электрического тока в различных средах.

1

38

Закон Ома для участка цепи. Решение задач.

2

39

Соединения в электрических цепях. Решение задач.

1

40

Работа, мощность. Закон Джоуля-Ленца.

2

41

Э.Д.С. Закон Ома для полной цепи.

1

42

Решение задач по теме: «Электростатика».

1

Электродинамика (5 часов).

43

Магнитное поле. Закон Ампера. Сила Лоренца.

2

44

Закон электромагнитной индукции. Энергия магнитного поля.

1

45

Колебательный контур. Переменный электрический ток.

2

Оптика (5 часов).

46

Геометрическая оптика. Построение изображения в линзах. Формула линзы.

1

47

Волновая оптика. Дисперсия, интерференция, дифракция, поляризация световых волн.

2

48

Решение задач по теме: «Геометрическая и волновая оптика».

1

49

Фотоэффект. Формула Эйнштейна.

1

Физика атомного ядра (4 часа).

50

Альфа-, бета- и гамма-излучения.

1

51

Закон радиоактивного распада.

1

52

Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции.

2

Предлагаемая программа позволит качественно подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Литература:

1. Кирик  Л.А. Физика. Тренажёр. Универсальное издание для подготовки к ЕГЭ. М.: ИЛЕКСА, 2009.-432с.  

2.Мякишев Г.А. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений

/Г. А. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. Просвещение.

3. Мякишев Г.А. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений

/Г. А. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин. Издательство просвещение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая физическая и спортивная подготовка в системе школьного образования

Физическое воспитание – общественно явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по  законам общественного развития  идеи, направляющие социальную практику физического воспитания,...

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Как известно, в современной системе дополнительного образования детей  образовательный процесс  строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов, т.е. авторских ...

Текст выступления и презентация "Предметная образовательная область «Технология» и ее роль в системе школьного образования"

Материалы выступления на областном научно-практическом семинаре "Технологическое образование обучающихся в условиях модернизации российского образования"...

План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования в МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска» в 2020-2021 году

План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования...

Воспитательная работа и ее роль в системе дополнительного образования.

Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом,...

Воспитательная работа и ее роль в системе дополнительного образования.

Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом,...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа для детей с ОВЗ (ТНР) факультативного курса «Выразительное чтение и рассказывание» основного общего образования – 10 класс

Пояснительная записка              Данная рабочая программа составлена для МКОУ «Средняя школа №3 городского округа город Михайло...