Урок - практикум по теме «Архимедова сила» 9 класс
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Крашанова Ольга Ивановна

На этом уроке ученики погружаются в исследовательскую практическую деятельность. Учитель перед каждой группой учеников ставит проблему. Ученики, работая вместе в группе должны используя данный им материал, выдвинуть гипотезу, поставить опыт для ее экспериментальной проверки и сделать вывод.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_praktikum_arkhimedova_sila.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - практикум по теме «Архимедова сила» 9 класс

Цели: -закрепить знания по теме «Архимедова сила»;

           -создать условия для развития творческой деятельности;

           -развивать познавательные способности учащихся,  стремления к исследовательской, практической  деятельности.

Форма урока: урок- ролевая игра.

На этом уроке ученики погружаются в исследовательскую практическую деятельность.  Класс разбивается на 5 групп разного уровня подготовки (сильные, средние, слабые) по 3-5 человек. У каждого ученика в группе своя роль- научный руководитель, лаборант, ассистент. Каждая группа это научная лаборатория. Роли в группе распределяют сами ученики.

Учитель перед каждой группой учеников ставит проблему. Ученики, работая вместе в группе должны используя данный им материал, выдвинуть гипотезу, поставить опыт для ее экспериментальной проверки и сделать вывод.

Начинаю урок с небольшого лирического отступления:

«В небесах разыгралася буря,

Из ущелий гудят голоса;

Опалил мне лицо мое ветер,

Растрепал он мои волоса…

И гуляли могучие волны,

Я над ними веселый скользил,

И с вершин их по пенистым скатам

Глубоко, глубоко уходил.»

                                 (К.К.Случевский)

Мы живем в окружении двух стихий, которые постоянно заставляют нас разгадывать загадки. В предпрофильном курсе, который мы начинаем этим уроком, вы сами найдете ответы на многие вопросы, связанные с водой и атмосферой.

Вы будете совершать свои открытия, выдвигать гипотезы и находить решения.

Этот урок – урок поиска истины. Для того чтобы её отыскать, превратим свой кабинет в научную лабораторию, а сами станем научными работниками.

  1. Экспериментальная работа.

Первый этап.

Учитель формирует исследовательские группы, проводит инструктаж по технике безопасности, дает инструкцию, ставит проблему перед каждой группой. Ученики распределяют роли в группах, знакомятся с заданием, инструкцией. Форма отчета- конференция. Каждая группа должна представить отчет с рисунками, формулами, выводами. Для наглядности он выполняется на листе формата А1.

Второй этап.

Ученики работают в группах, выдвигают гипотезы и записывают их в начале отчета.

Третий этап.

Чтобы проверить свои гипотезы ученики ставят опыты. Приборы и материалы находятся на лабораторном столе учителя. В инструкции перечислено необходимое оборудование, каждая группа берет сама то, что ей необходимо. Опыты продумывают сами. Проводят эксперименты. Получив результат, делают выводы о правильности выдвинутых ими гипотез и дают окончательные ответы на поставленные учителем вопросы. Схему опытов, результат и выводы помещают в отчет.

Инструкции и задания для групп.

(Первый уровень сложности)

1. Как зависит выталкивающая сила от объёма погруженной части тела, глубины погружения, объёма и формы тела?

Ваши гипотезы-

Чтобы их проверить, опытным путем установите:

  • Выталкивающие силы при частичном и полном погружении тела в жидкость.
  • Зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения тела в жидкость (при полном погружении).
  • Выталкивающие силы, действующие на тела разных объёмов.
  • Изменив форму куска пластилина, определите  выталкивающую силу, действующую на один и тот же кусок пластилина, но различной формы.

               Проанализируйте полученные результаты, сделайте вывод.

Оборудование: динамометр, сосуд с водой, два куска пластилина разных объёмов.

  1. Как зависит выталкивающая сила от плотности тела и плотности жидкости?

        Ваши гипотезы-

Чтобы их проверить, опытным путем установите:

  • выталкивающие силы, действующие на первое и второе тела (сравните плотности этих тел).
  • Выталкивающие силы, действующие на  тело в воде, соленой воде и масле (сравните плотности этих жидкостей).

               Проанализируйте полученные результаты, сделайте вывод.

       Оборудование: Динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объёма, нить, сосуды с водой, соленой водой, маслом.

3. Какие тела будут тонуть, а какие плавать в воде?

       Ваши гипотезы-

      Чтобы их проверить, опытным путем установите:

  • какие из предложенных вам тел плавают, а какие тонут в воде;
  • плотности тел и жидкостей.

По результатам наблюдений сделайте таблицу:        

Плотность воды

Плотность тела

Тонет или плавает

Оборудование: стальной гвоздь, алюминиевый цилиндр, деревянный брусок, пробка, кусок парафина, сосуд с водой.

(Второй уровень сложности)

4.Как зависит глубина погружения тела от его плотности?

           Ваши гипотезы-

          Чтобы их проверить, опытным путем установите:

  • на какую глубину погружаются тела;
  • сравните плотности этих тел.

        Проанализируйте полученные результаты, сделайте вывод.

        Оборудование: сосуд с водой, одинаковые по объёму тела из парафина, пробки, дерева.

        (Третий уровень сложности)

      5.Как можно определить выталкивающую силу, зная вес тела в воздухе и в жидкости?

      Ваша гипотеза:

     Проверьте её:

  • Определите  вес тела в воздухе;
  • Определите вес тела в воде;
  • Определите вес тела в солёной воде.

    Проанализируйте полученные результаты, сделайте вывод.

Оборудование: динамометр, алюминиевый цилиндр, сосуды с водой и раствором соли.

2. Защита работ.

Защита работ проводится в форме конференции. Научный руководитель каждой исследовательской группы рассказывает о работе, которую провела группа, используя отчетный лист.

Задача других групп- выслушать выступающего и обязательно задать ему вопрос, связанный с  работой его группы. Хорошо, если он будет необычным, оригинальным по содержанию.

  1. Обобщение.

Обобщение делает учитель с учениками в следующей форме.

Ученикам предлагается заполнить таблицу на доске, в которой нужно дать ответ на поставленный вопрос.

ВОПРОС

ОТВЕТ

Как называется сила, действующая на тело, погруженное в жидкость?

(выталкивающая или сила Архимеда)

От чего зависит выталкивающая  сила?

(от плотности жидкости, объёма тела)

От чего не зависит выталкивающая сила?

( формы тела, глубины погружения)

Тело погрузили в жидкость. Как изменяется его вес? На какую величину?

(уменьшается, на вес жидкости в объёме погруженного тела)

Напишите формулу выталкивающей силы.

F=ρVg

Что будет происходить с телами?

( первое плавает внутри жидкости, второе всплывает, третье тонет)

Одинаковые тела плавают в разных жидкостях. Плотность какой жидкости больше?

( выталкивающая сила, действующая на второе тело больше, следовательно, плотность  второй жидкости больше)

На концах коромысла рычажных весов подвешены два одинаковых стальных шарика. Сохранится ли равновесие, если шарики опустить в разные жидкости?

 

(равновесие не сохранится, т.к. у воды больше плотность, чем у керосина поэтому вес тела, погруженного в воду, будет меньше)

  1. Итоги.

Учитель по итогам работы  отмечает лучшую группу. Ученикам этой группы выставляется оценка «5». Другие группы также оцениваются в зависимости от успешности их работы.

 Напутствие учителя: «С полученным запасом знаний вы можете смело отправляться в далекие экспедиции по просторам двух стихий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум по теме "Человек" 5 класс

Урок, завершающий изучение темы "Человек". Учащиеся работают в группах на рабочих листах....

Презентация к разработке урока физики по теме "Архимедова сила" 7 класс

Презентация к уроку физики ( урок изучения новой темы0 по теме "Архимедова сила" 7 класс с. УМК ПЕрышкин А.В....

Разработка урока физики по теме "Архимедова сила" 7 класс

Конспект урока физики по теме Архимедова сила 7 класс. Урок изучения новой темы....

Разработка урока по физике тема "Архимедова сила", 7 класс

Разработка урока в виде технологической карты с приложением для интерактивной доски....

План урока физики по теме: "Архимедова сила"

Материал посвящен проведению урока физики в 7 классе. Содержит план и ход урока, список необходимого оборудования и список использованной литературы....

Урок-презентация по теме "Архимедова сила. Условие плавания тел"

Решение задач по теме "Архимедова сила. Условие плавания тел."...